Русский с увлечением, 6 класс
материал (6 класс)
Рабочая программа для веурочной деятельности по русскому языку, 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_6_klass.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Русский с увлечением»»
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 классов разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Требованиями САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 г. № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»;
- Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию от 21.05.2015 № 0320-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга";
- Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию от 21.03.2018 N 0328-1820/18-0-0 "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год";
Согласно учебному пану МБОУ «Средняя школа №27» на внеурочную деятельность «Русский с увлечение» отводится из расчета 1 час в неделю (34 часа);
Структура программы:
Титульный лист
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела (темы).
Календарно-тематическое планирование включает в себя разделы:
- порядковый номер проведения занятий;
- темы отдельных уроков;
- количество часов, отводимых на изучение каждой темы;
- дата проведения уроков по плану / фактически
- Планируемые результаты деятельности:
Личностные результаты
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
- формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
- проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;
- извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности
Обучающие:
- развитие и формирование языковой личности;
- развитие интереса к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности;
- формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности;
- расширение знаний, умений, навыков по разделам науки о языке (фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису);
- развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
Воспитывающие:
- воспитание любви и уважения к родному языку;
- формирование умения слушать и понимать текст;
- воспитание потребности в речевом самосовершенствовании.
Развивающие:
- развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете;
- развивать представления о прекрасном в языке и речи;
- приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Особенности программы
В программе выделяются три смысловых блока:
1) “Путь к слову”;
2) “От слова к тексту”;
3) “От готового текста – к собственному тексту”.
Блок “Путь к слову” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексикосемантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл.
Изучаются слова по тематическим направлениям, например: “Слово о Родине” (“...о космосе”, “...о детстве”, “о мире...”, “...о жизни”, “...о человеке”, “...о памяти”, “...о совести”). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов.
Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов, соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт нам жизнь.
Блок “От слова к тексту” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация, рецензия. Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент использования. Это могут быть тексты об известных людях, науке, слове, словарях. Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей по-настоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству. Творчество – норма детского развития.
Следующий блок программы “От готового текста – к собственному тексту” способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.
Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся “Мастерская слова”.
Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.
Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной программы.
Организация деятельности учащихся основывается на дидактических принципах:
- принцип психологической комфортности;
- принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;
- принцип вариативности;
- принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип творчества.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы организации занятий
- лекции, беседы, тренинги;
- экскурсии в библиотеку;
- игры-конкурсы, викторины, КВН;
- практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными текстами (например, “Притча о талантах), внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку “Зарыл талант в землю”), лингвистическими играми, самостоятельным составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.
Виды деятельности
- поисково-исследовательская;
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение.
Основные методы и технологии
- проектное обучение;
- саморазвитие личности;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии.
- Содержание учебного предмета «Русский с увлечением»»
Вводное занятие. Слово о нас (1ч.)
О задачах курса и планах работы на учебный год.
Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.
- Путь к слову (13 часов)
Тема 1. Слово о слове (2ч.)
Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и учёные о богатстве и выразительности русского слова.
Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».
Тема 2. Слово о словарях(1ч.)
Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш помощник.
Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.
Тема 3. К истокам слова (1ч.)
Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями.
Практическая часть: лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 4. Культура слова (1ч.)
Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции.
Практическая часть: викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся).
Тема 5. Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова» (2ч.)
Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни.
Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например, родник, родина, родня. Что общего?) Индивидуальный проект «Определи значение иностранных слов». Игра «Третий лишний».
Тема 6. Слова-омонимы и многозначные слова (1ч.)
Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.
Практическая часть: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 7. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы (1ч.)
Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Слова-друзья»
Тема 8. Слово во фразеологических оборотах (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».
Практическая часть: фразеологический КВН.
Тема 9. Роль слова в тексте (2ч.)
Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.
Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя. Конкурс на сказывание сказок. Индивидуальный проект «Русские сказочники».
- От слова к тексту (7ч.)
Тема 10. Вглубь текста (2ч.)
Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью учителя - смысла целого или крупных частей прочитанного произведения. Определение микротем, установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте, понимание смыслового содержания при объединении самостоятельно прочитанных частей произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых отрывков для последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление плана произведения. Ответы на вопросы обобщающего характера. Подбор иллюстраций к отдельным частям произведения. Игра «Пазлы».
