Методическая разработка мероприятия для учащихся начальной школы "Путешествие в страну русских народных игр"
методическая разработка
Увлекательное мероприятие для младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка внеклассного мероприятия | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
мероприятия
для учащихся начальных классов
«Путешествие в Страну русских народных игр»
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Маненькова Ирина Павловна
Методическая разработка мероприятия для учащихся начальных классов
«Путешествие в Страну русских народных игр»
Цель:
обучение детей русским народным подвижным играм , формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей, приобщение к русским народным традициям посредством подвижных игр.
Задачи:
1. Закреплять знания о русских народных традициях, народных подвижных играх русского народа.
2. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции, формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.
3. Воспитывать любовь, интерес к русской народной культуре, чувство патриотизма.
Предварительная работа:
1. Ознакомление детей с подвижными русскими народными играми посредством бесед, сказок, музыки, экскурсий.
2. Разучивание считалок.
3. Подбор атрибутов к народным играм.
Оборудование. Старинный сундук, платки, метла, шляпа, мячик, деревянный лук со стрелами, кукла Петрушка; аудиозаписи русских песен.
Ход мероприятия:
Ведущая в русском народном костюме встречает детей. Звучит веселая народная музыка, дети входят в зал, и рассаживаются на места под слова ведущего.
Гости желанные, милые, званые!
Праздник русский начинается,
Сюда все приглашаются!
К нам спешите вы скорей!
Ждет вас множество затей.
В игры разные играть!
Честно силу показать!
Ведущая. Ребята, сегодня у нас праздник русских народных игр. Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Вспомним и поиграем в игры, в которые играли наши предки, бабушки и дедушки.
Беседа о русских народных играх .
-Кто мне скажет, можно ли прожить без игры? (Можно, но ничего хорошего из этого не выйдет)- Именно поэтому люди играют в разные игры с тех пор, как существует человечество.
- А какие русские народные игры вы знаете?
- Почему их называют русскими народными играми?
Ведущий: Русские народные игры для детей всегда были популярны среди маленьких, заводных непосед. Забавы интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В игры играли с древних времен и сегодня играют и с мамами, и с бабушками, и с друзьями, и на массовых праздниках, веселых мероприятиях, народных гуляниях.
Ведущий: Ребята, приглашаю вас отправиться в страну русских народных игр!
И кто нам в этом поможет, мы сейчас узнаем. Попробуйте отгадать загадку:
Он игрушка – забияка,
Клоун, озорник, кривляка!
Позабавит, рассмешит,
Посмеетесь от души
Он с бубенчиком в руке
В сине-красном колпаке
Он – веселая игрушка,
А зовут его…(Петрушка)
(Ведущий достает из мешка куклу-перчатку «Петрушку»)
Петрушка: «Здравствуйте, ребята! А вот и я, вы узнали все меня, друзья! Да, ребята, я - Петрушка, озорная и веселая игрушка! Вы хотите со мной поиграть?
А чтобы узнать, в какую игру мы сейчас будем играть, отгадайте загадку:
Кто там спит зимой в берлоге,
И не ходит по дороге.
Он малину ест и мёд.
В теплой шубке круглый год…(Медведь)
- Правильно, ребята. Это медведь. И сейчас мы поиграем в игру « У медведя во бору».
- Ребята, а кто знает, что означает слово « БОР»? (Это сосновый лес, в котором живут медведи)
Игра «У медведя во бору»
Играющие выбирают медведя, с помощью считалки. Определяют место его берлоги и своего домика. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила игры.
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.
2. Дети, в зависимости от поведения медведя, могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.
Методика проведения игры.
Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).
Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь немного передохнём. Усаживайтесь на стульчики.
Ведущий: Русский народ всегда любил праздники. В эти дни все одевались красиво, ходили в гости, пели песни, танцевали, водили хороводы и играли в веселые игры. Давайте вспомним какие русские народные праздники вы знаете? (ответы детей). И все эти праздники были связаны и отмечались в определенное время года – осенью, зимой, весной или летом. Какой самый любимый праздник был весной? (Масленица). Да в этот день провожали зиму и встречали весну, зазывали солнце, по которому так соскучились все длинными зимними вечерами.
Закличка:
Вот и солнышко проснулось,
Стало жарче припекать,
Потянулось, улыбнулось,
Всех детей зовёт гулять.
Вместе с солнышком вставай
И в игру скорей сыграй!
Петрушка: Чтобы солнце ярче припекало и быстрее весна наступала все играли в веселую игру «Горелки». Давайте, не зевайте быстро парами вставайте! Будем солнце зазывать, будем весело играть! «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (Проводится игра «Горелки»)
«Горелки»
Цель. Развивать внимание; упражнять в быстром беге; развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонну. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Динь-дон, динь-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
- Молодцы, ребята. А теперь опять отдохнём.
Ведущая. Молодцы, ребята. А теперь опять отдохнём.
Посмотрите, ребята, какой интересный сундук стоит у нас.
- Как вы думаете, что раньше хранили в сундуках? (ответы детей). Правильно, в сундуках наши предки хранили одежду, в основном, новую или ту, которую на праздники надевали.
Заглянем в старый сундучок
Лежит там бабушкин платок,
Ведь с незапамятных времён-
Он женский спутник и дружок! (Ведущий достаёт русские платки)
Посмотрите, какая красота – русский народный платок. Пусть наши девочки примерят их, а мы полюбуемся. В старину женщины надевали на праздники самые красивые платки, а мужчины дарили платки своим возлюбленным.
