План-конспект внеурочного занятия / Налоги и налогообложение.
план-конспект
Предварительный просмотр:
План-конспект внеурочного занятия
Налоги и налогообложение.
Самая сложная для понимания
в мире вещь - это система налогов.
Альберт Эйнштейн
Цель занятия: систематизация и обобщение знаний обучающихся по налогам и налогообложению физических лиц и их ролью в формировании бюджета.
Задачи:
- в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки по пройденной теме;
- способствовать развитию логического мышления, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, умение применять полученные знания в жизни;
- формировать навыки работы в команде, навыки владения тактическими приемами поведения в судебном процессе и публичных выступлений;
- способствовать формированию умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по заданной тематике;
- воспитывать экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина, прививать уважение к законодательству России, воспитывать чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности.
Планируемые результаты:
В результате изучения данной темы, обучающиеся должны знать:
• основания взимания налогов с граждан;
• налоги, уплачиваемые гражданами;
• случаи и способы получения налоговых вычетов.
В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:
• из многообразия налогов выбрать те, которые взимаются с физических лиц;
• рассчитать сумму налога;
• получать актуальную информацию о начисленных налогах;
После изучения этой темы учащиеся должны обладать компетенциями:
• осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения поставленных задач;
• использовать информационно-коммуникационные технологии;
• работать в команде;
• организовывать свои отношения с налоговыми органами;
• своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве;
• усвоить основные права и обязанности налогоплательщика;
• определять размер налогового платежа и налогового вычета.
Личностные результаты:
- понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
- понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
Метапредметные результаты:
- владение умением решать практические финансовые задачи:
- подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
Предметные результаты:
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (налогоплательщика);
- умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения; по различным аспектам социально-экономической политики государства;
- сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
Коммуникативные результаты:
• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Базовые понятия: налог, налогообложение, порядок исчисления налога, транспортный налог, земельный налог, подоходный налог, налог на имущество.
Межпредметные связи: история, обществознание, экономика, математика.
Продолжительность: 90 мин.
Форма проведения: деловая ролевая игра.
Предварительная работа:
- До проведения деловой игры преподаватель объявляет классу о предстоящем проведении игры, разъясняет цели, условия, место, время и порядок ее проведения.
- Распределение ролей - класс делится на две большие группы: присяжные заседатели и участники судебного заседания. Из их числа выбираются: обвиняемые (ответчики) – 4 чел. (НДФЛ, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц), прокурор – 1 чел., адвокаты – 4 чел.
- Всем участникам деловой игры, с учетом распределения ролей, выдается задание, которое они выполняют до проведения игры: каждый из них собирает информацию о соответствующем налоге, налоговой базе, налоговой ставке, путях расходования средств собранных в виде налога, готовит задачи на расчет суммы налога и пр. в соответствие со своей ролью.
Задача учителя на данном этапе направлять учащихся, помогать им в поиске и обработке информации. Результатом работы этой группы является совместная презентация, которая будет использоваться при проведении занятия.
Перед проведением игры преподаватель проводит консультацию, проверяет готовность учеников к игре, при необходимости оказывает помощь, ориентирует их на творческий, деловой подход к проведению игры.
Содержание:
Состав участников деловой игры:
1) Судья (учитель), председательствующий в судебном заседании, руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.
Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения сторон, показания свидетелей, знакомиться с письменными доказательствами. Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела.
2) Секретарь судебного заседания выписывает судебные повестки; ведет протокол судебного заседания, выполняет технические функции. Протокол составляется в письменной форме в судебном заседании и должен отражать все существенные сведения о разбирательстве дела.
Задание: подготовить повестки, форму протокола судебного заседания.
3) Прокурор Полномочия прокурора определяются процессуальным законодательством РФ. Прокурор вправе участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц.
Прокурор дает заключение по делу после исследования всех доказательств. Заключение прокурора должно содержать оценку требований истца и возражений ответчика; определение круга обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; указания на обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела; ссылку на нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.
Задание: подготовить заключение по данному делу.
