Внеклассное занятие по биологии «Вслед за птицами».
материал (7 класс)
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Птицы».
Задачи:
- Развивать навыки самостоятельной работы; формировать умения работать в парах с дидактическим материалом и натуральными объектами
- Формировать у школьников «Я – концепцию». (Я нравлюсь. Я способен. Я нужен. Я могу…).
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к братьям нашим меньшим, чувство ответственности за окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_ptitsy.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Рятамак»
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО БИОЛОГИИ
«Вслед за птицами».
(Виртуальная экскурсия в орнитологический музей).
Разработана
учителем биологии
I категории
Мухаметшиной Л.Г.
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Птицы».
Задачи:
- Развивать навыки самостоятельной работы; формировать умения работать в парах с дидактическим материалом и натуральными объектами
- Формировать у школьников «Я – концепцию». (Я нравлюсь. Я способен. Я нужен. Я могу…).
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к братьям нашим меньшим, чувство ответственности за окружающий мир.
Форма проведения занятия: имитация деятельности во время экскурсии в Орнитологический музей.
Методы: частично-поисковые, репродуктивные, эвристические, проблемные.
Оборудование: карточки – задания, натуральные объекты, схематические рисунки, таблицы, справочная литература, учебник «Биология» В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Ход урока.
- Организационный этап. Вступительное слово учителя. Ребята, урок у нас сегодня необычный. На дверях кабинета я нашла интересное объявление. Послушайте: «Впервые, в Олёкминской школе, в 7 классе открывается Орнитологический музей. Начало открытия 9 часов. Цена билета: любознательность и внимание! Добро пожаловать!». Я предлагаю вам разбиться на пары (по желанию), каждая пара будет представлять один из «залов» музея. В течение 10 минут, используя карточки – задания и рекомендации, вам необходимо изучить выданные вам экспонаты, составить отчёт и подготовиться к их демонстрации.
- Подготовительный этап. На данном этапе команды получают задания и знакомятся с рекомендациями по их выполнению. Во время выполнения заданий учитель выступает в роли консультанта и помощника, следит за подготовкой ответов и соблюдением регламента времени. Рекомендации по выполнению заданий:
- Работай в паре сообща.
- Распределите обязанности внутри пары.
- Если вы затрудняетесь дать ответ, обращайтесь за помощью к учителю.
- Придумайте название «залу», который вы будете представлять.
- Подготовьтесь к роли экскурсоводов. Для этого составьте небольшой рассказ об экспозиции «зала». Для привлечения внимания «посетителей музея» к тем или иным экспонатам используйте в рассказе следующие выражения: «приглашаем посетить…», «вы находитесь в зале…», «обратите внимание…» и т.д.
- Аккуратно обращайтесь с натуральными объектами!
- Работайте быстро, будьте смелее, у вас всё получится!
- Внимательно прослушайте выступление «коллег» - ваших одноклассников, которые будут проводить экскурсии в других «залах» музея.
- В конце урока вас ждёт мини – тест по теме «Класс птиц», от результатов которого будет зависеть ваша оценка на уроке.
- Желаю успеха!
Карточки – задания для работы в парах.
Карточка № 1.
Цель: повторить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полёту. Оборудование: чучело птицы.
- Рассмотрите чучело птицы (например, вороны или чайки). Опишите форму тела, отделы, из которых оно состоит, их особенности.
- Рассмотрите органы, расположенные на голове. Ниже глаз (ближе к затылку) найдите скрытые под перьями слуховые отверстия.
- Объясните, какое значение в жизни птиц имеют выявленные вами особенности внешнего строения.
- Форма и величина клюва птиц связаны с различным способом добывания пищи. Как вы думаете, чем питается эта птица? К какой экологической группе она относится?
- Оцените свою работу по пятибалльной шкале.
Карточка № 2.
Цель: повторить особенности внешнего строения перьев, связанные с приспособлением к полёту. Оборудование: набор перьев, ножницы, лупы, схематические рисунки перьев, чучело птицы.
- В предложенном вам наборе перьев найдите контурные и пуховые перья.
- На контурном пере найдите длинный плотный стержень – ствол, его основание – очин, и мягкие – опахала. Осторожно разрежьте ствол поперёк. Что он представляет собой внутри? Опишите основные свойства пера птицы.
- Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. Используя рисунки, опишите их строение. Сравните строение контурных и пуховых перьев. Сделайте вывод о роли пуховых и контурных перьев в жизни птиц.
- Используя чучело птицы, определите, какими видами перьев образованы крылья и хвост птицы.
- Оцените свою работу по пятибалльной шкале.
Карточка № 3.
Цель: повторить некоторые особенности жизнедеятельности птиц. Оборудование: гнездо птиц (использовать только брошенное гнездо), скорлупа, карточки с цветными рисунками или фотографиями гнёзд разных видов птиц, таблица для определения птичьих гнёзд с описанием состава гнездового материала.
- Рассмотрите выданное вам гнездо. Изучите материал, из которого оно выполнено.
- Используя определительную таблицу, выясните, какому виду птиц принадлежит это гнездо.
- Рассмотрите скорлупу. Используя рисунки и фотографии, определите, какой птице она принадлежит.
- Оцените свою работу по пятибалльной шкале.
Таблица для определения птичьих гнёзд.