Мы с вами полюбовались на наших девочек в красивых платках, а теперь поиграем в старинную народную игру с этими платками.
Наш платочек расписной,
Поиграть хотим с тобой.
Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра - «Золотые ворота»! (проводится игра).
«Золотые ворота»
Цель. Развивать ловкость и внимание, упражнять в танцевальных движениях.
Ход игры. Играющие выбирают двух ведущих. После этого ведущие берутся за концы платка и поднимают его вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков платком. Кто попался в воротца, тот что – нибудь исполняет, откупается (песня, стих загадка, пляска). Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.
Ведущая. Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Для гостей готовили самые вкусные угощения, самым любимым, из которых были пироги, которые пекли в русской печи и запах от которых плыл по всей округе. Ребята, вы любите пироги, а с какой начинкой? (ответы детей).
Давайте поиграем с вами в игру, которая так и называется «Пирог». Но прежде, давайте заглянем в наш сундук и посмотрим, что нам надо для этой игры. Кто первый догадается тот и начнет игру и будет первым «пирогом».
Дети достают из сундука шляпу и проводят игру «Пирог».
«Пирог»
Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Ход игры. Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» (на него надета шапочка). Все поют:
Да экий он высоконький,
Да экий он широконький,
Да экий он мякенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высоконький» поднимают руки вверх, «широконький» - разводят в стороны, «мякенький» - гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»
Петрушка. Молодцы, ребята! Русский народ любил веселиться, но веселился он всегда после хорошо выполненной работы. В старину дети всегда рядом со взрослыми были, за их работой наблюдали - рыбалкой, охотой, работой в поле, а потом это в свои забавы переносили. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость. Посмотрите, что это у меня в руках? (показывает деревянный лук со стрелами). Кто использовал их и для чего? (ответы детей).
- Какую игру, связанную с охотой вы знаете и что нам, потребуется для этой игры сейчас? (ответы детей). Проводится игра «Охотник».
«Охотник»
Цель. Развивать умение выполнять движения по сигналу, ориентировки в пространстве. Упражнять в метании мяча.
Ход игры. Одного из детей по считалке выбирают охотником, все остальные игроки – дичь. Охотник стоит посредине площадки с мячом в руках, остальные перемещаются по площадке. Охотник кричит «Дичь». Все останавливаются, и охотник со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника. Игра повторяется.
Для усложнения детям позволяется уклоняться от мяча.
Ведущая. Молодцы, ребята. Как вы знаете, ребята, раньше не было телевизоров и люди не смотрели кино и мультфильмы, а рассказывали детям сказки, которые сочиняли сами. А вы любите сказки, много сказок знаете? (ответы детей). Тогда вы легко отгадаете мои загадки.
1.Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле... (Теремок)
2.Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)
3.С пылу с жару из печи,
Ни минуты не молчит –
По тропинке катится
Подвигами хвалится. (Колобок)
4.В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла - старушкин самолет!
(Баба Яга)
Ведущий. Ай да молодцы, все сказки узнали! Посмотрите, какая замечательная метла есть у меня, в какую игру мы с вами сейчас сыграем с этой метлой, для какого персонажа сказки и ведущего игры она нужна? (ответы детей). Проводится игра «Баба – яга».
«Баба - Яга»
Цель. Учить двигаться быстро, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры. Играющие выбирают ведущего - Бабу – Ягу. Она находится в центре круга. В руках у нее «помело» (метла). Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Баба-Яга, костяная нога, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
Баба- Яга скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.
Ведущая. Друзья, храните народные традиции, справляйте праздники, пойте русские песни, читайте сказки, играйте в народные игры. Старинные народные игры да забавы и веселые, и интересные, и не хуже современных потех. Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей. А мы с вами прощаемся – праздник наш завершается!
Петрушка:
Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проститься, детвора.
Без игры вы не скучайте,
Скучно станет – поиграйте!
Список информационных источников
1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Анниконова, Т.Г. Народные игры. Учебное пособие Т.Г. Анниконова. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. - 76 с.
3.Википедия. Свободная энциклопедия / http://ru.wikipedia.org/wiki.
4.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – М.: ВАКО, 2008. – 368 с. – (Мастерская учителя).
5.Григорьев, В.М. Подвижные игры летом и зимой.- М., 1988.
6.Григорьев В., Народные игры и традиции в России.- М., 1994.
7.Чистов К.В. Народные традиции и фольклор.- М.: Наука, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мероприятия для начальных классов по противопожарной безопасности на тему: "О если бы лес умел говорить..!"
Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о роли леса в природе и жизни людей, и показать масштабность губительного воздействия лесных пожаров на лесное сообщество....
Методическая разработка мероприятия по теме «Русская гармонь в народном творчестве Кубани»
Аннотация урока«Русская гармонь в народном творчестве Кубани»Цель: формирование патриотических чувств, развитие познавательного интереса.Задачи:Расширить знания о культурном наследии Кубани; вос...
Методическая разработка "Мероприятие ко Дню народного единства№
Методическая разработка ,посвящённая Дню народного единства"...
1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...
Презентация к методической разработке "Поэма"Василий Теркин" А.Т.Твардовского и русская народная сказка"
Раскрытие глубокой связи между поэмой и русской народной сказкой....
Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме "Русский народный костюм"
Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме "Русский народный костюм"....
Методическая разработка «Работа с учащимися начальной школы, имеющими проблемы в развитии (синдром Дауна)»
Дети с синдромом Дауна имеют разные способности и возможности, как в прочем и любые дети. Моя работа посвящена особенностям развития учащихся с синдромом Дауна в школах 8 вида (II тип)....