ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья
СТАТЬЯ ДЛЯ СТЕНДОВОГО ДОКЛАДА К ЗАСЕКЕНСКИМ ЧТЕНИЯМ 18 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
varlamova-syzran-statya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
О. А. Варламова
учитель истории ГБОУ школы-интерната № 2 г. о. Жигулевск (отделение надомного обучения Сызранского филиала)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ «РОДНАЯ СТОРОНА»
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности школьного образования. Создать условия, в которых ребенок с особыми образовательными потребностями смог бы максимально раскрыться, выстроить нормальные отношения с социумом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музейному наследию подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику считают одним из условий инклюзивного образования. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе школьного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Наше учреждение – Сызранский филиал ГБОУ школа-интернат№ 2 г. о. Жигулевск (отделение надомного обучения) расположено в исторической части города. Кроме этого, одно из зданий школы-интерната № 2 является историческим памятником архитектуры регионального значения. Отделение надомного обучения располагается по адресу: Самарская область, г. Сызрань переулок Пролетарский дом 32. Ранее этот переулок назывался Дворянским.
В настоящее время в переулке Пролетарском находятся и другие архитектурные сооружения, которые являются памятниками регионального и городского значения. Поэтому мы можем легко проводить пешие экскурсии рядом со школой.
Коллектив учителей, ученики нашей школы и родители много делают для того чтобы сохранить историю для будущих поколений.
Интерьер здания во многом сохраняет черты былой архитектуры, хотя претерпевал ремонтные работы и некоторые косметические изменения.
В одном из залов сохранилась колонна, которая поддерживает потолок, а в одной из комнат можно увидеть портики.
Классическое архитектурное сооружение конца XIX века, как правило, было трехэтажным. На первом этаже находятся самые большие окна – витрины, окна второго этажа – полуовальные, а окна 3-го этажа маленькие — смотровые
В некоторых комнатах сохранен лепной потолок, что было характерным для XIX столетия. Усилиями сотрудников нашего заведения на базе Отделения надомного обучения была создана музейная комната «Старая квартира».
Свою работу мы начали с того, что получили документ в Администрации города Сызрани, подтверждающий, что здание является памятником архитектуры середины ХIХ века. Конечно, входить в эту деятельность детям с ограниченными возможностями здоровья было трудно, но на помощь в таком деле приходят родители учащихся, тьютеры и преподаватели Отделения надомного обучения ГБОУ.
При изучении предмета История Отечества в начале года ребята знакомятся с темой «Исторические источники». На этот урок обычно они приносят так называемые домашние реликвии и рассказывают историю этого предмета. Постепенно в кабинет истории родители, ученики, работники школы стали приносить старинные вещи, которые и составили основу нашей музейной комнаты. Поэтому мы и остановились на названии «Старая квартира».
Школьная музейная комната создана для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – часть нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно идти вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. В нашем учреждении учатся дети разных национальностей и вероисповеданий. Школьная музейная комната вносит особую лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего своей малой Родины, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Территория Самарской области является уникальной в том смысле, что здесь уважают и чтят праздники разных народов. Это выражается во взаимопроникновении культур. Традиционный праздник мусульман Сабантуй посещают одинаково с большим желанием как татары, так и русские. На этом мероприятии мы можем увидеть не только представленную зрителям мусульманскую культуру. Обязательный атрибут праздника – это русский самовар. Мусульмане, уважая христианскую Пасху принимают в дар крашеные яички. На территории Самарской губернии проживают интернациональные семьи.
Милосердие, забота, терпимость доброта... В последнее время все чаще стали обращаться к этим словам. Важно было организовать работу в музейной комнате так, чтобы это были не только разовые акции и праздники, а постоянное общение школьников с теми, кто нуждается в их заботе и внимании. Наши дети особенные, им бывает порой не под силу посетить музеи и выставки города, поэтому создание музейной комнаты просто необходимо в таком учреждении как наше. Сейчас работа музеев несколько изменилась, но мы знаем что большинство экспонатов трогать просто нельзя, поэтому и сделали свой музей интерактивным, где все можно потрогать, подержать в руках.
