Конспект внеклассного занятия "Поздняя осень"
план-конспект

Материал подходит для проведения воспитательских занятий по теме "Мир природы" Знакомит разными этапами изменений в природе с наступлением осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozdnyaya_osen.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Цивильская общеобразовательная школа-интерна для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  №1 »

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

 

       

Мир природы и человека

План –конспект

открытого занятия по теме:

«Поздняя осень»

                                           

                                     

                                                     Составитель:

                                                           воспитатель  Николаева Н.А.

                                         

                                                   2020 г.

Тема: «Поздняя  осень»    

Цель занятия: обобщить знания  об осени. 

Задачи: 

Коррекционно - образовательные: 
- закрепление знаний о признаках осени; 
- уточнение знаний о сезонных изменениях в жизни животных леса;

Коррекционно - развивающие: 
- создание условий для развития восприятия времени, посредством разрешения специально смоделированной проблемной ситуации;
- создание условий для развития логического мышления и устной связной речи, обогащения словаря через ответы на вопросы, подбор слов признаков, составление рассказа по картине; 
- создание условий для активизации мыслительной деятельности на основе отгадывания загадок, дидактических игр: «Приметы осени», «Угадай, с какого дерева лист», «Осенние слова», «Закончи предложение; 
- создание условий для коррекции долговременной памяти посредством воспроизведения стихотворений; 
- создание условий для развития и коррекции мелкой моторики рук посредством раскрашивания осенних листьев, рисования дорожки зайца пластилином; - создание условий для коррекции и развития личностных качеств учащихся: эмоционально-волевой сферы навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства;

Коррекционно - воспитательные: 
- воспитание нравственных качеств доброты, отзывчивости;
- воспитание аккуратности при выполнении заданий. 

Оборудование:

  • фотографии природы осенью;
  • репродукции картин художников;
  • аудиозапись музыкального произведения Вивальди «Осень»;
  • звукозапись ветра и дождя в листве;
  • фотографии грибов;
  • игра «Подбери листок», методика Равена;
  • разрезанные кленовые листья;
  • карточки – названия животных;
  • таблицы «Кто как готовиться к зиме»;
  • карточки «Названия птиц»;
  • разрезные буквы, названия грибов;
  • шампиньоны настоящие;
  • тарелочки;
  • посылка с фруктами, орехами, овощами.

Тип занятия: обобщение

                                       

                                    Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

I Организационная часть

Психологический настрой 

Учитель говорит слова шепотом

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Все у нас получится!

Учащиеся стоят кругом, держась за руки.

Дети повторяют хором.

Дети садятся на свои места.

II Сообщение темы

 - Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, вы догадаетесь сами!  Посмотрите данные картинки.

- Мы совершим путешествие в мир осени! Тема нашего занятия «Поздняя осень». (слайд2)

-Отгадайте загадку?(учитель читает загадку)

- Какую осень вы еще знаете?

-Назовите приметы ранней осени?

- Назовите приметы золотой осени?

 

-Отгадайте, про какое время года эти картинки?

Ученик читает стихотворение об осени(слайд3)

«Поздняя осень» (слайд4 ) читают дети.

Отгадку дети отвечают хором.

Ранняя, золотая.

                                                              III Основная часть.

- Что за художник раскрасил все деревья, кустарники и траву яркими красками?

- Вспомните, сейчас какие стоит деревья?

- Фотографы фотографируют осень, художники рисуют красками осень, поэты писали стихотворения об осени.

- Музыканты писали музыку об осени.

  -Назовите осенние месяцы? Правильно расположите названия.(слайд 5)

 

 

Работа по картине  (слайд 6)

На данной картине что мы видим?)

  1. Какая это осень?
  2.  Какое небо, дождь?
  3. .Какие стоят деревья?
  4.  Какое время года наступило?
  5.  Что падает с деревьев?

- Осень имеет не только свои краски, но и свои звуки. Послушайте эти звуки и узнайте звуки осени .

 -Ребята, давайте послушаем, каким  звуком приходит поздняя осень.(слайд7) 

Что вы услышали?

                              Физминутка «Осень»

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашел его, друзья

Это я, это я, это я!

В небе жаворонок пел.

                        Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год.

Дети рассматривают и рассказывают, что они видят.

- Осень.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

-Листья. Листопад.

- Наступила поздняя осень.

Слушают звукозапись ветра и листвы.

- Ветер шелестел листвой.

- Листья шуршали.

- Шум дождя…

- Звуки осени грустные.

- Ветер.

- Дождь.

(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

-(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)

 

   - Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)    

-(Дети стоят прямо, пожимая плечами)    

-  (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)

-(Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)

       (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)

                               

                                                       

                                               Растения осенью.

Ребята, что происходит с растениями?(слайд8)

Проведение игры: «Собери  листочек»

1) Собрать листок (игра на развитие внимания).

- Ветер принес к нам листья. Они сломались от ветра. Вам нужно из кусочков выбрать нужный, чтобы получился целый лист.

2) - Какого цвета твой лист? А твой? ...

- Как одним словом назвать эти листья?

- Почему?

3) – Представим, что вы листочки, а я – ветер. Сейчас я подую, и вы улетите.

4) – Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?

- Посмотрите на листья. Подумайте, с какого дерева ветер сорвал их. Как называется лист?

- Где можно встретить эти растения?

Дети собирают листья.

- Осенние.

- Они разноцветные.

Дети встают и кружатся.

- Листопад.

- Березовый.- Дубовый.

- Кленовый.- Рябиновый.

- Осиновый.- В лесу.

Физминутка: прослушивание звука осени(слайд9)

Животные осенью. (слайд10)

- Кого можно встретить в лесу?

Учитель раздает карточки индивидуально:

       ведмед          яцза       лкбае

       сали              кабел      оклв

       икеж            шкамы   акбна

 

- Зверей.

Дети читают слова, записанные на карточках:

медведь      заяц     кабан

лиса            белка    волк

ежик         мышка  белка

Кто как готовиться к зиме?

- Вспомним, что происходит в жизни животных с наступлением осени.

На доске висят таблицы:

впадают в спячку

улетают на юг

делают запасы на зиму

не делают запасы на зиму

- Встаньте у нужной таблицы.

- Расскажите, как ваши звери готовятся к зиме.

- Какая табличка лишняя? Почему?

- Они готовятся к зиме.

Дети встают к нужной таблице.

Дети рассказывают по очереди.

- Улетают на юг. Потому улетать на юг могут только птицы, а не звери.

Птицы(слайд11)

Учитель загадывает загадки. Показывает картинки.

- На какие группы можно разделить птиц?

1.Учитель загадывает загадки, дети называют названия птиц и составляют выставку.

2.Учитель раздает карточки, состоящие из букв, среди которых спрятано слово – название птицы.

                

Дети отгадывают.

- Перелетные и зимующие.

Дети читают и говорят: зимующие или перелетные.

Грибы(слайд 13)

- А что еще мы можем встретить в лесу?

Загадка:

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы пойдем.

Если место попадется,

То лукошко наберем.

- Мы сейчас с вами соберем грибы в лукошко, но только названия грибов из букв.

- Какие названия грибов у вас получились?

Учитель показывает фотографию гриба. Составляют фотовыставку.

- Человек научился выращивать грибы в домашних условиях. Это шампиньоны, вешенки (учитель показывает грибы шампиньоны и раздает детям).

- Грибы!

Дети из букв собирают названия грибов и читают.

Дети называют названия грибов и определяют съедобные они или несъедобные.

Дети рассматривают муляжи грибов и называют их.

Дети рассматривают шампиньоны, нюхают, трогают, определяют какие они на ощупь.

                                                   Закрепление. Загадки о приметах осени

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.(
Осенний лист)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!(
дождь)

3.Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.

Я — … 

4. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …

5. Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.

6. Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под (зонт)

7. Холода их так пугают,
К
теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ...(птицы)

IV Подведение итогов

- О чем мы сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали? Что больше всего вам понравилось?

Учитель подводит итог.

- Вы сегодня были внимательными, активными, хорошо работали  и Осень прислала нам посылку. Как вы думаете, что в ней может быть?

Дети отвечают.

Игра «Угадай».

Дети отгадывают, что могла бы прислать Осень (фрукты, орехи, овощи, грибы).

   

Приложение:

Загадки про птиц.

1.Черный, проворный,                           2.Кто на елке, на суку

Кричит "крак" -                                       Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?" (кукушка)

Червякам враг.

(Грач)

3.На шесте - дворец,                         4.  Вот пернатый сел на сук

 Во дворце - певец.                                 И колотит: тук-тук-тук!

         (Скворец)                                 Ищет пищу под корой

                                                                 Он голодною порой. (Дятел)

5.Мерзнет желтенькая пташка,                   6.Я вчера гулял в пургу,

   Накорми ее, бедняжку.                               Видел веточку в снегу,

   Дай и семечек, и сала,                                А на ветке красный шарик.

 Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)  Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

7.Во дворе я королева                              

                                                                 8.  Вот пернатый городской,

Вон мой дом, на ветке слева.                           Всюду жмется к людям.

 Птица в перьях серо-черных,                        Мы голодною зимой

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)                С ним делиться будем,

                                                                    Просит серый озорник:

                                                                          "Дайте хлеба крошку!

                                                                     Я устал, чирик-чирик,

                                                                    И замерз немножко!" (Воробей)

9.Посмотрите на балкон:                              10.Кто такой весенним днем 

Он с утра воркует тут.                                 Сплёл рукавичку над окном, 

Эта птица - почтальон,                                 Вывел в ней новых жильцов - 

Пролетит любой маршрут. (Голубь)            Маленьких таких птенцов?  

                                                                                                       (Ласточка)

11.Все стрекочет и вертится, 
Ей на месте не сидится, 
Длиннохвоста, белобока 
Вороватая …(сорока)

   

12.В синем небе голосок

Будто крохотный звонок (жаворонок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект внеклассного мероприятия для старшеклассников «Осенняя палитра»

Цели мероприятия:обучающие: вырабатывать умения учащихся  применять полученные знания по предметам и свой жизненный опыт в нестандартной ситуации;воспитывающие: формировать эстетическое восприяти...

Конспект внеклассного мероприятия " Осенние забавы"

Конспект внеклассного мероприятия в форме викторины , творческих заданий. В ходе мероприятия  детям предлагаются вопросам по осенней  теме. Мероприятие носит смешанный вид деятельности- дети...

Конспект внеклассного мероприятия. Тема: «Осенняя экскурсия на огород».

Работа о расширении представлений об огороде, овощах, фруктах, о плодовых дервьях....

Внеклассное мероприятие «Осенняя пора» - сценария осеннего бала для 9-11 классов

Внеклассное мероприятие "Осенняя пора"- сценария осеннего бала для 9-11 классов...

Конспект внеклассного мероприятия "Праздник осени".

Мероприятие предназначено для обучающихся 5 классов....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ОСЕННИЙ БАЛ " СУД НАД ОСЕНЬЮ." ЛУЦЕНКО СВЕТЛАНА ИВАНОВНА

Сценарий к празднику осени. Общешкольное мероприятие....

Конспект внеклассного мероприятия "Праздник осени" 1-2 класс

Цель: «Создать у детей праздничное настроение, обобщить их знания об осени».Задачи: I. Образовательные:Пополнить запас учебных знаний учащихся.Расширить и обогатить словарный запас учащихс...