Конспект занятия "Конфликт и пути его разрешения"
план-конспект

Новожилова Ольга Александровна

Занятие для детей подросткового возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx325.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Конфликт и пути его разрешения»

Орг.момент

Мультфильм 2 барана

Ребята , вы посмотрели мультфильм. Что вы увидели?

Восп. Да ссора, конфликт.

Восп. А почему произошел конфликт, который закончился плачевно?

Дети – ответы

Восп. Да, самое главное – это не умение уступать, не умение идти на компромисс, отсутствие толерантности, неуважение других.  Это главные причины, которые ведут нас к конфликтам.

Восп. Ребята подумайте и скажите, какая же тема нашего занятия сегодня?

Ответы детей.

Восп. Правильно, мы будем говорить о конфликтах. Но не только о конфликтах, а еще о том, как разрешить конфликтные ситуации. Тема нашего занятия «Конфликт и пути его разрешения»

Восп.Вот сейчас мы с вами обсудим некоторые конфликтные ситуации.

А для этого сначала разделимся на 2 группы.

Упражнение «Веер ситуаций» ( обучение разрешению конфликтных ситуаций).

Цель: разбор конфликтных ситуаций, поиск способов разрешения конфликтов, обучение правильной стратегии поведения в конфликте.

Предлагаются ситуации для обсуждения каждой группе.

1, Кто-то из одноклассников толкнул тебя и ты упал.

2.Приятель взял с парты без разрешения твою ручку.

Обсуждение в группах. Подведение итогов.

Восп. В вашем классе тоже бывают конфликты. Приведите примеры конфликтов в вашем классе.

Ответы детей

Восп. Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как  деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьезную неприятность.

Понимание сути конфликта помогает:  (На листочках повесить на доску)

 избежать конфликт там, где это возможно;

 правильно относиться к конфликту;

 управлять конфликтом;

 эффективно разрешать конфликты.

Конфликты имеют разные причины. Многие конфликты возникают (или усугубляются) из-за ошибок во взаимодействии с окружающими. Одной из таких частых ошибок является использование при общении с окружающими конфликтогенов. (Новое слово на доску)

Конфликтогенами называются слова, интонации, жесты, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликты», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающий».

Конфликтогены появляются из-за

стремления к превосходству;

проявления агрессивности;

проявления эгоизма;

нарушение правил;

неблагоприятного стечения обстоятельств.

Поскольку конфликтогены мешают общению, нужно контролировать свой стиль общения и исключить из него конфликтогены.

Восп. Ребята, подумайте и скажите какими качествами обладают участники конфликтных ситуаций?

Ответы детей

Восп. Давайте найдем взамен отрицательных качеств положительные, которые помогают в общении.

Упражнение «Меняем минус на плюс»

Цель: обучение замене отрицательных моделей и качеств в поведения на положительные.

Например:

Грубость-вежливость

Ненависть-любовь

Обман-доверие

Злость-доброта

Унижение-уважение

Равнодушие-внимательность

Физминутка

Восп. Ребята, представьте,  у нас конфликт. Чтобы разрешить конфликт нам нужен медиатор. Вы знаете, что медиатор – это человек, который является посредником между конфликтующими сторонами.

Сегодня медиатором буду я. А вы мне будете помогать и получать навыки использования вопросов медиатора. Для этого нужно внимательно смотреть на схему  и задачи медиатора. Контролировать и подсказывать мне, что же я должна делать как медиатор.

(Для улучшения навыка использования вопросов медиатора, предложите учащимся разыграть ситуацию по ролям (мальчик (девочка), у которого взяли тетрадь; мальчик (девочка), который взял; медиатор). Задача медиатора задать вопросы, опираясь на схему, по очереди каждой стороне конфликта. Внимательно выслушивать и давать обратную связь. А также выяснить суть проблемы и помочь сторонам конфликта придумать варианты ее решения. )

(Повесить на доску задачи медиатора и схему комикса))

Задача медиатора:

1. Задайте вопросы из комикса, сохраняя последовательность вопросов.

2. Внимательно выслушайте ответы обоих участников конфликта, и дайте обратную связь, используя приемы активного слушания. Сначала спросите одного из участников конфликта, затем задайте этот же вопрос второму участнику конфликта. Затем задайте следующий вопрос.

3. Выясните суть проблемы и помогите сторонам конфликта придумать варианты ее решения.

Восп. Ну а сейчас…назревает конфликт!

Конфликтная ситуация (обыграть)

вы дали однокласснику свою тетрадь с домашним заданием, что бы он переписал тему. Вы договорились, что он принесет ее завтра на урок математики. На следующий день, в назначенный час обнаружилось, что одноклассник забыл тетрадь дома, а вам нужно сдать выполненное домашнее задание.

Восп. Давайте проведем анализ конфликта и ответим на вопросы:
1. Почему же произошел конфликт?

Ответы детей
2,Что мешало героям договориться друг с другом?

Ответы детей
3. Как можно разрешить конфликт?

Ответы детей

Восп. Каким будет результат конфликта всегда зависит от участников, от того какие решения и действия они предпримут.

Давайте посмотрим короткое видеопритчу.

Притча о бабочке: все в твоих руках

Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились.
И вот, как-то раз, два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно.
Придумал он хитростью одолеть учителя: «Я спрошу у него жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор».

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
— Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
— Все в твоих руках… Если ты сожмешь пальцы, она погибнет, если раскроешь ладони, она улетит…
Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие события и прочее — все это либо черное, либо белое. Но реальный мир разноцветен.
Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для вас.

Так и в отношениях, любой другой ситуации вы всегда решете сами будет конфликтная ситуация, или ее можно избежать.

Рефлексия

Занятие подходит к концу. Ребята мы сегодня с вами работали над тем как можно разрешать конфликты.

Как вы думаете , сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?

Что было для вас самым трудным в занятии?

А теперь сделаем такое упражнение.

На одну ладонь мысленно положите те знания, с которыми вы пришли на занятие , а на другую -те, которые получили на занятии. А теперь с громким хлопком соедините ладони и скажем «Готово!».

Мы теперь готовы к конфликтам и если возникнут конфликтные ситуации, то сможем их правильно разрешить.

По пятибалльной системе оцените занятие выбросом пальцев правой руки.

Спасибо за работу, друзья!

А закончить наше занятие мне хочется словами А.М. Горького: «Если хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо- увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

род.собрание "Конфликты и пути их разрешения".

Задачи:1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье.2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё. Форма проведения собрания: семинар...

внеклассное занятие на тему "конфликт и пути его разрешение"

Цель: выяснить сущность конфликта;обучать детей умению благополучно   выходить   из   конфликтных   ситуаций;   учить заботиться о своем душевно...

Приложение к родительскому собранию "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

В данном материале размещены анкеты-заповеди  для родителей и детей- учащихся 10 класса....

Педагогический конфликт. Пути его разрешения

Презентация семинара для педагогов...

"Конфликты - пути их разрешения!

Статья будет интересна классным руководителям , школьным психологам , социальным педагогам . Она призвана формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного  поведения, а ...

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конспект беседы с учащимися 8-11 классов "Конфликт и пути его разрешения".

Конспект беседы с учащимися 8-11 классов "Конфликт и пути его разрешения"....