Выявление и развитие способностей учащихся
методическая разработка (8, 9, 10 класс)

Бодеева Яна Бадмацыреновна

Организация работы с одаренными детьми

 

Каким образом в моей практике организована работа с одаренными детьми?

Вопросы одаренности постоянно привлекают внимание психологов и педагогов. Проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны. Одарённый ребёнок, считаю, не обязательно должен учиться на «4» и»5» по предмету. Важнее его интерес к творческому процессу, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. У таких детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, в реализации своих творческих способностей. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом.

Поиск одаренных обучающихся осуществляю посредством диагностической работы во время проведения очных интеллектуальных предметных конкурсов: олимпиад, смотров, турниров и т.д.

В своей работе с одаренными и мотивированными детьми выделяю такие задачи:

  • расширение возможностей для участия способных и одарённых детей в разных формах творческой деятельности,

  • адресная поддержка детей в соответствии с их способностями.

Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, использую различные формы работы:

  • факультативы, элективные курсы;

  • конкурсы разного уровня;

  • участие в олимпиадах разного уровня;

  • интеллектуальные марафоны и мероприятия

  • занятия проектной деятельностью;

  • научно – практические конференции;

  • консультирование по возникшей проблеме.

Занятие научно-исследовательской работой – важный аспект развития способностей одаренных детей. Достижение высоких результатов – не самое важное. Главной целью такой работы, считаю, участие в самом процессе, удовлетворение «познавательного любопытства», радость открытия, воспитательный характер выбора темы.

Работа с одаренными учащимися особенно видна в старшем звене. Реализуя свои склонности, интересы, способности мои ученики демонстрируют свои достижения в выбранном направлении, участвуя в предметных олимпиадах разного уровня, научно-практических конференциях, конкурсах, проектной деятельности. Так, обучающиеся являются постоянными участниками:

  • предметных олимпиад школьного, городского, республиканского уровней;

  • НПК школьников «Шаг в будущее»; таких дистанционных олимпиад, как «Международная олимпиада по основам наук Уральского государственного университета», Всероссийская предметная олимпиада, Всероссийская интернет-олимпиада школьников по физике СпбГУ ИТМО, городской турнир юных физиков, городская олимпиада «МИФ», городская олимпиада «Горизонты Успеха». Среди моих учеников есть победители и призеры различных олимпиад и конкурсов.

  •  

Внеурочная деятельность

 

Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая, сочетаясь с учебной, ведёт к общей образовательной цели. В основе моей внеурочной деятельности лежат те же концептуальные основы, что и в урочной, и решаются проблемы методических тем МО и моей профессиональной деятельности. Используются такие активные формы, как ролевые и дидактические игры, викторины, конкурсы и другие учебно - познавательные мероприятия.

Воспитательное значение внеклассных мероприятий заложено в самих учебных предметах «Физика» и «Информатика и ИКТ», которые обладают исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления,  способность различать обоснованные и необоснованные суждения, развивает логическое мышление, приучает к продолжительной умственной деятельности.

 

При подготовке внеклассных мероприятий ученики проводят достаточно большую самостоятельную работу: находят и отбирают необходимый дополнительный материал, знакомятся с ним, работают над сценарием, постановкой и т.д. Следовательно, такая работа  формирует и развивает все ключевые компетенции учащихся - познавательные, личностные, коммуникативные, способствуют формированию УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель физики и информатики

Бодеева Я.Б.

Внеклассное мероприятие по физике – игра «Сто к одному»

Цель: способствовать развитию интереса к физике способом применения игровых методов во внеклассной работе.

Задачи:

Образовательная: повторить и  систематизировать знания учащихся.

Развивающая:

  1. развитие интереса к физике у учащихся в игровой форме;
  2.  развитие способности логического мышления учащихся;
  3. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Воспитательная:

  1. воспитание умений и навыков работы в команде;
  2. формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
  3. воспитание чувства уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.

