Конспект беседы с учащимися 8-11 классов "Конфликт и пути его разрешения".
план-конспект
Конспект беседы с учащимися 8-11 классов "Конфликт и пути его разрешения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt_i_puti_ego_razresheniya.docx | 549.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Конфликт и пути его разрешения».
Амоаший Ольга Сергеевна, социальный педагог
МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района
Цель работы в группе:
- социализация подростков «группы риска».
Задачи:
- создание благоприятных условий для работы в группе;
- знакомство с понятием «конфликт»;
- научить подростков эффективному и гармоничному взаимодействию с окружающими, снизить уровень конфликтности и враждебных реакций;
- показать и научить наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоциональных ситуаций.
Ход работы:
Работа состоит из 3-х блоков.
Блок 1 (каждая группа изучает теоретическую информацию):
Конфликт - это противостояние сторон, точек зрения. В конфликтных ситуациях принято выделять оппонентов (противостоящие стороны) и собственно предмет конфликта (из-за чего стороны пришли к разногласию). Противостоящими сторонами могут выступать различные по составу и численности группы людей, целые народы, государства. Предметом конфликта может стать любая материальная вещь, точка зрения, приверженность к религии, национальность и т. д.
Виды конфликтов и способы их разрешения
Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. В конструктивных конфликтах возникают новые связи, взаимодействия, в деструктивных - напротив, отношения разрушаются.
Способы разрешения конфликта
- Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия. Обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений.
- Приспособление: изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.
- Конкуренция (силовое решение, борьба): соперничество, открытая борьба за свои ин-тересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений.
- Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки. Поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится поровну.
- Сотрудничество (поиск нового решения): в выходе из конфликта все стороны удовлетворяются полностью через нахождение замен предмета спора на равнозначные или на более ценные.
Блок 2. (1. Группам предлагается найти решение конфликтной ситуации. Можно предложить одной группе учащихся решить конфликтную ситуацию конструктивным путем, а второй группе – деструктивным. Обсуждение. 2.Можно предложить придумать конфликтную ситуацию. Предложить пути ее решения. Обсуждение.)
Предложите решение ситуации.
Ситуация 1.Настя и Аня – одноклассницы. Вместе учатся с первого класса. Девочкам 14 лет. Подругами они никогда не были, но общались вполне хорошо. Однажды Аня попросила Настю одолжить брюки для выступления. Настя отказала, т.к. считает, что нельзя давать свою одежду и брать чужую. Аня не понимает, почему нельзя было поделиться. С этого дня она стала настраивать девочек в классе против Насти… 2. Андрей,14 лет. Познакомился с компанией ребят, которая не понравилась родителям. Стал груб с мамой. Постоянные конфликты дома. Однажды, когда Андрей, в очередной раз, собрался гулять, мама не сдержалась и сказала, что если он пойдет гулять, домой пусть не возвращается… 3. Лена и Наташа одноклассницы. Сидят за одной партой. Контрольная работа. Наташа забыла правило и попросила помощи у Лены. Учитель объявил оценки. Лена возмутилась, что при одинаковом количестве ошибок у Наташи «4», а у нее «3». - Наташа – отличница, она хорошо знает материал, а ты всегда списываешь. Поэтому и ошибки у вас одинаковые, - ответил учитель… | Пути решения | Способ разрешения конфликта |
Ситуация
2. Родители и подросток. Придумать ситуацию.
| Пути решения | Способ разрешения конфликта |
Проходит обсуждение ситуаций и путей их решения. Учащиеся делают выводы и создают памятку по решению конфликта.
Блок 3. Продукт.
(Группы создают памятку разрешения конфликтов, презентацию, буклет или создают банк конфликтных ситуаций и путей их решения).
Как избежать конфликтов: правила и рекомендации:
1. Сдерживайте эмоции. Старайтесь сохранять спокойствие.
2. Не накручивайте себя. Часто люди сами в своей голове выстраивают цепочку несуществующих событий, сами их развивают, да так начинают верить в это, что потом возникает множество проблем.
3. Выбирайте правильное время. Часто конфликты возникают в те моменты, когда один из собеседников не готов к разговору. Если вы видите, что ваш собеседник не в духе, что у него сегодня не задался день, то не лезьте под горячую руку со своими вопросами, рекомендациями или советами.
4. Ищите причину. Что-то же заставило вашего оппонента поступить так, а не иначе.
5. Живете сейчас, а не прошлыми воспоминаниями. Не надо упрекать человека в том, что уже прошло. Прошлое уже было, и его не изменить, поэтому, сильно и расстраиваться не стоит по поводу него, а будущее мы не знаем, поэтому, волнение относительно него тоже откиньте.
6. Не накапливайте проблемы. Есть отличная поговорка: «Проблемы нужно решать по мере их поступления». И это истинная правда. Не нужно копить обиды, переживания, какие-то спорные моменты. Старайтесь все сразу обговорить, решить, прийти к общему знаменателю.
