План-конспект открытого внеурочного занятия по психологии 11 класс "Конфликты в нашей жизни"
план-конспект урока по психологии (11 класс)
Внеурочное занятие проводится в 11 классе в рамках программы "Этика и психология семейной жизни".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_konflikty_v_nashey_zhizni.docx | 52.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект внеурочного занятия по психологии «Конфликты в нашей жизни»
Класс: 11
Методический комплекс: Рабочая программа «Этика и психология семейной жизни» 11 класс
Тема: Конфликты в нашей жизни
Цель: Сформировать представление у обучающихся о конфликтах, о психологических причинах их возникновения, путях профилактики
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать знание о понятие «Конфликт»
- Ознакомить обучающихся с причинами возникновения конфликтов
- Сформировать представление о путях профилактики конфликтов
Развивающие:
- Продолжить развивать самостоятельное мышление: формирование умения анализировать предоставленные ситуации и ответы одноклассников
- Развивать у обучающихся способность к предотвращению конфликтов
- Развивать умение у обучающихся анализировать причины конфликтов
Воспитательные:
- Продолжить формировать чувство уважения и понимания к мнению других
- Содействовать в ходе урока формированию умения нахождения компромиссов во время выполнения работы в команде
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-Критически оценивать и корректировать свое поведение в условиях возникновения конфликтов
-Выстраивать уважительное отношение к человеку иного мнения
-Строить отношения на основе сотрудничества и взаимопомощи в трудных ситуациях
Регулятивные УУД:
-Осознанно определять способы действий в рамках предложенных условий и требований
-Владеть основами самооценки, самоконтроля, принятия решений
Познавательные УУД:
-Анализировать, выделять причины и следствия, логически рассуждать, строить умозаключения и делать выводы
-Умение добывать новые знания (наблюдать, слушать)
Коммуникативные УУД:
-Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи
-Работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов
-Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Методы обучения: Наглядный, практический, словесный
Формы обучения: Групповая, фронтальная
Необходимое материально-техническое обеспечение: слайды, музыкальное сопровождение, карточки с примерами конфликтных ситуаций, текст притчи, листы А4
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Этап мотивации к учебной деятельности (5 минут) | Приветствие. Мобилизация внимания обучающихся. Рассказ притчи и определение темы урока обучающимися отталкиваясь от содержания притчи | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку Предлагает прослушать притчу. Организует беседу по данной притче, подводит учащихся к формулированию темы урока, с помощью наводящих вопросов. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Слушают притчу и высказывают свое мнение по данной притче. Формулируют на основании высказываний своих и других одноклассников тему урока, с помощью наводящих вопросов учителя | Регулятивные: Формирование умения самостоятельно определять тему занятия Коммуникативные: умения отстаивать свое мнение и понимать другие позиции (взгляды и интересы) Познавательные: Формирование умений делать выводы и строить логические умозаключения, умение добывать новые знания Личностные: Самоопределение, Выполнение действий нравственно—эстетического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный взгляд на ситуацию на основе социальных и личностных ценностей |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (5 минут) | Фронтальная беседа с обучающимися на тему «Что такое конфликт» Подведение к определению понятия «конфликт» с помощью приема «Антоним и синоним» Мониторинг мыслительного процесса в процессе беседы на данную тему | Организует беседу на тему «Что такое конфликт». Подводит обучающихся к формулированию понятия «конфликт» с помощью высказываний антонимов и синонимов к слову «конфликт» обучающихся. Озвучивает четкое понятие «Конфликт» Отслеживает мыслительную деятельность обучающихся (организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию) | Высказывают свое мнение по теме, заданной учителем. Озвучивают синонимы и антонимы к слову «конфликт» Фиксируют трудности, если возникают, во время выполнения заданий | Регулятивные: Формирование навыков саморегуляции Познавательные: Формирование умений перерабатывать информацию и умения извлекать информацию Коммуникативные: Формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Личностные: Осмысление роли семьи в своей жизни |
Этап выявления места и причины затруднения (10 минут) | Распределение класса на 5 групп. Каждой группе выдается конфликтная ситуация, которую они должны разобрать по предоставленному учителем плану. | Организует групповую работу учащихся. Предлагает каждой из 5 групп конфликтную ситуацию, которую нужно разобрать по составленному учителем плану. Организует обсуждение способов решения конфликтных ситуаций, где каждая из групп должна презентовать свою ситуацию по плану. Комментирует и разъясняет результат проделанной работы Отвечает на вопросы, в которых возникли трудности, заданные учениками. | Работают в группе. Выполняют задание предложенное учителем. Высказывают и обсуждают мнения, которые предлагают обучающиеся в группе. Высказывают трудности, которые возникают учителю. Каждая группа делает презентацию, данной им конфликтной ситуации, делятся с другими группами мнением по вопросам заданными в плане, который предоставил им учитель. Слушают комментарии учителя по проделанной работе и ответы на заданные вопросы. | Регулятивные: Формирование умений осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Развитие умений работать по инструкции Познавательные: Развитие умений перерабатывать информацию Развитие умений преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя Коммуникативные: Продолжение формирования умения понимать другие позиции (взгляды, интересы) Формирование умения организовывать учебное сотрудничество Личностные: Выстраивание уважительного отношения к чужому мнению. Осмысление роли семьи в своей жизни и жизни других людей Формирование умений выстраивать и перестраивать стиль своего общения в группе Выстраивание уважительного отношения к человеку иного мнения культуры, веры Оценивание жизненных ситуаций с разных точек зрения |
Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации (5 минут) | Раскрытие темы с использование упражнения «Незаконченные предложения», которое активизируют мыслительные процессы учеников и пошагово подводят к формулированию цели данного занятия. | Объясняет правила упражнения (Закончите фразу «Причина, которая может спровоцировать конфликт это…») Организует беседу по ответам обучающихся. Подводит обучающихся к выводу цели данного урока. Побуждает к высказыванию мнения каждого ученика. | Выполняют упражнение данное учителем. Высказывают свое мнение. Формулируют на основании своих ответов и наводящих вопросов педагога цель занятия | Регулятивные: Развитие целеполагания учащихся Формирование умения определять цель деятельности на уроке Личностные: Продолжение формирования умения проявлять уважительное отношение к человеку с иным мнением, формирование самооценки Осмысление роли семьи в своей жизни и жизни других людей Коммуникативные: Развитие умений формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Познавательные: Развитие умений строить логические рассуждения, умозаключения, выводы. |
Этап реализации построенного проекта (7 минут) | Раскрытие теоретического материала (Причины конфликтов, профилактика конфликтов) | Раскрывает теоретический материал по теме. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Побуждает к высказыванию вопросов возникающих во время объяснения материала | Слушают информацию по теме урока Отвечают на вопросы учителя Высказывают вопросы учителю возникающие во время объяснения материала. | Регулятивные: Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности Формирование саморегуляции, способностей проявлять волевое усилие Коммуникативные: Развитие умений осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Познавательные: Развитие умений добывать новые знания Личностные: Формирование представлений о предотвращении и преодоление семейных конфликтов Осмысление роли семьи в своей жизни и жизни других людей Выстраивание понимания при столкновении позиций своих и позиций другого Формирование умений строить отношения на основе сотрудничества и взаимопомощи в трудных ситуациях |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 минут) | Разбор конфликтных ситуаций, данных учителем раннее обучающимся во время групповой работы по новому теоретическому материалу. | Организует беседу с обучающимися по разбору причин конфликтных ситуаций (ситуации ранее обучающиеся разбирали во время групповой работы) Побуждает к высказыванию обучающихся | Высказывают свое мнение, используя новый теоретический материал данный учителем | Регулятивные: Развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований Личностные: Развитие умений строить отношения на основе сотрудничества, взаимопомощи в трудных ситуациях Формирование умений критически оценивать и корректировать свое поведение в различных взаимодействиях Развитие умений предотвращать и преодолевать конфликты Оценивание на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные и неоднозначные поступки Развитие умений оценивать жизненные ситуации с разных точек зрения Коммуникативные: Развитие умений осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Познавательные: Развитие умений выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы |
Этап самостоятельной работы (5 минут) | Написание эссе по структуре заданной учителем, на тезис «Помните, умен не тот, кто прав, а тот, кто понимает, когда надо остановиться в споре» | Предлагает выполнить письменную работу учащимся. Объясняет инструкцию выполнения задания. Обеспечивает мотивацию выполнения задания. Контролирует выполнение задания. | Пишут сочинение по заданному тезису Осуществляют самопроверку с заданной учителем структурой и сдают учителю | Регулятивные: Формирование саморегуляции, способностей проявлять волевое усилие, самооценивание качества усвоения материала. Формирование умений осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Познавательные: Формирование умений преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме Развитие творческих способностей |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (3 минуты) | Написание обучающимися ответов на вопросы: «Какие важные моменты я для себя в ходе изучения выяснил?», «Что я хочу еще об этом узнать?», «Стоило ли приходить?» | Предлагает задание на рефлексию учащимся Собирает все письменные работы выполненные учащимися Прощается с учениками | Выполняют задания на рефлексию, делятся письменно своими изменениями с учителем Прощаются с учителем | Личностные: Формирование умения оценивать себя. Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития. Замечать свои изменения в ходе занятия. Регулятивные: Формирование умений контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Коммуникативные: Формирование умений формулировать свое мнение |
Приложение.