Тип мероприятия: внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Форма проведения: игровая.

Оборудование: презентация для игры (Приложение 1), раздаточный материал и листы с анкетами для рефлексии (приложение 2); компьютер,  мультимедийный проектор, дипломы победителей, сертификаты участников, конфеты, утешительные призы, красная кнопка (колокольчики или звуковоспроизводящая игрушка.)

Этапы подготовки к игре:

  1. Учащиеся 10-х классов опросили в школе учащихся других классов, учителей, гостей школы.
  2. Результаты опроса были обработаны и 100 самых популярных ответов были выбраны для игры.

В итоге была составлена игра, для проведения которой была составлена презентация в программах: «Microsoft Office Power Point» (игра с гиперссылками)

Игра построена по принципу телевизионной игры «100 к одному».
 
На внеклассное мероприятие, как правило приходит много ребят и для того чтобы сформировать команды проводится отборочный тур. Во время отборочного тура учащиеся отвечают на вопросы ведущего, за правильные ответы получают конфету.  12 участников, набравших наибольшее количество конфет, и будут признаны знатоками.  Затем с помощью жеребьёвки знатоки делятся на две команды по 6 человек. Жеребьевку, возможно, провести с помощью бочонков лото (например, учащиеся вытащившие четные номера – 1-я команда, а нечетные – 2-я команда). В команде выбирается капитан, придумывается название команды. Мероприятие дублирует телевизионную программу «Сто к одному».

Правила

Игра проходит в несколько этапов.

1. Этап «Простая игра».  Капитаны команд подходят к ведущему, который задает им вопрос. Капитаны должны нажать красную кнопку. Кто первый нажмет кнопку, тот и отвечает на вопрос. Ведущий смотрит, есть ли такой ответ в листах опроса. Если такой ответ есть, то право отвечать получает команда этого капитана, если такого ответа нет в листе опроса, то право ответа переходит к команде соперников. Участники команды, получившей право ответа, отвечают на этот же вопрос. Если ответ совпадает с ответами на табло (слайды презентации, проецируют на экран), то команда получает такое количество баллов, сколько человек при опросе дало такой ответ. Команда отвечает до тех пор, пока не откроется весь список ответов респондентов. Баллы, полученные командой, суммируются. Если же участник команды дал ответ, которого нет  на табло, то право ответа переходит к соперникам.  В команде соперников участники по порядку отвечают на этот же вопрос, а капитан этой команды выбирает один из предложенных ответов своих товарищей или предлагает свой вариант ответа. Если ответ, озвученный капитаном,  есть на табло, то все очки, заработанные их соперниками (командой отвечавшей первой), переходят к этой команде. Если ответ не совпадает – то очки остаются на счету соперников.

2. Этап «Двойная игра». Правила те же, только количество баллов, заработанные командой удваиваются, а на красную кнопку нажимает другой участник команды.

3. Этап «Тройная игра». Правила те же, только количество баллов, заработанные командой увеличиваются в три раза, на красную кнопку нажимает следующий участник команды.

4. Этап «Игра наоборот». Ведущий задает обеим командам вопрос. Необходимо выбрать самый непопулярный ответ на этот вопрос. На обсуждение командам дается одна минута. Затем капитаны команд оглашают ответ, если он совпадает с ответами на табло, то команда получает очки. После этого этапа выявляется команда победитель, которая продолжит участие в большой игре.

В ходе мероприятия выявляется команда-победитель. Каждый участник которой, получает диплом победителя, представители команды соперников получают сертификаты участия.

За ходом проведения мероприятия следит независимое жюри, состоящее из учащихся и учителей.

Результаты работы заносятся в оценочные листы, фиксируются на доске.

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех собравшихся в нашем классе. Я приглашаю вас на игру, во время которой вы продемонстрируете не только знания по физике, но и свои интеллектуальные способности, и уважение к соперникам, стойкость, волю к победе, находчивость.

Учитель. Очень хорошо! А сейчас, я хочу вам представить наше уважаемое Жюри:…

Для проведения игры необходимо выбрать две команды участников по 6 человек. Для этого мы проведем отборочный тур.

Отборочный тур.

1. Какой из этих химических элементов при нормальных условиях светится в темноте?

а) магний; б) кремний; в) фосфор; г) сера.

2. Орбита какой из этих планет находится по соседству с земной?

а) Венеры; б) Меркурий; в) Плутона; г) Урана.

3. Какой прибор служит для измерения скорости?

а) термометр; б) спидометр; в) ареометр; г) вольтметр.

4. В каких единицах выражают объем?

а) метр; б) литр; в) кг; г) час.

5. Какое из приведенных слов означает вещество?        

а) книга; б) линейка; в) свинец; г) мензурка.

6. При резкой остановке автобуса человек, стоящий в нем отклонится:

а) влево; б) вперед; в) назад; г) вправо.

7. Кто является изобретателем радио?

а) Попов; б) Галилей; в) Ломоносов; г) Курчатов.

8. Какая из единиц массы самая большая?

а) тонна; б) грамм; в) центнер; г) кг.

9. Назовите самую большую кратную приставку.

а) кило- ; б) мега- ; в) тера- ; г) гекто-

10. Назовите единицу веса тела.

а) ньютон; б) кг; в) тонна; г) паскаль.

11. Какое из приведенных слов не является явлением?

а) инерция; б) диффузия; в) дождь; г) капля воды.

12. Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело:

а) тонет; б) плавает внутри жидкости; в) всплывает; г) будет находиться на поверхности жидкости.

Учитель. Знатоков – участников игры отобрали. Теперь нам необходимо разделиться на команды. Для этого воспользуемся бочонками лото. Попрошу вас вытащить из мешка один бочонок. Ребята, вытащившие бочонки с номерами кратными числу 5 – одна команда, а ребята, вытащившие номера кратные числу 3 – вторая команда.

 Сейчас, каждая команда должна будет придумать название своей команде, написать на табличках маркером имена участников и выбрать капитана,  который должен будет представить свою команду (название и краткая характеристика каждого члена команды).

Пока команды готовятся, предлагаю сделать музыкальную паузу и провести конкурс со зрителями, разыграв для них небольшие утешительные призы за то, что им не удалось попасть в состав команд участниц.

Выслушав 3 подсказки –  определения одного физического понятия, угадайте его.

Устами младенца

- Их основная часть – стержень-коромысло;

- Бывают лабораторные, технические, медицинские;

- «Помощник» продавца (Весы)

- Скорость выполнения работы;

- Важнейшая характеристика двигателя;

- У КАМАЗа больше, чем у ВАЗа (Мощность)

- Мера инертности тела;

- Основная единица измерения – килограмм;

- У бегемота больше, чем у осла (Масса)

- Может притягивать и отталкивать;

- Бывает и красного, и синего цвета;

- У него 2 полюса (Магнит)

- Прозрачен, бесцветен, легок;

- Водород, кислород, неон;

- Еще одно название машины «Волга» (Газ)

Вопросы и ответы.

Простая игра.
1. Какие разделы физики вам известны?

- Механика 39
- Молекулярная физика 24
- Электричество 15
- Оптика 13
- Квантовая физика 6

- Физика атома и атомного ядра 3

2.Самый известный физик.
- Ньютон 43
- Кулон 23
- Архимед 14
- Галилей 11
- Эйнштейн 7
- Джоуль  4

3. Самый известный физический закон
- Закон всемирного тяготения 38
- Законы Ньютона 33
- Закон Гука 11
- Закон Ома 8
- Закон Кулона 6
- Закон Паскаля 4

4. Тело, поднятое над Землей, падает на нее потому, что…
- Действует сила притяжения 74
- Его бросили 12
- Действует закон тяготения 6
- Так хочет 4
- Оно тяжелое 3
- Парашют не раскрылся 1

Двойная игра

5. Известная Вам скалярная физическая величина
- Масса 34*2=68
- Путь 27*2=54
- Заряд 14*2=28
- Температура 11*2=22
- Период 9*2=18
- Количество теплоты 5*2=10

Тройная игра.