7. Не затаивайте обиды. Данное правило тесно связано с предыдущим. Не нужно затаивать в себе обиды, вынашивать коварный план мести, тайно что-то себе надумывать и навязывать. Если хотите жить без конфликтов, то стоит научиться спокойно, без лишних эмоций обговаривать все спорные моменты.
8. Не оскорбляйте. Не опускайтесь до самого низкого – оскорбления. Ученые доказали, что если во время ссоры человек переходит на личное, начинает оскорблять собеседника, то это показатель его слабости, его неправоты, его неумения доказать свою точку зрения.
9. Следите за тоном. Иногда не столько слова, а тон, с которым они сказаны могут сильно обидеть вашего собеседника.
10. Не устраивайте истерик. Уже не раз говорилось о том, что истерика является сильным способом манипуляции другим человеком. Да, она способна утихомирить конфликт на какое-то время, но проблема то останется, ситуация так и будет не решенная.
Рефлексия.
ПРИЛОЖЕНИЯ (раздаточный материал).
Блок 1
Теория конфликта.
Конфликт - это противостояние сторон, точек зрения». В конфликтных ситуациях принято выделять оппонентов (противостоящие стороны) и собственно предмет конфликта (из-за чего стороны пришли к разногласию). Противостоящими сторонами могут выступать различные по составу и численности группы людей, целые народы, государства. Предметом конфликта может стать любая материальная вещь, точка зрения, приверженность к религии, национальность и т. д.
Виды конфликтов и способы их разрешения
Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. В конструктивных конфликтах возникают новые связи, взаимодействия, в деструктивных - напротив, отношения разрушаются.
Способы разрешения конфликта
- Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия. Обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений.
- Приспособление: изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.
- Конкуренция (силовое решение, борьба): соперничество, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений.
- Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки. Поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится поровну.
- Сотрудничество (поиск нового решения): в выходе из конфликта все стороны удовлетворяются полностью через нахождение замен предмета спора на равнозначные или на более ценные.
Блок 2.1
Предложите решение ситуации.
Ситуация Настя и Аня – одноклассницы. Вместе учатся с первого класса. Девочкам 14 лет. Подругами они никогда не были, но общались вполне хорошо. Однажды Аня попросила Настю одолжить брюки для выступления. Настя отказала, т.к. считает, что нельзя давать свою одежду и брать чужую. Аня не понимает, почему нельзя было поделиться. С этого дня она стала настраивать девочек в классе против Насти… | Пути решения | Способ разрешения конфликта |
Блок 2.1
Предложите решение ситуации.
Ситуация Андрей,14 лет. Познакомился с компанией ребят, которая не понравилась родителям. Стал груб с мамой. Постоянные конфликты дома. Однажды, когда Андрей, в очередной раз, собрался гулять, мама не сдержалась и сказала, что если он пойдет гулять со своей дворовой компанией, домой пусть не возвращается… | Пути решения | Способ разрешения конфликта |
Блок 2.1
Предложите решение ситуации.
Ситуация Лена и Наташа одноклассницы. Сидят за одной партой. Контрольная работа. Наташа забыла правило и попросила помощи у Лены. Учитель объявил оценки. Лена возмутилась, что при одинаковом количестве ошибок у Наташи «4», а у нее «3». - Наташа – отличница, она хорошо знает материал, а ты всегда списываешь. Поэтому и ошибки у вас одинаковые, - ответил учитель… | Пути решения | Способ разрешения конфликта |
Блок 2.2
Придумать конфликтную ситуацию. Предложить решение ситуации.
Ситуация
| Пути решения | Способ разрешения конфликта |
Блок 2.2
Придумать конфликтную ситуацию. Предложить решение ситуации.
Ситуация 2. Родители и подросток. | Пути решения | Способ разрешения конфликта |
Блок 2.2
Придумать конфликтную ситуацию. Предложить решение ситуации.
Ситуация
| Пути решения | Способ разрешения конфликта |
Блок 3. Продукт.
Памятка «Как избежать конфликта.
№ п/п | Рекомендации |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы с учащимися в рамках конкурса "Учитель года".
Беседа с учащимися на тему "Всегда ли правы взрослые" была проведена в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2013". В этом документе содержится конспект беседы....
конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»
Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...
Методический бюллетень, в помощь педагогу "Особенности поведения учащихся при плохой адаптации и пути разрешения проблем противоречий во взаимоотношениях"
Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с обучающимися? Необходимы выбор профессиональной позиции и выбор адекватного стиля поведения в конфликтной ...
Конспект беседы с учащимися на тему "Красивая жизнь"
Предлагаю вашему вниманию конспект беседы со школьниками о понятии "Красивая жизнь". В ходе беседы ребята обсуждают, высказывают свою точку зрения, делают выводы....
Беседа с элементами игрового практикума «Конфликт и пути его разрешения»
Данное занятие построено в рамках профилактической работы с несовершеннолетними и предполагает ценностно-ориентированное обучение подростков навыкам конструктивного взаимодействия (социально приемлемо...
Конспект занятия "Конфликт и пути его разрешения"
Занятие для детей подросткового возраста....
Беседа с элементами игрового практикума «Конфликт и пути его разрешения»
laquo;Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.»Г.Александров...