Методическая разработка мероприятия по теме «Русская гармонь в народном творчестве Кубани»
методическая разработка по краеведению по теме
Аннотация урока
«Русская гармонь в народном творчестве Кубани»
Цель: формирование патриотических чувств, развитие познавательного интереса.
Задачи:
Расширить знания о культурном наследии Кубани; воспитывать бережное отношение к школьным традициям, любовь к родному краю.
Новизна урока в интегративности эстетического, патриотического и музыкального воспитания, в применении интерактивных средств обучения. Урок разработан в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к музейному уроку о гармони | 218.16 КБ |
metod_razrabot.docx | 32.15 КБ |
Подписи к слайдам:
Семёновна
Устройство гармони
Любительская хромка
Заказная тульская хромка
Белорусская хромка
Вятская хромка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
муниципального образования город-курорт Анапа
Методическая разработка мероприятия по теме
«Русская гармонь в народном творчестве Кубани»
Разработчик:
Семенченко Ирина Владимировна
зам.директора по НМР,
руководитель школьного музея
Тема: «Русская гармонь в народном творчестве Кубани»
Форма проведения: музейный урок.
Пояснительная записка.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.
Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.
Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Музейный урок – одна из интересных форм воспитания патриотических чувств детей и стоит в ряду мероприятий, посвященных Юбилею Краснодарского края (13 сентября).
Мероприятие требует специального оборудования, дополнительно устанавливаемого в музее (мультимедийный проектор, ноутбук с колонками. экран) и приглашения ансамбля фольклорной песни «Соловейка».
Основное условие – участие в подготовке и проведении мероприятия учащихся из актива музея.
Количественный состав участников мероприятия – один класс.
Продолжительность может варьироваться в зависимости от возраста группы (от 7 лет) – от 30 до 60 минут. Учащимся младших классов можно рассказать и показать только гармонь, исключив сведения из истории Кубанского казачьего хора и эволюции музыкального инструмента.
Результатом мероприятия является развитие познавательного интереса к истории края, чувства гордости за свою малую Родину.
Учащиеся-активисты, овладевшие навыками подготовки и проведения музейных мероприятий, смогут самостоятельно провести его элементы для сверстников и учащихся младших классов. Таким образом, данное мероприятие решает задачи первого и третьего уровня.
Цель мероприятия: формирование патриотических чувств, нравственно-эстетического восприятия, развитие познавательного интереса.
Задачи:
- расширить у учащихся знания культурном наследии Кубанской земли в области музыкального искусства;
– способствовать воспитанию культуры поведения человека;
– способствовать получению учащимися навыков организации активного отдыха и полезного досуга;
- воспитывать бережное отношение к школьным традициям, любовь к родному краю.
- обучить коммуникативным навыкам;
- обучить навыкам активного слушания.
Оборудование:
- костюмы фольклорного коллектива «Соловейки»;
- презентация «О русской гармони»;
- проектор;
- ноутбук с колонками;
- экран для проектора;
- звукозапись песен в исполнении Кубанского казачьего хора;
- музейный экспонат – тульская гармошка.
Предварительная подготовка:
- Установка интерактивного оборудования.
- Подбор репертуара вокального ансамбля.
- Подбор репертуара солистки.
- Подготовка ведущих программы из числа актива музея.
- Репетиции концертных номеров.
- Подготовка презентации.
Ожидаемый результат:
Участники занятия ЗНАЮТ | Участники занятия УМЕЮТ |
Историю возникновения гармони | Отвечать на вопросы ведущих |
Выдающихся мастеров-инструменталистов Кубани | Вести беседу |
Разновидности русской гармони | Отгадывать загадки |
О выдающемся коллективе – Кубанском казачьем хоре | Передавать ритмический рисунок мелодии |
Об ансамбле фольклорной песни «Соловейки» | |
Краткую историю образования Краснодарского края | Называть административные единицы Краснодарского края |
План проведения занятия
№ | Этап занятия | Оперативные задачи педагога | Способы, приёмы организации деятельности |
Приветствие учащихся | Настроить на предстоящую работу, создать доброжелательную атмосферу, познакомить с предстоящей деятельностью. | Краткое изложение плана урока. | |
Знакомство с историей образования Краснодарского края и Кубанского казачьего хора | Сконцентрировать внимание учащихся | Рассказ ведущих – активистов музея | |
Песни в исполнении Кубанского казачьего хора | Активное слушание | Вопросы о звучании гармони в аккомпанементе | |
Обзор разновидностей гармони и этапов ее развития | Концентрация внимания | Презентация «О гармони» | |
Выступление педагога с казачьей песней под аккомпанемент гармони | Активное слушание и движение | Вовлечение участников в активные плясовые движения | |
История тульской гармони – экспоната музея | Активизация интереса учащихся | Рассматривание гармони, проба извлечения звуков из инструмента. | |
Выступление ансамбля фольклорной песни «Соловейки» | Активизация учащихся | Ритмичные хлопки в соответствии с мелодией песен. | |
Экскурсия по музею с обзором музейных экспонатов | Развитие познавательного интереса | Вопросы учащихся – ответы педагога и ведущих. | |
Заключительная часть. Подведение итога урока. | Рефлексия | Вопросы педагога – ответы учащихся. |
План-конспект занятия
Учащиеся собираются в музее, где их приветствует педагог и предлагает разместиться на скамейках. Педагог объясняет гостям цель посещения музея, знакомит с ведущими:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались по очень важному поводу – Краснодарский край празднует свой 75-летний Юбилей. Вы узнаете историю образования края, о его выдающемся музыкальном коллективе – Кубанском казачьем хоре, о музыкальном инструменте – русской гармони, которая появилась в нашем музее в этом году, услышите песни кубанских казаков и сможете даже поплясать под гармонь. Хочу представить вам своих помощников – это активисты музея Лиза и Влад.
