Урок в 5 кл "Береза - символ России и красоты"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Белая береза – символ России и красоты».
(иллюстрирование стихотворения С. А. Есенина «Берёза»)
Вид урока: нетрадиционно-интегрированный по памяти и
представлению;
Тип урока: урок получения новых знаний и применение на
практике;
Цели урока:
- Образовательная: Познакомить учащихся с произведением С. А. Есенина «Береза» и научить учащихся выполнять иллюстрации к произведениям литературы, применяя ахроматические цвета, обогащать мир чувств и эмоций;
- Развивающая: Развивать читательские умения, представления учащихся о средствах создания образа поэтом и художником, мышление, воображение, графические навыки;
- Воспитательная: Воспитать культуру восприятия художественной литературы, патриотические чувства, аккуратность в выполнении графических приемов рисования кистью;
Оборудование: Альбомные листы с декоративно – оформленной рамкой (домашнее задание); кисти №1, №2, №3; палитра, баночки с водой, салфетки, клей ПВА, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
План урока:
- Орг.момент;
- Введение в тему урока;
- Выразительное чтение стихотворений уч-ся;
- Анализ текста стихотворения с элементами художественных средств изображения графическими приемами.
- Психологический тренинг.
- Завершение рисунка;
- Закрепление (кроссворд);
- Итоги урока;
Ход урока:
I.Организационный момент:
- Учащиеся должны до начала урока подготовить свои рабочие места и правильно расставить необходимые принадлежности, замачивание красок;
- Эмоциональная подготовка к восприятию тексту (презентация: слайд №1 с изображением зимней березы под сопровождением песни на стихотворение «Береза» С.А. Есенина);
II.Введение в тему урока:
(Слайд №2: портрет поэта + текст стихотворения + фото зимней березы );
Учитель:
---Это замечательное произведение написал русский поэт – Сергей Александрович Есенин в 1913 году, когда ему было всего 18 лет. Чуть повзрослев, он напишет такое изречение: (слайд №3)
«…Было время, когда из предместья
Я мечтал по- мальчишески --- в дым,
Что я буду богат и известен
И что всеми буду я любим».
Учитель:
--- В этом году исполняется 100-летний юбилей всемирно известного и любимого стихотворения С. А. Есенина «Береза». Видимо, поэт не предвидел, что его трогательное и затрагивающее произведение до глубины чувств многих людей станет известен и богатым, волновать многие поколения. Благодаря такому тонкому описанию поэтом к стихотворению слагают музыку композиторы, конечно же, и художники не остались в стороне, пишут картину, с каждым разом все своеобразнее, неповторимее…
На прошлом уроке было задано домашнее задание: Найти из разных источников понравившееся стихотворения про березу. Прочитайте, пожалуйста по желанию.
III. Выразительное чтение стихотворений:
(Выступают ученики)
Учитель:
Сегодня, на уроке мы научимся иллюстрировать стихотворение. Для этого нужно знать смысл и содержание текста произведения, а также иметь знания по цветоведению, применять приемы изображения. (Слайд №4: Определение «Ахроматические цвета», палитра цветов серых тонов)
А для этого выполним психологический тренинг.
Упражнение называется «Изображаем березу».
iV.Анализ текста стихотворения с элементами художественного изображения графическими приемами:
(слайд №5: )
«Белая береза
Под моим окном…»
Слово «белый» является ключевым. Белый цвет олицетворяет: Белая Русь, с его белоснежными просторными полями и белокаменными церквями; Белый цвет с древних времен сравнивали как божественный. Это цвет чистоты сияющего света и поэтому имеется на флаге РФ. Теперь изобразим ствол высокой березы приемом «всей кистью» (идет видеофрагмент этого процесса);
(слайд №6:)
«Принакрылась снегом
Точно серебром».
--- «Принакрылось» означает как «оделась». И «оделась» как бы слегка.
---С чем принакрылась береза? (снегом). Словно невеста в белом платье.
---Скажите, пожалуйста, с чем сравнивает поэт снег? ( серебром). Серебряный цвет придает березе звонкость.
