План-конспект внеурочного занятия / Налоги и налогообложение.
план-конспект

Петрова Мария Вячеславовна

проект Финансовая грамотность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_fg.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект внеурочного занятия

Налоги и налогообложение.

   Самая сложная для понимания

в мире вещь - это система налогов.

Альберт Эйнштейн

                   

Цель занятия: систематизация и обобщение знаний обучающихся по налогам и налогообложению физических лиц и их ролью в формировании бюджета.

Задачи:

  • в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки по пройденной теме;
  • способствовать развитию логического мышления, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, умение применять полученные знания в жизни;
  • формировать навыки работы в команде, навыки владения тактическими приемами поведения в судебном процессе и публичных выступлений;
  • способствовать формированию умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по заданной тематике;
  • воспитывать экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина, прививать уважение к законодательству России, воспитывать чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности.

Планируемые результаты:

В результате изучения данной темы, обучающиеся должны знать:

 • основания взимания налогов с граждан;

 • налоги, уплачиваемые гражданами;

• случаи и способы получения налоговых вычетов.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

• из многообразия налогов выбрать те, которые взимаются с физических лиц;

• рассчитать сумму налога;

• получать актуальную информацию о начисленных налогах;

После изучения этой темы учащиеся должны обладать компетенциями:

 • осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения поставленных задач;

 • использовать информационно-коммуникационные технологии;

 • работать в команде;

 • организовывать свои отношения с налоговыми органами;

 • своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве;

 • усвоить основные права и обязанности налогоплательщика;

 • определять размер налогового платежа и налогового вычета.

Личностные результаты:

  • понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
  • понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
  • понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

Метапредметные результаты:

  • владение умением решать практические финансовые задачи:
  • подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;

Предметные результаты:

  • умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (налогоплательщика);
  • умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения; по различным аспектам социально-экономической политики государства;
  • сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

Коммуникативные результаты:

 • нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

Базовые понятия: налог, налогообложение, порядок исчисления налога, транспортный налог, земельный налог, подоходный налог, налог на имущество.

Межпредметные связи: история, обществознание, экономика, математика.

Продолжительность: 90 мин.

Форма проведения: деловая ролевая игра.

Предварительная работа:

  • До проведения деловой игры преподаватель объявляет классу о предстоящем проведении  игры, разъясняет цели, условия, место, время и порядок ее проведения.
  • Распределение ролей - класс делится на две большие группы: присяжные заседатели и участники судебного заседания. Из их числа выбираются: обвиняемые (ответчики) – 4 чел. (НДФЛ, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц), прокурор – 1 чел., адвокаты – 4 чел.
  • Всем участникам деловой игры, с учетом распределения ролей, выдается задание, которое они выполняют до проведения игры: каждый из них собирает информацию о соответствующем налоге, налоговой базе, налоговой ставке, путях расходования средств собранных в виде налога, готовит задачи на расчет суммы налога и пр. в соответствие со своей ролью.

Задача учителя на данном этапе направлять учащихся, помогать им в поиске и обработке информации. Результатом работы этой группы является совместная презентация, которая будет использоваться при проведении занятия.

Перед проведением игры преподаватель проводит консультацию, проверяет готовность учеников к игре, при необходимости оказывает помощь, ориентирует их на творческий, деловой подход к проведению игры.

Содержание:

Состав участников деловой игры:

1) Судья (учитель), председательствующий в судебном заседании, руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.

Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения сторон, показания свидетелей, знакомиться с письменными доказательствами.  Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела.

2) Секретарь судебного заседания выписывает судебные повестки; ведет протокол судебного заседания, выполняет технические функции. Протокол составляется в письменной форме в судебном заседании и должен отражать все существенные сведения о разбирательстве дела.

Задание: подготовить повестки, форму протокола судебного заседания.

3) Прокурор  Полномочия прокурора определяются процессуальным законодательством РФ. Прокурор вправе участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц.

