Беседа: «Культура поведения в семье»
план-конспект занятия (5 класс)

Веселова Анастасия Николаевна

Цель: воспитывать культуру поведения, вежливого, уважительного отношения ко всем членам семьи и к окружающим; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.

Задачи: повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета.

Оборудование: лист с файлом для индивидуального задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Культура поведения в семье»

Цель: воспитывать культуру поведения, вежливого, уважительного отношения ко всем членам семьи и к окружающим; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.

Задачи: повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета.

Оборудование: лист с файлом для индивидуального задания.

Ход занятия

I. Организационный момент 

II. Здравствуйте, дети!

Здравствуйте! Что особенного тем, что мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте»

  • Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
  • Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
  • Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ребята, а вы задумывались когда-нибудь, что же мы желаем этим словом «здравствуйте»? Мы желаем доброго здоровья, мира, счастья. Во все времена невоспитанностью и неуважением к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

III. Сообщение темы и цели занятия.

Ребята, а ведь приветствие – это одно из самых важных правил.

А каких это правил? ( Как сказать одним словом, когда мы говорим о хороших манерах, о поведении в театре, в планетарии…?) (ЭТИКЕТ. ) Послушайте короткое стихотворение и скажите о чём оно?

  • Семья – это счастье, любовь и удача,
  • Семья – это летом поездки на дачу.
  • Семья – это праздник, семейные даты,
  • Подарки, покупки, приятные траты.

Так о чём же это стихотворение? (О семье).  Так о каком этикете мы будем говорить? (О семейном.) Теперь назовите тему занятия. (Семейный этикет). Что же нам предстоит узнать по данной теме? Узнать, что такое «Этикет», правила семейного этикета.

Продолжим разговор о вежливости, а главное научимся дарить любовь и радость своим близким, будем приветливыми и добрыми к окружающим.

IY. Происхождение слова «этикет» Зная правила этикета, вы будете чувствовать себя увереннее в семье, в обществе, не попадёте впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к семье и к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.

Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. ЭТИКЕТ – это французское слово. На одном из пышных приёмов у короля Людовика ХIY гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.

На французском языке карточка называется «этикетка» – отсюда и пошло слово «Этикет». Со временем правила поведения изменились, но многие неизменны с глубокой древности.

А вот какое определение слову «этикет» дал Сергей Ожегов в толковом словаре. ЭТИКЕТ – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. (Дипломатический этикет. Речевой этикет.)

Давайте соберём правила этикета в один цветок.  (Размещаем на лепестках: в школе, в театре, в гостях, в магазине, в транспорте, в семье, на природе, во дворе.) Учитель: Мы рассмотрим всего лишь один этикет. Какой? (Этикет в семье.)

Ситуация для обсуждения. У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и любимые вам. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда.

- Кто же это?( Родители.) А как сказать одним словом? Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка… (Семья.) 

- Слово «семья» произошло давно, когда настоящей семьёй считалась семья, которая состояла не менее чем из семи человек. В некоторых семьях было по 9, 10, 12 детей. - Корни этикета мы можем найти в устном народном творчестве – это пословицы. Попробуем закончить пословицы. Для этого заполним таблицу «Раздаточный материал (Хэндаут)».

  • В гостях хорошо, (а дома лучше).
  • Не нужен клад, (когда в семье лад).
  • Чем богаты, (тем и рады).
  • Когда семья вместе, (тогда и душа на месте).
  • Мой дом – (моя крепость).

ФИЗМИНУТКА. Проверим на сколько хорошо вы знаете вежливые слова.

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово.

- Дружно встали на разминку, пожалуйста. - Для начала мы с тобой, Повращаем головой, пожалуйста.

- Оборот и оборот. А потом наоборот, пожалуйста.

- Поднимаем руки вверх, будьте любезны, - Плавно опускаем вниз, пожалуйста.

- Повороты влево – вправо, будьте добры,

Это лёгкая забава. Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка.

Извините, а теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. - Отдых кончен наш, ребята,

Будьте любезны, нам пора опять за парты.

- Ребята, ваши родители всегда будут любить и заботиться о вас. Но придёт время, когда и вам придётся ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые подростки.

1. ( Девочка собирается на дискотеку, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)

Мама: Седа, положи вещи на место!

Девочка: Мама, отстань! Не видишь, я тороплюсь!

Мама: Ты когда вернёшься?

Девочка: А что?

Мама: Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?

Девочка: Так тебе и надо! Может, быстрее мне новый ключ закажешь! Ну, ладно некогда мне!

Мама: До свидания, дочка.

- Знает ли девочка правила семейного этикета? (Не знает.)

- За что мы осуждаем девочку? (За грубость, за неуважительное отношение к маме.)

