Мастер – класс «Формирование коллективных навыков»
методическая разработка
Мечта любого педагога – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.
Воспитание детей в коллективе и через коллектив, позволяет ребенку не только проявлять, развивать положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности, но и совершенствоваться как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ ВО «Мстерская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
Мастер – класс
«Формирование коллективных навыков»
Подготовили педагоги: Криштофик О.В.
Гришанкова И.Н.
2018 – 2019 учебный год
Учение - это один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием в широком смысле этого понятия.
В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка"
В.А Сухомлинский
Если мысленно представить данный цветок, то, безусловно, чтобы он благоухал, необходим проводник питательных веществ от корня к стеблю. Именно такими проводниками в жизни школьника является классный руководитель и воспитатель, которые играют главную роль в формировании детского коллектива и в организации его воздействия на личность учащихся.
Мечта любого педагога – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.
Наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно здесь ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств.
Первая и важнейшая особенность детского коллектива специальной коррекционной школы состоит в том, что его создание и подход к нему, его организация и деятельность, его формирование и функционирование непосредственно зависят от специфики состава учащихся.
Здесь нужно отметить трудности образования межиндивидуальных и внутриколлективных связей между детьми, их ограниченный, по сравнению со здоровыми детьми, характер.
Процесс образования этих связей осложняется недоразвитием у детей с нарушением интеллекта таких качеств, как потребность в общении, способность к коллективным переживаниям и образованию коммуникативных отношений, недостаточность опыта этих отношений и сложность их развития.
С этими трудностями мы столкнулись при работе с ребятами 1 класса.
Процесс формирования коллектива длительный и трудоёмкий.
Навыки формирования коллективных отношений формируются постепенно, в результате систематической работы со стороны педагогов, работающих с данной группой детей.
Когда ребята приходят в первый класс, главная задача педагогов - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. В этот период начинаются первые шаги по сплочению классного коллектива (изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса, принятие правил жизнедеятельности классного коллектива, укрепление межличностных отношений, сплочение и развитие коллектива, создание развивающей среды для ребёнка).
Чтобы каждому ребёнку было комфортно в нашем классном коллективе, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика.
2. Развитие познавательного интереса, получение дополнительных знаний по различным предметам, расширение кругозора.
3. Создание условий для раскрытия творческого потенциала.
4.Стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности.
5.Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими.
В педагогической практике главным признаком коллектива считается сплоченность. В этом направлении на личность ребенка большое влияние оказывает трудовая и игровая деятельность.
Именно в процессе этих видов деятельности создаются условия, способствующие формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи, умения выполнять требования коллектива, у них развиваются коммуникативные возможности. И как результат, сплочение детского коллектива.
Но нет готовых рецептов работы педагога с детским коллективом, тем более в условиях коррекционного воспитания.
Работая с детьми, мы используем разнообразные формы и методы - классные часы, классные собрания, нравственные беседы с учетом проблем класса, экскурсии, сказкотерапию, участие в творческих выставках, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах, организацию коллективных трудовых и творческих дел, игр, соревнований.
Стараемся организовывать разнообразную и содержательную деятельность, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.
Любое проявление позитивного отношения ребенка к полезному занятию, желание участвовать в общем деле мы всячески поддерживаем.
Мы с ребятами делаем первые шаги по формированию классного коллектива. И есть положительные результаты.
Все дети адаптировались к условиям школы-интерната. Все дети в классе приняты. Пренебрегаемых нет. Лидеров в классе нет. Отношения в детском коллективе не всегда дружелюбные, доброжелательные и справедливые. Но серьёзных конфликтов не бывает.
Каждый ребенок имеет свое поручение, но пока им нужен контроль и побуждение к деятельности. В общих делах дети проявляют заинтересованность.
Ребята любят играть в настольные и подвижные игры, рисовать, делать поделки из различных материалов, любят животных и природу, овладевают навыками самообслуживания.
Ребята нашего класса посещают кружки по интересам «Вместе учимся мастерить», «Рукоделие», принимают активное участие в школьных и классных мероприятиях.
Не всегда дети проявляют честность и трудолюбие, опрятность во внешнем виде.
У ребят пока недостаточно развито чувство ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей. Поэтому необходимо проводить работу по воспитанию вышеуказанных качеств.
В заключении хочется отметить, что в дружном и сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов.
Воспитание детей в коллективе и через коллектив, позволяет ребенку не только проявлять, развивать положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности, но и совершенствоваться как личность.
Так пусть же воспитания цветок
Благоухает нежным ароматом,
Ребёнок в нём - отдельный лепесток
Пусть станет личностью с душой богатой!
Мастер-класс (практическая часть)
Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету. Чуть запахло весной, и на клумбах появились кучки зеленых остреньких побегов. Они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята.
И вот сегодня в такой замечательный солнечный день, мы выполним коллективную работу - панно «Лесная полянка».
Как вы уже заметили, мы разделились на две группы.
Отгадав загадки, каждая группа узнает свое задание.
Загадки:
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Сколько лет на свете
Прожил молодец,
Столько в его теле
Ты найдёшь колец. (Дерево)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? …(Стрекоза)
Высока и зелена
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы
Есть всегда ее готовы. (Трава)
Потеряла пол-хвоста!
Только это - не беда!
У неё же снова
Отрастает новый!
С кем же так бывает?
Кто отгадку знает? (Ящерица)
Они бывают разными:
С красными, белыми, жёлтыми лепестками.
Распускаются весной, дарят много радости.
Растут в садах, в лесу и на поляне,
А называются… (Цветами)
Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока? (Божья коровка)
Посмотрите на наше панно, что нужно сделать, чтобы оно превратилось в волшебную полянку? (Необходимо сделать деревья и цветы из бумаги).
Показать основу аппликации «Лесная полянка», на которой укреплен один цветок, одно дерево. (Образец)
Обратите внимание на материалы и инструменты, которые лежат у вас на столах.
1 группа
На столах лежат: цветная бумага, трафареты, карандаши, ножницы, клей, кисти, салфетки. (По трафаретам вырезают деревья, траву, цветы. Приклеивают к панно.)
2 группа
На столах лежат: бисер, баночки под бисер, проволока, ножницы, салфетки, образцы изделий, схемы.
Давайте вспомним правила рабочего человека.
1 .Прежде чем начать работу приготовьте свое рабочее место правильно.
2. Во время работы содержите свое место в порядке: где взял – туда и положи.
3. Всегда думайте, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.
4. Закончили работу, уберите свое место быстро и аккуратно.
5. Работайте дружно.
Практическая работа.
Итак, чтобы наша полянка ожила, мы вам предлагаем изготовить деревья, цветы и насекомых.
(По образцам изготавливают насекомых: бабочку, стрекозу, божью коровку, ящерицу. Прикрепляют насекомых к траве, деревьям.)
Итог. Рефлексия.
Во время работы мы с радостью наблюдали за тем, как вы увлечённо вырезали, клеили, плели, помогали друг другу и в итоге получилась необычная полянка . В каждом дереве, цветке и насекомом есть частичка тепла ваших рук.
Что вы чувствуете, глядя на эту полянку?
Если вам понравилось занятие и у вас всё получилось, и вы не испытывали никаких трудностей, тогда покажите солнышко.
Если у вас не всегда всё получилось, тогда покажите тучку.
В этой работе мы с вами постарались передать радость весеннего настроения и у нас, это получилось. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (PAST SIMPLE)
МАСТЕР-КЛАССФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ...
Мастер-класс «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии»
Тема мастер-класса «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии». Актуальность данной темы заключается в том, что, несмотря на то, что эксп...
Мастер-класс «Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности»
Мастер-класс проводится для учителей. Цель: познакомить с особенностями развития информационной компетентности;сформировать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию д...
Мастер класс «Формирование и развитие навыков диалогической речи». 2014-2015 учебный год.
На современном этапе делаются успешные попытки по формированию и развитию навыков диалогической речи через внедрение ФГОС. Подтверждением этого служит учебник «Английский в фокусе». На средней с...
Мастер-класс. Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР
Текст к Презентации Мастер-класса, представленного педагогом в соавторстве с учителем-дефектологом Дудкиной А.В. 24.10.2018 на V Международной научно-практической конференции "Научное обеспечение...
Мастер – класс «Формирование метапредметных навыков путем выполнения учебных заданий»
Мастер – класс «Формирование метапредметных навыков путем выполнения учебных заданий»(на примере учебного задания на формирование навыков сотрудничества)...
мастер-класс "Формирование навыков составления практико-ориентированных задач"
Содержание практико-ориентированной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. Эти задачи важны главным образом для усвоения учащимися математических отн...