Внеклассное занятие по биологии «Вслед за птицами».
материал (7 класс)

Мухаметшина Лайсян Гайнелгилемовна

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Птицы».

Задачи:

  • Развивать навыки самостоятельной работы; формировать умения работать в парах с дидактическим материалом и натуральными объектами
  • Формировать у школьников «Я – концепцию». (Я нравлюсь. Я способен. Я нужен. Я могу…).
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к братьям нашим меньшим, чувство ответственности за окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_ptitsy.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Рятамак»




ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО БИОЛОГИИ

«Вслед за птицами».

(Виртуальная экскурсия в орнитологический музей).




Разработана

учителем биологии

I категории

Мухаметшиной Л.Г.




Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Птицы».

Задачи:

  • Развивать навыки самостоятельной работы; формировать умения работать в парах с дидактическим материалом и натуральными объектами
  • Формировать у школьников «Я – концепцию». (Я нравлюсь. Я способен. Я нужен. Я могу…).
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к братьям нашим меньшим, чувство ответственности за окружающий мир.

Форма проведения занятия: имитация деятельности во время экскурсии в Орнитологический музей.

Методы: частично-поисковые, репродуктивные, эвристические, проблемные.

Оборудование: карточки – задания, натуральные объекты, схематические рисунки, таблицы, справочная литература, учебник «Биология» В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Вступительное слово учителя. Ребята, урок у нас сегодня необычный. На дверях кабинета я нашла интересное объявление. Послушайте: «Впервые, в Олёкминской школе, в 7 классе открывается Орнитологический музей. Начало открытия 9 часов. Цена билета: любознательность и внимание! Добро пожаловать!». Я предлагаю вам разбиться на пары (по желанию), каждая пара будет представлять один из «залов» музея. В течение 10 минут, используя карточки – задания и рекомендации, вам необходимо изучить выданные вам экспонаты, составить отчёт и подготовиться к их демонстрации.
  2. Подготовительный этап. На данном этапе команды получают задания и знакомятся с рекомендациями по их выполнению. Во время выполнения заданий учитель выступает в роли консультанта и помощника, следит за подготовкой ответов и соблюдением регламента времени. Рекомендации по выполнению заданий:
  • Работай в паре сообща.
  • Распределите обязанности внутри пары.
  • Если вы затрудняетесь дать ответ, обращайтесь за помощью к учителю.
  • Придумайте название «залу», который вы будете представлять.
  • Подготовьтесь к роли экскурсоводов. Для этого составьте небольшой рассказ об экспозиции «зала». Для привлечения внимания «посетителей музея» к тем или иным экспонатам используйте в рассказе следующие выражения: «приглашаем посетить…», «вы находитесь в зале…», «обратите внимание…» и т.д.
  • Аккуратно обращайтесь с натуральными объектами!
  • Работайте быстро, будьте смелее, у вас всё получится!
  • Внимательно прослушайте выступление «коллег» - ваших одноклассников, которые будут проводить экскурсии в других «залах» музея.
  • В конце урока вас ждёт мини – тест по теме «Класс птиц», от результатов которого будет зависеть ваша оценка на уроке.
  • Желаю успеха!

Карточки – задания для работы в парах.

Карточка № 1.

Цель: повторить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полёту. Оборудование: чучело птицы.

  1. Рассмотрите чучело птицы (например, вороны или чайки). Опишите форму тела, отделы, из которых оно состоит, их особенности.
  2. Рассмотрите органы, расположенные на голове. Ниже глаз (ближе к затылку) найдите скрытые под перьями слуховые отверстия.
  3. Объясните, какое значение в жизни птиц имеют выявленные вами особенности внешнего строения.
  4. Форма и величина клюва птиц связаны с различным способом добывания пищи. Как вы думаете, чем питается эта птица? К какой экологической группе она относится?
  5. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Карточка № 2.

Цель: повторить особенности внешнего строения перьев, связанные с приспособлением к полёту. Оборудование: набор перьев, ножницы, лупы, схематические рисунки перьев, чучело птицы.

  1. В предложенном вам наборе перьев найдите контурные и пуховые перья.
  2. На контурном пере найдите длинный плотный стержень – ствол, его основание – очин, и мягкие – опахала. Осторожно разрежьте ствол поперёк. Что он представляет собой внутри? Опишите основные свойства пера птицы.
  3. Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. Используя рисунки, опишите их строение. Сравните строение контурных и пуховых перьев. Сделайте вывод о роли пуховых и контурных перьев в жизни птиц.
  4. Используя чучело птицы, определите, какими видами перьев образованы крылья и хвост птицы.
  5. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Карточка № 3.

Цель: повторить некоторые особенности жизнедеятельности птиц. Оборудование: гнездо птиц (использовать только брошенное гнездо), скорлупа, карточки с цветными рисунками или фотографиями гнёзд разных видов птиц, таблица для определения птичьих гнёзд с описанием состава гнездового материала.

  1. Рассмотрите выданное вам гнездо. Изучите материал, из которого оно выполнено.
  2. Используя определительную таблицу, выясните, какому виду птиц принадлежит это гнездо.
  3. Рассмотрите скорлупу. Используя рисунки и фотографии, определите, какой птице она принадлежит.
  4. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Таблица для определения птичьих гнёзд.

Вид птицы.

Состав гнездового материала.

Каменка.

Гнездо свито грубо и рыхло из сухих стебельков трав, мха и корешков, внутри выстлано шерстью, перьями, конским волосом. Кладка состоит из 4 – 7 яиц зеленовато-голубого цвета.

Воробей.

Гнездовое помещение забито травой, верёвочками, паклей, шерстью, перьями и другим материалом. Кладка до 10 яиц светлой окраски.