Прокурор дает заключение по делу после исследования всех доказательств. Заключение прокурора должно содержать оценку требований истца и возражений ответчика; определение круга обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; указания на обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела; ссылку на нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.

Задание: подготовить заключение по данному делу.

4) Стороны:

Сторонами в судопроизводстве являются истец и ответчик. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Адвокат-  осуществляет защиту (или обвинение использует весь арсенал предусмотренных законом средств, а также иных не противоречащих праву мер и средств.

Составные части судебного заседания: подготовительная часть; рассмотрение дела по существу; заключение прокурора; судебные прения; постановление и оглашение решения.

Материалы итоговой работы представлены в виде таблицы, которую обучающиеся заполняют в ходе игры. Приложение 1.

Этапы

Этапы занятия, время

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Методы и приемы

Организационная часть (3 мин)

 Подготовка класса к работе. Проверяет готовность учеников к игре, выделяя тех, кто получил индивидуальные роли.

Обучающиеся ориентируются на творческий, деловой подход к проведению деловой игры, на необходимость разрешения всех возникающих в процессе игры вопросов только в процессуальных формах, предусмотренных судебным процессом. Занимают места согласно роли.

На подготовительном этапе и входе ролевой игры используются методы и приемы:

-Репродуктивный

-Метод практической работы

-Метод проблемного обучения

-Метод игры

Постановка цели и задач занятия.(5 мин)

Сообщает тему занятия. Подводит обучающихся к осознанию цели и задач. Вопрос Какой должна быть идеальная налоговая система.

Разъясняет присутствующим порядок в судебном заседании: при  входе судьи в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают; объявление решения суда, а также объявление определения суда, которым заканчивается дело без принятия решения, все присутствующие в зале заседания выслушивают стоя; участники процесса обращаются к судьям со словами: "Уважаемый суд!", и свои показания и объяснения они дают стоя.

Формулируют совместно цели и задачи.

Судебное заседание. (70 мин)

(применение знаний и умений в новой ситуации):

1. Подготовительная часть судебного заседания.

 

Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению.

Объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотводы и отводы.

Осуществляют действия по намеченному плану. Планируют  способы достижения цели (выстраивают способы защиты или обвинения)

Методы групповой и  индивидуальный,

дискуссия

 2. Рассмотрение дела по существу

Доклад председательствующего (озвучивает дело). Выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признает ли эти требования ответчик и не желают ли стороны заключить мировое соглашение или провести процедуру медиации и разъясняет последствия этих действий.

Выступление истца (представители стороны обвинения),  ответчика (ребята, исполняющие роль налога), адвокаты со стороны защиты.

Аргументированно доказывают свою точку зрения.

Участники процесса вправе задавать друг другу вопросы.

Присяжные – в ходе дискуссии заполняют таблицу по характеристике налогов, решают практические залачи.

Дискуссия,

Практические задания

Решение задач, например:

Рассчитать НДФЛ Иванова И.И., за 2016 год  средняя заработная плата составляла 35000 рублей».

2. Расчитать НДФЛ Иванова И.И. с учетом вычетов (есть дети 8-ми и 14-ти лет)

3.Судебные прения

Председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору. Объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд переходит к судебным прениям.

Выступают: истец, его представитель, затем - ответчик, его представитель.

(высказывают мнения по существу спора).

Диалог

4.Постановление и оглашение решения

Предлагает присяжным высказать свое мнение по данному делу. Объявляет решение суда (после принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания). Разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.

Присяжные решают судьбу обвиняемых (опираясь на полученную доказательную базу)

Диалог

Рефлексия (5 мин)

Кратко анализирует действия участников игры, высказывает свое мнение.

Высказывают мнение  о деловой игре Формулируют затруднения.

Дискуссия

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.(7 мин)

Обращает внимание на полноту достижения поставленных перед учениками целей, на положительные стороны и недостатки.

Дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Дискуссия

                                                                                                                                      Приложение1

   

                                                                                         Примеры:                                                            

НДФЛ

Транспортный налог

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц

Налогоплательщики

Объект налогообложения

Налоговая база

Налоговая ставка

Налоговый период

Срок уплаты

Цели, на которые расходуются поступления от налога

Приложение2

Фрагмент занятия

Судебный процесс.

Судья: «Слушается дело об обвинении налоговой системы в РФ по ст. 159 - Мошенничество в особо крупном размере…», «На судебном заседании присутствуют: обвиняемые – виды налогов: НДФЛ, транспортный, земельный налоги, налог на имущество физических лиц, в роли гос. обвинителя – прокурор, защиту обвиняемых осуществляет адвокат – государство.

Прокурор:  (рассказать о видах налогов по уровню установления с примерами, дать историческую справку.)

Судья: Слово предоставляется обвиняемому

НДФЛ: Я налог на доходы физических лиц и ежемесячно забираю у граждан 13 процентов от заработной платы. При получении дохода в денежной или натуральной форме необходимо заплатить подоходный налог. • Ставка налога на доходы физических лиц зависит от вида дохода и от статуса налогоплательщика. • В большинстве случаев при исчислении подоходного налога применяется ставка 13%. • Часто обязанность по расчёту и уплате подоходного налога возложена на налоговых агентов, т. е. те организации, кото- рые непосредственно выплачивают доход физическому лицу. • В установленных законом случаях налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать и заплатить налог, предварительно представив в налоговые органы налоговую декларацию.

Прокурор: задача: Тогда для Вас задача: « Уважаемы присяжные заседатели, рассчитайте НДФЛ Иванова И.И., за 2016 год, если средняя заработная плата составляла 35000 рублей». Ответ 54.600.

А теперь обратите внимание, на то что простой человек со средней заработной платой ежегодно отдает в виде налогов более 50-титысяч рублей. На эти деньги он бы мог съездить в отпуск.

Судья: слово предоставляется защите

Адвокат: Ваша честь, многоуважаемые присяжные, действительно мы видим, что обвиняемый забирает деньги у налогоплательщиков, но эти деньги направляются на благие дела – образование и здравоохранение, а также часть выплаченных денег можно вернуть. Например, если у Иванова есть дети 8-ми и 14-ти лет, то ему полагается налоговый вычет, в размере 1400 рублей за каждого ребенка.

А теперь уважаемые присяжные посчитайте, какова реальная сумма налога, которую заплатит Иванов? Итого 50.960. Разница в 4000 рублей. В случае если Иванов купит квартиру, либо потратиться на обучение или лечение детей, то он может вернуть всю сумму подоходного налога.

Присяжные решают судьбу обвиняемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения внеурочного занятия «Каблучок» по теме: «Повторение пройденного за год». 4 А класс

Предмет: КаблучокКласс: 4 АТема занятия: «Повторение пройденного за год».Цель занятия:  создать условия для творческого развития детей.Задачи занятия:- познакомиться и научить учащихся основным э...

План-конспект проведения внеурочного занятия по теме: «Музыкальные игры-этюды». 1 «А» класс

Предмет: РитмикаКласс: 1 АТема занятия: Общеразвивающие упражнения в игровой форме.Цель занятия: Развитие творческих способностей ребенка средствами хореографии в игровой форме, раскрытие физических д...

План-конспект по внеурочной деятельности «Воды Ростовской области и Милютинского района ». 5 класс

Направление: краеведческоеФорма: исследованиеВиды внеурочной деятельности: познавательная беседа, продуктивная деятельностьТема: «Воды Ростовской области и Милютинского района »...

План-конспект дистанционного учебного занятия по физической культуре. Тема занятия: " Совершенствование техники подачи мяча в волейболе"

План-конспект учебного занятия "Совершенствование техники подачи мяча в волейболе" для обучающихся 2 курса по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Цель занятия: Совершенст...

План-конспект открытого внеурочного занятия по психологии 11 класс "Конфликты в нашей жизни"

Внеурочное занятие  проводится в 11 классе в рамках программы "Этика и психология семейной жизни"....

План-конспект учебно-тренировочных занятий (5 занятий)

План-конспект учебно-тренировочных занятий (5 занятий)...