Воспитательские занятия по правовому воспитанию
методическая разработка

lubprot1955

Воспитанникам интерната необходима постоянная просветительская работа по правовому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelskie_zanyatiya_po_pravovomu_vospitaniyu.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

«Ваши обязанности и права»

 

Подготовила и провела:

Воспитатель Протасова Л.Н.

г. Зеленогорск

             

«Ваши обязанности и права»

Задача: формировать у детей представление о том, что рядом существуют права человека и его обязанности.
Подготовительная работа. Учитель или родители рисуют (подыскивают иллюстрации) сову, лесных жителей; делают подборку иллюстраций на книги «Всеобщая декларация прав человека»
Примерные этапы занятия
П е р в ы й э т а п. Воспитатель рассказывает детям о том, что с давних времен люди живут вместе, работают, отдыхают. И чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила. Система норм, правил, которые установлены тем или иным государством, и есть права (право на жизнь, на отдых, на свое мнение и т.п.) Но у человека кроме прав есть еще и обязанности – то, что нужно делать обязательно: хорошо учиться, помогать родителям, быть вежливым и бережно относиться к вещам, к природе и т.п.
—В т о р о й э т а п. Воспитатель предлагает поиграть в «лесную школу». Сова, роль которой играет старший ученик или один из родителей, спрашивает: «Согласны ли вы быть учениками «лесной школы»?» (Дети, как правило соглашаются). Тогда послушайте, что я вам расскажу:
Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые права. Все люди наделены разумом и должны относится друг к другу как брат и сестра, каждый имеет право на жизнь. Никто не может лишить вас жизни, а если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.
Каждый ребенок имеет право на образование. Вы ходите в школу, бесплатно учитесь.
Каждый ребенок имеет право на свободу. Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать о обязанностях.
Никто не имеет права обижать друг друга, унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе., а не размахивая кулаками.
каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет права за это наказывать.
Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т.п.) Никто не имеет права отбирать принадлежащие ему вещи.
Никто не имеет права вмешиваться в жизнь других людей: входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т.п.
Каждый имеет право на отдых. Детям в школе делаются каникулы, а взрослым на работе – отпуск. у детей и взрослых есть выходные дни.
учитель спрашивает у детей, понравился ли им рассказ Совы. Если понравился, то почему?
Все благодарят Сову за мудрую и интересную беседу. Учитель предлагает детям назавтра еще один из интересных рассказов о правах и обязанностях
Советы организаторам
Рассказ не делите на части, а дайте целиком в течении 10-15 мин.
Сделайте этот рассказ «стартом» в изучении шестилетками их прав.
Не стремитесь, чтобы дети усвоили все сказанное вами об их правах; пусть слушают и запоминают то, что могут запомнить, что «западет» им в душу.
Постарайтесь тему «Мои права – моя свобода», стартом который является рассказ «ваши обязанности и права», изучить с детьми модульно, т.е. целиком, в течение двух-трех недель, не прерывая другими делами, воспитательными занятиями и т.п.
Не забывайте наряду с изучением прав напомнить детям и об их обязанностях.


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

 «Право на жизнь»

 

Подготовила и провела:

Воспитатель Протасова Л.Н.

г. Зеленогорск

             

 «Право на жизнь»

Задачи: расширять знания детей о праве человека на жизнь; учить сохранению жизни.
Подготовительная работа. Детям дается задание: вместе с родителями прочитать сказку «Белоснежка и семь гномов»
Примерные этапы беседы
П е р в ы й э т а п. «Белоснежка».Воспитатель предлагает учащимся рассказать, что понравилось в сказке «Белоснежка и семь гномов», которую они прочитали дома.
Зачитывается отрывок из сказки: «захотелось Белоснежке отведать прекрасного яблока. Не удержалась она и взяла отравленную половинку. только откусила она кусочек, как тотчас упала замертво. Королеве громко захохотала и довольная ушла прочь».
Осуждается поступок королевы, которая намеривалась лишить жизни Белоснежку. хорошо, что добрые поступки других людей вернули девушке жизнь. Добро победило зло.
В то р о й э т а п. «Царевна-лягушка». Дети слушают сказку. учитель акцентирует их внимание на таких словах:»Эх, Иван-царевич, - говорит старик, - зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее снимать было! Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за разгневался на неё и приказал ей три года квакушкою быть…»
При обсуждении сказки ребятам задаются следующие вопросы: «Имел ли право Кощей Бессмертный лишать человеческой жизни свою дочь, обращая ее в лягушку?», «правильно ли поступил Иван-Царевич?», «Нужно ли завидовать людям, которые мудрее нас, и вредить им?»
Т р е т и й э т а п. «необдуманные поступки» . Дети делятся на микроколлективы. К каждому из них могут присоединиться старшие (родители, учитель, воспитатель, старшие дети). Обсуждаются необдуманные поступки, которые могут нанести вред собственной жизни, здоровью, а также жизни других людей, лишить кого-либо жизни вообще.
Дается возможность высказаться всем микроколлективам.
Вспоминаются правила безопасности жизнедеятельности, которые дети изучали в подготовительном классе под названием «Денискины страшилки». Делается вывод о том, что человек прежде всего сам должен заботиться о своей жизни, о своем здоровье и ни в коей мере не нарушать право других людей на жизнь. Всем хочется жить, радоваться жизни. Самое дорогое у человека – это жизнь.