В учреждении уже более 10 лет действует система самоуправления «Школьный город». Одним из комитетов является Комитет по культуре, который и занимается проведением и организацией экскурсий в нашей музейной комнате. Ежегодно избирается школьный архивариус, он занимается учетом музейных экспонатов, вновь поступивших на хранение в музейную комнату.
Следующим шагом было создание экспозиции. Центром экспозиции стал старинный буфет, в который можно заглянуть, увидеть там посуду, сувениры из кости, дерева, пластмассы (все предметы можно и потрогать – чего нельзя сделать в других музеях). Вокруг композиционного центра на этажерке и полочках находятся разнообразные виды книг и другие экспонаты. По ходу работы мини-музея экспозиция будет пополняться и расширяться. Это дает нам возможность познакомить детей с историей возникновения не только книги, но и другой печатной продукции прошлого века (открытки, календари, журналы).
Ведущей формой работы музея является экскурсия. В нашей музейной комнате силами учителей и учащихся мы проводим экскурсии для гостей нашего учреждения, для ребят из других учебных заведений, пожелавших посетить мини-музей. Музейный Совет разработал следующие экскурсии:
1)обзорная экскурсия «В старой квартире»;
2)тематическая экскурсия « У Самовара Самоваровича в гостях»;
3)научно-просветительская экскурсия «О чем рассказал старый фотоаппарат.
При создании музейной комнаты мы столкнулись с определенными трудностями – не все сразу получалось так, как было задумано, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Воспитанники и ученики ГБОУ школы-интерната № 2 рады, когда видят интерес сверстников. Дети, проживающее в центре города с удовольствием посещают мастер-классы, проводимые нашими педагогами в рамках проекта «Дорогою добра»: на базе отделения индивидуального обучения проходят культурно-просветительские мероприятия для жителей центрального района города. Программы «Родная сторона» и «Народная кукла» являются победителями регионального конкурса «Растим патриотов России».
Программа «Родная сторона» реализуется на базе музейной комнаты уже четвертый год.Реализация программы осуществляется педагогическим коллективом по следующим направлениям:
•поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом,
•инвентаризация имеющихся музейных предметов,
•систематизация музейных предметов по разделам и по темам,
•поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.
• составление картотеки музейных предметов.
Работа с активом музея осуществляется в рамках школьного самоуправления.
• обучение актива основам музееведения,
•распределение между активистами музея определенных участков работы,
•совместная практическая и теоретическая работа в музее.
В Отделении индивидуального обучения вот уже 14 лет выходит газета «Веснянка», которая отражает деятельность музейной комнаты.
Организационная работа включает в себя следующие направления:
• создание актива музея,
•планирование работы музея,
•создание творческих групп.
Методическая и консультативная работа осуществляется педагогами и
состоит из:
•составления лекций, бесед, ведения документации,
•обучения и подготовка активистов музея для проведения экскурсий,
•консультаций, практических занятий по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой.
•сотрудничества с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Центром народного творчества.
Реализация программы включает :
• уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;
• интегрированные уроки;
• кружки «Очумелые ручки», «Волшебница», «Экологическая азбука»,
• краеведческие экскурсии и походы;
• организация свободного времени детей с ОВЗ.
Основные блоки программы
• Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность классным руководителям, учителям школы формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 5-ти блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.
Это следующие блоки:
• «Преданья старины глубокой»
• «Родные истоки»
• «Народные промыслы»
• «Предметы крестьянского быта»
• «Предметы городского быта».
Многое мы осуществили, но еще нам предстоит важная работа по лицензированию нашего музейного фонда.
http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/11/19/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya
Литература
Белянкова Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64
Гогиберидзе Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5
Лукашева Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31
Морозова И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24
Сечин А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10
Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31
Турилова Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89
Якубенко Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание здорового поколения средствами музейной педагогики"
Проектная работа, созданная группой заместителей директоров по воспитательной работе школ Московского района г.Казани...
ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...
Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики
Детство, и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, само...
статья "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"
Статья и презентация "Патриотическое воспитание средствами школьного краеведческого музея"...
программа «Военно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»
Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Она появилась в результате кризиса консервативной образовательной системы в нашей ст...
Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»
Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....
ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ , ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ОТДЕЛЕНИИ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ...