"Детский экскурсионный центр" как средство духовно-нравственного развития учащихся
статья на тему

статья содержите информацию о том, как экскурсии по храмам и часовням могут способствовать духовно-нравственному развитию учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._zhadeeva.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

М.А. Жадеева,

учитель русского языка

и литературы,

МБОУ «Гимназия №12»

Г. Ленинск-Кузнецкий

Кемеровская область

M.A. Zhadeeva

MBEI “Gymnazium № 12»

The city Leninsk-Kuznetsky

Детский «Экскурсионный центр» как средство духовно-нравственного развития учащихся

Children's "Excursion center" as means of spiritual and moral development of pupils

В данной статье описывается опыт по организации и работе «Экскурсионного центра» как один из средств духовно-нравственного развития учащихся. Описываются наиболее удачные техники и приемы для организации интерактивных экскурсий.  

In this article experiment on the organization and work of "The excursion center" as one of means of spiritual and moral development of pupils is described. The most successful technicians and receptions for the organization of interactive excursions are described.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, детский «Экскурсионный центр», экскурсия, интерактивная экскурсия, виртуальная экскурсия, духовность.

Keywords: spiritual and moral development, children's "Excursion center", excursion, interactive excursion, virtual excursion, spirituality.

В современном мире с введением федеральных образовательных стандартов одним из важных элементов становления всесторонне развитой личности является воспитание ее духовности, нравственности. Но что же такое духовность?

Духовность – одно из наиболее сложных понятий на Земле. О ней написано и сказано очень много, но, исчерпывающего, убедительного определения пока еще никто не дал и не достаточно ясно, для чего она практически необходима человеку, что существенно снижает возможности ее развития. Организуя детский «Экскурсионный центр» для нас ключевым определением явилось следующее: духовность – это реализованные в человеке знания о мире, добре и зле, о нашем обществе, своей судьбе и обо всем, что касается взаимодействия человека с внешним миром, самим собой. 

Этой функции служит искусство. Но и способствовать развитию духовности, нравственности учащихся можно организуя экскурсии в храмы, церкви и часовни, поскольку каждый из них хранит свою историю, тайну, свою жизнь, которая будет интересна учащимся.  

В МБОУ «Гимназия №12» большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию гимназистов. Воспитать полноценную личность невозможно без развития духовности и нравственности. Согласно  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования, где ключевой задачей и социальным заказом школам является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в МБОУ «Гимназия №12» в апреле 2017г. открылся детский «Экскурсионный центр», основной задачей которого стало изучение учащимися храмов, церквей и часовен города Ленинска-Кузнецкого, проведение самими гимназистами по ним экскурсий для других школьников.

Целью детского «Экскурсионного центра» является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся посредством изучения храмов и часовен города Ленинска-Кузнецкого.

Наш город относится к категории моногород, в нем не развита туристическая деятельность по объектам города. А для школьного возраста имеет значение познание в активной деятельности, поскольку информация, добытая ими самими та, которая запоминается лучше и быстрее, кроме того, экскурсия – редкая для учебных учреждений форма изучения, особенно, если она является интерактивной.  Поэтому формой работы нашего «Экскурсионного центра» является интерактивная экскурсия – форма экскурсии, которая отличается от традиционных экскурсий тем, что часть информации учащимся необходимо добывать самостоятельно, выполняя различные задания, предлагаемые экскурсоводом, а часть информации рассказывает экскурсовод.  Наиболее распространенные приемы и формы, используемые при проведении интерактивной экскурсии, это квесты, инсценировки, поскольку эти формы способствуют активизации у учащихся не только логики, мышления и применения жизненного опыта, но еще и учат работать в команде, уважительно относиться к товарищу, решать поставленные задачи сообща, проявлять свои лидерские качества и пр.

В детском «Экскурсионном центре» работают 22 гимназиста, обязанности которых строго распределены:

-экскурсоводы занимаются подготовкой и проведением экскурсий;

-секретари занимаются описанием хода подготовки экскурсий, а также хода самой экскурсии;

 -дизайнеры – подготовкой реквизитов для экскурсий: костюмы и декорации (для инсценировок), оформление заданий для квестов, презентаций;

-фотографы осуществляют фото- и видеосъемку проводимых занятий по подготовке экскурсий и самих экскурсий;

 -редакторы осуществляют обработку фото- и видеоматериалов с занятий и экскурсий, а также обработку материалов (сценариев экскурсий), которые будут подготовлены и опубликованы по окончании работы детского «Экскурсионного центра».

Их слаженная работа позволяет организовывать и проводить виртуальные и интерактивные экскурсии по храмам, церквям и часовням нашего города.

Занятия в детском «Экскурсионном центре», как правило, проходят в форме:

-беседы;

-лекции;

-семинарских занятий;

-консультаций;

-квестов;

-деловых и ролевых игр;

-инсценировок;

-экскурсий.

Как правило, на занятиях в детском «Экскурсионном центре» рассматриваются основные вопросы по строению здания храма, церкви или часовни, особенности украшения, история строительства, события, которые связаны со строительством и пр., а также выбирается форма проведения экскурсии, набор заданий.

Например, одним из излюбленных приемов, используемых на квестах, является «qr-код». С помощью сканера на мобильном телефоне можно раздобыть зашифрованное. Используются также анаграммы, шарады, кроссворды, смысловое чтение текста с заданием и т.д. При разыгрывании сценок участники «Экскурсионного центра» все больше проникаются в смысл библейских притч, жития святых, примеряя на себя их жизнь.

Создание детского «Экскурсионного центра» по храмам, церквям и часовням города способствует изучению учащимися в активной деятельности историй их строительства, освещения, основания, развития религии в мире, библейских притч, мотивов, сюжетов, житий святых. Также, готовясь к экскурсиям, учащиеся эстетически развиваются: готовят декорации, костюмы, иллюстрации, презентации, гримируют актеров. Проведение экскурсий по храмам, церквям и часовням способствует изучению истории родного города и области. Положительным является и тот факт, что, проводя интерактивные экскурсии, выступая на публике, учащиеся овладевают навыками публичных выступлений, что тоже, несомненно, важно для развития и воспитания духовно развитой личности.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изм. и доп.)[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938– Загляд. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыка как средство духовно-нравственного развития"

В этой работе представлены мнения , размышления , суждения и сделаны определенные  выводы о  духовно - нравственном  воспитании  учащихся .Особая  роль  в  этом ...

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся...

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития учащихся

Я как педагог создаю ситуацию выбора, предлагая учащимся направления краеведческой исследовательской работы: историческое краеведение, этнографическое краеведение, литературное краеведение, лингвистич...

ДЕТСКИЙ ЭКСКУРСИОННЫЙ ЦЕНТР «ВОЛОНТЕРСТВО В ИЗУЧЕНИИ ГОРОДА» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Одной из таких форм работы является волонтёрское движение, которое реализуется в МБОУ «Гимназия №12».  На  базе данной гимназии в рамках Международного грантового ...

Экскурсионная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников.

 Экскурсионная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников....