Внеклассное мероприятие "Русская береза- символ России"
классный час (5 класс)

Тожелкина Наталья Петровна

Внеклассное мероприятие "Русская береза- символ России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_v_5_klasse.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие в 5 классе «Классный час».

Направление: общеинтеллектуальное.

Тема: «Русская береза – символ России»

Цель: формировать эмоционально-личностный образ Родины, чувство гордости за свою страну.

Образовательная цель: 

 расширение кругозора учащихся, их представлений о русской берёзе; 
развитие речи, памяти,  внимания, обогащение словарного запаса; 
воспитание экологической культуры учащихся.

Развивающая цель: Формирование у детей образа родной страны, края, как Родины. Формирование понятий «символ», умение объяснить это понятие.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родина», «природа». Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные действия: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные: умение рассуждать, слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении.

Оборудование: презентация  «Русская березка».

Форма: Беседа.

Викторина

Этапы мероприятия.

Учитель: Друзья мои, я очень рада

                Войти в приветливый ваш класс

                 И для меня уже награда

                  Вниманье ваших умных глаз

               Я знаю, каждый в классе- гений

              Но без труда талант не впрок

               Скрутите шпаги ваших мнений,

               Мы вместе сочиним урок

              Мои соавторы и судьи

               Оценкой вас не накажу

              За странный слог не обессудьте

              А дальше прозой я скажу .

Учитель; Здравствуйте, ребята меня зовут Наталья Петровна и сегодня я расскажу Вам о удивительном растении. Я прочитаю Вам  миф, а вы внимательно послушайте.

(чтение мифа)

Загадка: Стоит красавица косы зеленые, платье белое, кора горючая

               Ветки плакучие.

Учитель: О каком растении мы будем сегодня говорить  ребята? Как вы думаете?

Учитель: молодцы ребята.

Учитель: Русское слово «береза» очень древнее. В праславянскую Эпоху (до VIII в. н. э.) это слово звучало как bersa. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый.  Береза - единственное в мире дерево, имеющее такой необыкновенный наряд, у нее белая кора.

Учитель: А из вас ребята кто нибудь знает почему у березы белая кора ?

(ответы детей)

  Учитель : В березовой коре имеется особое вещество бетулин , оно  окрашивает  березу  в белый цвет.

 Древние славяне считали ее священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность и посвящали еѐ богине Ладе. Само мироздание наши предки представляли в виде дерева - берѐзы. Берѐза, считали наши предки приносит счастье, оберегает от зла и всякой нечисти. В представлении славян берѐза похожа на красную девицу. Веря в целебную силу этих деревьев, древние славяне заболевших девочек носили к берѐзе. В свадебных песнях и приговорах невесту называли берѐзкой. Считалось, что после смерти душа женщины переселяется в берѐзу. Это красивое дерево сажали рядом с домом для благополучия семьи, для отпугивания зла, для защиты от молнии. На Руси это растение было связано с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в четверг, на седьмой неделе после Пасхи, отмечался девичий праздник - Семик, а в воскресение праздник Троицы. Семик и Троица отмечались в рощах, лесах или на озѐрах. Девушки украшали берѐзы лентами, плели венки и гирлянды, водили хороводы  возле берѐзы, пели народные песни. В домах и храмах берѐзовыми ветками украшались образа святых, пол посыпали свежими травами и цветами

Учитель: А вы знаете ребята,  есть страны, где деревья становятся символами стран и нарисованы на флаге этих  стран ? Вот например Канада символ- клен, а ,  Япония – сакура как вы думаете, , а в России какое дерево является символом страны.

Учитель : Правильно береза, а почему? (ответы детей)

Учитель береза – самое любимое дерево нашего народа. Про березу написано много стихотворений и песен.

Учитель: А вы знаете стихи о березе или песни ?

. В стародавние времена люди е нарекли Березу

 деревом четырех дел:

первое дело – мир освещать (самая светлая берёзовая лучина);

второе – чистоту соблюдать (берёзовый веник в бане чистоту соблюдал);

третье – крик утешать );

четвёртое – больных исцелять (от всяких хворей лечил настой из берёзовых почек).

 Вопрос: На слайде изображено три кроме одного, как вы думаете, а чей крик могла утешить береза?

Учитель; правильно ребята, это крик плачущего ребенка.

У многих народов нашей страны люльку колыбель делали из березы, и клали вместе с ребенком обереги,  от злых духов, чтобы  маленький ребенок не болел, не плакал.

 Учитель: Разные виды стройной красавицы можно встретить в любом уголке огромной страны, от Полярного круга, до Кавказа, от Сахалина до Калининграда и становится невозможным представить себе русский лес, без красавицы берёзы! Никакая другая порода не распространена так в нашей стране, как берѐза. Она завладела всеми широтами. Еѐ недаром в науке называют деревом - пионером, она первая осваивает широкие пространства. И уже за берѐзой идут другие деревья. Лучше самой подробной карты береза своими именами рассказывает о местах своего обитания: иркутская берѐза, маньчжурская, байкальская Названия говорят не только о географической прописке берѐзы, но и о еѐ особенностях: широколистая, большелистная, извилистая, кустарниковая, ребристая, карликовая.

Учитель: Ребята, а  у нас на Сахалине растет Береза? Посмотрим на слайд и сравним  Березы.

Как Вы думаете, какая из этих берез Карликовая, и почему? Опишите ее, какие у нее листья?( мелкие)

Она называется карликовая, потому что она низкая ,   еще ее называют «каменная». Холодостойкая, теневыносливая, нетребовательная к плодородности и влажности почв. Доживает до 300—400 лет.

