"Мы выбираем, нас выбирают"
методическая разработка (9 класс)
Сценарий воспитательного часа на тему: "Мы выбираем, нас выбирают" 9-й класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ №7»
Сценарий воспитательного часа на тему:
"Мы выбираем, нас выбирают" 9-й класс
Тедеева Зарина Алановна
ГБУ ЦССВ № 7
воспитатель
Санкт-Петербург
2021 г.
"Мы выбираем, нас выбирают"
Цели:
- Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.
- Способствовать осознанию учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.
- Актуализировать основные понятия профессионального самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии; сферы профессиональной деятельности.
- Проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
Задачи:
- Научить подростков выделять основные признаки профессии;
- Научить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии;
- Научить оперировать основными понятиями профессионального самоопределения.
Оформление и оборудование: Презентация Power Point (Приложение 1), ручки, карандаши, схемы анализа профессии на каждую группу (Приложение 2).
Сценарий занятия
1. Вступительная беседа.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем классном часе. Пройдёт он у нас сегодня в виде группового занятия, поэтому я попрошу вас всех разделиться на 3 группы.
Тема нашего группового занятия: «Мы выбираем, нас выбирают» (Слайд 1, Приложение 1). Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
(Ответы учащихся).
Сегодня разговор наш вновь будет о профессиональном самоопределении, процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора профессии.
Посмотрите на экран (Слайд 2, Приложение 1). Каждой группе я предлагаю подумать над изречениями и через пять минут высказать своё мнение.
«Все работы хороши, выбирай на вкус». В.В. Маяковский
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.
«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Томас Карлейль.
«Всяк кузнец своего счастья». Народная пословица.
(Учащиеся в группе совещаются и через пять минут проходит обсуждение данных высказываний).
2. Актуализация знаний.
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?
Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.
Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием. Однако. Выбирая себе профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности.
Выбор профессии, с одной стороны, - взгляд в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.В. Климовым. Мы с вами эти факторы тоже знаем (Слайд 3, Приложение 1).
- Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях, вас интересующих, можно получить из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посещений различных учебных заведений, предприятий, учреждений, встреч с различными специалистами, с помощью сети Интернет.
- Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься. Необходимо уяснить для себя: вы любите заниматься только любимым делом или вам необходимо общение с людьми?
- Способности. Думаю, вы понимаете, что одного интереса к будущей профессии мало. Необходимы определённые способности. Способности – это такие свойства человека, которые являются необходимым условием достижения успехов в той или иной области. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим ещё и абсолютный музыкальный слух и т.д.
- Уровень притязания и самооценка. Это важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например, девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.д.
- Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
- Мнение друзей, одноклассников. Не стоит выбирать учебное заведение по принципу: я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к советам друзей или родителей, важно помнить, что выбор профессии – это ваш и только ваш личный выбор.
- Мнение учителей и классного руководителя. При выборе профессии старшекласснику полезно учесть мнение учителей о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности. В школе работают психологи, они могут с помощью тестов и заданий определить ваши способности и склонности. Можно обратиться в центры профконсультаций, в центры занятости.
- ЛПП – личный профессиональный план. Это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности (психического, материального, физического плана). В целом выбор профессии считается оптимальным, если в составлении личного профессионального плана учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и запасные варианты.
Вспомните родительское собрание в 8 классе и классный час в 9 классе. Посмотрите на слайд 4 (Приложение 1). Какая фигура должна получится в идеале в этом круге?
К каким последствиям может привести неучёт тех или иных факторов?
(Ответы учащихся).
Что такое имидж? Поразмыслите над этим словом в течение 1 минуты. Напишите на карточке свои ассоциации, связанные с этим словом. (Слайд 5, Приложение 1)
(Учащиеся обсуждают, существует ли имидж у людей той или иной профессии, важно ли его иметь при устройстве на работу, соблюдать на работе).
3. Игра «Угадай профессию»
Цель в жизни имеют все люди. Любая цель может быть достижима только посредством труда. Перед каждым вырисовывается своя перспектива в жизни. Иначе ничто не оправдает наше существование. Мы крепнем духовно и физически по мере возвышения наших целей. И чем выше цель, чем чище и бескорыстнее становится человек, тем лучше он трудится.
Предлагаю игру «Угадай профессию» (Слайд 6, Приложение 1, Приложение 2).
Очень часто мы представляем себе какую-либо профессию, но конкретно рассказать об её особенностях не можем. Вот мы сейчас и узнаем особенности некоторых профессий.
