"Мы выбираем, нас выбирают"
методическая разработка (9 класс)

Сценарий воспитательного часа на тему: "Мы выбираем, нас выбирают" 9-й класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ №7»

Сценарий воспитательного часа на тему:

"Мы выбираем, нас выбирают" 9-й класс

Тедеева Зарина Алановна

ГБУ ЦССВ № 7

воспитатель

Санкт-Петербург

2021 г.

"Мы выбираем, нас выбирают"

Цели:

  • Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.
  • Способствовать осознанию учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.
  • Актуализировать основные понятия профессионального самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии; сферы профессиональной деятельности.
  • Проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.

Задачи:

  • Научить подростков выделять основные признаки профессии;
  • Научить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии;
  • Научить оперировать основными понятиями профессионального самоопределения.

Оформление и оборудование: Презентация Power Point (Приложение 1), ручки, карандаши, схемы анализа профессии на каждую группу (Приложение 2).

Сценарий занятия

1. Вступительная беседа.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем классном часе. Пройдёт он у нас сегодня в виде группового занятия, поэтому я попрошу вас всех разделиться на 3 группы.

Тема нашего группового занятия: «Мы выбираем, нас выбирают» (Слайд 1, Приложение 1). Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

(Ответы учащихся).

Сегодня разговор наш вновь будет о профессиональном самоопределении, процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора профессии.

Посмотрите на экран (Слайд 2, Приложение 1). Каждой группе я предлагаю подумать над изречениями и через пять минут высказать своё мнение.

«Все работы хороши, выбирай на вкус». В.В. Маяковский

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Томас Карлейль.

«Всяк кузнец своего счастья». Народная пословица.

(Учащиеся в группе совещаются и через пять минут проходит обсуждение данных высказываний).

2. Актуализация знаний.

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?

Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.

Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием. Однако. Выбирая себе профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности.

Выбор профессии, с одной стороны, - взгляд в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.В. Климовым. Мы с вами эти факторы тоже знаем (Слайд 3, Приложение 1).

  1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях, вас интересующих, можно получить из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посещений различных учебных заведений, предприятий, учреждений, встреч с различными специалистами, с помощью сети Интернет.
  2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься. Необходимо уяснить для себя: вы любите заниматься только любимым делом или вам необходимо общение с людьми?
  3. Способности. Думаю, вы понимаете, что одного интереса к будущей профессии мало. Необходимы определённые способности. Способности – это такие свойства человека, которые являются необходимым условием достижения успехов в той или иной области. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим ещё и абсолютный музыкальный слух и т.д.
  4. Уровень притязания и самооценка. Это важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например, девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.д.
  5. Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
  6. Мнение друзей, одноклассников. Не стоит выбирать учебное заведение по принципу: я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к советам друзей или родителей, важно помнить, что выбор профессии – это ваш и только ваш личный выбор.
  7. Мнение учителей и классного руководителя. При выборе профессии старшекласснику полезно учесть мнение учителей о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности. В школе работают психологи, они могут с помощью тестов и заданий определить ваши способности и склонности. Можно обратиться в центры профконсультаций, в центры занятости.
  8. ЛПП – личный профессиональный план. Это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности (психического, материального, физического плана). В целом выбор профессии считается оптимальным, если в составлении личного профессионального плана учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и запасные варианты.

Вспомните родительское собрание в 8 классе и классный час в 9 классе. Посмотрите на слайд 4 (Приложение 1). Какая фигура должна получится в идеале в этом круге?

К каким последствиям может привести неучёт тех или иных факторов?

(Ответы учащихся).

Что такое имидж? Поразмыслите над этим словом в течение 1 минуты. Напишите на карточке свои ассоциации, связанные с этим словом. (Слайд 5, Приложение 1)

(Учащиеся обсуждают, существует ли имидж у людей той или иной профессии, важно ли его иметь при устройстве на работу, соблюдать на работе).

3. Игра «Угадай профессию»

Цель в жизни имеют все люди. Любая цель может быть достижима только посредством труда. Перед каждым вырисовывается своя перспектива в жизни. Иначе ничто не оправдает наше существование. Мы крепнем духовно и физически по мере возвышения наших целей. И чем выше цель, чем чище и бескорыстнее становится человек, тем лучше он трудится.

Предлагаю игру «Угадай профессию» (Слайд 6, Приложение 1, Приложение 2).

Очень часто мы представляем себе какую-либо профессию, но конкретно рассказать об её особенностях не можем. Вот мы сейчас и узнаем особенности некоторых профессий.

Каждая группа получает таблицу. Задание группам: изучить таблицу; загадать профессию и закодировать её, т.е. проставить в каждой ячейке последней колонки нужную цифру, которая подходит к вашей профессии; по сигналу передать другой группе (по кругу). Группа, изучив, должна отгадать, какая же профессия закодирована. В качестве примера даётся профессия таксиста.

Учащиеся работают, звучит медленная музыка.

Теперь настало время узнать, какую профессию загадала каждая группа.

Вы хорошо потрудились. А мы продолжаем разговор о труде.

4. Обсуждение.

Труд в удовольствие – коварный миф. Труд есть прежде всего работа. Её суть раскрывается в таких понятиях, как трудно, трудный, трудности. Подлинный, а не мнимый труд не может быть идентичен игре, забаве. Он всегда требует больших затрат физической, нервной, интеллектуальной энергии, требует преодоления самого себя. Он всегда связан с напряжением, с усилием, с усталостью. И всё-таки здорово, когда сам процесс труда захватывает, увлекает, становится радостным. И ещё лучше, если труд твой увлекает тебя всю жизнь.

Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, прядение, шитьё, вязание.

Сейчас каждый стоит у штурвала своей жизни. Некоторые не всегда правильно выбирают верный путь и «садятся на мель».

Что же такое призвание, как вы считаете? (Слайд 7, Приложение 1).

- Это внутренний голос, который помогает тебе выбрать профессию.

- Это способности, к которым человек предрасположен.

- Это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы

Безусловно, у каждого человека есть природные задатки: врождённая музыкальность, способности к техническому творчеству, к изобразительному искусству, к шитью. Но все задатки надо развивать, надо много трудиться, чтобы достичь желаемого уровня.

Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространённой является известная вам классификация академика Е.А. Климова (Слайд 8, Приложение 1).

5. Подведение итогов.

  • Какие же ошибки сопутствуют выбору профессии? (Слайд 9, Приложение 1).
  • А на вопрос, как получить желаемую профессию вы можете уже сказать сами. (Слайд 10).
  • Что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии? (Слайд 11, Приложение 1).
  • Попрошу вас продолжить незаконченные предложения:
    «Я узнал, что моя будущая профессия…»
    « Я думаю, что после сегодняшнего разговора…»
    «Я надеюсь, что в будущем…» (Слайд 12,
    Приложение 1)
  • Предлагаю в группах обсудить, сформулировать и записать тему следующего классного часа из цикла «Мир профессий» (Слайд 13, Приложение 1).
  • Предлагаю составить тезаурус по теме (Слайд 14, Приложение 1).

6. Заключение.

В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым.

Для вас ребята, время пришло! Бывают случаи, когда, закончив школу, выпускник ещё не определился. Ничего страшного. Главное – относиться к выбору профессии надо как к началу нового жизненного этапа. Всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это необходимо потому что, как известно, «под лежачий камень вода не течёт». Ещё Л.Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

Обращаю ваше внимание на роль выбора профессии в жизни человека. Закончить наш с вами практикум по выбору профессии хочется словами К.Э. Циолковского «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Жюлем Верном, он пробудил работу мозга в этом направлении. Возникли желания, а за желаниями возникла деятельность ума».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час Мы выбираем, нас выбирают.

Слайд 2

Что ты думаешь об этих изречениях? «Все работы хороши, Выбирай на вкус». В.В. Маяковский «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека. «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Томас Карлейль. «Всяк кузнец своего счастья»

Слайд 3

Факторы, влияющие на выбор профессии. Знания о профессиях и их востребованность. Склонности (интересы, мотивы труда) Способности. Уровень притязания и самооценка. Мнение родителей, семьи. Мнение друзей, одноклассников. Мнение учителей и классного руководителя. ЛПП – личный профессиональный план.

Слайд 4

ПС СК ПТ ПУ ЛПП СП УП ИН

Слайд 5

Давайте поразмышляем! 1. Что такое имидж? Поразмыслите над этим словом в течение 1 минуты. 2. Напишите на карточке свои ассоциации, связанные с этим словом.

Слайд 6

игра «Угадай профессию».

Слайд 7

Что же такое призвание? Это внутренний голос, который помогает тебе выбрать профессию. Это способности, к которым человек предрасположен. Это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы

Слайд 8

Сферы профессиональной деятельности Сфера искусства (человек – художественный образ) Сфера технических интересов (человек – техника) Сфера работы с людьми (человек-человек) Сфера работы с объектами живой природы (человек – природа) Сфера труда, направленного на обработку информации (человек – знак)

Слайд 9

Ошибки, сопутствующие выбору профессии: Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»; Выбор профессии из соображения престижности в обществе; Только на основании высокой оплаты труда; Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний; Отождествление учебного предмета с профессией; Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию; Выбор профессии «за компанию» с друзьями; Неумение (без учёта индивидуальных способностей) разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.) Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии; Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными.

Слайд 10

Как получить желаемую профессию? - поставить перед собой цель и стремиться достичь её; - необходимо получить хорошие знания; - поступить и успешно закончить профессиональный лицей или колледж; - необходимо предварительно попробовать себя в избранной профессии; - нужно любить эту профессию.

Слайд 11

При осознанном выборе профессии необходимо учитывать: Интересы; Склонности; Способности; Готовность (пригодность к чему-либо; Возможности (средства, условия, обстоятельства, необходимые для чего-либо; Природные особенности; Здоровье; Потребность общества в избираемой профессии.

Слайд 12

Продолжить незаконченные предложения: «Я узнал, что моя будущая профессия…» « Я думаю, что после сегодняшнего разговора…» «Я надеюсь, что в будущем…»

Слайд 13

Предлагаю в группах обсудить, сформулировать и записать тему следующего классного часа из цикла «Я выбираю профессию».

Слайд 14

Тезаурус по теме: Профориентация – определение человеком своего места в профессиональном мире Цель профориентации – взвешенный, самостоятельный выбор проф.деятельности. Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования Специальность – вид занятия в рамках одной профессии Квалификация – степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности.

Слайд 15

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение 2                                                

Схема анализа профессии

Характеристики профессий

Пример профессии: таксист

Кодирование загаданной профессии

Предмет труда:

1 – природа (животные, растения);

2 – материалы и заготовки;

3 – дети;

4 – взрослые;

5 – техника;

6 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах…);

7 – художественный образ.

Взрослые

Техника

Цели труда:

1 – контроль, оценка, диагноз;

2 – преобразовательная;

3 – изобразительная;

4 – транспортирование;

5 – обслуживание;

6 – собственное развитие.

Транспортирование

Обслуживание

Средства труда:

1 – ручные и простые приспособления;

2 – механические;

3 – автоматические;

4 – функциональные (речь, мимика, зрение, слух…);

5 – теоретические знания, способы мышления;

6 – переносные или стационарные средства.

Механические

Функциональные

Условия труда:

1 – бытовой микроклимат;

2 – большие помещения с людьми;

3 – обычный производственный цех;

4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность);

5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья);

6 – работа на открытом воздухе;

7 – домашний кабинет, лаборатория, мастерская.

Экстремальные условия

Характер подвижности в труде:

1 – преимущественно сидя;

2 – преимущественно стоя;

3 – множество разнообразных движений;

4 – длительная ходьба;

5 – вынужденные статичные позы;

6 – высокая избирательная подвижность определённых групп мышц.

Сидя

Характер общения в труде:

1 – минимальное общение (индивидуальный план);

2 – клиенты, посетители;

3 – обычный коллектив (одни и те же лица);

4 – работа с аудиториями;

5 – выраженная дисциплина, субординация в труде;

6 – небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций).

Клиенты

Ответственность в труде:

1 – материальная;

2 – моральная;

3 – за жизнь и здоровье людей;

4 – невыраженная ответственность.

Ответственность за жизнь и здоровье людей

Особенности труда:

1 – возможность работы по совместительству;

2 – большая официальная зарплата;

3 – льготы;

4 – «соблазны» (возможность использовать оборудование организации и т.п.)

5 – «изысканные отношения»;

6 – встречи со знаменитостями;

7 – частые загранкомандировки;

8 – командировки по стране;

9 – завершённый результат труда (можно полюбоваться);

10 – высокий престиж профессии;

11 – ярко выраженная общественная полезность труда.

Соблазны.

Привлекательные стороны.

Типичные трудности и неприятности:

1 – нервное напряжение;

2 – профзаболевания;

3 – распространено сквернословие;

4 – повышенный риск попасть под судимость;

5 – непрестижность;

6 – маленькая зарплата;

7 – общественно презираемый (осуждаемый) труд

Нервное напряжение.

Профзаболевания.

Сквернословие.

Минимальный уровень образования для работы:

1 – без специального образования (сразу после школы);

2 – краткосрочные курсы;

3 – начальное профессиональное образование (техникум, колледж);

4 – высшее профессиональное образование:

- незаконченное высшее;

- бакалавриат;

- магистратура;

5 – учёная степень (аспирантура, академия…);

6 – дополнительное профессиональное образование.

Начальное профессиональное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"

Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в  нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...

Классный час "Выбирая профессию – выбираю будущее"

Тема классного часа:  Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик  «Ученик лекаря» (притча)  Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми...

Классный час "Мы выбираем,нас выбирают"

Классный час "Мы выбираем,нас выбирают"...