Тема 11. Типология текстов (1ч.)
Типы речи.
Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок в сочинении.
Тема 12. Стили текста. Основные черты(2ч.)
Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) и их особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность мышления.
Тема 13. Языковые особенности разных стилей речи (1ч.)
Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д) специфические формы (жанры).
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые пласты.
Тема 14. Жанр текста (1ч.)
Жанры: 1) художественного стиля - рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического стиля - статья, репортаж, очерк; 3) научного стиля - статья, лекция, монография, учебник; 4) официально-делового - приказ, заявление, служебная записка.
Практическая часть: творческие задания
- От готового текста – к собственному тексту (12ч.)
Тема 15. Модель создания речевого высказывания(2ч.)
Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.
Практическая часть: создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том, что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов
Тема 16.Творческое изложение (1ч.)
Сжатое изложение текстов публицистического характера.
Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
Тема 17. Обучение написанию сочинения-миниатюры (1ч.)
Сбор материала к сочинению, его систематизация
Практическая часть: написание сочинения – миниатюры
на предложенные темы (например, «Моё отношение к слову», или «Моя дорога в школу», или «В гостях у Ивана Грозного).
Тема 18.Сочинение-анализ поэтического текста (1ч.)
Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета (по выбору).
Тема 19. Сочинение-анализ эпизода (1ч.)
Комплексный анализ прозаического текста.
Практическая часть: анализ рассказа (по выбору).
Тема 20. Нетрадиционные жанры сочинений(6ч.)
Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе.
Практическая часть: письмо реальному адресату.
Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника).
Практическая часть: составление дневника литературного персонажа.
Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва.
Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение.
Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни.
Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению (например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»).
Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как публицистическом жанре, его особенностях.
Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом? Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»
Тема 21. Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»(2ч.)
Выступления учащихся – защита проектов.
Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела (темы).
№ | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие. «Слово о нас» | 1ч |
| ||
2. | Слово о слове | 2 |
3. | Слово о словарях | 1 |
4. | К истокам слова | 1 |
5. | Культура слова | 1 |
6. | Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова | 2 |
7 | Слова-омонимы и многозначные слова | 1 |
8. | Слово и его синонимы, антонимы, паронимы | 1 |
9. | Слово во фразеологических оборотах | 2 |
10. | Роль слова в тексте | 2 |
| ||
11. | Вглубь текста | 2 |
12. | Типология текстов | 1 |
13. | Стили текста. Основные черты | 2 |
14. | Языковые особенности разных стилей речи | 1 |
15. | Жанр текста | 1 |
| ||
16. | Модель создания речевого высказывания | 2 |
17. | Творческое изложение | 1 |
18. | Обучение написанию сочинения-миниатюры | 1 |
19. | Сочинение-анализ поэтического текста | 1 |
20. | Сочинение-анализ эпизода | 1 |
21. | Нетрадиционные жанры сочинений. | 6 |
22. | Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…» | 1 ч |
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество Часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Вводное занятие. «Слово о нас» | 1ч | ||
| ||||
2. | Слово о слове | 2 | ||
3. | Слово о словарях | 1 | ||
4. | К истокам слова | 1 | ||
5. | Культура слова | 1 | ||
6. | Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова | 2 | ||
7 | Слова-омонимы и многозначные слова | 1 | ||
8. | Слово и его синонимы, антонимы, паронимы | 1 | ||
9. | Слово во фразеологических оборотах | 2 | ||
10. | Роль слова в тексте | 2 | ||
| ||||
11. | Вглубь текста | 2 | ||
12. | Типология текстов | 1 | ||
13. | Стили текста. Основные черты | 2 | ||
14. | Языковые особенности разных стилей речи | 1 | ||
15. | Жанр текста | 1 | ||
| ||||
16. | Модель создания речевого высказывания | 2 | ||
17. | Творческое изложение | 1 | ||
18. | Обучение написанию сочинения-миниатюры | 1 | ||
19. | Сочинение-анализ поэтического текста | 1 | ||
20. | Сочинение-анализ эпизода | 1 | ||
21. | Нетрадиционные жанры сочинений. | 6 | ||
22. | Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…» | 1 | ||
Итого: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс,8 класс,9 класс. Литература 7-9 классы. Элективный курс по русскому языку 7-8 классы
Рабочие программы создана для улучшения качества знаний учащихся 7-9 классов порусскому языку...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...