Каждая группа получает таблицу. Задание группам: изучить таблицу; загадать профессию и закодировать её, т.е. проставить в каждой ячейке последней колонки нужную цифру, которая подходит к вашей профессии; по сигналу передать другой группе (по кругу). Группа, изучив, должна отгадать, какая же профессия закодирована. В качестве примера даётся профессия таксиста.
Учащиеся работают, звучит медленная музыка.
Теперь настало время узнать, какую профессию загадала каждая группа.
Вы хорошо потрудились. А мы продолжаем разговор о труде.
4. Обсуждение.
Труд в удовольствие – коварный миф. Труд есть прежде всего работа. Её суть раскрывается в таких понятиях, как трудно, трудный, трудности. Подлинный, а не мнимый труд не может быть идентичен игре, забаве. Он всегда требует больших затрат физической, нервной, интеллектуальной энергии, требует преодоления самого себя. Он всегда связан с напряжением, с усилием, с усталостью. И всё-таки здорово, когда сам процесс труда захватывает, увлекает, становится радостным. И ещё лучше, если труд твой увлекает тебя всю жизнь.
Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, прядение, шитьё, вязание.
Сейчас каждый стоит у штурвала своей жизни. Некоторые не всегда правильно выбирают верный путь и «садятся на мель».
Что же такое призвание, как вы считаете? (Слайд 7, Приложение 1).
- Это внутренний голос, который помогает тебе выбрать профессию.
- Это способности, к которым человек предрасположен.
- Это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы
Безусловно, у каждого человека есть природные задатки: врождённая музыкальность, способности к техническому творчеству, к изобразительному искусству, к шитью. Но все задатки надо развивать, надо много трудиться, чтобы достичь желаемого уровня.
Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространённой является известная вам классификация академика Е.А. Климова (Слайд 8, Приложение 1).
5. Подведение итогов.
- Какие же ошибки сопутствуют выбору профессии? (Слайд 9, Приложение 1).
- А на вопрос, как получить желаемую профессию вы можете уже сказать сами. (Слайд 10).
- Что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии? (Слайд 11, Приложение 1).
- Попрошу вас продолжить незаконченные предложения:
«Я узнал, что моя будущая профессия…»
« Я думаю, что после сегодняшнего разговора…»
«Я надеюсь, что в будущем…» (Слайд 12, Приложение 1) - Предлагаю в группах обсудить, сформулировать и записать тему следующего классного часа из цикла «Мир профессий» (Слайд 13, Приложение 1).
- Предлагаю составить тезаурус по теме (Слайд 14, Приложение 1).
6. Заключение.
В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым.
Для вас ребята, время пришло! Бывают случаи, когда, закончив школу, выпускник ещё не определился. Ничего страшного. Главное – относиться к выбору профессии надо как к началу нового жизненного этапа. Всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это необходимо потому что, как известно, «под лежачий камень вода не течёт». Ещё Л.Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».
Обращаю ваше внимание на роль выбора профессии в жизни человека. Закончить наш с вами практикум по выбору профессии хочется словами К.Э. Циолковского «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Жюлем Верном, он пробудил работу мозга в этом направлении. Возникли желания, а за желаниями возникла деятельность ума».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что ты думаешь об этих изречениях? «Все работы хороши, Выбирай на вкус». В.В. Маяковский «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека. «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Томас Карлейль. «Всяк кузнец своего счастья»
Факторы, влияющие на выбор профессии. Знания о профессиях и их востребованность. Склонности (интересы, мотивы труда) Способности. Уровень притязания и самооценка. Мнение родителей, семьи. Мнение друзей, одноклассников. Мнение учителей и классного руководителя. ЛПП – личный профессиональный план.
ПС СК ПТ ПУ ЛПП СП УП ИН
Давайте поразмышляем! 1. Что такое имидж? Поразмыслите над этим словом в течение 1 минуты. 2. Напишите на карточке свои ассоциации, связанные с этим словом.
игра «Угадай профессию».
Что же такое призвание? Это внутренний голос, который помогает тебе выбрать профессию. Это способности, к которым человек предрасположен. Это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы
Сферы профессиональной деятельности Сфера искусства (человек – художественный образ) Сфера технических интересов (человек – техника) Сфера работы с людьми (человек-человек) Сфера работы с объектами живой природы (человек – природа) Сфера труда, направленного на обработку информации (человек – знак)
Ошибки, сопутствующие выбору профессии: Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»; Выбор профессии из соображения престижности в обществе; Только на основании высокой оплаты труда; Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний; Отождествление учебного предмета с профессией; Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию; Выбор профессии «за компанию» с друзьями; Неумение (без учёта индивидуальных способностей) разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.) Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии; Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными.
Как получить желаемую профессию? - поставить перед собой цель и стремиться достичь её; - необходимо получить хорошие знания; - поступить и успешно закончить профессиональный лицей или колледж; - необходимо предварительно попробовать себя в избранной профессии; - нужно любить эту профессию.
При осознанном выборе профессии необходимо учитывать: Интересы; Склонности; Способности; Готовность (пригодность к чему-либо; Возможности (средства, условия, обстоятельства, необходимые для чего-либо; Природные особенности; Здоровье; Потребность общества в избираемой профессии.
Продолжить незаконченные предложения: «Я узнал, что моя будущая профессия…» « Я думаю, что после сегодняшнего разговора…» «Я надеюсь, что в будущем…»
Предлагаю в группах обсудить, сформулировать и записать тему следующего классного часа из цикла «Я выбираю профессию».
Тезаурус по теме: Профориентация – определение человеком своего места в профессиональном мире Цель профориентации – взвешенный, самостоятельный выбор проф.деятельности. Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования Специальность – вид занятия в рамках одной профессии Квалификация – степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Схема анализа профессии
Характеристики профессий | Пример профессии: таксист | Кодирование загаданной профессии |
Предмет труда: 1 – природа (животные, растения); 2 – материалы и заготовки; 3 – дети; 4 – взрослые; 5 – техника; 6 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах…); 7 – художественный образ. | Взрослые Техника | |
Цели труда: 1 – контроль, оценка, диагноз; 2 – преобразовательная; 3 – изобразительная; 4 – транспортирование; 5 – обслуживание; 6 – собственное развитие. | Транспортирование Обслуживание | |
Средства труда: 1 – ручные и простые приспособления; 2 – механические; 3 – автоматические; 4 – функциональные (речь, мимика, зрение, слух…); 5 – теоретические знания, способы мышления; 6 – переносные или стационарные средства. | Механические Функциональные | |
Условия труда: 1 – бытовой микроклимат; 2 – большие помещения с людьми; 3 – обычный производственный цех; 4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность); 5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья); 6 – работа на открытом воздухе; 7 – домашний кабинет, лаборатория, мастерская. | Экстремальные условия | |
Характер подвижности в труде: 1 – преимущественно сидя; 2 – преимущественно стоя; 3 – множество разнообразных движений; 4 – длительная ходьба; 5 – вынужденные статичные позы; 6 – высокая избирательная подвижность определённых групп мышц. | Сидя | |
Характер общения в труде: 1 – минимальное общение (индивидуальный план); 2 – клиенты, посетители; 3 – обычный коллектив (одни и те же лица); 4 – работа с аудиториями; 5 – выраженная дисциплина, субординация в труде; 6 – небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций). | Клиенты | |
Ответственность в труде: 1 – материальная; 2 – моральная; 3 – за жизнь и здоровье людей; 4 – невыраженная ответственность. | Ответственность за жизнь и здоровье людей | |
Особенности труда: 1 – возможность работы по совместительству; 2 – большая официальная зарплата; 3 – льготы; 4 – «соблазны» (возможность использовать оборудование организации и т.п.) 5 – «изысканные отношения»; 6 – встречи со знаменитостями; 7 – частые загранкомандировки; 8 – командировки по стране; 9 – завершённый результат труда (можно полюбоваться); 10 – высокий престиж профессии; 11 – ярко выраженная общественная полезность труда. | Соблазны. Привлекательные стороны. | |
Типичные трудности и неприятности: 1 – нервное напряжение; 2 – профзаболевания; 3 – распространено сквернословие; 4 – повышенный риск попасть под судимость; 5 – непрестижность; 6 – маленькая зарплата; 7 – общественно презираемый (осуждаемый) труд | Нервное напряжение. Профзаболевания. Сквернословие. | |
Минимальный уровень образования для работы: 1 – без специального образования (сразу после школы); 2 – краткосрочные курсы; 3 – начальное профессиональное образование (техникум, колледж); 4 – высшее профессиональное образование: - незаконченное высшее; - бакалавриат; - магистратура; 5 – учёная степень (аспирантура, академия…); 6 – дополнительное профессиональное образование. | Начальное профессиональное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"
Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...
Классный час "Выбирая профессию – выбираю будущее"
Тема классного часа: Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик «Ученик лекаря» (притча) Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми...
Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию КВН "Мы выбираем, нас выбирают"
сценарий разработан для ррайонной игры между школами....
Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию КВН "Мы выбираем, нас выбирают"
сценарий разработан для ррайонной игры между школами....
Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию КВН "Мы выбираем, нас выбирают"
сценарий разработан для ррайонной игры между школами....
Классный час "Мы выбираем,нас выбирают"
Классный час "Мы выбираем,нас выбирают"...