Советы организаторам
Для подобных бесед с детьми можете использовать и такие сказки, как «Дикие лебеди», «Аленький цветочек». На материале сказок им легче понять цену человеческой жизни, вызвать чувство сожаления по поводу того или иного плохого поступка
Поскольку поступки сказочных героев нетипичны в действительности, старайтесь не «уходить» от реальности. учите ребенка прежде всего соблюдать правила безопасности жизнедеятельности в отношении себя и других. Это и будет предпосылкой для сохранения жизни.
Не забывайте сами и познакомьте родителей с тем, что гласит статья Закона Украины «О правах ребенка»; «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, охрану и укрепление здоровья»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

 «Право на жизнь»

 

Подготовила и провела:

Воспитатель Протасова Л.Н.

г. Зеленогорск

              «Страна Справедливости»

Задачи: учить детей замечать нарушения прав человека; учить защищать свои права и права других людей.
Подготовительная работа. Учитель готовит рисунок с воздушным шаром, на котором будут путешествовать дети. За два-три дня до игры дети читают (вспоминают содержание сказки «Золушка», «незнайка», «Колобок», «12 месяцев», «По щучьему велению» и др.
Примерные этапы игры-путешествия
П е р в ы й э т а п. «Помогите Колобку». Учитель вместе с детьми вспоминает, какие права учащиеся уже знают. Дети называют каждое из ранее изученных прав, приводят примеры того, как и где люди пользуются этим правом. (Право на жизнь, право на свободу, право на собственное мнение, право на образование, право на отдых и др.)
Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие на воздушном шаре в страны, где живут известные вам герои сказок. Мы должны помочь им защитить свои права. Не забудьте, что делать это надо цивилизованно. В странах. над которыми мы будем пролетать, живут герои ваших любимых сказок. Но ни все они поступают честно и порядочно. Некоторые из них нарушают права других, обижая и унижая этим окружающих. В пути мы должны будем помогать всем, кто в этом нуждается.
Если герою сказки грозит какая-либо опасность, захлопайте в ладоши. Продолжите сказку так, чтобы в ней ничьи права не нарушались.
Учитель читает отрывки из сказок
СКАЗКА «КОЛОБОК»
Катится-катится Колобок, а навстречу Лиса:
—Здравствуй, Колобок, какой ты хорошенький!
А Колобок запел:
—Я Колобок, Колобок,
Я по амбару скребен,
По сусеку метен,
Да в масле пряжен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, Лиса, и подавно уйду!
Какая славная песенка! – сказала Лиса. – Но ведь я, Колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче.
Колобок вскочил Лисе на мордочку и запел ту же песню»
(Дети хлопают. 1-2 ученика продолжают сказку по-своему)
Учитель задает вопросы: Что хотела сделать Лиса с Колобком? Какое право Колобка она хотела нарушить? Правильно ли поступил Колобок, покинув сой дом?
В т о р о й э т а п. «Выручайте Золушку»
ЗОЛУШКА
Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: они чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц.
Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями, разубранными по последней моде, и с большими зеркалами, в которых можно было увидеть себя с головы до ног.
Бедная девушка молча сносила все обиды и не решалась пожаловаться отцу…
вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее «Золушкой».
А все-таки Золушка и в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк.»
Сестры заставляли Золушку шить им платья, делать прически, украшать их наряды.
—А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал?
— спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.
—Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!
—Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!
(Ш.Перро)
Воспитатель прерывает чтение. Дети говорят, что сестры нарушили право Золушки на свободу, они обижали и унижали ее. Задаются вопросы: Как могла Золушка сама себя защитить? А как поступили бы вы, если бы оказались на месте сестер, мачехи? Простила ли Золушка своих сестер? Почему?
Продолжите сказку по-своему.
Т р е т и й э т а п. «Остановите Незнайку» ( по произведению Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)
Учитель предлагает пролететь над Солнечным городом, в котором живут коротышки-человечки. Они почему-то все очень взволнованны. Чтобы узнать почему, дети читают отрывок «Как Незнайка был музыкантом»
«Незнайка пришел к своему другу Гусле, стал учиться играть на балалайке, затем на скрипке, а потом взял трубу и стал дуть в нее.
Незнайка пошел на улицу и стал играть возле соседнего дома. Но соседи попросили его не шуметь под окнами. Тогда он пошел к другому дому – его и оттуда прогнали. Он пошел к третьему дому – его стали и оттуда гнать, а он решил им на зло играть и играть. Соседи рассердились, выбежали из дома и погнались за ним. Насилу он убежал от них со своей трубой.
Задаются вопросы: Почему все соседи прогнали Незнайку? Какое право и чье нарушил мальчик-коротышка? Как звучит это право? Понял ли Незнайка свою ошибку?
«Моей музыки не понимают, - говорил он. – Еще не доросли до моей музыки. Вот когда дорастут – сами попросят, да поздно будет. Не стану больше играть»
Как бы вы закончили этот рассказ?
Ч е т в е р т ы й э т а п. «Не позволяйте унижать других»

