ДЕТСКИЙ ЭКСКУРСИОННЫЙ ЦЕНТР «ВОЛОНТЕРСТВО В ИЗУЧЕНИИ ГОРОДА» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
статья (7 класс)

Инякина Наталья Анатольевна

Одной из таких форм работы является волонтёрское движение, которое реализуется в МБОУ «Гимназия №12».  На  базе данной гимназии в рамках Международного грантового          конкурса «Православная инициатива 2016-2017» был создан Детский экскурсионный центр (далее ДЭЦ), основной задачей которого стало изучение обучающимися храмов и часовен города, проведение самими гимназистами по ним экскурсий для школьников города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.А.Инякина,

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение «Гимназия № 12»

г. Ленинск-Кузнецкий, русского языка и литературы

ДЕТСКИЙ ЭКСКУРСИОННЫЙ ЦЕНТР «ВОЛОНТЕРСТВО В ИЗУЧЕНИИ ГОРОДА» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Одним из важнейших элементов ФГОС является становления высоконравственного, ответственного молодого гражданина. Это не возможно без реализации духовно-нравственного воспитания, суть которого  состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества стали внутренними стимулами личности каждого ребёнка. Одним из способов достижения воспитания духовности и нравственности является внеурочная деятельность, новые формы которой  вовлекают  подростков в социальную активность.

Одной из таких форм работы является волонтёрское движение, которое реализуется в МБОУ «Гимназия №12».  На  базе данной гимназии в рамках Международного грантового         конкурса «Православная инициатива 2016-2017» был создан Детский экскурсионный центр (далее ДЭЦ), основной задачей которого стало изучение обучающимися храмов и часовен города, проведение самими гимназистами по ним экскурсий для школьников города. 

Ленинск-Кузнецкий ГО является моногородом, в нем не развита туристическая деятельность, поэтому нет экскурсионных центров. Наша программа направлена не только на изучение истории города, храмов и часовен Ленинска-Кузнецкого, но и на вовлечение учащихся  в деятельность, в ходе которой они  познакомятся с техникой проведения экскурсии, с технологией ее подготовки, научатся применять различные приемы ведения экскурсии. Таким образом, обучающиеся вовлечены в социально-значимые проекты, направленные на помощь в организации и деятельности экскурсионного центра.

Целью реализации программы ДЭЦ «Волонтерство в изучении города» является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся посредством изучения храмов и часовен города Ленинска-Кузнецкого.

Задачи:

  • организовать группу среди обучающихся для изучения и организаций экскурсий по храмам и часовням Ленинска-Кузнецкого;

  • формировать интерес к изучению и организации экскурсий у участников группы для обучающихся других школ города Ленинска-Кузнецкого посредством проведения экскурсий в различных формах (виртуальная экскурсия, интерактивная экскурсия, традиционная экскурсия);
  • способствовать    развитию  духовности, нравственности обучающихся.

Развитие духовности и нравственности обучающихся осуществляется через деятельность ДЭЦ по несколькими направлениями: краеведческое, познавательное, профориентационное, волонтерское.

Краеведческое направление  реализуется через изучение храмов и часовен, их истории  возникновения, что  позволяет обучающимся прикоснуться к прекрасному, развиваться эстетически, духовно, нравственно, осмысливать полученные знания, анализировать их и принимать.

Получая новые знания, обучающиеся изучают религию, искусство, иконопись, скульптуру, нормы поведения, что, несомненно, окажет положительное влияние на духовное воспитание обучающихся. Так реализуется познавательное направление экскурсионного центра.

Профориентационное направление носит социальную направленность: обучающиеся  приобретают первоначальный опыт в профессиональной деятельности, знакомятся с профессиями  экскурсовода, фотографа, редактора, дизайнера, у них  формируются представление о собственных профессиональных интересах.

Волонтером ДЭЦ «Волонтерство в изучении города» может стать каждый, желающий внести свой вклад в развитие культуры города, на добровольной основе. Члены ДЭЦ – это прежде всего команда, которые следуют правилам волонтеров: если ты волонтер, забудь про лень и равнодушие; будь генератором идей; уважай мнение других; критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй; обещаешь – сделай;  не умеешь – научись; будь настойчив в достижении цели.

В ДЭЦ работают 28 учащихся 10 класса, каждый из которых выполняет свои обязанности: экскурсоводы проводят экскурсии, секретари описывают  экскурсию; дизайнеры заняты  подготовкой реквизитов для экскурсий: оформление заданий для квестов, презентаций; фотографы осуществляют фото- и видеосъемку проводимых занятий; редакторы осуществляют обработку сценариев экскурсий. Такая  работа позволяет организовывать и проводить виртуальные и интерактивные экскурсии по храмам, церквям и часовням нашего города.

На занятиях в ДЭЦ рассматриваются вопросы по строению здания храма, церкви или часовни, особенности украшения, история строительства, события, которые связаны со строительством и пр., а также выбирается форма проведения экскурсии, набор заданий.

Например, при проведении интерактивной экскурсии наиболее распространенные приемы и формы - это квесты, инсценировки, поскольку данные формы способствуют активизации не только логики  учащихся, но и мышления, применения жизненного опыта. Учатся работать в команде, уважительно относиться к товарищу, решать поставленные задачи сообща, проявлять свои лидерские качества и пр.  В квестах используется такой прием, как  «qr-код». С помощью сканера на мобильном телефоне можно расшифровать информацию, необходимую для выполнения задания. Используются также анаграммы, шарады, кроссворды, смысловое чтение текста с заданием и т.д. Так на экскурсиях учащиеся являются не пассивными слушателями, а активными участниками.

Деятельность ДЭЦ «Волонтерство в изучении города», а именно подготовка и проведение экскурсий по храмам, церквям и часовням,  способствует изучению учащимися в активной форме истории строительства церквей, часовен родного города, развития религии в мире, библейских притч, мотивов, сюжетов, житий святых, что   способствует развиваю и воспитанию  духовно –нравственной  личности.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изм. и доп.)[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938– Загляд. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения  темы:"Русские народные куклы"...

Психолого-педагогическое изучение духовно-нравственной сферы личности учащихся 9-11 классов

Мне всегда было интересно, чем отличаются современные старшеклассники от поколения моих собственных детей (30-ние), от нас, когда мы тоже были школьниками. Какие ориентиры нравственных представлений и...

"Детский экскурсионный центр" как средство духовно-нравственного развития учащихся

статья содержите информацию о том, как экскурсии по храмам и часовням могут способствовать духовно-нравственному развитию учащихся...

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся...

Проект «Добровольчество и волонтерство как инструмент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения»

Волонтерская деятельность – инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития страны. Идеология добровольчества (волонтерства) основывается на принципах гражданского ...

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития учащихся

Я как педагог создаю ситуацию выбора, предлагая учащимся направления краеведческой исследовательской работы: историческое краеведение, этнографическое краеведение, литературное краеведение, лингвистич...

Экскурсионная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников.

 Экскурсионная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников....