Беседа «Культура речи»
методическая разработка
Цель: Показать воспитанникам важность и значение культуры речи в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: Формирование навыков культуры общения; привитие этических норм бесконфликтного общения.
Развивающие: Развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные: Воспитание нравственно-этических чувств, уважительного отношения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_kultura_rechi.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия для детей сирот и детей
оставшихся без попечения родителей
«Ялгинский детский дом - школа»
Беседа
«Культура речи»
Подготовила: воспитатель семьи № 6
Рыжкова О.В.
Саранск - 2021
Цель: Показать воспитанникам важность и значение культуры речи в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: Формирование навыков культуры общения; привитие этических норм бесконфликтного общения.
Развивающие: Развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные: Воспитание нравственно-этических чувств, уважительного отношения друг к другу.
Продолжительность мероприятия: 40 минут
Необходимые материалы: видеофильм, проектор, анкеты, ручки, памятка «Памятка добрых дел и добрых слов»
Ход мероприятия
- Вступительная часть
Нашу беседу мне бы хотелось начать с высказывания римского философа: «Речь — это показатель ума» Сенека. Сегодня речь пойдет о нецензурной брани в нашей речи. А вы при общении друг с другом часто сталкиваетесь с этой проблемой?
(Ответы воспитанников)
- Основная часть
Давайте рассмотрим проблему сквернословия более подробно:
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна»
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их.
Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего.
Психологи замечают, что употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.
В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:
- Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
- Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании, где все ругаются.
- Третья стадия, человек привыкает к этим словам, ему уже не стыдно употреблять их. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже — он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова.
Научная справка:
Ученые в лаборатории в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода — только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Все это еще раз доказывает негативное воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.
Умейте противостоять среде. Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но нужно учиться давать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, независимо от поведения собеседника.
Знаете ли Вы, что 3 февраля отмечается День борьбы с ненормативной лексикой.
Ненормативная лексика – это не только набор непристойных слов и выражений. Ее употребление говорит о бедном словарном запасе и духовной нищете человека. Сквернословить — это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к нам. Ведь язык человека не является чем-то случайным, это его выбор, отражающий состояние его души. И каков человек, таковы и его слова. Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова»
Есть и другие пословицы, в которых заключена народная мудрость:
Слово чистое – душа искристая!
Наша речь – наше лицо!
Чистое слово – золото! А чистая мысль – бриллиант!
Объясните, как вы понимаете значение этих пословиц.
(ответы воспитанников)
Давайте выполним небольшое задание: подберите окончание пословиц.
- От гнилого сердца и гнилые слова
- Доброе слово и кошке приятно
- Каков человек, такова его и речь
- Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
- Слово не воробей: вылетит, не поймаешь
- Кроткое слово гнев побеждает
- Слово - серебро, молчание – золото.
Предлагаю Вам посмотреть небольшое видео о вреде сквернословия, а после мы проведем обсуждение.
Просмотр видео. Обсуждение. (Ответы воспитанников)
Ребята, сейчас я хотела бы познакомить вас с памяткой
«Добрых дел и добрых слов»
1. Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
2. Будь добрым к людям!
3. Учись добру у добрых!
4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
5. Не причиняя зла, добрей становишься!
Обогрейте прекрасными словами свою душу и Матушку - Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и вы увидите чудеса, сотворенные своими руками.
Дарите чаще всем прекрасные слова!
- Заключительная часть
Давайте же и мы, ребята, будем беречь наш красивый русский язык, беречь себя и своих близких. Будем следить за каждым словом, которое мы говорим, чтобы каждое наше слово служило только добрым и светлым чувствам. В заключение, предлагаю вам заполнить анкеты «Сквернословие в моей жизни»
Анкета «Сквернословие в моей жизни»
Ф.И.О.
__________________________________________________________________
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Используешь ли ты в своей речи бранные слова? € да € нет
3. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Как часто ты произносишь эти слова?
€ очень часто € часто € периодически € редко € очень редко
4. В каких ситуациях это происходит? __________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? € да € нет € не знаю
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _________________________________________________________________________________________________________________________________
8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы дети не употребляли бранных слов? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за ответы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Беседа "Культура поведения в общественных местах"
Культура поведения в общественных местах - неотъемлемая часть светской жизни....
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)
Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...
Беседа "Культура - это самозащита"
Беседа с детьми о культуре поведения в обществе...
БЕСЕДА «Культура речи. О «черных» словах»
Культурная речь – признак интеллигентности и воспитания человека....
Беседа: «Культура поведения в семье»
Цель: воспитывать культуру поведения, вежливого, уважительного отношения ко всем членам семьи и к окружающим; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интере...