6. При температуре 0оС…
- Лед тает 41 *3=123
- Вода замерзает 33*3=99
- Становится холодно 14*3=42
- Появляется туман 8*3=24
- Потепление 3*3=9
- Мороженое тает 1*3=3

Игра наоборот.

7. Если на тело действует сила, то…
- Оно движется 15
- Оно падает 30
- Оно деформируется 60
- Ему больно 120
- Оно сопротивляется 180
- Появляется синяк 240

Пока жюри подводит итоги игра со зрителями.

Устами младенца.

- Основная физическая величина во втором законе Ньютона;

- Причина изменения ускорения тела;

- Это есть, ума не надо (Сила)

- Создается вибрирующим телом;

- Переносит энергию источника;

- Слышно, но не видно (Звук)

- Вещество – одна из форм ее существования;

- Нечто, существующее независимо от нас;

- Покупают для пошива платья (Материя)

- Для его измерения используется повторяющийся физический процесс;

- Основная единица измерения – секунда;

- Делу это – потехе час (Время)

- Рождается, сталкивается, рассеивается;

- процесс распространения колебаний в упругой среде;

- Если бросить камень в воду, то она побежит по поверхности (Волна)

 Подводятся итоги игры, объявляется счет победившей команды. Награждение.

Хочется поблагодарить всех, кто пришел к нам, всех кто принимал в игре участие, всех зрителей и тех, кто помог провести ее.

                                      До свидания, огромное всем спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель физики и информатики Бодеева Я.Б.

Слайд 2

Отборочный тур

Слайд 3

1. Какой из этих химических элементов при нормальных условиях светится в темноте? а) магний; б) кремний; в) фосфор; г) сера. 2. Орбита какой из этих планет находится по соседству с земной? а) Венеры; б) Меркурий; в) Плутона; г) Урана.

Слайд 4

3. Какой прибор служит для измерения скорости? а) термометр; б) спидометр; в) ареометр; г) вольтметр. 4. В каких единицах выражают объем? а) метр; б) литр; в) кг; г) час.

Слайд 5

5. Какое из приведенных слов означает вещество? а) книга; б) линейка; в) свинец; г) мензурка. 6. При резкой остановке автобуса человек, стоящий в нем отклонится: а) влево; б) вперед; в) назад; г) вправо.

Слайд 6

7. Кто является изобретателем радио? а) Попов; б) Галилей; в) Ломоносов; г) Курчатов. 8. Какая из единиц массы самая большая? а) тонна; б) грамм; в) центнер; г) кг.

Слайд 7

9. Назовите самую большую кратную приставку. а) кило- ; б) мега- ; в) тера- ; г) гекто- 10. Назовите единицу веса тела. а) ньютон; б) кг; в) тонна; г) паскаль.

Слайд 8

11. Какое из приведенных слов не является явлением? а) инерция; б) диффузия; в) дождь; г) капля воды. 12. Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело: а) тонет; б) плавает внутри жидкости; в) всплывает; г) будет находиться на поверхности жидкости.

Слайд 9

Устами младенца Скорость выполнения работы; Важнейшая характеристика двигателя; У КАМАЗа больше, чем у ВАЗа Их основная часть – стержень-коромысло; Бывают лабораторные, технические, медицинские; «Помощник» продавца Прозрачен, бесцветен, легок; Водород, кислород, неон; Еще одно название машины «Волга» Мера инертности тела; Основная единица измерения – килограмм; У бегемота больше, чем у осла Может притягивать и отталкивать; Бывает и красного, и синего цвета; У него 2 полюса

Слайд 10

1 2 3 4 5 6 Механика 39 Молекулярная физика 24 Электричество 15 Оптика 13 Квантовая физика 6 Физика атома и ат. Ядра 3 Какие разделы физики вам известны?

