Классный час по профориентации для 10 класса
методическая разработка (10 класс)

Немченко Марина Геннадьевна

Классный час по профориентации для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_proforientatsii_10_klass.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 10б классе.

Горячая десятка заблуждений в выборе профессии.

И почему вы так думаете?

Анкета

Если вы согласны с утверждением — обведите ответ «да» если нет — ответ «нет».

 В конце теста подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов.

  1. Профессия выбирается раз и навсегда (да / нет).
  2. Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да / нет).
  3. Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да / нет).
  4. Профессия предназначена человеку от рождения (да / нет).
  5. Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами» (да / нет).
  6. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит (да / нет).
  7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей (да / нет).
  8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да / нет).
  9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз (да / нет).

10.        Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да / нет).

На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию. Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились.

О—2 — вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, почти равен компетентности специалистов.

3—5 — вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Подумайте, куда вы можете обратиться за помощью — в специальные службы (профоориентации и службы занятости), к школьному психологу?

6 и более — вы согласны с многими стереотипами, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

1. Профессия выбирается раз и навсегда. Так было раньше, однако жизнь ускоряется, появляется все больше возможностей. Вы не будете оставаться прежним и, научившись выбирать профессию сейчас, не побоитесь рисковать в последующем. Почему человек начинает думать, что профессия выбирается один раз на всю жизнь? Скорее всего боится рисковать и предпочитает думать, что выбор профессии исключает право на ошибку. Такая логика часто «разрешает» человеку принимать решения не самостоятельно, перекладывать ответственность на других людей.

2.        Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька. Так думают те, кто не хочет брать ответственность на себя, они боятся и... становятся неудачниками. Есть много путей быть тем, кем хочешь; если один из них приводит в тупик, надо идти по-другому. К сожалению, такой ход рассуждений присущ людям, у которых нет главного ресурса — времени, и приходится принимать решение сразу перед окончанием школы. Человек, выбирающий профессию, обладает многими ресурсами — способностями, временем, силой воли. Современные возможности — программы грантов, стажировок — позволяют получить образование самого высокого уровня людям, у которых нет «толстого» кошелька.

3.        Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим. Это хороший способ уйти из профессии при первой же неудаче. Стремление человека быть самым-самым часто прикрывает его страх неудачи. Быть лучшим и стать классным специалистом — совсем разные цели. Нужно найти профессию, в которой вы будете развиваться, становиться лучше и лучше. Не так-то легко научиться извлекать выгоду из ошибок, особенно своих, когда так хочется все свалить на другого или силу обстоятельств. Поэтому люди ставят иногда перед собой цели, изначально не достижимые, от которых легко отказаться под предлогом, что этого не может сделать никто.

4.        Профессия предназначена человеку от рождения. Если вы верите в это, значит боитесь пробовать себя. Лучший выбор — это выбор по склонностям, если сильно хотеть, то в большинстве профессий можно достичь успеха. Разумеется, ваши природные задатки должны приниматься во внимание. Важно знать не только состояние здоровья и расположенность к тем или иным заболеваниям, но и свои психофизиологические особенности (как быстро вы устаете от монотонной работы, или, наоборот, от постоянной смены видов деятельности).

 5.        Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами». Психолог умеет задавать вопросы и располагать человека к прояснению своих намерений. ИНОГДА отказ от помощи специалиста-психолога связан с тем, что человек не хочет посмотреть на себя со стороны, или у человека складывается отрицательный опыт общения с психологом. В любом случае, стеснение перед обращением к специалисту по выбору профессии важно преодолеть, ведь можно столкнуться с проблемами, требующими опытного, объективного взгляда, а таким опытным специалистом чаще всего является психолог. Он обладает нужными знаниями и умениями, чтобы расположить вас к себе, выяснить ваши намерения, а не только протестироваться. Кстати, с «психами» работают психиатры и специальные психологи.

6.        По названию вуза можно судить о том, кого он готовит. Вовсе нет, так как многие вузы открывают дополнительные специализации по подготовке переводчиков, менеджеров, экономистов. Чтобы сориентироваться в качестве такого образования, лучше обращаться к профессиональным консультантам. Другое дело, хорошо ли получать специальность «менеджер» в каком-нибудь техническом вузе, а специальность «переводчик» — в медицинском. В то же время современные эксперименты с соединением разных специальностей (например, менеджер и переводчик, учитель начальных классов и психолог, программист и маркетолог) дают шанс получить более востребованное образование. Важно поподробнее узнать о специальностях и специализациях факультета, на который вы собираетесь поступать. Необходимо получить информацию о том, в каком объеме будет преподаваться дополнительная специализация, будет ли в документах об окончании вуза зафиксировано обучение по специализации и в какой форме.

7.        Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. Мнение близких людей очень важно, но ведь профессию выбираете вы и для себя. Поэтому вся ответственность лежит только на вас. С одной стороны, человек, который дорожит мнением близких ему людей, рискует отказаться от своей самостоятельности; с другой — всегда ли можно положиться на мнение близких людей, видят ли

 они проблему объективно, готовы ли они смотреть на ситуацию с перспективой. Многие взрослые знают о мире современных профессий намного меньше, чем подростки, поэтому они не всегда могут найти варианты подходящих профессий. Следовать за мнением друзей напоминает следование моде, когда профессия выбирается не потому, что она нравится, а потому, что многие к ней стремятся.

8.        Профессию следует выбирать, уже став взрослым. Выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных областях, тем более обоснованно подойдете к будущей профессии. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Вспомни, когда ты был маленьким, тебя регулярно спрашивали: «А кем хочет стать этот очаровательный ребенок?» Согласись, с возрастом таких

вопросов поубавилось — ведь взрослые, даже самые разумные, боятся взросления своих детей и не всегда оказываются готовы к этому периоду жизни. Поэтому, выбирая профессию, вы утверждаете себя как взрослый человек.

9.        Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз. Престижная марка — во многом успешная реклама. Качество образования определяется по уровню библиотечного и информационного обслуживания студентов, сотрудничества с бизнес-организациями и предприятиями. Обо всем этом лучше узнавать из первых рук. Качественное образование — это прежде всего возможность получить знания в той форме и в том объеме, которые можно пустить в свой карьерный рост. Хорошим показателем становится реальное сотрудничество вуза с западными вузами, наличие преподавателей с научными степенями. Очень важно, чтобы для этих преподавателей работа в данном вузе была не по совмещению, а основным местом трудовой деятельности.

10.        Если у вас есть деньги, то профориентация не нужна. Деньги — всего лишь один из ресурсов, которыми вы обладаете. Главный ресурс — это желание и уверенность в выборе, и он есть только у вас.

Топ-10 профессий, которые будут востребованы уже к 2020 году по мнению сайта http://ura.ru/

Одно из главных и востребованных направлений - выращивание еды.Россиянам пора забыть названия привычных профессий. Эксперты назвали специальности, которые придется осваивать сегодняшним выпускникам школ. «URA.Ru» уже изучило перечень и рекомендует запоминать новые слова уже сейчас. В какие вузы нести документы школьникам, сдавшим ЕГЭ, кого ждут в 21 веке, а также зачем нужны холодильник для мозгов, аграрии-высотники и кулинарные коммуникации — подробности в материале «URA.Ru

Даже самые передовые учебные заведения не успевают обновлять учебные программы и технологии преподавания вслед за трендами на рынке труда. Более того — чтобы удовлетворить запросы будущих работодателей, вузам придется объединяться и менять подход к преподаванию. „URA.Ru“ обратилось к экспертам, которые оценили перспективные профессии для молодежи, кто поступает в вузы и закончит их через 5 лет, а также для детей, кому еще только идти в школу.

Гуру психологии менеджмента, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова Тахир Базаров убежден: в недалеком будущем многолетний холивар между „физиками“ и „лириками“ закончится — гуманитарных и технических специальностей в чистом виде практически не останется.

Будущее за профессиями, связанными с научными разработками, особенно на стыке наук и информационных технологий — биохимией, биофизикой, биомедициной», — считает эксперт.

Флагман российских инноваций «Сколково» выпустил альманах «Атлас новых профессий», разработанный специально для студентов и родителей, которые хотят помочь своим детям найти специальность по душе и при этом не остаться за бортом. По словам Дарьи Варламовой, редактора «Атласа», в этом масштабном исследовании приняли участие более 2500 российских и международных экспертов, чтобы спрогнозировать востребованные профессии в 19 отраслях экономики.

Тахир Базаров — научный руководитель Института практической психологии, профессор факультета социальных наук (департамент психологии, кафедра организационной психологии) Высшей школы экономики фото — сайт ВШЭ

«С будущим можно работать только одним способом — создавая его, — сообщила Дарья Варламова. — Наша методика — форсайт — это не столько способ прогнозирования будущего, сколько попытка это будущее создать и спроектировать. В нашем случае эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий».

