Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир творчества"
рабочая программа
Содержание программы «Мир творчества» является продолжением изучения смежных предметных областей (технологии, изобразительного искусства, истории) в освоении различных видов и техник искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_mir_tvorchestva.doc | 463.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;
- Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2015 г., рег. номер 35915);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);
- Федеральных перечней учебников на 2020-2021 учебный год (утверждены приказом Минпросвещения России от 08 мая 2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
- СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. номер 19983);
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. №16 «Об утверждения санитарно-эпидемических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования протокол №1/15 от 08 апреля 2015 г;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;
- Устава МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации МО «Курумканский район» № 439 от 21.12. 2015 г.
- Учебного плана МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа по внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку, результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое планирование.
Общая характеристика по внеурочной деятельности
Содержание программы «Мир творчества» является продолжением изучения смежных предметных областей (технологии, изобразительного искусства, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: филигрань, граттаж, декупаж, и т.д Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
- освоению нетрадиционных техник рисования;
- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей создания филигрань, граттаж, декупаж и т.д.
Концепция (основная идея) программы
Программа основана на ручной манипулятивной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Работая с разными материалами, учащиеся приобретают определенные навыки, способствующие развитию сенсорики, а также творческих способностей. Сочетание занятий практических с выставками позволяет расширить кругозор ребят. Программа рассчитана на детей от 11 до 15 лет.
Основная форма внеурочной деятельности – погружение, особенностями которого является проведение занятий, объединенных общей темой художественной направленности. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, витраж, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками. Работа в разных техниках требует постепенного знакомства с особенностями ремесла, аккуратности исполнения, отработки и совершенствования навыков ручной работы. Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.
Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира детей. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов освоения обучающимися программы основного общего образования и планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся.
Цель программы:
Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области изобразительного искусства, формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи курса:
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
- Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
- Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
- Сформировать у детей технические навыки рисования.
Описание места внеурочной деятельности «Мир творчества»
Место внеурочной деятельности «Мир творчества» в учебном плане – план внеурочной деятельности МБОУ «Дыренская СОШ»
Количество часов, на которые рассчитана программа: 5 -9 классы - 35 ч, 1 ч в неделю
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
- интерес к предметно-исследовательской деятельности в творческой мастерской;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в творческой мастерской;
- ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
- умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;
- интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.
Метапредметными результатами:
Регулятивные
-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
-формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
-соотнесение целей с возможностями
-определение временных рамок
-определение шагов решения задачи
-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Познавательные
-умение задавать вопросы
-умение получать помощь
-умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами
-построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные
-умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
-способность принять другую точку зрения, отличную от своей
-способность работать в команде;
-выслушивание собеседника и ведение диалога.
Предметные результаты:
-подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
-соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
-обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
-дизайнерское проектирование технического изделия;
-моделирование художественного оформления объекта труда;
-разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
-развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами;
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
-однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
-постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
-тематические - по итогу изучения разделов, тем;
-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества , иллюстрации, эскизы и т.п.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир творчества»:
Обучающиеся должны знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Обучающиеся должны уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Ученик научится:
|
|
|
|
|
|
|
Ученик получит возможность научится:
Различным техникам рисования.
Изображению с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок. Изображению сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей. |
Изображению цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов. |
Нахождению образа в общей пластической массе. Работа над рельефом. |
Изображению натюрмортов, коллажей, пейзажей. |
Созданию пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы). Созданию образов танцующих фигур, фигур в движении. |
Содержание программы по внеурочной деятельности «Мир творчества» с указанием форм организации и видов деятельности.
Тематическое планирование 5-9 классы, 35 часов, 1 час в неделю.
Темы, входящие в раздел программы | Кол-во часов |
Техника Филигрань. | 5 ч |
Техника Граттаж. | 4 ч |
Изготовление изделий из бросового материала. | 5 ч |
Техника «декупаж» | 5 ч |
Техника «Набрызг» | 3 ч |
Техника «Витраж» (клеевые картинки) | 4 ч |
Техника «Аппликация» | 6 ч |
Работа над творческим проектом. Организация итоговой выставки. | 3 ч |
- Техника Филигрань.
История филиграни, его особенности. Термины и базовые формы. Виды филиграни. Приѐмы работы.
Навыки изготовления и преобразования базовых форм, из различных видов веревочных материалов.
Ознакомление с основными принципами построения орнамента: повтор, чередование, инверсия, симметрия. Овладение приѐмами составления орнамента в полосе, круге.
Приѐмы конструирования цветов простой односложной конструкции и бахромчатых цветов (сгибание, надрезание, скручивание), способам создания композиций ,использованием элементов аппликации (стебли, листья и т. д.). Изготовление изделия «Петушок-золотой гребешок» в технике «филигрань». Панно «Паук» в технике «филигрань»
Формы организации и виды деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективное творчество. Практическая работа по изготовлению панно.
- Техника Граттаж.