- Какие правила этикета ей надо выполнять. (Говорить с мамой мягко и по - доброму. Употреблять вежливые слова: извини, пожалуйста.Сообщить маме во сколько вернётся. Уважать маму, не обижать.)

2. (Входит Борька с другом. Их в прихожей встречает бабушка.)

Борька: Идём, идём. Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция. Бабка: (Одёрнув кофточку и поправив платок, тихо).

- Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать… (уходит)

Друг: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная. Борька: Как это - главная?

Друг: Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет!

Борька: Не взгреет. Он сам с ней не здоровается!

Друг: (покачивая головой) Чудно! Теперь старых все уважают! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так теперь ему платят родные. Суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть!

Борька (покраснев): Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова. (Борька прощается с другом, но задерживает его у дверей.)

Борька: Бабка, иди сюда! Бабка: Иду-иду! Борька (другу): Вот попрощайся с моей бабушкой.

-Что вас возмутило? ( Грубое отношение Борьки к своей бабушке.) А что можно сказать о друге? В какой семье соблюдаются правила семейного этикета? (В семье друга?)

- Повлияли слова друга на Борьку? Докажите. (Борька назвал бабку «бабушкой» и пригласил её для прощания с другом. Так принято по этикету.)

Игра – соревнование «Правила семейного этикета»

У вас на партах файл с таблицей. Вам необходимо составить правила семейного этикета и записать их в таблицу. Побеждает та пара, которая сумеет за короткое время составить как можно больше правил семейного этикета.

1 ряд составляет правила «Как вести себя дома».

2 ряд составляет «Правила поведения и этикета за столом».

3 ряд составляет « Правила поведения в гостях».

Проверка. ( Дети зачитывают правила. )

«Как вести себя дома» 

  • Следи за порядком в своей комнате.
  • Никогда не порти книжки.
  • Не рисуй на обоях.
  • Учись правильно одеваться.
  • Не прыгай с высоких предметов

«Правила этикета за столом» 

  • Сиди за столом спокойно.
  • Во время еды нельзя разговаривать.
  • Дуть на горячий чай или суп нет смысла.
  • Пить чай, компот нужно бесшумно, не прихлёбывая.
  • Нельзя вылизывать тарелку.
  • Всё, что положили в тарелку нужно съесть.

Правила поведения в гостях. 

  • Не приходи в гости без приглашения.
  • Не приходи раньше назначенного срока.
  • Не опаздывай к назначенному часу.
  • Приходя, разувайся в коридоре.
  • Умей пользоваться столовыми приборами.
  • Перед тем как сесть за стол помой руки.
  • Уходя, поблагодари хозяев за приём.
  • Не мусори в гостях.

Игра «Этикет улицы».

* Как вы поведёте себя при встрече на улице со своим знакомым?

  1. А. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.
  2. Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.
  3. В. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.

Комментарий.

  • В толпе лучше обойтись без бурных эмоций. И уж тем более не рекомендуется тормозить уличное движение, останавливаясь посреди тротуара. Кстати, если вас обогнал знакомый, он должен поздороваться первым.
  • Второй вариант вполне приемлем, если вы уверены, что ваши знакомые тоже расположены к разговору.
  • Третий вариант выбрали самые тактичные люди. Действительно, пусть знакомые сами решат – понять или не понять ваш намёк на возможность.

Итог занятия.

-По какой теме мы работали на занятии? (Семейный этикет.) - Что нового для себя узнали? (Узнали что такое «этикет».) .Чему учились? (Учились составлять правила этикета.)

Рефлексия.

-Давайте с помощью мимики покажем своё настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе «Спасибо».

-: Ваш класс – это маленькая семья. И хочется, что бы в нашей семье всегда цариладоброта, уважение, взаимопонимание. Прекрасного дня вам, солнечных улыбок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Культура поведения в общественных местах"

Культура поведения в общественных местах - неотъемлемая часть светской жизни....

Беседа " Правила культуры поведения в общественных местах"

Конспект содержит материал о культуре поведения в общественных местах школьников...

Беседа "О культуре поведения"

Цель занятия: уточнить представления учащихся о понятии «вежливость», повторить правила поведения за столом, правила культурного поведения в гостях и на улице; развивать мышление , воображение, о...

Беседа на тему: "Культура поведения"

ГБОУ школа - интернат им.И.Е. Егорова            Беседа на тему: «Культура поведенияв общественных...

Беседа о культуре поведения и общения.

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.-Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомн...

Беседа "Правила культуры поведения в общественных местах"

Цель: Формировать умения правильно вести себя в общественных местах.            Развивать речь, мышление, память, внимание.            Воспи...