Занятие внеурочной деятельности "Прогулка в лес"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Класс: 7 класс VIII вид.
Тема: «Прогулка в лес»
Цель: формирование бережного отношения к природе.
Задачи:
- закреплять правила поведения в лесу.
- воспитывать интерес к жизни леса.
- расширять представление «хорошо, плохо».
- побуждать отвечать полными ответами.
Оборудование: ПК, презентация.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Представьте себе солнечный летний день. Я предлагаю вам отправиться на прогулку в лесу. Мы с вами дошли до лесной опушки. Весело щебечут птицы. В густой траве виднеются яркие цветы. Над ними порхают бабочки, пьют нектар из чашечек цветов пчелки. Так и хочется нарвать букет цветов, поймать красивую бабочку. Как думаете, можно рвать в лесу цветы и ловить насекомых?
Дети:
- Нельзя.
Воспитатель:
- Конечно же, делать этого не стоит! Мы в лесу – гости! Он щедро дарит нам красоту, тень и прохладу, ягоды, грибы и целебные травы. В лесу можно любоваться цветами, вдыхать их аромат, понаблюдать за муравьями, бабочками, шмелями, слушать шум листьев и щебетанье птиц. В природе все связано, и, сорвав цветок, вы лишите меда пчелу и шмеля, а сломав ветку, можете погубить дерево или кустарник. Подумайте об этом!
Давайте присядем отдохнуть на лесной полянке. Посмотрите, здесь до нас кто-то был и оставил после себя пустые пакеты, банки, обертки от конфет. Ребята, а можно ли оставлять после себя в лесу мусор?
Дети:
- Нет!
Воспитатель:
- А почему? Что может случиться?
Дети:
- Будет грязно. Животные могут съесть мусор и заболеть.
Воспитатель:
- А что мы тогда сделаем с мусором?
Дети:
- Заберем с собой и выбросим в мусорный бак.
Воспитатель:
- Правильно. Вспомните о лесных обитателях и тех людях, которые придут в лес после вас, и увидят не красивую зеленую лужайку, а свалку мусора. Не забывайте, что воспитанному человеку рады везде!
Давайте послушаем сказку о медвежатах, которые учились правильно вести себя в лесу. Сказка называется «Мамины уроки».
«В густом лесу жила мама-Медведица, и было у нее двое медвежат: сынок Топтыжка и дочка Бусинка. Как-то раз отправилась Медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все вокруг их интересовало и забавляло. Вот прямо перед Топтыжкиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с медведями. Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля. Топтыжка тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему захотелось посмотреть, как то слетит с цветка.
Медведица остановила сына:
– Топтыжка! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник – живой, и ему больно, как бывает больно и тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи!
– Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Шмель может сломать цветок!
– Шмель цветок не сломает! – возразила Медведица. – Он прилетел к цветку за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, – большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медом.
– Ладно, – согласился Топтыжка, – не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе мед собирают!
– Мамочка, посмотри, какие красивые цветы! – воскликнула Бусинка, заметив в траве крупные колокольчики. – Можно я нарву букет?
– Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром угощают. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.
– Это тоже цветок? – спросила Бусинка, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.
– Это летающий цветок! – удивленно воскликнул Топтыжка, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.
– Это не цветок, а бабочка! – объяснила мама.
– Давай ее поймаем, – предложил Топтыжка сестре.
– Давай! – обрадовалась Бусинка.
Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.
– Не нужно обижать бабочек и стрекоз, – покачала головой Медведица. – Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.
– Что это за куча такая? – удивилась Бусинка, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.
– Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! – решительно заявил Топтыжка. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но мама остановила его:
– Не делай этого, Топтыжка! Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто-то сломал ваш дом? – спросила медвежат мама.
– Конечно, нет! – дружно закричали Бусинка и Топтыжка.
– Тогда и вы берегите чужие дома, – сказала мама-Медведица.
Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука-короеда.
– Муравьи – очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, – объяснила мама.
Долго бродила мама-Медведица с медвежатами по лесу, рассказывая малышкам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.
– Запомните, что лес – это наш родной дом. Он нас кормит, поит, дарит столько красоты и приют нам дает!
Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились».
Воспитатель:
- Ребята, мы прослушали сказку. Расскажите, как вы поняли, почему мама не разрешила медвежонку Топтыжке прогнать с цветка шмеля?
Дети:
- Потому что тогда не будет меда.
Воспитатель:
- Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы?
Дети:
- Деревья живые, им будет больно. На ветке не будут расти плоды. Цветы завянут.
Воспитатель:
- Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз?
Дети:
- Бабочки опыляют цветы, а стрекозы ловят комаров.
Воспитатель:
- Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят муравьи?
Дети:
- Муравейник – это дом муравьев. Они едят вредных жуков и гусениц.
Воспитатель:
- Какие еще правила поведения в лесу вы можете назвать?
Дети с воспитателем формулируют следующие правила поведения в лесу:
- Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
- Не рвите лесные и полевые цветы.
- Не ловите бабочек, мотыльков, стрекоз.
- Не разоряйте птичьи гнезда.
- Не разрушайте муравейники.
- Не оставляйте после себя в лесу или парке мусор.
- Не жгите в лесу костер.
- Осенью и зимой помогайте лесным обитателям. Подкармливайте зимующих птиц: синиц, воробьев, сорок, галок, снегирей, устраивая для них кормушки, угощайте орехами и семечками белок.
Воспитатель:
- Расскажите, о чем мы сегодня говорили? Какие правила поведения в лесу вспомнили? Что нового узнали?
Дети отвечают на вопросы по итогам занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Диалекты села Житное" Занятие внеурочного объединения "Занимательное языкознание"
Внеурочная деятельность. Объединение "Занимательное языкознание"...
Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельностью "Занимательный английский"
Формирование универсальных учебных действий на занятиях внеурочной деятельности "Занимательный английский"...
Разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку в 1 классе по новым ФГОС
Разработка занятия по новым ФГОС в рамках внеурочной деятельности помогает обучающимся знакомиться с типичными репликами, необходимыми для общения....
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности (Модуль "Мыльные истории") 5 класс. Тема занятия «В нашей школе Юбилей – у нас множество идей» (Изготовление упаковки для Юбилейного Школьного Мыла)
Данная разработка является авторской. Используется на занятиях внеурочной деятельности (Модуль в 5 класс "Мыльные истории)...
Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений
laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...
ЗАНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 8 «А» КЛАССЕ ТЕМА ЗАНЯТИЯ «СЛАВНЫЙ БАЙКАЛ»
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 8 «А» КЛАССЕТЕМА ЗАНЯТИЯ «СЛАВНЫЙ БАЙКАЛ»...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....