Программа по сопровождению одарённых и талантливых детей в предметных областях "Русский язык" и "Литература" на 2019–2024 учебные годы
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Данная программа позволяет выявить способности детей, знакомит с методами и стратегиями работы с данной категорией обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_soprovozhdeniyu_odarennyh.odt | 55.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Ставропольского края
Туркменского района
с.Камбулат
Рассмотрено на заседании МО Рук.МО:__________Н.П.Будко Протокол №_________ от «___»______________2019г.
| Согласовано Зам. директора по УВР: _________Е.В.Кочергина «___ »____________2019 г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №3 ____________А.Н.Кушнарев
«____» _____________ 2019г. |
Программа
по сопровождению одарённых и талантливых детей в предметных областях "Русский язык" и "Литература"
на 2019–2024 учебные годы
Разработчик: Будко Н.П.,
учитель русского языка
и литературы
2019 г.
Оглавление
1.Пояснительная записка 2-7
2.Банк данных одаренных детей 8- 9
3.Методы и стратегии работы с одаренными и талантливыми детьми 10-16 4.План программы «Сопровождение ребёнка, имеющего ярко выраженные артистические способности» 17
5.План работы с одарёнными и талантливыми детьми 18-20
6.Список литературы 21
Приложение 1. «Диагностика общей одарённости» 22-24
Приложение 2. «Родительское исследование» 25
Приложение 3. Анкета « Как распознать одарённость» Л.Г.Кузнецова, Л.П.Смерч 26-28
1.Пояснительная записка
Проблема работы с одарёнными обучающимися актуальна для современного российского общества. В ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» в статье 77 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности» особое внимание уделяется:
- выявлению и поддержке лиц, проявивших выдающиеся способности;
- организации олимпиад и иных интеллектуальных и или творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;
- утверждению порядка и сроков проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты всероссийской олимпиады школьников, образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников;
- установления денежного поощрения и иных мер стимулирования указанных лиц.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Индивидуальная программа работы учителя русского языка и литературы по сопровождению одарённых и талантливых детей нацелена на работу с обучающимися 5-11 классов. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Данный курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует духовную культуру детей, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности обучающихся, их фантазию, образное мышление. Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения.
Целью программы является создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых и талантливых обучающихся 5-11 классов в области филологии:
- выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых и талантливых детей;
- создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
- организация проектной деятельности;
- использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр и др., позволяющих обучающимся проявить свои способности;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями обучающихся;
- использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности;
- развитие потенциала детей;
- проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми;
- создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми
- удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
- адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
- повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
- увеличение числа таких детей.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция Дж.Фензулли. Согласно его теории, одаренность - это сочетание 3-х характеристик: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, креативность (творческие способности) и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как природного явления, эта концепция определенно указывает направления педагогической работы.
Одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
- имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
- дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности. Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов.
Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность.Благодаря этому человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Одарённость, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными и талантливыми детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными и талантливыми детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными и талантливыми детьми: предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Этапы и сроки реализации
I. Организационный этап (сентябрь–октябрь)
Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.
II. Практический этап (ноябрь–апрель)
Данный этап предполагает: реализацию программы по работе с одаренными обучающимися; расширение форм работы с одарённым обучающимся.
III. Обобщающий этап (май)
На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных обучающихся.
Формы работы с одарёнными и талантливыми обучающимися.
- объединения дополнительного образования;
- внеурочная деятельность;
- конкурсы, марафоны и конференции;
- участие в олимпиадах;
- индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
- проектная деятельность;
- посещение интеллектуальных и творческих кружков;
- экскурсии;
- интеллектуальные игры, викторины;
- ведение детских портфолио.
Помощь одарённым и талантливым обучающимся в самореализации их творческой направленности.
- cоздание для ученика ситуации успеха и уверенности через обучение и воспитание;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
- разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов;
- изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований;
- контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников;
- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
- поощрение одаренных детей;
- публикация в СМИ, на сайте школы;
- награждение.
Методическая работа педагога:
- самообразование;
- повышение профессионального мастерства;
- взаимопосещение занятий;
- участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях ШМО и РМО педагогов;
- проведение открытых занятий;
- подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
- занимательно-познавательные мероприятия с обучающимися объединения.
Работа с родителями.
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
- создать условия для формирования у ребенка положительной
«Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей; - оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
- формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
Учителем проводится анализ успехов каждого ученика (желательно включить и результаты начальной школы) и, опираясь на портфолио обучающегося, характеристику классного руководителя, переводные административные работы, составляется банк данных.
Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
2.БАНК ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
в 4а, 5б, 8, 11 классах в 2018-2019 учебном году
№ п/п | Фамилия имя отчество | Класс | Способности |
1. | Алейникова Доминика Анатольевна | 4а | По уровню: высокие; умственные умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира); исполнительские. специализация: русский язык |
2. | Зиннатуллин Артем Александрович | 5б | По уровню: высокие; умственные: продуктивность мышления, высокая скорость мыслительной деятельности; исполнительские. специализация: русский язык |
3. | Гунькин Владислав Алексеевич | 8 | По уровню: высокие; умственные: оригинальность мышления, сомнение или оспаривания чужого мнения; исполнительские. специализация: история, русский язык |
4. | Чмырь Арина Геннадьевна | 8 | По уровню: высокие; умственные: умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира); исполнительские. специализация: русский язык, литература, математика, обществознание |
5. | Соловьева Татьяна Борисовна | 11 | По уровню: высокие; умственные умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира); исполнительские. специализация: русский язык |
5.План работы с одаренными и талантливыми детьми
№ | Содержание мероприятия | Форма проведения | Срок | Ответств-ые |
1 | Работа по выявлению одарённых и талантливых детей. Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Составление плана работы с одаренными и талантливыми детьми по русскому языку и литературе. | Анкетирование, собеседование. Заседание ШМО | Август-сентябрь | Рук. ШМО |
2 | Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. Продолжение работы по выявлению одарённых детей и талантливых детей. | Практические занятия. | Октябрь | Рук. ШМО |
3 | Подготовка к участию в очных/заочных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях разных уровней. | Инд. занятия с победителями школьных олимпиад. | Ноябрь | Учитель русского языка и литературы |
4 | Участие в очных/ заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. | Инд. занятия с победителями школьных олимпиад. | Декабрь | Учитель русского языка и литературы |
5 | Выпуск информационного бюллетеня о результатах участия в мероприятиях. | Бюллетень. | Октябрь - декабрь | Рук. ШМО, редкол-легия школы |
6 | Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. | Лекц.-практическое занятие. | Январь | Учитель русского языка и литературы |
7 | Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований. Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. | Лекц.-практическое занятие. | Февраль | Учитель русского языка и литературы |
8 | Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. Предварительная защита научных работ на заседании ШМО гуманитарного цикла. | Заседание ШМО Учебное занятие. | Март | Рук. ШМО |
9 | Месячник «Портфолио достижений одаренных детей» - «Книга творческих работ». Участие в муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» | Неделя творчества. | Апрель | Рук. ШМО |
10 | Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год. Работа с портфолио (итоги года). Заседание ШМО «Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых и талантливых детей в этом учебном году. Планирование работы с одарёнными детьми на следующий учебный год» | Составление плана. | Май | Рук. ШМО |
В течение года | Размещение материалов по работе с одаренными и талантливыми детьми на сайте школы и на личных страничках. |
Дополнительные занятия с одаренными и талантливыми детьми на сайтах Интернет-онлайн. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных и талантливых детей. | |
Создание в учебном кабинете материальной базы и картотеки материалов повышенного уровня сложности | |
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований. | |
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах, проектах, фестивалях. Награждение по итогам учебного года одарённых и талантливых детей. |
6. Список литературы
1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. - Волгоград: Учитель, 2012.
2. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.
3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
4. Беляева Н., Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. – № 9.
5. Больных Е.М., Икрин Г.В., Пиянзина О.П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие. – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
6. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
7. Давыдова Г.А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
8. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: «Прогресс», 1991.
9. http://www.booksgid.com/knigi_skachat/15606-odarjonnye-deti.-sbornik.html Одаренные дети / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М., 1991.
10. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C.Лейтеса. – М., 2000.
11. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000.
13. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990.
14. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.
Приложение 1
Диагностика оценки общей одаренности
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.
Проявляется в способности выявлятьпроблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или во-ображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивостъ (целеустремленностъ) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результэт будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ | Качество | Отметка |
Любознотельность | ||
Сверхчувствительность к проблемам | ||
Способность к прогнозированию | ||
Словарный запас | ||
Способность к оценке | ||
Изобретательность | ||
Способность рассуждать и мыслить логически | ||
Настойчивость | ||
Перфекционизм |
Приложение 2
Родительское исследование
- У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
- Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
- Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
- Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
- Он очень любит рисовать (Да / нет)
- Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
- Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
- Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
- Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________
- С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. ____________________________________________
Приложение 3
Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч
ЦЕЛЬ АНКЕТЫ: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
ХОД РАБОТЫ: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения).
За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
СПОРТИВНЫЙ ТАЛАНТ Если… он энергичен и все время хочет двигаться он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню; кажется, что он всерьез никогда не устает; неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает. | ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ Если… ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки; может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек; любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов; интересуется специальной технической литературой. |
ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ Если… рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное; выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета; изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными; любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни. | МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ Если… ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку; очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение; сочиняет свои собственные мелодии; научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. |
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ вашего ребенка могут проявиться, Если ребенок… не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение; в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации; серьезно относиться к произведениям искусства; когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды; не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях | СПОСОБНОСТИ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ Если ребенок… обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям; умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение; любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги; часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий; с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны. |
АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ Если ребенок… часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями; стремиться вызвать эмоциональные реакции у других, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; с большим желанием выступает пере аудиторией; с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен и открыт всему; любит и понимает значение красивой и характерной одежды. | НЕЗАУРЯДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Если ребенок… хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей; обладает хорошей памятью; легко и быстро схватывает новый школьный материал; задает очень много продуманных вопросов; любит читать книги, причем по своей собственной программе; обгоняет сверстников по учебе, гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников; обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла; очень восприимчив и наблюдателен. |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы с одарёнными учащимися по математике и информатике за I четверть 2013 – 2014 учебного года
Математика и информатика объективно являются наиболее сложными школьными предметами, требующими более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. По...
Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...
"Оценка результативности внедрения "Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района Архангельской области""
Выпускная аттестационная работа в рамках обучения в областной Школе педагога-исследователя....
Школьная программа поддержки и развития способных, талантливых детей "Одаренные дети"
Для проявления способностей в той или иной области каждому ребенку необходимо создать максимально благоприятные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных спос...
Программа работы с одарёнными детьми "Талантливый ученик"
Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли...
Психолого-педагогическое сопровождение способных и талантливых детей
В данных рекомендациях представлены методы первичной диагностики детской одаренности, а также методики, которые можно использовать при диагностике творческой детской одаренности. Методические ре...