Трясогузка.

Гнездо имеет вид неглубокой чаши, стенки которой сложены рыхло и небрежно из полусгнивших и размочаленных стеблей и листьев растений. Лоток свит из шерсти животных и конского волоса. Кладка из 5 – 6 яиц, покрытых светло-серыми пятнышками.

Синица большая.

Её гнездо из тонких веточек, корешков, сухих стеблей, мха, лишайников, а так же растительного пуха, перьев, клочков шерсти, коконов и паутины пауков. Лоток выстлан конским волосом, мягкой шерстью и мягкими перьями. Кладка из 9 – 15 яиц светлой окраски.

Карточка № 4.

Цель: выявить значение птиц в природе и жизни человека. Оборудование: таблицы «Птицы леса», «Птицы садов и парков», «Охрана птиц и их гнездовий», «Редкие и исчезающие птицы России», Красная книга России, Красная книг Амурской области.

  1. Рассмотрите внимательно таблицы. Определите суть и содержание данных таблиц.
  2. Составьте небольшой рассказ о значении птиц в природе и жизни человека.
  3. По материалам Красных книг назовите несколько птиц находящихся на грани исчезновения. Выделите места их обитания. Укажите меры, которые принимает человек по сохранению и восстановлению численности их птиц.
  4. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.
  1. Этап закрепления изученного материала.

Учитель объявляет об открытии Орнитологического музея и вывешивает вывеску «Орнитологический музей» на доску. Представители команд поочерёдно приглашают «посетителей» а «залы» музея. Учащиеся внимательно слушают выступления экскурсоводов, которые демонстрируют изученные экспонаты, натуральные объекты, рассказывают об особенностях птиц. Ребята могут дополнять выступления друг друга, а после окончания экскурсии анализируют их работу.

  1. Этап обобщения выполненных заданийУчитель просит ребят вспомнить цель урока и ответить на вопрос: «Как по-вашему, достигли ли мы её?». Далее учащиеся формулируют выводы в соответствии с темой урока, какие особенности внешнего и внутреннего строения птиц связаны а приспособлением к полёту?
  • Форм тела округлая.
  • Передние конечности видоизменены в крылья.
  • Перьевой покров придаёт птицам обтекаемую форму тела.
  • Отсутствие зубов облегчает вес птицы.
  • Скелет прочный и лёгкий, большинство костей полые.
  • Грудин имеет высокий киль, к которому прикрепляются мощные мышцы, приводящие в движение крылья.
  • Органы пищеварения приспособлены к обильному питанию и обеспечивают быстрое переваривание пищи. Это связано с большими энергозатратами во время полёта, а также на поддержание высокой температуры тела.

После этого учащиеся выполняют мини-тест по теме «Класс птиц».

  1. Выберите признак характерный только для птиц: А) питаются разнообразной пищей; Б) откладывают яйца в известковой скорлупе; В) имеют перьевой покров; Г) холоднокровные животные;
  2. Киль на грудине птиц: А) способствует «рассеканию» воздуха при полёте; Б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;В) способствует хождению на двух ногах; Г) не имеет большого значения;
  3. Контурное перо в отличие от пухового пера: А) имеет очин; Б) имеет мягкие опахала; В) состоит из бородок первого порядка; Г) состоит из бородок первого и второго порядка;
  4. Отдел пищеварительной системы, где происходит перетирание пищи:А) ротовая полость; Б) желудок; В) кишечник; Г) зоб;
  5. При строительстве гнезда птицы используют следующие материалы: А) сухую траву; Б) шерсть; В) веточки; Г) все перечисленные материалы;
  1. Итог занятия.

Подводя итог занятия, учитель благодарит ребят за совместную работу и интересно проведённую экскурсию

Предлагаю вам оценить наш урок – экскурсию: если он вам понравился – поднимите зелёные квадратики, что означает, мы можем двигаться дальше. Если вам неуютно или вы что-то не поняли – поднимите красный квадратик, что означает «требуется остановка».

Проведём взаимопроверку мини-тестов (ответы и критерии оценок учитель вывешивает на доску: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»). Затем сложите командный результат с личным результатом теста и разделите на два – так получается итоговая оценка.

Учитель (или заранее подготовленный ученик) читает стихотворение о птицах.

  1. Домашнее задание: Творческое задание – составить кроссворд по теме «Птицы нашего края».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие на тему: «Не забывай о птицах зимой»

Цели:обобщить и расширить знания о зимующих птицах;обратить внимание на трудное существование птиц зимой;прививать любовь к природе и воспитывать гуманность....

Красивые птицы. Внеклассное занятие по изо 1 класс

Разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству. Объёмная аппликация "Красивые птицы"...

Технологическая карта внеклассного занятия в 1 классе, 2 отделения Тема: «Закрепление звука С, «Домашние птицы». Есть презентация.

Задачи: 1.Закрепление звука С на материале слогов, слов, темы «Домашние птицы»2.Развитие выразительности речи.3.Развитие слухового восприятия на материале занятия.4.Различение  неречевых звучаний...

Презентация к внеклассному занятию "Домашние птицы"

внеклассное занятие  в 1 классе, 2 отделенияТема:«Закрепление звука С, «Домашние птицы»   Воспитатель:Амелина Елена Валерьевна...

внеклассное занятие "По следам Жар-птицы

внеклассное мероприятие по литературе для учеников 5 класса...

Презентация к внеклассному занятию "По следам Жар-птицы"

материал к внеклассному занятию по литературе в 5 классе...

Внеклассное занятие "Птицы – наши друзья"

познакомить детей с различными видами птиц, их повадками, закрепить знания детей о птицах, повторение и закрепление полученных знаний в процессе игровой деятельности. выработка умений чётко...