 Может расти на таких каменистых местах, где другие древесные породы за недостатком почвенного слоя не растут.

Учитель: Правильно ребята Береза поэтому и символ России, что она растет на территории России практически везде.

Учитель: А   теперь давайте сделаем физминутку.

    Физминутка : «Берёза»

Мы березку посадили,( Наклониться.)

Мы водой ее полили, (имитируют полив березки)

И березка подросла, (Встать, подняться на носки, руки на пояс.)

К солнцу ветки подняла,( Руки вверх.)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)

Учитель: На Руси на березовой бересте писали Берестяные грамоты – древнерусские письма и документы 11-15 веков, процарапанные на берёзовой коре (бересте). Найдены в Новгороде, Смоленске, Пскове, Твери, Москве. Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности на Руси. Они содержат уникальные сведения по истории древнерусского быта. Но на ней не только писали , но изготавливали

Берестечко – береста, лукошко (корзина) –

 Березу называют деревом жизни и здоровья используют в медицине

.Березовые листья. Свежие березовые листья полезны при ревматизме с болями в суставах. Ими набивают кадушки, ванны. Листья надо собирать, пока они не истратили клейкости и бальзамического аромата. Настой из березовых листьев пьют как мочегонное средство.

  1. Березовые почки. Современная медицина рекомендует использовать препараты березы для лечения ангин, стоматитов, пародонтозов и других заболеваний горла и ротовой полости. Кроме этого березовые почки оказывают отхаркивающее, мочегонное, противогрибковое, противовоспалительное и потогонное действие.
  2. Березовый сок. Березовый сок считается и витаминным средством. Применяется при нарушениях обмена веществ. Он способствует очищению крови. Им умываются, моют волосы для укрепления.
  3. Березовый деготь. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

Учитель: Лесоводы называют березку спутницей человека. В непроходимых лесах трудно найти березку. А там, где человек живет уже давно, березовые леса занимают все больше места. Хотя не всегда березке есть за что любить человека. Ведь он ранит березку весной, режет кору, сдирает бересту. И катятся из ранок березовые слезки…Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое.

Учитель:  В апреле начинается Соковыделение начинается весной с первыми оттепелями и продолжается до распускания почек . Берёзовый сок — очень ценный продукт, обогащенный множеством полезных для организма веществ, за счет чего эта жидкость оказывает комплексное благотворное влияние на состояние здоровья человека, ни в коем случае нельзя делать надрез на коре топором, делать нужно не большую выемку и после  забить ее мхом, или замотать тряпочкой, чтобы микробы не проникли в кору дерева, если этого не сделать дерево погибнет

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы –
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною струей.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля капает в песок
Березы кровь прозрачная, как слезы.
И вот она, от муки холодея,
Увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине.

Учитель: правильно ли поступил мальчик?, а что будет если так поступать с деревом?

(ответы детей).

(Ответы детей)

Учитель; Ребята, а слезы Березки, как вы думаете, что это?

Ответы детей.

Учитель:  А теперь давайте поиграем в игру Викторина. .

1. Какое дерево мы называем символом России?
Ответ: берёзу

2. Что можно изготовить из древесины берёзы?
Ответ: мебель, лыжи, фанеру, приклад огнестрельного оружия.

3. Берёза – единственное дерево с белой корой. А почему кора у березы белая?
Ответ: в коре берёзы присутствует специфическое, окрашивающее ее вещество под названием «бетулин». Вещество так назвали потому, что берёза по латыни – «бетула».

4. Сколько лет может прожить береза?
Ответ: до 150 лет

5. Какая береза растет на Сахалине, как она называется?

6. Можно ли детям пить берёзовый сок?
Ответ: да. Потому что березовый сок очень полезен. В нём содержатся минеральные вещества, витамины, дубильные вещества, глюкоза, фруктоза, органические кислоты.

7. Какие народные сказки про берёзу вы знаете?
Ответ: «Дурак и берёза» — русская народная сказка в обработке А.Н.Афанасьева, «Берёза и три сокола» — русская народная сказка в обработке А.Н.Афанасьева, удмуртская сказка «Красавица берёза»

8.  Какими лечебными свойствами обладает береза?

9.  С какой богиней славяне сравнивали березу (Ладога)

10. древнерусские письма и документы 11-15 веков писались на берестяных грамотах.

Учитель: Молодцы !!!! Я была так рада с Вами пообщаться сегодня спасибо.

 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 кл "Береза - символ России и красоты"

Интегрированный урок по ИЗО+литература...

проект "Береза- символ России"

Мы с вами родились в России,В стране, где жара и мороз,Где небо то хмуро, то сине,В стране тонкоствольных березБез березы не мыслю России, –Так светла по-славянски она,Что, быть может, в столетья иные...

Презентация на тему "Береза-символ России"

Презентация составлена для учеников среднего звена коррекционной школы VIII вида,может использоваться как на уроках, так и при проведении мероприятий....

Групповое мероприятие «Береза.Символ России»

Конспект группового мероприятия - о символе России. В него включены стихи, песни, атрибуты народного творчество ( ложка,матрешка и другие изделия из бересты)....

Методическая разработка "Береза-символ России" внеклассное занятие

Разработка "Береза-символ России" может использоваться на внеклассных мероприятиях....

Исследовательская работа по литературе "Береза-символ России"

Цель проекта: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным культурным традициям...

Внеклассное мероприятие "Береза-символ России"

Внеучебное занятие «Белая береза — символ России»Цель занятия: Развивать чувство патриотизма и любви к Родине. Формировать у дошкольников представления о характерных особенностях бер...