Вводное занятие. Техника безопасности при работе. История техники Граттаж, инструменты и материалы для работы. Подготовка бумаги к работе. Изготовление картины « Цап-царап», рисование кота в технике «граттаж»
Формы организации и виды деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективное творчество, репродуктивный.
Практическая творческая работа.
- Изготовление изделий из бросового материала.
Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Свойства бросового материала. Творческая работа с бросовым материалом: пластиковыми бутылками, пакетами. Выполнение тематических заданий. Изготовление изделий из пластиковых бутылок, пакетов. Цветовое оформление работ.
Формы организации и виды деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, метод сравнения, коллективное творчество. Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
- Техника «Декупаж»,
Техника «декупаж», история появления, материалы и принадлежности. Изготовление изделия в технике «декупаж», баночка, коробка.
Формы организации и виды деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективное творчество, объяснительно-иллюстративный.
- Техника «Набрызг»
История появления техники, инструменты и материалы для работы. Ознакомление с технологией выполнения работы в технике «Набрызг». Рисование листа в технике «набрызги» Рисование дерева в технике «набрызги».
Формы организации и виды деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективное и индивидуальное творчество.
- Техника «витраж» (клеевые картинки)
История появления техники, материалы и инструменты для работы. Подготовка материалов и инструментов для работы. Клеевая обводка. Рисование на капельках клея. Создание панно в технике «витраж» (клеевые картинки).
Формы организации и виды деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективное творчество. Индивидуальная творческая работа по изготовлению панно.
- Техника «Аппликация»
Что такое аппликация. Разнообразие материалов для аппликаций. Правила безопасной работы. Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы в аппликациях. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия. Аппликация из макаронных изделий и круп. Свойства яичной скорлупы, её обработка, приёмы работы со скорлупой.
Практические работы. Изготовление творческих изделий из яичной скорлупы, макаронных изделений, круп. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
Формы организации и виды деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективное творчество.
Практическая работа в технике обрывной аппликации, в технике «вырезанная аппликация». Творческая работа с необычными материалами, например с макаронами, крупой, яичной скорлупой.
- Подготовка итогового проекта.
Создание итогового проекта в любой технике исполнения. Защита проекта. Выставка работ. Создание портфолио.
Формы организации и виды деятельности: Индивидуальная, фронтальная. Беседа, анализ работ, обсуждение работ. Проведение выставки.
Календарно-тематическое планирование в 5-9 классах, 1ч в неделю.
№ п/п | Дата | Тема урока | |
план | факт | ||
1 | Вводное занятия. Техника безопасности. | ||
2 | Техника Филигрань. История появления. | ||
3 | «Петушок-золотой гребешок» в технике «филигрань». | ||
4 | «Петушок-золотой гребешок» в технике «филигрань». | ||
5 | Панно «Паук» в технике «филигрань» | ||
6 | Техника «граттаж». История появления, инструменты и материалы. | ||
7 | Подготовка бумаги к работе. | ||
8 | «Цап-царап», рисование кота в технике «граттаж» | ||
9 | «Цап-царап», рисование кота в технике «граттаж» | ||
10 | Бросовый материал. Сбор материала. | ||
11 | Изготовление изделий из пластиковых бутылок. | ||
12 | Изготовление изделий из пластиковых бутылок. | ||
13 | Изготовление изделий из пластиковых пакетов. | ||
14 | Изготовление изделий из пластиковых пакетов. | ||
15 | Техника «декупаж». История создания. Материалы и инструменты. | ||
16 | Приклеивание салфетки классическим способом. Декор металлической баночки. | ||
17 | Декор металлической баночки. | ||
18 | Декор стеклянных банок. | ||
19 | Декор стеклянных банок. | ||
20 | Техника «набрызг». Особенности выполнения работы. | ||
21 | Рисование листа в технике «набрызги» | ||
22 | Рисование дерева в технике «набрызги» | ||
23 | Техника «витраж» (клеевые картинки) | ||
24 | Изготовление панно в технике «витраж» | ||
25 | Изготовление панно в технике «витраж» | ||
26 | Изготовление панно в технике «витраж» | ||
27 | История появления аппликации. Виды аппликации. | ||
28 | Аппликация из макаронных изделий. | ||
29 | Аппликация из макаронных изделий. | ||
30 | Аппликация из крупы. | ||
31 | Аппликация из крупы. | ||
32 | Аппликация из яичной скорлупы. | ||
33 | Создание итогового проекта в любой технике исполнения. | ||
34 | Создание итогового проекта в любой технике исполнения. | ||
35 | Защита проекта. Выставка работ. Создание портфолио |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Магия творчества" 5,6 класс.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым празднико...
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Магия творчества"
Пояснительная запискаУм ребенка – на кончиках его пальцев.В. И. Сухомлинский. Творчество - актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими ...
Бинарная рабочая программа внеурочной деятельности " Березники литературные: имена, факты, творчество»
Данная программа хороша для педагогов Пермского края.В ней учащиеся знакомятся с писателями и поэтами г. Березники....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественное творчество» предназначена для формирования ценностного отношения обучающихся к искусству, в...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество в дизайне"
Внеурочная деятельность "Художественное творчество в дизайне"...