Ведущие:
- Добрый день! Я – Лиза,
- Я – Влад.
Включается проекция интерактивной карты Краснодарского края.
Лиза:
- Земля кубанская - древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Открытые на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически все археологические эпохи.
Влад:
- Древняя Кубань имеет очень бурную историю: какие только племена и народы не ступали на эту землю - основывали свои города-колонии древние греки, вторгались полчища гуннов, хазар, печенегов, половцев и монголо-татар. Были и колонии итальянских купцов, поддерживающих тесные связи с адыгейскими племенами.
Лиза:
- Первое славянское поселение появилось еще в Х веке, после основания на Таманском полуострове русского города Тмутаракани, просуществовавшего до монголо-татарского нашествия. Вторая волна русских переселенцев связана с разгоном восстания Кондратия Булавина, когда его сподвижник Игнат Некрасов привел сюда оставшихся в живых участников.
Влад:
- Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско-турецких воин XVIII века. Прославившемуся в борьбе с турками Черноморскому войску (бывшим запорожцам) Екатерина II даровала 30 июня 1792 года земли Таманского полуострова с окрестностями с целью охраны новых южных границ России. Первая партия строевых казаков во главе с Саввой Белым прибыла сюда морем и 25 августа 1792 года высадилась в Тамани.
Лиза:
- Территория края сложилась из части территорий, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. Две административные единицы были объединены в Кубанско-Черноморскую область, которая в 1920 году занимала территорию 105,5 тыс. квадратных километров. В 1924 году образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, в 1934 году он разделился на Азово-Черноморский (центр - Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказский (центр - Ставрополь) края.
Влад:
- 13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край разделен на Ростовскую область и Краснодарский край с территорией 85 тыс. квадратных километров, включая Адыгейскую автономную область. В 1991 году Адыгейская автономная область вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея. Город Краснодар стал краевым центром Краснодарского края.
Звучит песня «Играй, гармонь!» (аудиозапись в исполнении Кубанского казачьего хора).
Педагог:
- Эта славная песня прозвучала в исполнении легендарно музыкального коллектива – Кубанского казачьего хора. Кто из вас уже слышал песни в его исполнении? Где это было? Какие песни вам уже знакомы? (ответы детей).
Кубанский казачий хор в определенном смысле является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г.Екатеринодара, - так раньше назывался город Краснодар, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советского национального искусства. Хор показывает как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России.
А какие музыкальные инструменты вы услышали в звучании песни? (ответы детей).
Да, среди тех инструментов хорошо слышно звучание гармони. Это удивительный музыкальный инструмент со своей историей.
В нашем музее в этом году появилась одна из таких гармоней – тульская гармошка (обращает внимание учащихся к экспонату). Тульская – потому что ее изобрели и изготовили в городе Тула. А вообще разновидностей гармони достаточно много. Сейчас мы вас с ними познакомим.
Презентация «О гармони»
Влад:
- Первая гармошка, которая еще называется Хромка из-за особенностей ее звучания, появилась в 1870 году в городе мастеров - Туле путем дальнейшего совершенствования венской гармони по идее Н. Белобородова (1828-1912 гг.). (1 слайд).
Лиза:
- "Хромка" была хороша тем, что на ней можно было сыграть любой местный наигрыш. Ее называли ещё "двухрядкой" за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда, чтобы всё было, как говорят, под пальцами (слайд 2).
Влад:
- Об инструментальной культуре казаков в научном мире имеются самые поверхностные представления. Отсутствие активного интереса к казачьему инструментальному наследию имеет во многом объективные причины. Исследователей в первую очередь привлекают популярные музыкальные жанры и формы, какими являются казачьи песни. Инструментальная культура казаков, на первый взгляд, не представляется системой, имеющей особенные выразительные характеристики (слайд 3).
Лиза:
- Исторически сложилось так, что потребность казачьей общины в песенных жанрах значительно выше, чем в инструментальных. Если песню гуртом может петь любой и каждый, то играть на музыкальных инструментах может далеко не каждый (слайд 4).