Вид птицы. | Состав гнездового материала. |
Каменка. | Гнездо свито грубо и рыхло из сухих стебельков трав, мха и корешков, внутри выстлано шерстью, перьями, конским волосом. Кладка состоит из 4 – 7 яиц зеленовато-голубого цвета. |
Воробей. | Гнездовое помещение забито травой, верёвочками, паклей, шерстью, перьями и другим материалом. Кладка до 10 яиц светлой окраски. |
Трясогузка. | Гнездо имеет вид неглубокой чаши, стенки которой сложены рыхло и небрежно из полусгнивших и размочаленных стеблей и листьев растений. Лоток свит из шерсти животных и конского волоса. Кладка из 5 – 6 яиц, покрытых светло-серыми пятнышками. |
Синица большая. | Её гнездо из тонких веточек, корешков, сухих стеблей, мха, лишайников, а так же растительного пуха, перьев, клочков шерсти, коконов и паутины пауков. Лоток выстлан конским волосом, мягкой шерстью и мягкими перьями. Кладка из 9 – 15 яиц светлой окраски. |
Карточка № 4.
Цель: выявить значение птиц в природе и жизни человека. Оборудование: таблицы «Птицы леса», «Птицы садов и парков», «Охрана птиц и их гнездовий», «Редкие и исчезающие птицы России», Красная книга России, Красная книг Амурской области.
- Рассмотрите внимательно таблицы. Определите суть и содержание данных таблиц.
- Составьте небольшой рассказ о значении птиц в природе и жизни человека.
- По материалам Красных книг назовите несколько птиц находящихся на грани исчезновения. Выделите места их обитания. Укажите меры, которые принимает человек по сохранению и восстановлению численности их птиц.
- Оцените свою работу по пятибалльной шкале.
- Этап закрепления изученного материала.
Учитель объявляет об открытии Орнитологического музея и вывешивает вывеску «Орнитологический музей» на доску. Представители команд поочерёдно приглашают «посетителей» а «залы» музея. Учащиеся внимательно слушают выступления экскурсоводов, которые демонстрируют изученные экспонаты, натуральные объекты, рассказывают об особенностях птиц. Ребята могут дополнять выступления друг друга, а после окончания экскурсии анализируют их работу.
- Этап обобщения выполненных заданий. Учитель просит ребят вспомнить цель урока и ответить на вопрос: «Как по-вашему, достигли ли мы её?». Далее учащиеся формулируют выводы в соответствии с темой урока, какие особенности внешнего и внутреннего строения птиц связаны а приспособлением к полёту?
- Форм тела округлая.
- Передние конечности видоизменены в крылья.
- Перьевой покров придаёт птицам обтекаемую форму тела.
- Отсутствие зубов облегчает вес птицы.
- Скелет прочный и лёгкий, большинство костей полые.
- Грудин имеет высокий киль, к которому прикрепляются мощные мышцы, приводящие в движение крылья.
- Органы пищеварения приспособлены к обильному питанию и обеспечивают быстрое переваривание пищи. Это связано с большими энергозатратами во время полёта, а также на поддержание высокой температуры тела.
После этого учащиеся выполняют мини-тест по теме «Класс птиц».
- Выберите признак характерный только для птиц: А) питаются разнообразной пищей; Б) откладывают яйца в известковой скорлупе; В) имеют перьевой покров; Г) холоднокровные животные;
- Киль на грудине птиц: А) способствует «рассеканию» воздуха при полёте; Б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;В) способствует хождению на двух ногах; Г) не имеет большого значения;
- Контурное перо в отличие от пухового пера: А) имеет очин; Б) имеет мягкие опахала; В) состоит из бородок первого порядка; Г) состоит из бородок первого и второго порядка;
- Отдел пищеварительной системы, где происходит перетирание пищи:А) ротовая полость; Б) желудок; В) кишечник; Г) зоб;
- При строительстве гнезда птицы используют следующие материалы: А) сухую траву; Б) шерсть; В) веточки; Г) все перечисленные материалы;
- Итог занятия.
Подводя итог занятия, учитель благодарит ребят за совместную работу и интересно проведённую экскурсию
Предлагаю вам оценить наш урок – экскурсию: если он вам понравился – поднимите зелёные квадратики, что означает, мы можем двигаться дальше. Если вам неуютно или вы что-то не поняли – поднимите красный квадратик, что означает «требуется остановка».
Проведём взаимопроверку мини-тестов (ответы и критерии оценок учитель вывешивает на доску: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»). Затем сложите командный результат с личным результатом теста и разделите на два – так получается итоговая оценка.
Учитель (или заранее подготовленный ученик) читает стихотворение о птицах.
- Домашнее задание: Творческое задание – составить кроссворд по теме «Птицы нашего края».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие на тему: «Не забывай о птицах зимой»
Цели:обобщить и расширить знания о зимующих птицах;обратить внимание на трудное существование птиц зимой;прививать любовь к природе и воспитывать гуманность....
Красивые птицы. Внеклассное занятие по изо 1 класс
Разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству. Объёмная аппликация "Красивые птицы"...
Технологическая карта внеклассного занятия в 1 классе, 2 отделения Тема: «Закрепление звука С, «Домашние птицы». Есть презентация.
Задачи: 1.Закрепление звука С на материале слогов, слов, темы «Домашние птицы»2.Развитие выразительности речи.3.Развитие слухового восприятия на материале занятия.4.Различение неречевых звучаний...
Презентация к внеклассному занятию "Домашние птицы"
внеклассное занятие в 1 классе, 2 отделенияТема:«Закрепление звука С, «Домашние птицы» Воспитатель:Амелина Елена Валерьевна...
внеклассное занятие "По следам Жар-птицы
внеклассное мероприятие по литературе для учеников 5 класса...
Презентация к внеклассному занятию "По следам Жар-птицы"
материал к внеклассному занятию по литературе в 5 классе...
Внеклассное занятие "Птицы – наши друзья"
познакомить детей с различными видами птиц, их повадками, закрепить знания детей о птицах, повторение и закрепление полученных знаний в процессе игровой деятельности. выработка умений чётко...
- Мне нравится (1)