Внеклассное занятие на тему: "Мужественность."
план-конспект занятия (10 класс)

Внеклассное занятие на тему: "Мужественность."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzhestvennost.docx48.29 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие курса «Нравственные основы семейной жизни»

Тема урока: «Мужественность»

Цель урока:  привести учащихся к пониманию понятия «мужественность» и раскрыть основу нравственного отношения мужчины к окружающим людям и событиям.

Задачи урока: 

  • Развивающая: развивать у учащихся навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать свои действия и координировать их со своими партнерами – участниками учебного процесса;  развивать эмоциональные качества и чувства у учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, используя яркие примеры, воздействующие на чувства обучаемых.
  • Образовательная: способствовать  формированию у учащихся объективного отношения к понятию мужественности.
  • Воспитательная: воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания, чувство ответственности за свои поступки, слова; воспитывать волю, умение преодолевать трудности, познавательную активность и самостоятельность.

Ход урока

  1. Присоединение к теме. (слайд1)

(ученица читает стихотворение Дарьи Кравченко «Мужчинам не просто»)

Мужчинам не просто
Ты знаешь, подруга, мужчинам не просто.
И можешь кидать в меня кучу камней.
Ты принца рисуешь высокого роста...
Чтоб молод, богат был и всех веселей.
"Мужчина - он должен ...", а дальше по списку,
За нас написали уже в соц. сетях:
Букеты из роз с романтичной запиской,
iPhone , кстати, новый вот вышел на днях...
От них в 25 ждут огромных успехов!
Машины, квартиры и где-нибудь дом.
И вовсе не важно какие помехи,
Cвоим ли он нажил все это трудом.
Ты знаешь, подруга, мужчинам не просто.
Им плакать нельзя, говорить про печаль.
В них много - "нельзя", что нам девушкам - можно.
Нет... я в восхищении, мне их не жаль.
Они даже терпят больных истеричек,
Что шарят в карманах, смотря телефон.
Мужчины прощают так много привычек.
А многим - совсем отвратительный тон.
Я знаю мужчин, по-серьезному верных,
Но им почему - то совсем не везло.
Влюбляются в глупых, коварных, нелепых.
А всё потому, что таких - большинство.
Поэтому им не хотелось жениться,
Пусть дело уже и идет к тридцати.
Телами успели уже насладиться,
Но что-то "за гранью" никак не найти...
Ты знаешь, подруга, мужчинам не просто,
А умным - еще и труднее в сто крат!
Им мало лица, красоты или роста.
Они, как и ты - идеальных хотят.
Есть притча о старом - престаром мужчине,
Ему девяносто, а он не женат…
«Вы что, не нашли идеал?»
- перед смертью спросили,
«Нашел идеал, но так долго искал…»
«... И что же она? Отказала вам просто?» ,
«Увы, отказала, была занята….
….Она все искала мужчину…высокого роста,
Чтоб молод, богат был… Ну, в общем, мечта…»

2. Сообщение темы и цели урока

 - Тема нашего сегодняшнего разговора – мужественность. Что входит в понятие «мужественность», что значит быть «настоящим мужчиной»? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый человек. Ведь все мы не просто люди, но люди определенного пола. И от каждого из нас ожидается не просто хорошее поведение, но поведение, соответствующее требованиям, предъявляемым обществом к мальчику или девочке, юноше или девушке, мужчине или женщине.

 - Поэтому цель нашего занятия – выделить те нравственные категории, черты характера мужчины, которые раскрывают понятие мужественности.

У каждого из Вас есть карточка, которую Вы должны заполнять на разных этапах занятия.

Какие черты характера и нравственные категории на данном этапе  Вы относите к понятию «мужественность»?

  1. Работа  по результатам социологического опроса в классе.

- Понятие мужественности активно изучаются современной наукой. В максимально обобщенной форме они представлены стереотипами мужественности. Было установлено, что понятие «мужественность» - собирательное,  оно включает в себя несколько характеристик.

(слайд 2)

 - Перед  вами результаты соц. опроса в вашем классе (знакомство с результатами).

Назовите 5 качеств настоящего мужчины.

юноши

девушки

  • Сила
  • Мужественность
  • Ум
  • Верность
  • Стойкость, упорство
  • Верность
  • Сила
  • Ответственность
  • Мужественность
  • Ум, твердый характер

Кто из мужчин истории или современности является для  Вас идеалом?

(фильм «Быть мужчиной не просто»)

( по результатам фильма и во время просмотра – работа с карточкой)

  1. Постановка проблемы. (слайд 3)

 - Да, у каждого из нас есть свой образец мужественности. Но, к сожалению, в жизни часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда мужчина ведет себя не по-мужски. Как вы думаете, от чего это зависит?

+ От воспитания, социума…

- Снижение ценности отцовства. Когда женщина все время требует, все время недовольна, когда берет власть в свои руки, мужчина чувствует себя ненужным. У нас мальчиков не воспитывают в ориентации на отцовство, установка – на карьеру (и девочек – то же самое!).

- Американские психологи установили, что в ситуации, когда у мужчины существует потребность соответствовать эталону «настоящий мужчина» и затруднена возможность реализации этой потребности, он попадает в ситуацию гендерного (полоролевого) стресса. Настоящий мужчина – глава семьи, хозяин, добытчик, отец. Если в царское время его государство поддерживало, сейчас – нет. На работе зарплата – смешная, на него часто кричат – предельное напряжение. В ситуации гендерного стресса мужчина традиционно ищет выход следующими способами.

1. Рост агрессивности внутри семьи (на работе не накричишь – уволят, на улице – посадят, дома – последняя капля срыв).

2. Поведение на грани риска («Я сейчас сделаю незаконное дело, у меня появятся деньги, больше я не буду…»).

3. Рост алкоголизма (когда человек пьет, маленькие дозы алкоголя повышают самооценку). Если в этой ситуации женщина, воспитанная по принципу «Говори всю правду в глаза», начинает на него кричать, мужчину вообще начинает нести.

Результат подобных стрессов: средняя продолжительность жизни мужчины в России – 59 лет, у женщин – 72 года 8 месяцев. По статистике мужчины живут меньше женщины на 7 лет (в мире), а у нас – на 14 лет!

  1. Работа над рассказами на выбор учителя

Леший

— Было это давно. Отец мой, а ваш прадед Иван Кончин служил в Нижнем Новгороде. В то время солдатская служба продолжалась двадцать пять лет. Ивану до конца срока оставалось всего несколько месяцев, и был он в то время денщиком у штабс-капитана Семёнова. Несмотря на своё офицерское звание, Семёнов был глубоко верующим человеком и к солдатам относился по-доброму. Иван же был человеком весёлым и общительным, острословом и балагуром. Однажды штабс-капитан сказал Ивану: «Я с ротой поеду на стрельбище, а ты сходи в лавку за покупками, чтобы приготовить обед, и принеси его мне».

Войдя в лавку, Иван сразу обратил внимание на стоящую за прилавком худенькую девушку лет восемнадцати с густыми тёмными волосами, заплетёнными в косу. По разговорам Иван знал, что это дочь купца Даша.

— Что вам угодно? — спросила девушка с улыбкой, глядя на Ивана красивыми карими глазами.

С этого мгновения мир изменился для Ивана, сердце его заполнилось любовью. Но какая огромная пропасть встала между бедным солдатом сорока двух лет и восемнадцатилетней девушкой, дочерью купца!

Продукты были куплены. Взяв приготовленный обед, Иван пошёл на стрельбище. Дорога туда проходила лесом, а лес был старый и густой. Пройдя с версту по лесной дороге, Иван вдруг увидел сидящего на пеньке старичка — с большой рыжей бородой, в красной рубахе, подпоясанной шёлковым пояском, в голубых ситцевых штанах и липовых лаптях. Что удивило Ивана, в такую жару на голове у старика была мохнатая зимняя шапка.

— Здравия желаю! — поравнявшись с ним, сказал Иван.

— И тебе, служивый, желаю здоровья, — весело ответил старичок. — Куда путь держишь?

— Иду на стрельбище, несу обед штабс-капитану.

— Можно, и я с тобой пойду, нам по пути, — попросил старичок.

— Пойдём, вместе идти веселее…

Шли долго. По пути старик расспрашивал Ивана, откуда тот родом, где служит, — всё ему было интересно. Время будто замерло: та же дорога, тот же лес, то же солнце в зените. Уже явилась огромная усталость в ногах, а старичок всё говорил своим ласковым голосом, всё шёл вперёд. Что-то шевельнулось в сердце Ивана, он вспомнил карие глаза Даши.

— Господи! — остановившись, сказал Иван. — Когда же я дойду до этого стрельбища?!.

И вдруг всё исчезло. Ни дороги, ни солнца. Глубокая ночь, а Иван стоит на краю лесного болота. И только откуда-то из темноты — испуганный голос старика:

— Бога вспомнил! Бога вспомнил!

До утра Иван простоял, как заворожённый, на краю болота, а когда рассвело, по тропинке вышёл в какую-то деревню, где и узнал, что от города он ушёл за двадцать с лишним вёрст.

Вернувшись, он всё рассказал штабс-капитану. Тот не стал сердиться, а сказал:

— Хотел тебя леший утопить, но Господь и любовь твоя спасли тебя. А Даше расскажи о своих чувствах — Бог всегда помогает хорошим людям.

Иван долго не решался сказать Даше о своей любви. Стоило ему увидеть её, как вся его общительность и весёлость куда-то пропадали, он становился робким и застенчивым. Приходя в лавку, Иван нарочно долго выбирал товар, а Даша делала вид, что не замечает странностей такого его поведения. Но однажды он решился и, улучив удобную минутку, спросил девушку, не может ли она встретиться с ним. Даша ответила, что придёт вечером на набережную.

Вечер был тёплый и безветренный. Иван купил букет цветов. Ожидая девушку, сел на лавочку и, задумавшись, не заметил, как подошла Даша. В своём новом платье она показалась Ивану такой красавицей, что он уже пожалел, что вызвал девушку на столь откровенный разговор. И всё же он сразу признался Даше, что любит её, но понимает всё неравенство их положения и не хочет делать её несчастной. Девушка задумчиво глядела куда-то вдаль на реку и ничего в этот раз не ответила Ивану.

После этого разговора у Ивана и Даши было ещё несколько встреч на набережной, но оба избегали говорить о главном. Срок службы Ивана подошёл к концу, и накануне своего отъезда он сказал Даше, что уезжает к себе на родину, в уездный город Буй Костромской губернии. И Даша решилась. Вечером она обо всём рассказала отцу; сказала, что они с Иваном любят друг друга, что она поедет с ним. Отец был категорически против такого брака и не дал своего согласия, однако старший брат Даши Николай, получивший университетское образование и уже зарекомендовавший себя предприимчивым купцом, заявил, что никакого насилия над сестрой даже со стороны отца не допустит:

— Если они любят друг друга, то ради Бога. Пока я жив, сестра бедно жить не будет. Николай устроил венчание Ивана и Даши, дал сестре богатое приданое. На эти деньги молодые купили в Буе дом, корову и трёх лошадей, и Иван занялся ямщицким делом. Через год в городе все уже хорошо знали и уважали ямщика Ивана Кончина за его старание и трудолюбие. Даша родила Ивану дочь Анну и сына Николая. Брат Даши не забывал своего обещания и каждый месяц присылал сестре двадцать пять рублей. Семья жила трудно и счастливо, но…

Видимо, встреча с нечистой силой не прошла бесследно для Ивана. Скоро счастью пришёл конец. Один из буйских купцов нанял Ивана съездить в Кострому за товаром. Морозы стояли лютые, в дороге Иван сильно простудился и по приезде домой слёг, а через неделю умер. Узнав о его смерти, приехал брат Даши Николай, звал её к себе, но она не поехала…

— До самой революции дядя Николай присылал деньги, но мать старалась их не тратить, копила нам, детям, — рассказывала бабушка Анна.

Я хорошо помню, как позднее она доставала ставшие уже простой бумагой пачки денег и плакала:

— Господи! Всё прахом пошло.

А потом, когда начались аресты, строго-настрого наказала нам:

— Вы только не проговоритесь кому, что дядя у вас из богатых. Всего можно ждать от большевиков этих.

…С того времени много воды утекло. Давно уже нет на свете нашей любимой бабушки Анны, а мне сейчас столько же лет, сколько было моему прадеду Ивану, когда он впервые встретил свою любимую Дашу.

Приходя на городское кладбище, где за одной оградой похоронено девятнадцать моих родственников, я молча стою у могил, вглядываюсь в потемневшие от времени кресты и вспоминаю единственную оставшуюся у меня на память об Иване и Дарье фотографию: Дарья сидит на венском стуле, держа на руках маленькую Анну, а Иван стоит рядом в новом костюме, в хромовых сапогах. Кончики усов у него лихо завиты вверх, а фуражка с блестящим козырьком сдвинута на бок. Оба счастливыми глазами смотрят на меня из прошлого, и я, крестясь, произношу:

— Упокой, Господи, души рабов твоих Ивана и Дарьи.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие события положены в основу рассказа?
  2. Почему Леший не утопил Ивана? Найдите ответ в тексте.
  3. Что можно сказать об авторе, читая эти строки?
  4. Прочитайте последний абзац рассказа. Как характеризуют автора эти слова?

Забытая Вера

Рассказ

I

Стая шла медленно: не глубокий снег и не тридцатиградусные морозы, стоявшие вот уже целый месяц, сдерживали движение — движение тормозил голод. Стая шла в надежде найти добычу.

Вожак, матёрый, старый, но ещё очень сильный волк, поглядывая по сторонам, принюхиваясь, всё больше нервничал, замечая недобрые взгляды своих сородичей. В его памяти отчётливо всплывала картина: он, молодой волк — этим же путём вёл ещё большую стаю его отец. Тогда эти места были наполнены запахами человеческого жилья, вылетающими из труб; запахами навоза и пота животных, стоящих не только в домашних хлевах, но и на фермах, непременных в каждой деревне. И помнил вожак, что люди, живущие в этих деревнях, не были особо агрессивны; не особо лютовали и собаки, которые были почти в каждом доме. Он помнил, что «падали» хватало всем. Однако теперь, медленно двигаясь по «старому», некогда обжитому людьми краю, он всё отчётливее понимал, что всё вокруг изменилось и с уходом отсюда людей исчезли и животные. Пропала добыча. Острое чутьё волка не улавливало ни одного запаха, не слышно было ни одного звука, не чувствовалось ни одного намёка на существование жизни.

Он был вожаком — он вёл за собой волчью стаю, и это означало, что он должен был идти всегда впереди, не взирая ни на мороз, ни на глубокий снег, и вывести стаю на добычу. Он знал, что в такие морозные ночи стоит только немного расслабиться — и тогда конец, и тогда все его соплеменники могут погибнуть.

Вожак хорошо знал волчьи законы. Но силы его были не беспредельны. И вот, в очередной раз пробив огромный сугроб и вырвавшись из русла безымянной реки на берег, он понял, что его силы на исходе. Приготовившись к худшему, он глубоко втянул жгучий, холодный воздух, от которого появилась ноющая боль в груди, и вдруг с этим-то последним, как ему казалось, вздохом, он ясно почуял где-то рядом запах человека. Оглянувшись и увидев в ярком свете луны слабеющие огоньки глаз собратьев, он поднял голову к небу и завыл.

II

Сознание возвращалось медленно: ей казалось, что она всё ещё спит. Чуть шевельнув рукой, услышала потрескивание сухого сена, которым была окружена со всех сторон. Мелькнула мысль, что странный звук, заставивший затрепетать её старое сердце, пришёл из сна. Она немного успокоилась и снова провалилась в сон. Но звук повторился и отозвался страшным многоголосьем…

«Волки!» — с ужасом осознала баба Вера. Вой раздался совсем рядом. Медленно она разгребла сено вокруг себя, выбралась на свободное пространство изуродованной временем и жизненными потребностями избы, осторожно подошла к окну и, взглянув в него, застыла от страха: на неё в упор, не мигая, смотрели горящие глаза волка.

Избушка была ветхой: пол прогнил до такой степени, что в ещё не совсем морозные дни пришлось натаскать из сарая сена и устелить им всю избу. Вот и сейчас стояла баба Вера у окна, смотрела в пронзительно-голубые волчьи глаза и чувствовала — то ли сено шевелилось на полу от задувающих в щели порывов ветра, то ли седые волосы на растрёпанной её голове.

Отпрянув от окна, баба Вера бессильно опустилась на пол у самой стены. «Что делать?!» Мелькнула спасительная мысль, что наступит утро, по дороге проедут лесозаготовители и волки уйдут. Она чуть успокоилась, и снова забралась в свою тёплую нору…

III

Сон пришёл не сразу — какой-то беспокойный, прерывистый, но в эти минуты тревожного сна она как бы заново прожила всю свою жизнь — счастливую и несчастную, иногда даже трагическую. Это была её, её жизнь, непохожая ни на чью другую. Вот снова она провалилась в счастливое время — детство.

Туманное летнее утро. Отовсюду слышится мычание, блеяние; деревня окутана лёгким облаком пыли — коровы, овцы, козы, подгоняемые молодым пастухом, спешат на пастбище. Она, маленькая девочка, вместе с матерью гонит со двора корову. Вокруг одни женщины и дети. Мужчины уже на работе: сенокос в разгаре. Колхозу надо много сена — госпоставки, да и число бурёнок с каждым годом растёт. И всюду, всюду дети — на сенокосе, в поле, на ферме; в деревне не утихает смех…

Картины жизни сменяли одна — другую.

И вот — первые осенние дни. Вся деревня собралась у начальной школы. Играет гармонь. Первый звонок, и первое слово на доске — «Родина».

Следующая картинка… Вот она уже девушка, собирается поступать в педучилище. И вдруг это страшное, раздавшееся из репродуктора слово — «Война»…

Лесозаготовки. Ударная молодёжная бригада. Лозунг — «Всё для фронта, всё для победы». Голодные годы, страшные потери: и отец, и старший брат погибли на фронте.

«Но ведь выжили, выжили и победили!» — говорит она кому-то невидимому и — прсыпается…

IV

Воют волки. Дрожащей левой рукой нащупывает баба Вера маленький медный крестик на груди, правой крестится, шепча: «Спаси и сохрани!..» И видит — то ли во сне, то ли наяву, вспоминая.

Раннее утро. Она — маленькая девочка. Мать Веры — молодая, весёлая, аккуратно расчёсывает на Вериной голове густые льняные волосы и заплетает их в косу с яркой красивой лентой. Отец помогает Вере надеть новое ситцевое платье.

Сегодня праздник — Пасха. И они — отец, мать и Вера — спешат светлым солнечным утром в Воскресенский храм.

Храм стоит одиноко на берегу речки. Маленький, но удивительно красивый и белый, как январский снег. Вере он напоминает уточку, одиноко плывущую в деревенском пруду. Подойдя к храму, они все крестятся и кланяются три раза. Отец — звонарь деревенской церкви — ведёт мать с Верой аккуратно по крутым ступеням на колокольню. Вера радостно считает их. Их — тридцать три… И вот они на звоннице. Вера вертит вокруг детской головёнкой. Всё вокруг удивительно красиво: река, леса, невдалеке стоящая их деревенька. Отец, гладя рукой её льняные волосы, ласково говорит дочери: «Смотри в небо!» Вера поднимает глаза к небу и видит огромное солнце…

V

Опять что-то тёплое разливается по старому телу, и снова приходит успокоение. И она возвращается в юность.

После мрака тех страшных лет свет пришёл Алёшей, вернувшимся с войны, сиянием его светло-голубых глаз, с такой нежностью глядящих на Веру. Два года его учёбы — и вот он механик-тракторист, а она его жена, самая счастливая на свете. Свой дом, свой огород, своя корова, работа на деревенском сырзаводе, рождение сына. Казалось, счастью не будет конца…

И вот тот осенний день, по небу несутся рваные тучи, иногда брызжущие холодным дождём. Трактора возят на зерноток обмолоченный хлеб — просёлочная дорога разбита, и на пути надо ещё преодолеть неглубокую, теперь, осенью, речку. Левый берег крут, но надо спускаться вниз к броду, а потом двойной тягой взбираться к зернотоку. Недавно пролившийся ливень так напитал влагой траву, что она стала гладкой и скользкой, и даже выглянувшее солнце ни на йоту не улучшило ситуацию. Одна была надежда у тракториста, что вывезет колея, и, отчаянно стиснув рычаги, он ринулся вниз…

Вера работала в тот день на зернотоке. В перерыв она вышла из-под навеса, и, взглянув на левый берег реки, увидела колонну тракторов, тележки которых были загружены зерном нового урожая.

Первый трактор стал медленно спускаться к броду. Вдруг его тряхнуло. Передние колёса вылетели из колеи и беспомощно заскользили по мокрой траве. Трактор весь соскользнул на луговину, потерял управление, его развернуло поперёк склона.

Дальше всё было, как в замедленной киносъёмке: тяжёлая гружёная зерном тележка, летя вниз, увлекла за собой трактор, и они, несколько раз перевернувшись, сорвались в реку.

Через минуту (как ей тогда показалось) Вера была у трактора. В покорёженной, с разбитыми стёклами кабине, наполовину залитой водой, плавал Он. Лицо, которое она столько раз целовала, волосы, которые она нежно гладила по утрам, были в крови. Даже сейчас она не могла вспомнить, какими были те три дня, пока гроб стоял в доме…

Очнулась она уже на кладбище только тогда, когда сын, дёргая за полы жакетки, жалобно сказал: «Мама, все давно разошлись. Я замёрз, пойдём домой!..»

Да, надо было жить. Она медленно поднялась, отряхнула с колен налипшую грязь, чуть поправила, словно прощаясь, зелёные ветки, обрамлявшие могилу, и, повернувшись к сыну, тихо сказала: «Будем жить…»

Колхоз не оставил её без внимания: дрова привозились регулярно, участок под картошку весной вспахивался вовремя, а работы — работы в колхозе было непочатый край.

Так и мелькали годы. Сын закончил школу, и вся деревня провожала его в армию. Попал на флот. Отслужив, остался на сверхсрочную, да так до пенсии и прослужил на Северном флоте. Там, в Северодвинске, и женился, получил квартиру, после пенсии работал сварщиком на секретном заводе. Но коварная болезнь — рак — свела в могилу. Перед смертью просил похоронить на родине, рядом с отцом.

VI

И снова протяжный и ужасающий вой прервал нахлынувшие воспоминания бабы Веры. С каждым новым завыванием усиливалась её жгучая боль в груди. И вдруг сознание как бы выключилось, и в эти короткие минуты забытья перед глазами прошли мутные времена перестройки, безумные годы реформ. Развал колхоза, вымирание деревни, наступившая внезапно старость.

С её приходом и домашнее хозяйство постепенно пришло в упадок. Не стало коровы, овец и кур, зарос огород, закончились дрова. Лишь иногда проезжающие мимо лесозаготовители из жалости подбрасывали муку, песок, мешок хлеба, которого с горем пополам, но хватало; керосин… Редко, но заезжали из города любители зимней рыбалки. Так и жила.

Но этот лютый не только от морозов год оказался самым тяжёлым. Ушли последние старушечьи силы, а до центральной усадьбы колхоза, до магазина, даже и на лыжах было не дойти… Да и рыбаки второй месяц не заглядывали. «Всё к одному», — шептала она самой себе в полусознании.

VII

Волки, чуя человека в этом старом, покосившемся доме, обступили его со всех сторон и выли, выли…

Вожак понимал, что терпение волков не беспредельно. Он шкурой чувствовал нависшую над ним опасность: если не отведают они, наконец, человечины, останутся голодными, могут и его порвать на части. Развернувшись он увидел горящие от ненависти глаза своих сородичей и понял, что всё уже решено. Он оскалил пасть, приготовившись доказать, что он, хотя и стар, но ещё силён. Молодой волк, который был готов наброситься на него, отпрянул и, повернувшись, побежал к дороге. За ним устремилась и вся стая. Вожак ждал, что кто-то обернётся и он побежит за ними, побежит уже ведомым. Но никто не обернулся. Чем дальше волки уходили, тем сильнее у него болело в груди под левой лопаткой…

Рассветало. Зарывшись в снег возле входной двери, он забылся. Во сне он опять был молодым и бежал в стае за сильным матёрым волком — его отцом. Рядом бежала волчица — его мать.

Разбудил его нарастающий стрекочущий звук с высоты. Он поднял голову. Он знал, что огромная эта махина с вращающимися лопастями пропеллера не обещает ничего хорошего. Сердце старого волка почти остановилось от ужаса. Вертолёт шёл по следу стаи. Вскоре послышалась беспорядочная стрельба с переливами автоматных очередей, и вдруг всё стихло.

Перед замутнёнными глазами старого волка возникла жуткая картина, как волки от страха сбиваются в кучу и их, молодых и неопытных, накрывает шквал огня. Ему даже почудились предсмертные захлёбывающиеся визги сородичей, проклинающих его, приведшего их сюда, на верную смерть.

Боль в груди резко усилилась, он с трудом поднялся из снега и взвыл так, что этого страшного звука умирающего зверя хватило, чтобы сердце бабы Веры остановилось.

…Они поднялись на колокольню. Отец, гладя рукой Верины льняные волосы, ласково говорит дочери: «Смотри в небо!» Вера поднимает к небу глаза, и внезапно верх колокольни исчезает и она видит, что над их головой висит солнечный колокол.

Отец собирает в руки лучи-верёвочки, приближает к себе один луч, затем другой — и вмиг всё вокруг заполняется чудесным звоном.

Старческие губы бабы Веры шепчут: «Мама, папа, я лечу!»

VIII

В начале марта морозы ослабли. В первый же выходной на большаке остановился УАЗик, и рыбаки направились к домику бабы Веры. У дверей они наткнулись на замёрзший труп волка. На стук никто не ответил. Слабенький запор открылся сразу. Через десять минут УАЗик мчался в город, а трое мужчин занялись своим привычным делом — рыбалкой.

На следующий день к большаку подъехал трактор с санями. В санях сидели председатель сельской администрации, участковый, фельдшер и четверо мужиков с уже раскрасневшимися с утра лицами. Они вошли в покосившуюся избёнку, где, к их удивлению, не было не только мебели (баба Вера в морозы всю её использовала на дрова), но и пола… Комната напоминала сеновал, наполовину набитый сеном. На сене лежала баба Вера. Левая рука была прижата к груди в том месте, где раньше билось сердце. В застывшем кулаке бабы Веры навсегда был зажат медный крестик. 

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы тема и идея рассказа?
  2. Почему баба Вера в последнем своем сне увидела всю свою жизнь? Какие картины она видела во сне?
  3. Что видит в своем последнем сне волк?
  4. Для чего автор использует этот прием, сопоставляя сны бабы Веры и волка?
  5. Что можно сказать об авторе после знакомства с его рассказами?

Рождественский праздник

А годы летят, наши годы, как птицы, летят… Невозможно вернуться в детство, и всё же иногда, в ночной тишине прилетает она, птица «Детство», похожая в моём воображении на белого лебедя из старенькой книжки сказок, которые перед сном читала мне мать. Крыло её касается моей головы, и вот я уже чувствую, что это тёплая мамина рука ласково гладит мои волосы, сквозь сон слышу негромкий мамин голос: «Сын, не шали, слушайся бабушку». «Мама, я буду скучать по тебе весь день», — говорю я в полусне. И через мгновение снова засыпаю.

Но утренний сон нарушается добродушным ворчанием бабушки: «Ну вот, опять не смогу сходить к заутрене». Приоткрыв глаза, я вижу, как бабушка крестится, глядя на окно, и до моего слуха доносится не совсем понятный для меня, но чудесный, потому что нравится бабушке, звук. Звук этот льётся с колокольни Воскресенской церкви, куда бабушка ходит молиться Богу.

Я уже знаю, что Воскресенская церковь стоит на берегу реки Костромы, и много раз бегал любоваться её колокольней и куполами. Глядя на золочёный крест, я фантазировал, что если бы смастерить большую лестницу, то с колокольни можно бы запросто добраться до облака и… путешествовать на нём, куда глаза глядят. Так и не решившись заглянуть в церковь, я уходил домой с непреодолимым желанием узнать, что там внутри.

«Бабушка, возьми, пожалуйста, меня с собой в церковь», — неожиданно для себя самого говорю я. Она пристально смотрит мне в глаза и несколько задумчиво произносит: «А ведь и правда, как я сама-то не догадалась. Скоро Рождество, обязательно возьму тебя вкусить святое причастие».

Перед праздником мать моет меня в бане, подстригает мне волосы, ногти и надевает новую, старательно выглаженную рубашку. И вот мы все трое идём в церковь. Во дворе церкви небольшая площадка, на которой установлены многоярусные деревянные кормушки. Возле них с громким воркованием снуют голуби. Бабушка достаёт из кармана бумажный кулёк и высыпает содержимое в одну из кормушек, что-то шепча и крестясь. У входа мать и бабушка снова крестятся, и мы наконец-то входим в это таинственное и загадочное для меня здание. Я растерян и немного напуган. От яркой позолоты и множества свечей у меня рябит в глазах, и я крепко сжимаю материнскую руку. Бабушка и мать зажигают свечи и ставят их перед большими, в золочёных рамах, иконами.

Во время службы я не могу оторвать глаз от человека, который сразу оказывается в центре внимания молящихся. На нём удивительная, сверкающая золотом и серебром одежда, он читает нараспев молитву, крестится и помахивает небольшим металлическим сосудом на золотой цепочке — кадилом, как позже объяснила мне мать. Время от времени чтение молитвы прерывается пением людей, стоящих в правом углу церкви. «Это отец Александр (А. Тур — авт.), — шепчет мать, — а это, среди певчих, — его дети». Несколько дней тому назад я уже видел этих детей, двух мальчиков и двух девочек с тёмными кудрявыми волосами. Они по двое носили воду из проруби и заливали снежную горку, построенную неподалёку от церкви. На эту горку собирались ребятишки из всех близлежащих домов и катались с утра до вечера.

«Мам, а почему люди с крыльями?» — уже совсем освоившись, спрашиваю я, разглядывая стены и потолок церкви. «Тише! — одёргивает меня мать. — Это ангелы. Дома все объясню». Я долго смотрю на ангелов и, задумавшись, не замечаю, как заканчивается служба. «Подойди к батюшке — слышишь, он приглашает к себе всех детей. Да иди, не бойся!» — подталкивают меня мать и бабушка. Отцу Александру передают две большие вазы с конфетами и печеньем, и он угощает сладостями каждого из нас — находящихся в церкви ребятишек.