Влад:
- Причиной отсутствия научного интереса к инструментальному наследию казаков может выступать и недостаточная подготовленность исследователей. Записи полных развернутых форм инструментальной музыки на Кубани стали производиться лишь в последнее десятилетие.
Лиза:
- В казачий быт гармоника входит сложно и напряженно. «Общественное ухо» очень медленно привыкает к звучанию гармоники, «признает» ее постепенно, не сразу и не повсеместно. В русских селениях, в отличие от казачьих, гармоника приживалась гораздо проще. Вероятно, это было связано с тем, что русские переселенцы привозили с собой гармонику как часть собственной культуры. Среди казачьего населения гармоника на первых порах казалась «чужой» музыкой и «чужой» культурой (слайд 5).
Влад:
- С распространением гармоники на Кавказе сразу же возникла потребность в ремонте старых или поломанных инструментов и создании новых образцов, отвечающих духовным и эстетическим представлениям современных людей. Мастеровые инициативные казаки быстро осваивали новый промысел. Самыми известными из них в Кубанском регионе уже в первой половине ХХ века стали Ефим Кириленко, Василий Сидельников, Павел Злобин (6 слайд).
Лиза:
- Следует подчеркнуть, что сбыт гармоник ручной работы в 50-70-ые годы был запрещен. Продавать гармоники было небезопасно. Кубанские мастера сбывали инструменты тайком, под угрозой быть наказанными «за спекуляцию». Тем не менее, гармоники хорошо оплачивались и пользовались исключительным спросом (слайд 7).
Влад:
- В настоящем гармоника бытует не только в фольклорной, но и в профессиональной сфере. Кубанский композитор Василий Волченко создает оригинальные произведения для гармоники, часть из которых основывается на кубанском песенном материале. В современной культуре кубанского казачества гармоника остается важнейшим музыкальным инструментом, сопровождающим танцы на свадьбах и по случаю семейных торжеств. Под гармонику исполняются шуточные, лирические и современные авторские песни, она звучит со сцены художественной самодеятельности, на городских площадях и станичных улицах (слайд 8).
Лиза:
- И, конечно, многие казачьи песни под гармонь давно стали народными. Послушаем одну из них в исполнении Ирины Владимировны Семенченко.
Песня «Обломилась доска» в исполнении педагога.
Ведущие показывают пример для учащихся к исполнению плясовых движений.
Педагог:
- Вы можете поближе рассмотреть гармошку. Как вы считаете, что это за разновидность? (ответы детей).
Далее педагог показывает и поясняет, где у гармони мех, ряды, разрешает желающим попробовать «поиграть» на гармошке. Затем рассказывает, как появилась данная гармошка в музее.
Входят участники фольклорного ансамбля «Соловейки».
Ведущие:
У нас в гостях ансамбль фольклорной песни «Соловейки».
Песня в исполнении ансамбля. Ведущие начинают ритмично хлопать, побуждая учащихся последовать их примеру.
Участники ансамбля поздравляют всех присутствующих с Юбилеем края.
Педагог:
- А теперь я приглашаю вас всех на экскурсию по нашему музею.
Во время экскурсии звучат песни в исполнении Кубанского казачьего хора.
По окончании экскурсии педагог задает учащимся вопросы:
- Что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным? Хотелось бы еще приходить в школьный музей? (ответы детей).
Педагог провожает учащихся из музея.
Список литературы:
Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции /М., 1997, 247 с./.
Головко А.К. Обучение игре на гармони в Краснодарской детской экспериментальной школе народного искусства: проблемы, поиски, решения (итоги первого десятилетия) // Гармоника: история, теория, практика. Материалы международной научно-практической конференции. Майкоп, 2000. С.112-119..
Кубанская область // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Мациевский И. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч.1 М., 1987. С.10-11
Мирек А. М. … И звучит гармоника. — М.: Советский композитор, 1979. — 176 с.
Соколова А.Н.. Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему: « Образ матери в народном творчестве»
Цели: Расширить представления учащихся о русской культуре, фольклоре и традициях. познакомимся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормили...
Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"
Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....
Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".
Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...
методическая разработка занятия по теме "Русская народная сказка "Лисичка сестричка и серый волк"
методическая разработка по русской народной сказке "Лисичка сестричка и серый волк" для дошкольников 4-5 лет...
Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".
Методическая азработка для 5 класса. Урок формирует понятия у детей о символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...
Методическая разработка ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ для 5 класса «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Обобщение темы «Устное народное творчество», проверка знаний, умений, навыков учащихся по данной теме, расширение кругозора, развитие воображения, смекалки, воспитание интереса к чтению....
Методическая разработка мероприятия «Посиделки в русской избе»
Мероприятие, рассчитанное на учащихся 1-8 классов, знакомит с традициями русской избы, народной одеждой, предметами быта. Проходит в школьном музее народного быта Нижегородского края в форме игр...