Беседа: «Культура поведения в семье»
план-конспект занятия (5 класс)
Цель: воспитывать культуру поведения, вежливого, уважительного отношения ко всем членам семьи и к окружающим; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.
Задачи: повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета.
Оборудование: лист с файлом для индивидуального задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа: «Культура поведения в семье»
Цель: воспитывать культуру поведения, вежливого, уважительного отношения ко всем членам семьи и к окружающим; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.
Задачи: повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета.
Оборудование: лист с файлом для индивидуального задания.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Здравствуйте, дети!
Здравствуйте! Что особенного тем, что мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте»
- Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
- Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
- Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Ребята, а вы задумывались когда-нибудь, что же мы желаем этим словом «здравствуйте»? Мы желаем доброго здоровья, мира, счастья. Во все времена невоспитанностью и неуважением к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.
III. Сообщение темы и цели занятия.
Ребята, а ведь приветствие – это одно из самых важных правил.
А каких это правил? ( Как сказать одним словом, когда мы говорим о хороших манерах, о поведении в театре, в планетарии…?) (ЭТИКЕТ. ) Послушайте короткое стихотворение и скажите о чём оно?
- Семья – это счастье, любовь и удача,
- Семья – это летом поездки на дачу.
- Семья – это праздник, семейные даты,
- Подарки, покупки, приятные траты.
Так о чём же это стихотворение? (О семье). Так о каком этикете мы будем говорить? (О семейном.) Теперь назовите тему занятия. (Семейный этикет). Что же нам предстоит узнать по данной теме? Узнать, что такое «Этикет», правила семейного этикета.
Продолжим разговор о вежливости, а главное научимся дарить любовь и радость своим близким, будем приветливыми и добрыми к окружающим.
IY. Происхождение слова «этикет» Зная правила этикета, вы будете чувствовать себя увереннее в семье, в обществе, не попадёте впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к семье и к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.
Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. ЭТИКЕТ – это французское слово. На одном из пышных приёмов у короля Людовика ХIY гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.
На французском языке карточка называется «этикетка» – отсюда и пошло слово «Этикет». Со временем правила поведения изменились, но многие неизменны с глубокой древности.
А вот какое определение слову «этикет» дал Сергей Ожегов в толковом словаре. ЭТИКЕТ – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. (Дипломатический этикет. Речевой этикет.)
Давайте соберём правила этикета в один цветок. (Размещаем на лепестках: в школе, в театре, в гостях, в магазине, в транспорте, в семье, на природе, во дворе.) Учитель: Мы рассмотрим всего лишь один этикет. Какой? (Этикет в семье.)
- Ситуация для обсуждения. У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и любимые вам. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда.
- Кто же это?( Родители.) А как сказать одним словом? Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка… (Семья.)
- Слово «семья» произошло давно, когда настоящей семьёй считалась семья, которая состояла не менее чем из семи человек. В некоторых семьях было по 9, 10, 12 детей. - Корни этикета мы можем найти в устном народном творчестве – это пословицы. Попробуем закончить пословицы. Для этого заполним таблицу «Раздаточный материал (Хэндаут)».
- В гостях хорошо, (а дома лучше).
- Не нужен клад, (когда в семье лад).
- Чем богаты, (тем и рады).
- Когда семья вместе, (тогда и душа на месте).
- Мой дом – (моя крепость).
ФИЗМИНУТКА. Проверим на сколько хорошо вы знаете вежливые слова.
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово.
- Дружно встали на разминку, пожалуйста. - Для начала мы с тобой, Повращаем головой, пожалуйста.
- Оборот и оборот. А потом наоборот, пожалуйста.
- Поднимаем руки вверх, будьте любезны, - Плавно опускаем вниз, пожалуйста.
- Повороты влево – вправо, будьте добры,
Это лёгкая забава. Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка.
- Извините, а теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. - Отдых кончен наш, ребята,
Будьте любезны, нам пора опять за парты.
- Ребята, ваши родители всегда будут любить и заботиться о вас. Но придёт время, когда и вам придётся ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые подростки.
1. ( Девочка собирается на дискотеку, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)
Мама: Седа, положи вещи на место!
Девочка: Мама, отстань! Не видишь, я тороплюсь!
Мама: Ты когда вернёшься?
Девочка: А что?
Мама: Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?
Девочка: Так тебе и надо! Может, быстрее мне новый ключ закажешь! Ну, ладно некогда мне!
Мама: До свидания, дочка.
- Знает ли девочка правила семейного этикета? (Не знает.)
- За что мы осуждаем девочку? (За грубость, за неуважительное отношение к маме.)
- Какие правила этикета ей надо выполнять. (Говорить с мамой мягко и по - доброму. Употреблять вежливые слова: извини, пожалуйста.Сообщить маме во сколько вернётся. Уважать маму, не обижать.)
2. (Входит Борька с другом. Их в прихожей встречает бабушка.)
Борька: Идём, идём. Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция. Бабка: (Одёрнув кофточку и поправив платок, тихо).
- Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать… (уходит)
Друг: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная. Борька: Как это - главная?
Друг: Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет!
Борька: Не взгреет. Он сам с ней не здоровается!
Друг: (покачивая головой) Чудно! Теперь старых все уважают! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так теперь ему платят родные. Суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть!
Борька (покраснев): Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова. (Борька прощается с другом, но задерживает его у дверей.)
Борька: Бабка, иди сюда! Бабка: Иду-иду! Борька (другу): Вот попрощайся с моей бабушкой.
-Что вас возмутило? ( Грубое отношение Борьки к своей бабушке.) А что можно сказать о друге? В какой семье соблюдаются правила семейного этикета? (В семье друга?)
- Повлияли слова друга на Борьку? Докажите. (Борька назвал бабку «бабушкой» и пригласил её для прощания с другом. Так принято по этикету.)
Игра – соревнование «Правила семейного этикета»
- У вас на партах файл с таблицей. Вам необходимо составить правила семейного этикета и записать их в таблицу. Побеждает та пара, которая сумеет за короткое время составить как можно больше правил семейного этикета.
1 ряд составляет правила «Как вести себя дома».
2 ряд составляет «Правила поведения и этикета за столом».
3 ряд составляет « Правила поведения в гостях».
Проверка. ( Дети зачитывают правила. )
«Как вести себя дома» |
|
«Правила этикета за столом» |
|
Правила поведения в гостях. |
|
Игра «Этикет улицы».
* Как вы поведёте себя при встрече на улице со своим знакомым?
- А. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.
- Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.
- В. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.
Комментарий.
- В толпе лучше обойтись без бурных эмоций. И уж тем более не рекомендуется тормозить уличное движение, останавливаясь посреди тротуара. Кстати, если вас обогнал знакомый, он должен поздороваться первым.
- Второй вариант вполне приемлем, если вы уверены, что ваши знакомые тоже расположены к разговору.
- Третий вариант выбрали самые тактичные люди. Действительно, пусть знакомые сами решат – понять или не понять ваш намёк на возможность.
Итог занятия.
-По какой теме мы работали на занятии? (Семейный этикет.) - Что нового для себя узнали? (Узнали что такое «этикет».) .Чему учились? (Учились составлять правила этикета.)
Рефлексия.
-Давайте с помощью мимики покажем своё настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе «Спасибо».
-: Ваш класс – это маленькая семья. И хочется, что бы в нашей семье всегда цариладоброта, уважение, взаимопонимание. Прекрасного дня вам, солнечных улыбок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Культура поведения в общественных местах"
Культура поведения в общественных местах - неотъемлемая часть светской жизни....
Беседа " Правила культуры поведения в общественных местах"
Конспект содержит материал о культуре поведения в общественных местах школьников...
Беседа "О культуре поведения"
Цель занятия: уточнить представления учащихся о понятии «вежливость», повторить правила поведения за столом, правила культурного поведения в гостях и на улице; развивать мышление , воображение, о...
Беседа на тему: "Культура поведения"
ГБОУ школа - интернат им.И.Е. Егорова Беседа на тему: «Культура поведенияв общественных...
Беседа о культуре поведения и общения.
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.-Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомн...
Беседа "Правила культуры поведения в общественных местах"
Цель: Формировать умения правильно вести себя в общественных местах. Развивать речь, мышление, память, внимание. Воспи...