Давайте найдем палитру цвета серебра. Берем больше белой краски и поменьше черной. И «оденем» снег на ветвях серебром.( На слайде видеофрагмент).
(Слайд №7):
«На пушистых ветках
Снежною каймой… »
«Кайма» - это полоска по краю чего- либо, обвод озера, рама к фотографиям. В качестве примера, посмотрите тесьму, которую продают в магазинах. Она пришивается к одежде и является отделкой и выполняет декоративное предназначение.
Давайте изобразим пушистость веток «штрихами» в виде полоски приемом «концом кистью». (видеофрагмент)
(слайд №8):
«…Распустились кисти
Белой бахромой ».
«Бахрома» - это кружево или тесьма с висячими нитями или мягкими волокнами. Она напоминает невесту в подвенечном наряде.
Как вы думаете, каким приемом можно изобразить «бахрому» на кистях березы? (тонкими штрихами)
(слайд №9):
«И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.»
v. Психологический тренинг «Изображаем березу»
--- Давайте, на этот момент ощутим тишину и почувствуем, что мы одни с самой березой.
Упражнение называется «Изображаем березу».
(Дети совместно с учителем изображают березу)
1. Встали, закрыли глаза, представим себя красивой березой. Мы такие тоненькие и стройные.
2. Подняли руки вверх и потянулись к солнцу к теплу и свету.
3. Медленно опустили руки – это ветки березы.
4. Опустили кисти рук – это тоже кисти березы.
5. Открыли глаза. Позвеним кистями рук – это мы не замерзли, нам - тепло и уютно.
6. Тихо сели.
vi. Завершение рисунка:
---А теперь, перейдем к анализу следующего текста:
(Слайд №10):
«А заря лениво
Обходя кругом.
Обсыпает ветки
Новым серебром».
Заря появляется как мать, оберегая свою дочь – невесту теплом и нежностью в зимнее время. Она особенная и не принадлежит к ахроматическим цветам. Она единственная и поэтому является теплым цветом (хроматический цвет).
Осталось завершить рисунок техникой «разбрызгивания». Вокруг березы концом кисти чуть-чуть намачиваем золотистым цветом (этот цвет можно получить путем смешивания красного и желтого цветов). Слайд №11 ( видеофрагмент)
VII.Закрепление знаний и умений, полученных на уроке: (отгадывание кроссворда)
(Фронтальный опрос)
По горизонтали:
- Кто автор стихотворения?
4. Какой цвет является ключевым в стихотворении? (белый)
5. С чем сравнивает поэт снег? (снег)
7. Какому жанру изобразительного искусства
Относится наш рисунок ? (пейзаж)
8.Какая деталь одежды служит декоративной отделкой? (кайма)
По вертикали:
2.Как называется весь спектр цветов от черного до белого? (ахроматические)
6. Какой цвет получится при смешивании белого и черного цветов? (серый)
9. Название нашей республики? (тыва)
VIII.Итог:
- Оценить ответы учащихся;
- Выставка рисунков;
- Домашнее задание: Выполнить иллюстрации по произведениям тувинской литературы;
- Уборка мест;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Государственные символы России"
Урок-игра "Государственные символы России" … Для полного счастья человекунеобходимо иметь славное Отечество … Симонид Кеосский, древнегреческий поэт (550-469 гг. до н. э. ) Цели и зад...
Урок-викторина "Символы России" (урок английского языка для 8 класса) по учебнику Кузовлева В.П.
конспект с презентацией...
Урок истории "Великие символы России"
Разработка урока предназначена для учителей истории, классных руководителей. Для учащихся среднего звена....
Урок-игра "Государственные символы России"
урок-игра...
урок по государственным символам России, Калмыкии и США
сценарий игры "Умники и умницы" по теме "Государственные символы"...
Символы России, символы Воронежской области
Урок обществознания в 6 классе, краеведение...
презентация к уроку изо: Белая береза - символ России и красоты
интегрированный урок по изобразительному искусству с литературой....