Разработчики «Атласа» включили в альманах не только специальности, которые будут востребованы до 2020 года и после, но и профессии-ветераны, которые неминуемо останутся в прошлом, как чистильщик ботинок или машинистка.

В частности, по мнению экспертов «Атласа», неизбежное вымирание ожидает такие профессии, как системный администратор, банковский операционист, журналист и копирайтер (удивительно, но факт), библиотекарь, турагент и логист.

А вот, напротив, через 5-7 лет работодателям потребуются урбанист-эколог, переводчики поколений, сити-фермеры

Эксперты сходятся во мнении, что сложнее всего придется сегодняшним выпускникам школ, которые сейчас сдают ЕГЭ и подают документы на поступление в вузы. К тому моменту, когда они станут молодыми специалистами, им придется буквально «переобуваться» на ходу — получать дополнительные знания либо учиться заново. С другой стороны, спрогнозировать профессии на 5-6 лет значительно проще, чем на более долгосрочную перспективу, тем более некоторые специальности буквально стучатся в двери.

Переводчики между поколениями — люди, которые будут помогать коммуницировать представителям поколений X и Y. Тут уместно уточнить, что «поколение X» — термин, применяемый к поколениям людей, родившихся в разных странах с 1965 по 1979 годы (он используется в демографии, общественных науках и маркетинге, хотя часто его можно встретить в общественной культуре). «Поколение Y» — это их дети.

По словам Тахира Базарова, уже сейчас «игреки» говорят на другом языке, используют другой набор ценностей, нежели «иксы», и с каждым годом им все труднее понять друг друга. А дальше будет только хуже. Настолько, что им понадобятся переводчики-медиаторы, которые будут помогать вести переговоры — начиная от собеседований и заканчивая обсуждением творческих задач.

Готовить таких переводчиков смогут факультеты психологии, социологии и вузы, которые готовят специалистов для масс-медиа.

Организатор масштабных междисциплинарных проектов. Прогнозируя эту специальность, Тахир Базаров приводит в пример Сергея Дягилева, который своими «Русскими сезонами» перевернул представления Запада о России. «Вот именно такие люди, способные создавать прорывные технологии, в том числе и в бизнесе, нам очень нужны. И тут важно правильно выстроить обучение и практику. Я вижу, что такие люди должны работать на ассистентских позициях на таких мероприятиях, как Олимпиада в Сочи (ярчайший пример прорывного проекта), чтобы в будущем предлагать новые решения», — комментирует Тахир Юуспович. Таких специалистов должны готовить вузы, где будет представлен симбиоз социологии, филологии и IT-технологий.

Сити-фермер. Если вчерашний школьник обожал в детстве выращивать на балконе декоративные перцы и боролся за выживание мандаринового семечка, то эта профессия будет ему по душе. Сити-фермеры, появление которых на рынке труда прогнозируют эксперты «Атласа новых профессий», будут заниматься обустройством и обслуживанием агропромышленных хозяйств (в том числе выращивающих продукты питания) на крышах и стенах небоскребов. Сити-фермерство удовлетворит запросы сразу нескольких целевых аудиторий — жителей мегаполиса, которых «тянет к земле», но нет возможности выезжать на дачу, адептов натуральной продукции без ГМО и любителей экзотики.

Системный биотехнолог. Миром будут править ученые и гики, поэтому увлечение детей биологией открывает сегодня большие перспективы: через 5-7 лет специалисты в области биотехнологий будут нарасхват. Это люди, которые будут заниматься замещением существующих небиотехнологических решений продуктами биотехнологий.

Например, биотопливо вместо дизельного топлива, строительные биоматериалы вместо цемента и бетона и пр. Словом, факультеты биологии ждет интересное будущее.

Урбанист-эколог. Искусственные острова в Японии и Арабских Эмиратах скоро перестанут быть чудом урбанистики. Судя по «Атласу новых профессий», время диктует создание новых городов на основе экологических биотехнологий. И, соответственно, для этого нужны специалисты, обладающие знаниями в области биотехнологий. Впрочем, скорее всего, эта специальность будет востребована за рубежом, в странах с большим дефицитом пространства. Урбанисты-экологи будут также специализироваться в областях строительства, энергетики и контроля за окружающей средой.

Лидеры сетевых коммуникаций. По мнению Тахира Базарова, этой профессией уже заняты сотни людей, осталось лишь формализовать ее стандарты. «В интернете существует огромное количество форумов, комьюнити, всякого рода экспертных групп, которые объединяют личные и профессиональные интересы. Чтобы такие сообщества работали максимально эффективно, необходима качественная модерация. Все знают, как часто модераторам не достает компетентности, профессионализма и даже элементарной этики. Вот поэтому таких специалистов надо готовить — людей, способных осуществлять эффективные коммуникации внутри какой-то группы, в том числе для поиска экспертных решений», — прокомментировал Тахир Юсупович. По словам эксперта, готовить таких специалистов сейчас должны и могут факультеты PR и связей с общественностью.

Через 10-17 лет — время ГМО-агрономов, биоэтиков, строителей «умных дорог»

Если верить футурологам и авторам «Атласа новых профессий», для нынешних первоклассников на первый план выходят интеллектуальные системы и высокие технологии на грани фантастики. Вот несколько профессий, которые прогнозируют эксперты.

ГМО-агроном. Сколько бы ни инвестировали агропромышленные холдинги в борьбу с ГМО, сколько бы ни рассказывали страшилок об овощах-мутантах, рано или поздно технологии ГМО возьмут свое. Натуральные продукты будут выращивать небольшие фермерские хозяйства и любители здорового питания на крышах небоскребов.

А потому возникнет потребность в целой армии ГМО-агрономов — в специалистах, которые будут использовать генно-модифицированные продукты в сельском хозяйстве и внедрять новейшие биотехнологические достижения.

Биоэтик. О том, каких высот достигнет трансплантология и генетическое моделирование органов, снято немало фильмов, и в каждом из них случается какая-нибудь драма из-за неэтичного применения новейших разработок. Чтобы свести такие драмы к минимуму, появится специальность «биоэтик» — это человек, который будет следить за нормативно-этическими аспектами работы медицинских, диагностических и биоинженерных центров. Соответственно, появится целая отрасль законодательства, регулирующая трансплантологию.

Специалист по кулинарным коммуникациям. По словам Тахира Базарова, в новом мире людям будет еще сложнее найти общий язык, чем сейчас. Существует прямая связь между характером человека и его вкусовыми пристрастиями, и еда — это отличный способ сообщить о своих чувствах и намерениях на невербальном и более глубоком уровне. «Я прогнозирую, что появятся рестораны, где посетители смогут заказывать еду не себе, а своему спутнику. Причем в меню таких ресторанов будут не готовые блюда, некий набор ингредиентов, из которых повар по индивидуальному заказу будет готовить кулинарное послание», — отметил профессор.

Оператор медицинских роботов. Уже сейчас есть все предпосылки для того, чтобы технологии вытеснили «классическую» хирургию — через 10-17 лет делать операции вручную будут только развивающиеся страны. Оперировать будут специальные роботы, обеспечивая максимальную точность и минимизируя врачебные ошибки. И, конечно, потребуются операторы таких роботов — люди, имеющие знания о медицине и IT-технологиях.

Еще одна профессия, востребованность которой обострилась совсем недавно и которая не утратит актуальности в ближайшие десять лет, — психиатр, специализирующийся на информационном «перегреве».

По мнению соучредителя компании Magic inc. Арсения Камышева, человеческая психика не всегда может выдержать мощное информационное давление, которые мы видим сейчас.

«Сейчас мы радуемся, что наши дети с ранних лет используют гаджеты, а мы сами в том же Facebook потребляем миллионы текстов, не думая о последствиях. А последствия малоприятны — эмоциональный перегруз, стрессы, неврозы, — комментирует Камышев. — Кроме того, фильтрация потоков информации — это умение, недоступное пока 90% населения. Необходимы специалисты, которые помогут людям не сойти с ума под прессом противоречивой информации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе

1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Классные часы по профориентации для 9 класса.

Подборка классных часов по профориентации для 9 класса....

Классные часы по профориентации для 8 класса

Подборка классных часов по профориентации для 8 класса....

Классный час по профориентации в 9 классе «Найти себя»

Дата проведения:   19 .04.2013.Кол-во присутствующих: 9 "Б" класс (22  учащихся)Цели и задачи: расширить представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;п...

Классный час в 10-11 классах на тему: "Дороги, которые мы выбираем" (по профориентации).

Классный час "Дороги, которые мы выбираем" разработан специально для обучающихся старших классов,  с целью корректировки профессиональных предпочтений учащихся....

Классный час по профориентации 6 класс

Итак, сегодня мы узнали немного больше о такой профессии как учитель. Мы осознали, что она необходима. Узнали, что учитель — это такой же человек, который заботится об учениках. Помогает в трудн...