«А теперь, милые мои прихожане, будем с великой радостью встречать рождение Господа нашего Иисуса Христа», — говорит отец Александр. Вслед за батюшкой все выходят из церкви. Отец Александр, уже в верхней одежде, взбирается на гору и с весёлым смехом первым устремляется вниз. И все: и дети, и взрослые — спешат прокатиться с горки. Смеются ребятишки, улыбаются бабушки, и даже снежинки весело танцуют в морозном воздухе, радуясь чудесному празднику Рождества.

А дома был праздничный стол, застеленный кружевной белой скатертью и уставленный пирогами. Мы долго сидели за столом, пили чай с вареньем и пирогами, а мать и бабушка едва успевали отвечать на мои многочисленные после посещения церкви вопросы. Многое стёрлось уже в памяти и ушло безвозвратно, но этот рождественский праздник запомнился так хорошо, словно это было вчера.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы тема и идея рассказа?
  2. Что побудило автора написать этот рассказ. Найдите строчки, подтверждающие ваш ответ.
  3. Как чувствует себя автор, впервые оказавшись в Воскресенском храме?
  4. Прочитайте описание семейной Рождественской трапезы. Какие чувства вызывают у вас эти строки?

(работа с карточкой)

  1. Подведение итогов.

(слайд 6)

- Прочитайте слова Ф.Достоевского.

«В каждом нормальном русском человеке есть желание быть полезным для своего общества: если стал богатым – будь меценатом, если стал талантливым – отдай талант окружающим тебя людям, а если ты просто человек – будь добр к окружающим».

 - Как вы можете сопоставить эти строчки с жизнью и творчеством С.Высокова?

 - Давайте посмотрим, какие качества мужественности вы сегодня выделили на разных этапах урока?

- Какой вывод вы можете сделать? Что должен делать мужчина, чтобы соответствовать статусу «МУЖЕСТВЕННЫЙ»?

8. Рефлексия.

Как вы чувствовали себя на уроке?

Что хотелось бы изменить?

Проходит время, гаснут лампы, стираются мили,
Ему твердят: "Будь проще!"... 
Что ж, наверно, проще бы было
Не жить стремлением взглянуть на Мир с экранов билбордов,
И он завязывал, честно, но шнурок бикфордов.
Ей снится дочка в детском кресле в салоне авто,
Пока вагон метро сливает всех в общий поток.
Чтобы достать до звёзд не нужно загранпаспортов,
Вы - именно те, мы - именно то...

Ведь я мечтаю о том, что и ты тоже,
Чтобы журавль в руках, а клинок в ножнах,
Иметь дочурку и сына к тридцати примерно
И быть не просто отцом, а быть примером.

Ведь я мечтаю о том, что и ты тоже,
Чтобы журавль в руках, а клинок в ножнах,
Иметь дочурку и сына к тридцати примерно
И быть не просто отцом...

Мы из панельных новостроек, быть может поэтому
В каждом из нас завис мальчишка с мечтами поэта,
И, пока в моде ярлыки, этикетки и бирки,
Он обещал ей гореть и не жить под копирку! 
Они рисуют в планах домик с лужайкой в окне, 
Щенка терьера, камин, мягкий плед, каберне, 
Своих родителей в детской, Париж на холсте, 
Вы - именно то, мы - именно те...

Ведь я мечтаю о том, что и ты тоже,
Чтобы журавль в руках, а клинок в ножнах,
Иметь дочурку и сына к тридцати примерно
И быть не просто отцом, а быть примером.

Ведь я мечтаю о том, что и ты тоже,
Чтобы журавль в руках, а клинок в ножнах,
Иметь дочурку и сына к тридцати примерно
И быть не просто отцом, а быть примером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие МОРСКОЙ БОЙ

Внеклассное мероприятие по информатике для 9 классов...

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Внеклассное занятие "В гостях у Шишкина".

Разработка внеклассного занятия "В гостях у художника Шишкина" для уч-ся школы VIII вида....

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Классный час на тему «Мужественные подвиги достовернее слов (А.Суворов)».

Данный классный час поможет воспитать чувство патриотизма и пробудить интерес к Инициативе "Горячее сердце"....

Внеклассное занятие по ИЗО для 5 класса в преддверии 8 Марта (игра+творческое занятие)

Тематическая игра для 5 класса.Построена на основе телеигры "Своя Игра".Вопросы посвящены темам: художественные материалы и их свойства, картины, ка которых изобраены женщины, тематические в...

Тема: «Мужественность и женственность - основа взаимоотношений юношей и девушек».

Тема: «Мужественность  и женственность  -  основа  взаимоотношений  юношей  и девушек».Составитель: Топчий Наталья Владимировна, учитель истории и обществозна...