Слайд 11

1 2 3 4 5 6 Ньютон 43 Кулон 23 Архимед 14 Галилей 11 Эйнштейн 7 Джоуль 2 Самый известный физик?

Слайд 12

1 2 3 4 5 6 Закон всемирного тяготения 38 Законы Ньютона 33 Закон Гука 11 Закон Ома 8 Закон Кулона 6 Закон Паскаля 4 Самый известный физический закон?

Слайд 13

1 2 3 4 5 6 Действует сила притяжения 74 Его бросили 12 Действует закон тяготения 6 Так хочет 4 Оно тяжёлое 3 Парашют не раскрылся 1 Тело, поднятое над землёй, падает на неё потому, что?

Слайд 14

1 2 3 4 5 6 Масса 34 Путь 27 Заряд 14 Температура 11 Период 9 Количество теплоты 5 Известная вам скалярная физическая величина

Слайд 15

1 2 3 4 5 6 Лёд тает 41 Вода замерзает 33 Становится холодно 14 Появляется туман 8 Потепление 3 Мороженое тает 1 Что происходит при температуре С ?

Слайд 16

1 2 3 4 5 6 Оно движется 15 Оно падает 30 Оно деформируется 60 Ему больно 120 Оно сопротивляется 180 Появляется синяк 240 Если на тело действует сила, то…

Слайд 17

Устами младенца Создается вибрирующим телом. Переносит энергию источника. Слышно, но не видно. Основная физическая величина во втором законе Ньютона. Причина изменения ускорения тела. Это есть, ума не надо. Рождается, сталкивается, рассеивается. Процесс распространения колебаний в упругой среде. Если бросить камень в воду, то она побежит по поверхности. Вещество – одна из форм ее существования. Нечто, существующее независимо от нас. Покупают для пошива платья. Для его измерения используется повторяющийся физический процесс. Основная единица измерения – секунда. Делу это – потехе час.

Слайд 18

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ! МОЛОДЦЫ !



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал:

Оценочный лист

Этапы игры

баллы

1 команда

2 команда

1. простая игра

2. простая игра

3. простая игра

4. простая игра

5. двойная игра

6. тройная игра

7. игра наоборот

Итого:

2. Анкета для рефлексии:

Анкета

1. На мероприятии я ощущал себя…

    А) ХОРОШО

    Б) УВЕРЕННО

    В) КОМФОРТНО

    Г) НЕУВЕРЕННО

    Д) ГРУСТНО

2. Мероприятие…

   А) ИНТЕРЕСНОЕ

   Б) ОТЛИЧНОЕ

   В)  ЗАПОМИНАЮЩЕЕСЯ

   Г) НЕИНТЕРЕСНОЕ

   Д)  ОДНООБРАЗНОЕ  

3. Своей работой я….

    А)  ДОВОЛЕН

    Б) НЕ СОВСЕМ ДОВОЛЕН
             В) Я НЕ ДОВОЛЕН, ПОТОМУ ЧТО
__________________________

4. Работа учителя …

     А) МНЕ ПОНРАВИЛАСЬ

     Б)  МОГЛА БЫТЬ И ЛУЧШЕ

               В) НЕ ПРОИЗВЕЛА ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 Грамоты и сертификаты 



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Этапы игры

баллы

1 команда

2 команда

1. простая игра

2. простая игра

3. простая игра

4. простая игра

5. двойная игра

6. тройная игра

7. игра наоборот

Итого:

Оценочный лист

Этапы игры

баллы

1 команда

2 команда

1. простая игра

2. простая игра

3. простая игра

4. простая игра

5. двойная игра

6. тройная игра

7. игра наоборот

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»

Изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельНа се...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...