4) Стороны:
Сторонами в судопроизводстве являются истец и ответчик. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Адвокат- осуществляет защиту (или обвинение использует весь арсенал предусмотренных законом средств, а также иных не противоречащих праву мер и средств.
Составные части судебного заседания: подготовительная часть; рассмотрение дела по существу; заключение прокурора; судебные прения; постановление и оглашение решения.
Материалы итоговой работы представлены в виде таблицы, которую обучающиеся заполняют в ходе игры. Приложение 1.
Этапы
Этапы занятия, время | Деятельность педагога | Деятельность учеников | Методы и приемы | |
Организационная часть (3 мин) | Подготовка класса к работе. Проверяет готовность учеников к игре, выделяя тех, кто получил индивидуальные роли. | Обучающиеся ориентируются на творческий, деловой подход к проведению деловой игры, на необходимость разрешения всех возникающих в процессе игры вопросов только в процессуальных формах, предусмотренных судебным процессом. Занимают места согласно роли. | На подготовительном этапе и входе ролевой игры используются методы и приемы: -Репродуктивный -Метод практической работы -Метод проблемного обучения -Метод игры | |
Постановка цели и задач занятия.(5 мин) | Сообщает тему занятия. Подводит обучающихся к осознанию цели и задач. Вопрос Какой должна быть идеальная налоговая система. Разъясняет присутствующим порядок в судебном заседании: при входе судьи в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают; объявление решения суда, а также объявление определения суда, которым заканчивается дело без принятия решения, все присутствующие в зале заседания выслушивают стоя; участники процесса обращаются к судьям со словами: "Уважаемый суд!", и свои показания и объяснения они дают стоя. | Формулируют совместно цели и задачи. | ||
Судебное заседание. (70 мин) (применение знаний и умений в новой ситуации): 1. Подготовительная часть судебного заседания.
| Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению. Объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотводы и отводы. | Осуществляют действия по намеченному плану. Планируют способы достижения цели (выстраивают способы защиты или обвинения) | Методы групповой и индивидуальный, дискуссия | |
2. Рассмотрение дела по существу | Доклад председательствующего (озвучивает дело). Выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признает ли эти требования ответчик и не желают ли стороны заключить мировое соглашение или провести процедуру медиации и разъясняет последствия этих действий. | Выступление истца (представители стороны обвинения), ответчика (ребята, исполняющие роль налога), адвокаты со стороны защиты. Аргументированно доказывают свою точку зрения. Участники процесса вправе задавать друг другу вопросы. Присяжные – в ходе дискуссии заполняют таблицу по характеристике налогов, решают практические залачи. | Дискуссия, Практические задания | Решение задач, например: Рассчитать НДФЛ Иванова И.И., за 2016 год средняя заработная плата составляла 35000 рублей». 2. Расчитать НДФЛ Иванова И.И. с учетом вычетов (есть дети 8-ми и 14-ти лет) |
3.Судебные прения | Председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору. Объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд переходит к судебным прениям. | Выступают: истец, его представитель, затем - ответчик, его представитель. (высказывают мнения по существу спора). | Диалог | |
4.Постановление и оглашение решения | Предлагает присяжным высказать свое мнение по данному делу. Объявляет решение суда (после принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания). Разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования. | Присяжные решают судьбу обвиняемых (опираясь на полученную доказательную базу) | Диалог | |
Рефлексия (5 мин) | Кратко анализирует действия участников игры, высказывает свое мнение. | Высказывают мнение о деловой игре Формулируют затруднения. | Дискуссия | |
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.(7 мин) | Обращает внимание на полноту достижения поставленных перед учениками целей, на положительные стороны и недостатки. | Дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) | Дискуссия |
Приложение1
Примеры:
НДФЛ | Транспортный налог | Земельный налог | Налог на имущество физических лиц | |
Налогоплательщики | ||||
Объект налогообложения | ||||
Налоговая база | ||||
Налоговая ставка | ||||
Налоговый период | ||||
Срок уплаты | ||||
Цели, на которые расходуются поступления от налога |
Приложение2
Фрагмент занятия
Судебный процесс.
Судья: «Слушается дело об обвинении налоговой системы в РФ по ст. 159 - Мошенничество в особо крупном размере…», «На судебном заседании присутствуют: обвиняемые – виды налогов: НДФЛ, транспортный, земельный налоги, налог на имущество физических лиц, в роли гос. обвинителя – прокурор, защиту обвиняемых осуществляет адвокат – государство.
Прокурор: (рассказать о видах налогов по уровню установления с примерами, дать историческую справку.)
Судья: Слово предоставляется обвиняемому
НДФЛ: Я налог на доходы физических лиц и ежемесячно забираю у граждан 13 процентов от заработной платы. При получении дохода в денежной или натуральной форме необходимо заплатить подоходный налог. • Ставка налога на доходы физических лиц зависит от вида дохода и от статуса налогоплательщика. • В большинстве случаев при исчислении подоходного налога применяется ставка 13%. • Часто обязанность по расчёту и уплате подоходного налога возложена на налоговых агентов, т. е. те организации, кото- рые непосредственно выплачивают доход физическому лицу. • В установленных законом случаях налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать и заплатить налог, предварительно представив в налоговые органы налоговую декларацию.
Прокурор: задача: Тогда для Вас задача: « Уважаемы присяжные заседатели, рассчитайте НДФЛ Иванова И.И., за 2016 год, если средняя заработная плата составляла 35000 рублей». Ответ 54.600.
А теперь обратите внимание, на то что простой человек со средней заработной платой ежегодно отдает в виде налогов более 50-титысяч рублей. На эти деньги он бы мог съездить в отпуск.
Судья: слово предоставляется защите
Адвокат: Ваша честь, многоуважаемые присяжные, действительно мы видим, что обвиняемый забирает деньги у налогоплательщиков, но эти деньги направляются на благие дела – образование и здравоохранение, а также часть выплаченных денег можно вернуть. Например, если у Иванова есть дети 8-ми и 14-ти лет, то ему полагается налоговый вычет, в размере 1400 рублей за каждого ребенка.
А теперь уважаемые присяжные посчитайте, какова реальная сумма налога, которую заплатит Иванов? Итого 50.960. Разница в 4000 рублей. В случае если Иванов купит квартиру, либо потратиться на обучение или лечение детей, то он может вернуть всю сумму подоходного налога.
Присяжные решают судьбу обвиняемых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект проведения внеурочного занятия «Каблучок» по теме: «Повторение пройденного за год». 4 А класс
Предмет: КаблучокКласс: 4 АТема занятия: «Повторение пройденного за год».Цель занятия: создать условия для творческого развития детей.Задачи занятия:- познакомиться и научить учащихся основным э...
План-конспект проведения внеурочного занятия по теме: «Музыкальные игры-этюды». 1 «А» класс
Предмет: РитмикаКласс: 1 АТема занятия: Общеразвивающие упражнения в игровой форме.Цель занятия: Развитие творческих способностей ребенка средствами хореографии в игровой форме, раскрытие физических д...
План-конспект проведения внеурочного занятия в разделе Физическая культура по теме: «Фитнес – аэробика, как содержание третьего урока или внеурочного занятия»
Технологическая карта урока (10 класс)...
План-конспект по внеурочной деятельности «Воды Ростовской области и Милютинского района ». 5 класс
Направление: краеведческоеФорма: исследованиеВиды внеурочной деятельности: познавательная беседа, продуктивная деятельностьТема: «Воды Ростовской области и Милютинского района »...
План-конспект дистанционного учебного занятия по физической культуре. Тема занятия: " Совершенствование техники подачи мяча в волейболе"
План-конспект учебного занятия "Совершенствование техники подачи мяча в волейболе" для обучающихся 2 курса по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Цель занятия: Совершенст...
План-конспект открытого внеурочного занятия по психологии 11 класс "Конфликты в нашей жизни"
Внеурочное занятие проводится в 11 классе в рамках программы "Этика и психология семейной жизни"....
План-конспект учебно-тренировочных занятий (5 занятий)
План-конспект учебно-тренировочных занятий (5 занятий)...