ГОСПОЖА МЕТЕЛИЦА
«Было у одной вдовы две дочери; одна была красивая и работящая, а другая – уродливая и ленивая. Но мать больше любила уродливую и ленивую, а первой приходилось исполнять всякую работу и быть в доме Золушкой.
бедная девушка должна была каждый день сидеть на улице у колодца и прясть пряжу, да так много, что от работы у неё кровь выступала на пальцах.
Девушка от усталости уронила в колодец веретено. Мачеха ей сказала: «Раз ты веретено уронила, то сумей его и назад достать»
(Братья Гримм)
Воспитатель задает вопросы: Какие плохие поступки совершала мачеха? Чьи права нарушала мачеха? как это право звучит? Как бы вы изменили содержание сказки?
П я т ы й э т а п. «Освободите Емелю»
ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ
(русская народная сказка)
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю
Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В неё посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.
Выясняется: Кто нарушил право Емели на свободу? Как звучит это право? Как можно изменить сказку, чтобы не нарушать права людей?
Путешествие завершается. Подводятся итоги.
Советы организаторам
Путешествие моделируйте на основе различных сказок («Двенадцать месяцев» - право на свободу поступка; «Красная шапочка», «Спящая красавица» - право на жизнь и др.)
Во время обсуждения стремитесь к тому, чтобы дети называли конкретное право, понимали его смысл.

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

«Право быть ребенком»

 

Подготовила и провела:

Воспитатель Протасова Л.Н.

г. Зеленогорск


                              «Право быть ребенком»

Цель: Сформировать у учащихся общее представление об ООН и принятых ею документах, познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Форма: Беседа с элементами дискуссии.
Информация к размышлению:
Детству следует оказыватьвеличайшее уважение. Ювенал
Подготовительный этап. Подготовьте текст Конвенции о правах ребенка, таблички с названиями основных прав детей.
Ход воспитательского часа
Вступительное слово воспитателя
Воспитатель обращается к учащимся с вопросом, что они знают об ООН.
Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 г. для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами; предотвращать войны и вооруженные конфликты; защищать права и свободы человека; делать все для того, чтобы людям на земле жилось лучше. Штаб-квартира ООН находится в США, в Нью-Йорке. В настоящее время в ООН входит более 200 государств.
20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ – Конвенцию о правах ребенка. Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.
В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав ребенка.
Почему же был принят специальный документ, защищающий права ребенка? Очевидно, потому, что дети имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите. Наше государство также приняло на себя обязательства выполнять Конвенцию о правах ребенка.
Когда тебе хорошо, ты счастлив и не задумываешься о своих правах. К сожалению, в мире очень много проблем. Страшной бедой являются сиротство и инвалидность. Сегодня на планете немало детей-беженцев, страдающих от войн и вооруженных конфликтов.
Конвенция стоит на страже тех детей, которые нарушили закон и заслуживают наказания. К детям-правонарушителям запрещается применение смертной казни или пожизненного заключения.
В Конвенции говорится, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому мы с вами начинаем изучать права ребенка, т.е. ваши права.
Воспитатель называет основные права детей и по ходу объяснения прикрепляет к доске таблички с названиями основных прав ребенка:
право на жизнь;
право на имя;
право на гражданство;
право на защиту жизни, чести, достоинства;
право свободно выражать свое мнение;
право на образование;
право на охрану здоровья;
право на свободу мысли, совести, религии;
право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия;
право на защиту своей индивидуальности.
как вариант, возможна работа с текстом Конвенции о правах ребенка в группах.
Игра-упражнение №1
(работа в группах)
Правовые пиктограммы.
Пиктограмма – рисунчатое письмо, в котором зашифровано какое-то послание.
Воспитатель предлагает ребятам, изучив статьи Конвенции, выбрать два, обративших на себя особое внимание, и «зашифровать» их в рисунке.
После того как все группы справились с заданием, рисунки поступают учителю. Ребятам предлагается угадать, о какой статье, зашифрованной на другом рисунке, идет речь.
Обсуждение проблемы

Воспитатель  обращает внимание учащихся на то, что правильно пользоваться своими правами не мене важно, чем их просто знать.
Можно организовать обмен мнениями учащихся по вопросам:
Какими правами вы пользуетесь?
Сталкивались ли вы с нарушениям ваших прав?
А приходилось ли вам нарушать права других людей?
Мини-итоги
Предложите учащимся принять участие в конкурсе рисунков «Я рисую права детей».

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

«Путешествие в страну Законию»

 

Подготовила и провела:

Воспитатель Протасова Л.Н.

г. Зеленогорск

                               «Путешествие в страну Законию»

Цель: Формирование представлений учащихся о Конституции как об Основном законе правах и обязанностях гражданина России

Форма: Классный час с элементами игры.
Информация к размышлению:
Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.
С. Джексон
Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными.
Цицерон

Подготовительный этап. Необходимо подготовить к классному часу текст конституции Российской федерации

Ход классного часа
Вступительное слово воспитателя
Игровая ситуация
Мы много путешествуем с вами. Но сегодня вам пришло необычное приглашение посетить страну Законию. Это удивительная страна, ее нет на карте, но познакомиться с ее жителями будет интересно.
Жители страны Законии – люди гостеприимные, доброжелательные. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях и порядках. Но так было далеко не всегда.
Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, все можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установили порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы его жители, они чувствуют себя в безопасности?
Жители стали жить по законам.
Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость! Воспитатель прикрепляет к доске табличку со словом «закон»
Закон - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим законодательным (представительным) органом государства или непосредственно гражданами путем референдума.
А что можем рассказать жителям Законии о наших законах?
В Конституции записано самое главное: как устроено государство, как организована и действует власть, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн, столица и т.д. Все другие законы нашего государства написаны в соответствии с Конституцией.
Работа в микрогруппах
Мини-итоги
Возможные выводы учащихся:
Главная обязанность граждан – соблюдать законы.
Воспитывать уважение к законам надо с детства.
За невыполнение законов обязательно наступает юридическая ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правовому воспитанию подростков: "Час суда"

Правовая игра: на доске эпиграфы "Сделать попытку оправдания совсем ещё не значит оправдать...." А. МаркушаВ аудитории стоят:стол, за которым сидит адвокат, и стол, за которым сидит прокурор; стулья д...

конспект занятия по правовому воспитанию в 7 классе на тему: "Ответственность за хулиганство"

материал предоставлен для работы учителями социальным педагогам...

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию

Целью занятия является максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний....

Анализ занятия по правовому воспитанию "Закон и подросток"

Работа представляет собой анализ занятия по правовому воспитанию тема "Закон и подросток"...

Воспитательское занятие (нравственно-правовое воспитание)

Воспитательское занятие (нравственно-правовое воспитание) «Путешествие по сказкам»...

Конспект занятия по правовому воспитанию.

Цель занятия-Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни....