«Урок нравственности»
методическая разработка
Цель: формировать нравственные принципы и нормы поведения подростков
Задачи:
1.Дать понятие нравственности и нравственных принципов.
2.Формировать понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
3.Развивать личностную ответственность за свои поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное занятие
«Урок нравственности»
Дата проведения: октябрь 2020 г. (по группам)
Педагог: Кочнева Татьяна Алексеевна
Цель: формировать нравственные принципы и нормы поведения подростков
Задачи:
1.Дать понятие нравственности и нравственных принципов.
2.Формировать понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
3.Развивать личностную ответственность за свои поступки.
Ход занятия
Педагог: Девочки, предлагаю вам набор прилагательных, они написаны на доске ( добрый, злой, жадный, грубый, вежливый, сдержанный, крикливый, спокойный, ответственный, мстительный, добродушный, обидчивый, заботливый, бережливый, трудолюбивый, верный, тактичный, высокомерный, хвастливый, понимающий). Подумайте и выберите из них те, которые вам больше подходят:
Дома я __________________________________________________________
В школе я ________________________________________________________
С друзьями я _____________________________________________________
Одинаковые ли вы дома, в школе и с друзьями? Давайте послушаем ваши ответы (желающие называют свои качества). Судя по ответам, можно сказать, что многие ваши качества зависят от того, где вы находитесь и с кем. Есть среди вас и те, у которых личностные качества практически одинаковы в любой окружающей обстановке. Девочки, а что для вас «можно» и что - «нельзя» в вашей семье? (отвечают на вопрос, приводят примеры).
Сегодня мы должны разобраться, сколько в вас «хорошего» и сколько «плохого» с точки зрения морали. Вы должны узнать - что такое «нравственность» и «нравственные принципы , что значит их соблюдение для человека и общества. Сейчас я предлагаю вам разобрать несколько ситуаций и вынести свой вердикт:
1.Мальчик увидел у своего сверстника новую игрушечную машину. Использовав удобный случай, забрал ее и принес домой. Родители спросили у мальчика, откуда у него такая игрушка. Мальчик ответил, что ее дал ему на время друг.
2.Ребята подрались. В результате драки одному мальчику стало плохо, пришлось вызвать врача. Тот, кто затеял драку, испугался и сбежал домой. Ребята решили рассказать родителям об этой ситуации. Родители ответили: «Сами подрались – сами разберутся».
3.Мальчик лет 13 – 14 идет по улице. Рядом идет его мама и несет две большие сумки. Видно, что ей очень тяжело. Мальчик невозмутим. Прохожие недоуменно смотрят то на маму, то на мальчика, но он не реагирует на их взгляды.
4.Бабушка и дедушка очень скучают по внукам, а внуки очень любят получать от них подарки. Ехать в гости внуки не хотят, объясняя это тем, что им некогда – много задают уроков и т.д. (девочки разбирают каждую ситуацию, выражают свое мнение по поводу поведения и поступков каждого участника, делают выводы).
Педагог: Нравственность – это система правил поведения человека, принципы, которыми руководствуются люди в своей жизни, это ответственность за свои поступки. Разбирая данные ситуации, вы поняли, что далеко не все их участники вели себя правильно, достойно, ответственно. Многие люди, к сожалению, не осознавали свои поступки, считали, что они абсолютно правы.
«Помогите мне разобраться в сложной для меня ситуации!» - иногда такой призыв звучит в ваших мыслях, но вы его не произносите вслух…(девочки соглашаются со словами педагога). И нередко задаете себе такие вопросы: какая я со стороны; правильно ли поступаю; должна ли это делать и многие другие. Я права?( чаще ответы утвердительны). Девочки, а какие качества вы цените в себе больше всего и какие не принимаете или не хотите принимать?» (девочки называют свои положительные и отрицательные качества, объясняют их).
Педагог: Однажды в 10-м классе учитель рассказал детям о детском доме для глухонемых детей, а потом задал вопрос: «Вам не хочется что-нибудь сделать для этих детей?». Многие ответили: «Так ведь у них итак все есть». Какое личностное качество проявили эти дети? (ответ: равнодушие). Какие нравственные качества человека вы можете назвать? (ответ: честность, доброта, отзывчивость, понимание, порядочность, деликатность, трудолюбие, активность, верность, искренность, надежность, духовность, честь и мн. др.).
Совершали ли вы какие-нибудь поступки, за которые до сих пор стыдно? (многие отвечают «да», приводят примеры). Девочки, благодарю вас за вашу искренность и честность, за то, что вы осознали свои плохие поступки. Это поможет вам в дальнейшем находить правильный выход в каждой сложившейся ситуации. А для сравнения, я поделюсь с вами ответами старшеклассников одной из школ города:
- Мне стыдно за то, что раньше совершала плохие поступки.
- До сих пор не могу себя простить за то, что предала подругу.
- Стыдно, что отказал классному руководителю в его просьбе.
- Стыдно, что нагрубила родителям.
- Мне стыдно, что побоялась участвовать в соревнованиях.
- Очень стыдно, что не помог человеку в трудной ситуации.
Педагог: Эти разные признания – нравственные открытия подростков. Думаю, что в дальнейшем они выльются в реальные дела и хорошие поступки. Девочки, а что значит «быть нравственным»? (педагог помогает с ответами):
-любить свою Родину, близких; уважать старших;
-совершать добрые дела;
-не причинять другим зла;
- бескорыстно помогать людям;
-заниматься личностным совершенствованием;
-иметь жизненную цель и следовать ей;
-не бояться преодолевать трудности;
-заниматься общественной деятельностью;
-заботиться об охране природы;
-участвовать в трудовых мероприятиях;
Педагог: А сейчас я предлагаю каждой из вас нарисовать и оформить «дерево дружбы и любви» (педагог раздает обучающимся чистые листы). Нарисуйте деревья, а на их ветки «повесьте» сердечки, в которые впишите имена самых дорогих для вас людей. Это могут быть члены вашей семьи, близкие и знакомые (девочки выполняют задание). Ваши рисунки мы повесим на стенд, чтобы все могли посмотреть, как много дорогих для вас людей, с именами которых связаны самые лучшие воспоминания.
Заключение
Педагог: Наш Урок нравственности подходит к концу. Сегодня вы узнали, что такое «нравственность», что значит «быть нравственным человеком», вспомнили близких вам людей, которые будут являться примером в вашей дальнейшей жизни. Вы рассказали друг другу о тех поступках, которых в дальнейшем постараетесь не совершать. Думаю, этот урок многому вас научил. В заключение хочу сказать вам такие слова: Если твои действия полезны только тебе самому, а другим приносят вред, значит, твои поступки безнравственны. Всегда помните, что нравственность проявляется в том, какую пользу человек приносит обществу и окружающим людям. Человек совершенствуется в борьбе со своими собственными недостатками. Победа над собой и обстоятельствами – это духовный рост. Жизненный путь человека не легок, и у каждого он свой. Постарайтесь выбрать правильный, верный. Закончить наше занятие хочу словами С. Я. Маршака:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А все хорошее, друзья,
Дается нам не дешево!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....
Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"
Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа Николая Семеновича Лескова...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности».
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Внеурочная деятельность Направление «Духовно-нравственное воспитание» «Грамматика нравственности (уроки нравственности русской и зарубежной литературы)»
Рабочая программа "Грамматика нравственности"...