Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Возвращаясь к истокам»
рабочая программа
Данная программа реализуется педагогами МБОУ ДО «Центр дополнительного образования», православным приходом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и педагогами и учащимися МСОШ.
Цикл мероприятий, который входит в программу «Возвращаясь к истокам» рассчитан на воспитанников 4х классов. Каждое мероприятие это — вхождение в мир Церкви, в культуру Православия и в культуру русской истории. Так мы даем нашим детям образование. В данном случае — не систематическое, конечно. И его нельзя назвать достаточным или полным. Оно ознакомительное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2021_duhovno_-_nravstvennyy.docx | 132.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
«Возвращаясь к истокам»
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
Цынглер Наталья Николаевна
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»
г.п. Междуреченский
2021 год
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Перед педагогами встают вопросы - чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?
Опросы, проведенные среди учащейся молодежи, показывают, что у них на первом месте стоят ценности достатка, успешной карьеры, а на последнем месте стоят духовные и религиозные потребности. Дети стремятся иметь деньги, связи, власть, но не выбирают активную жизнь, связанную с полезной созидательной деятельностью для себя, для других и для общества. Проблема равнодушия очень остро стоит в современном мире. Мы часто слышим такие слова как: «мне все равно», «сам виноват», «меня это не интересует» - это все говорит о равнодушии человека. Все чаще задумываемся о том, что люди начали агрессивно реагировать на других людей, на мир и доброта уже начинает отходить на задний план. Равнодушный человек, прежде всего, безразличен к самому себе. Он редко признается в том, что он равнодушен ко всему, но его отношение к окружающим будет проявляться в равнодушии. Когда в сердце человека оседает равнодушие, он со временем превращается черствого и бездушную личность. Подростки всё чаще проявляют агрессию по отношению к своим сверстникам, пытаясь самоутвердиться за счёт слабого.
Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. И конечно, духовно – нравственное воспитание формирует в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, вера в прекрасное, ответственность, этическая культура, нравственные устои.
В настоящее время, когда необходимо духовное возрождение России, особенно актуальны вопросы формирования нравственности, духовности, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [1]
Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи является приоритетным направлением работы образовательных организаций. В связи с этими педагогами центра дополнительного образования была разработана программа «?» комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
Цель программы сформулирована в соответствии с целью, обозначенной в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1] - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы конкретизируют и раскрывают данную цель:
1.Интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной традиции, через использование эффективных технологий обучения.
2. Укрепление нравственности на основе духовных отечественных традиций.
3. Формирование морали на основе общепринятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
4. Формирование осознания ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, нравственному и физическому здоровью, умение им противостоять.
Данная программа реализуется педагогами МБОУ ДО «Центр дополнительного образования», православным приходом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и педагогами и учащимися МСОШ.
Цикл мероприятий, который входит в программу «Возвращаясь к истокам» рассчитан на воспитанников 4х классов. Каждое мероприятие это — вхождение в мир Церкви, в культуру Православия и в культуру русской истории. Так мы даем нашим детям образование. В данном случае — не систематическое, конечно. И его нельзя назвать достаточным или полным. Оно ознакомительное.
Основными принципами реализации программы являются:
- краеведческий принцип;
- антропологический подход как системообразующий в интегрировании знаний о духовной сущности человека и целостности личности, где духовное и телесное неразделимы;
- принцип системности, который предусматривает включение в содержание духовно-нравственного просвещения философских, научных и религиозных взглядов на проблемы миропонимания, места и предназначения человека в существующем мире;
- принцип личностно-ориентированного образования, направленный на обеспечение условий свободы выбора воспитанниками видов, форм и способов осуществления творческой поисковой деятельности, что создает предпосылку духовного самоопределения и духовно-нравственного становления личности.
Особенность данной программы заключается:
- в комбинировании различных форм и методов работы, адаптированных к конкретным условиям, конкретной теме;
- включение учащихся в активную познавательную деятельность дающих возможность для развития духовно-нравственных качеств личности;
- внедрение в традиционный образовательный процесс различных инновационных технологий;
- педагог преимущественно выступает в роли консультанта;
-применение преимущественно коллективной формы работы.
№ | Тема | Форма | Срок |
1 | «Мама – главное слово». (Рождество Богородицы) | Беседа – рассказ Мастер – классы ДПИ | сентябрь |
2 | «Надежда наша» (Покров Пресвятой Богородицы) | Беседа – рассказ Мастер – классы ДПИ | октябрь |
3 | День народного единства (Икона Казанской Божьей Матери) | Беседа – рассказ Мастер – классы ДПИ | ноябрь |
4 | «В душе сохраняется свет» (Святые полководцы России. 800-летие со дня рождения князя Александра Невского) | Час православия Викторина | декабрь |
5 | «Под чистым небом Рождества» | Беседа – рассказ Мастер – классы ДПИ Кукольный спектакль | январь |
6 | «С любовью в сердце» (житие Ксении Петербургской) | Час православия Викторина | Февраль |
7 | «Великий пост - время добра и сострадания». | Беседа – рассказ Мастер – классы ДПИ | март |
8 | Пасха Красная | Беседа – рассказ Мастер – классы ДПИ Кукольный спектакль | апрель |
9 | «Фронтовыми дорогами» | Беседа – рассказ Мастер – классы ДПИ | май |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
Литература
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е. Н. Степанова.М.: ТЦ «Сфера», 2001
- Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
- Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
- Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
- Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007.
- Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников
Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императ...
"Соработничество школы и церкви" Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию (Возраст детей 6-17 лет)
Работа представлена на ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитанияи работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Краеведческий кружок детского фольклорного объединения «Истоки»
Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у школьников. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащимися знаниями о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...