ПРИТЧА
Как-то к сёгуну привели двух знатных торговцев. Их глаза были налиты кровью. Кулаки сжимались и разжимались. Из ноздрей вырывался пар на морозном воздухе. Каждый из них доказывал правоту своей версии конфликта. Сёгун молча выслушал гневные отповеди купцов. Но лишь равнодушно предложил:
Давайте перенесём подробное рассмотрение вашей ссоры на завтра, — все склонили головы не смея возразить.
Утром состоялась вторая встреча высокопоставленных господ. Эмоций поубавилось, и на предложение сёгуна изложить суть спора каждый торговец пытался казаться более сдержанным.
Сёгун молча, выслушал насыщенные доказательствами речи спорщиков. И сказал:
Что ж, для более полного понимания картины происшедшего предлагаю перенести вынесение моего вердикта на завтра. Прошу быть готовыми ещё раз всесторонне осветить ваши позиции, — все склонились и, не смея перечить повелителю, почтительно удалились прочь.
Утром все повторилось. Однако торговцы уже не так пылко излагали свои позавчерашние мысли. В их голосах, позах и жестах читалась неуверенность и страх. Они искренне недоумевали — что задумал сёгун? Куда он клонит? Чем кончится эта история? Как бы не было хуже...
Сёгун выждал долгую паузу... И грозно промолвил:
Завтра утром жду ваших детальных отчётов по произошедшей ссоре. Надеюсь, вы оба поняли меня верно! — все в страхе поклонились и поспешно удалились восвояси.
Утром четвёртого дня оба торговца приготовили ценные подарки для сёгуна. Каждый из них произнёс речь полную учтивости к сегуну и к своему сопернику. Сёгун же принял принесённые дары и тут же неожиданно передал их каждой из сторон.
Купцы в радости склонили свои головы мысленно благодаря богов, что они у них ещё на плечах, обняли друг друга, как товарищи, пережившие великое несчастье и со слезами на глазах покинули резиденцию правителя.
Сёгун же попросил принести ему набор для каллиграфии. Словно весенний ветер скользнула его кисть по поверхности бумаги, оставляя следы едва заметного хайку:
Лёд и вода...
Каждый по-своему прав,
Под весенним дождем...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по английскому языку"Животные в нашей жизни"
Урок был дан для молодых учителей.Была показана работа учащихся над проектами.Класс был поделен на группы и каждая группа гоовила свой проект и презентовала его. Темы были следующие: "Питомцы в нашей ...
Конспект открытого урока по теме "Спорт. Спорт в нашей жизни". 6-8 класс.
Данный урок направлен на обобщение наиболее интересных и эффективных приемов работы по теме "Спорт. Спорт в нашей жизни". Постановка цели урока, содержательность, многообразие используемых упражн...
Открытый урок в 6 классе "Питомцы в нашей жизни"
Урок- игра, обобщение пройденных знаний с применением сингапурской методики. Данный урок отражает применение таких видов речевой деятельности как чтение, говорение, письмо, аудирование, повторение гра...
Открытый урок в 9 классе на тему:"Психология конфликта в нашей жизни".
Открытый урок в 9 классе на тему:"Психология конфликта в нашей жизни"....
Методическая разработка открытого занятия на тему "Книги в нашей жизни. Мой любимый писатель."
Методическая разработка включает введение, психолого-педагогическую характеристику группы, диагностику ЗУНов, содержание занятия, самоанализ, приложения....
План-конспект урока английского языка в 5 классе "Праздники в нашей жизни"
Урок английского языка в 5А классеУчитель английского языка МБОУ «Средней общеобразовательной школы №1»Елабужского муниципального района Республики Татарстан Алексеева Наиля ГарифзяновнаТема: Ho...
План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...