Мастер-класс «Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности»
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему

Мастер-класс проводится для учителей. Цель: познакомить с особенностями развития информационной компетентности;

сформировать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности;

разработать систему мер по формированию информационной компетенции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Мастер-класс

«Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности»

Подготовил: учитель русского языка

и литературы Бережная Е.Н.

2015г.

Цель: познакомить с особенностями развития информационной компетентности;

сформировать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности;

разработать систему мер по формированию информационной компетенции.

Оборудование: раздаточный материал  для изучения информационной компетенций.

1. М.н.

Добрый день, уважаемые коллеги!

2. Подведение к теме занятия.

В начале мастер – класса я попрошу вас обратить внимание на экран и прослушать музыку.

Какие ассоциации у вас возникли?    (слайд 1)

(отдых, солнце, море…….) Хорошо отдохнуть летом на море! Но ведь море  может таить в себе опасность: морская пучина, морская стихия, морское цунами.

А еще есть МОРЕ ИНФОРМАЦИИ, в которой очень легко можно утонуть. – - Что сделать, чтобы не утонуть в море информации? (человек должен владеть информацией).

- А что, по-вашему, означает слово информация?

В философском энциклопедическом словаре понятие "информация" от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие

В энциклопедическом словаре – первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств).

3. Сообщение темы.

В число ключевых компетенций  входит информационная  компетенция,  с которой мы сегодня будем знакомиться вместе. 

Тема: «Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности»

4. Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности.

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно.

Так, в исследованиях учёных понятие "информационная компетентность" трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств.

 

Информационная  компетенция включает две группы базовых компетенций: компетенции работы с информацией, компетенции использования  информационных   технологий.

- Определите, что относится к каждому виду компетенции?

  1) компетенции работы с информацией: осознание потребности  в  информации;  выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание  нового знания;                                                                                                      

  2) компетенции использования  информационных   технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники);  поиск информации  в  Интернете; сетевое взаимодействие.

   Показателем  информационной  компетентности  становится создание новых  информационных  продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок).

Информационная компетентность помогает:  

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

В формировании информационной компетентности особую роль имеет умение работать с различными источниками информации. Главным источником информации является книга.

«Книга – богиня: чудо совершает порой.

  Книга -  рабыня: часто проходит сквозь строк.»

            Е. Баратынский.

- Как вы понимаете это высказывание?

Работать над читательской компетентностью учащихся меня подтолкнуло то, что дети не любят читать, читают без желания, не могут запомнить прочитанное, пересказать содержимое текста. В этом помогает технология продуктивного чтения, которая  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на различных этапах  чтения.

 Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Профессиональные компетенции учителя на данном этапе:

- вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.

Приемы работы:

  • Чтение фамилии автора. (Редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов),
  • Чтение заглавия текста
  • Чтение выделенных слов
  • Рассматривание иллюстраций
  • Высказывание предположений о теме, содержании текста

Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста (слайд)

Например:

- Угадайте, какая вещь самая маленькая в мире?

- Что длиннее всего на свете?

- Что дороже всего ценится?

- А что самое дешёвое?

- Назовите самую сложную теорему?

- Предлагаю познакомиться с текстом и узнать, каков ответ на эти вопросы у героев рассказа А.Щеглова.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы:

  • Чтение текста по частям с комментариями. (Статьи   учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)
  • Диалог с автором (Условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение)
  • Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером)
  • Выборочное чтение
  • Беседа по содержанию
  • Сравнение содержания текста со своим предположением

Цель - понимание текста на уровне содержания

Например:

Читать предлагаю по ролям: отец и сын. В ходе чтения учащимся предлагаю определить:

  1. с помощью каких языковых средств автор передаёт не только свои мысли, но и чувства, воздействует на читателя;
  2. как осуществляется связь между предложениями, абзацами;
  3. найдите примеры разговорного синтаксиса в текст;
  4. укажите слова и словосочетания, употреблённые в переносном значении. Какова их роль?

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы:

  • Постановка проблемного вопроса к тексту
  • Беседа о личности писателя. (Авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах)
  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному
  • Характеристика событий, места действия, поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: Осушая болота?, Убивая божью коровку?, Срывая цветы? и т.д.).
  • Выполнение заданий

Например:

- Оправдались ваши ожидания?

- Какой ответ получил главный герой рассказа?

 -  С кем из участников диалога вы согласны?

- Какие знания о жизни пытается передать отец сыну? Озаглавьте части текста вопросительными предложениями.

- Устно дополните мысли отца доказательствами, используя читательский или жизненный опыт.

- Как бы вы определили, что такое человеческая жизнь? (работа в парах)

Что может рассказать нам слово «жизнь»? Попробуйте составить его портрет через ассоциации, рисунки, мини-рассуждения…

(Заслушать ответы)

- А теперь посмотрим, как раскрывается это понятие в толковых  словарях.

 Слово 1 группе  (определение из словаря и однокоренные слова);

 Слово 2 группе (фразеологизмы и синонимы, антонимы, пословицы).

- Какая проблема поднимается в тексте?

- - Предложите свой вариант названия текста и обоснуйте свой выбор.

- Автор назвал текст «Смешной ты, папа!» Как вы думаете, какой смысл вложил в его название автор?

5. Рефлексия

- Кузьма Прутков рассуждал: «Жизнь – альбом. Человек – карандаш. Дела – ландшафт. Время – гумиэластик: и отскакивает и стирает»,

Попробуйте по аналогии составить свой фразеологизм:

« Жизнь - …Человек - … Дела -…Время - …»

6. Итог мастер – класса.

“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших  с вами руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошёл к концу. Ключевым понятием для нас стало  «информационная компетентность». Для ее формирования были отобраны методы и приёмы, которые вы можете использовать в практике своей работы.

 «Продолжите предложение…»

  1. Для меня было важным и интересным…
  2. По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию…
  3. Мне было трудно (мне не понравилось)…
  4. Моя оценка психологической атмосферы…

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности» Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ «Благодарновская СОШ» Бережная Е.Н.

Слайд 6

В философском энциклопедическом словаре понятие " информация " от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие В энциклопедическом словаре – первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств). Информация

Слайд 7

«Информационная компетентность» : сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств

Слайд 8

Информационная компетенция включает : компетенции работы с информацией, компетенции использования информационных технологий.

Слайд 9

Информационные компетенции осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие; синтез существующей информации и создание нового знания

Слайд 10

Информационные компетенции 1 ) компетенции работы с информацией : осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания; 2) компетенции использования информационных технологий : использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.

Слайд 11

Информационная компетентность помогает: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое ; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; владеть навыками использования информационных устройств : компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии : аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет

Слайд 12

«Книга – богиня: чудо совершает порой. Книга - рабыня: часто проходит сквозь строк.» Е. Баратынский

Слайд 13

1 этап. Работа с текстом до чтения. Профессиональные компетенции учителя на данном этапе: - вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст Приемы работы: Чтение фамилии автора. (Редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов), Чтение заглавия текста Чтение выделенных слов Рассматривание иллюстраций Высказывание предположений о теме, содержании текста

Слайд 14

2 этап. Работа с текстом во время чтения. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста . Приемы работы: Чтение текста по частям с комментариями. Диалог с автором (Условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение) Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером) Выборочное чтение Беседа по содержанию Сравнение содержания текста со своим предположением

Слайд 15

3 этап. Работа с текстом после чтения . Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста Приемы работы: Постановка проблемного вопроса к тексту Беседа о личности писателя. (Авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах) Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?) Высказывание и аргументация отношения к прочитанному Характеристика событий, места действия, поступков героев. Выполнение заданий

Слайд 16

Рефлексия «Жизнь – альбом. Человек – карандаш. Дела – ландшафт. Время – гумиэластик: и отскакивает и стирает ». Попробуйте по аналогии составить свой фразеологизм: « Жизнь - …Человек - … Дела -…Время - …»

Слайд 17

В наших с вами руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

Слайд 18

« Продолжите предложение …» Для меня было важным и интересным… По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию… Мне было трудно (мне не понравилось)… Моя оценка психологической атмосферы…



Предварительный просмотр:

Чтение текста А. Щеголева «Смешной ты, папа!» и работа  по ранее предложенным заданиям.

         Папа, угадай, какая самая маленькая вещь в мире?

         Жизнь человеческая, малыш. Только начнешь жить, а уже старик.

         Да-а, а физичка сказала, что электрон… А что длиннее всего на свете?

         Жизнь человеческая. Успеваешь сделать столько ошибок, что и правнуки не могут исправить.

         Географичка говорила, будто экватор. Обманывала, что ли?.. Пап, а пап, что дороже всего ценится?

         Жизнь человеческая.

         Точно! Мы это на литературе проходили.  А что самое дешевое?

         Жизнь человеческая, малыш. По грошам ее разменивают, а то и вовсе даром отдают.

         На истории нам сказали, что труд рабов, папа! Ты, наверное, забыл?  Ну ничего, назови лучше самую сложную теорему.

         Жизнь человеческая, сын.  Каждый день с утра до вечера доказываешь что-то себе и другим.

         Нет-нет-нет! Это теорема Ферма, нам математичка рассказывала! Смешной ты, папа. А простейшую клетку знаешь?

         Жизнь человеческая. Нет в ней решетчатых окон, нет дверей с хитроумным замком, нет недремлющего стражника, но и выхода частенько нет…

         

        

Уч.: А как бы вы определили, что такое человеческая жизнь? Что может рассказать нам слово «жизнь»? Попробуйте составить его портрет через ассоциации, рисунки, мини-рассуждения…

(Заслушать ответы учащихся)

Уч.:А теперь посмотрим, как раскрывается это понятие в толковых  словарях. Проверяем домашнее задание.

 Слово 1 группе  (определение из словаря и однокоренные слова);

 Слово 2 группе (фразеологизмы и синонимы, антонимы);

 Слово 3 группе (эпитеты к слову «жизнь»);

 Слово 4 группе (пословицы со словом «жизнь»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационных компетентностей школьников

Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна работе без зарплаты, выстрелу без мишени, баскетбольному поединку без кольца. Но как...

Формирование информационных компетентностей школьников

Формирование информационных компетентностей школьников...

Доклад "Информационная компетентность школьников, как необходимое условие для качественного освоения учебных предметов" к заседанию школьного МО естественно-математического цикла.

Доклад  "Информационная компетентность школьников, как необходимое условие для качественного освоения учебных предметов" к заседанию школьного МО естественно-математического цикла.    С...

Формирование информационной компетентности школьников на уроках математики. (Из опыта работы).

 Сегодня я хочу поделиться опытом формирования у школьников ключевых компетентностей, приемов и методов, направленных на воспитание творческого, самостоятельного, ответственного, коммуника...

«Формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».

Известно,что здоровье-один из важнейших компонентов человеческого благополучия,счастья,одно из неотъемленных прав человека,одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны....

Презентация "Формирование информационной компетентности школьника посредством метода "Mind Maps" в процессе обучения английскому языку"

Как научить школьника учиться? Метод интеллект карт служит для формирования информационной компетентности школьника....

Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...