Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности "Летний пейзаж - солью"
план-конспект
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности "Рисуем жидким соленым тестом". На этом занятии обучающиеся овладеют техникой и создадут открытку к празднику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letniy_peyzazh-_solyu.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ АГО «Заринская СОШ»
Мастер - класс
«Рисуем жидким цветным соленым тестом»
Учитель технологии и изо :
Трушникова И.Н.
2020 год
Тема: «Рисование летнего пейзажа жидким соленым тестом»
Цель: познакомить детей с новым увлекательным способом рисования жидким цветным солёным тестом.
Задачи:
1 Познакомить участников мастер-класса с одним из нестандартных приемов работы с соленым тестом.
2 Совершенствование мелкой моторики рук, координации движений, творческого мышления, способности создания и реализации образа.
3 Показать возможности креативных техник в декоративно-прикладном творчестве;
4 Способствовать творческой самореализации обучающихся.
План проведения:
1. Подготовительный этап.
1Выбор темы с учетом актуальности решения проблем педагогической практики с детьми.
2Постановка целей и задач мастер-класса.
3 Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы (Жидкое цветное соленое тесто в баночках, чайные ложки, стеки, емкость для воды, салфетки, клеенки, пластиковые крышки или загрунтованный картон).
2. Основной этап. Организация и проведение мастер - класса.
1 Рассказ об истории возникновения соленого теста, об особенностях работы с ним, о новых нестандартных формах работы.
2. Практическая часть. Создание композиции «Летний пейзаж» - рисование жидким цветным соленым тестом.
3. Заключительная часть.
1Рефлексия
История возникновения соленого теста
«Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Изготовление из теста (муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай. Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения богам еще в Древнем Египте, Греции и Риме…» (Синеглазова М.О.)
«Основной проблемой была недолговечность материала: угрожала влага и главным врагом являлись грызуны», поэтому стали добавлять соль в большом количестве.
«Во многих районах Европы и на русском Севере также распространен обычай лепить из соленого теста. Раньше изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки служили оберегами, ритуальными предметами. » (Синеглазова М.О.)
В 19 веке в Германии бедные люди изготавливали из теста рождественские украшения на елку. Во время 1-ой Мировой войны и в первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было прекращено из-за острого дефицита соли.
В наши дни это древнее народное искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Оно утратило ритуальный смысл и поменяло тематику на художественно-декоративную. Это фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и т.д.
Современные изделия раскрашиваются, покрываются лаком и выглядят под керамику.
Соленое тесто – материал экологически-чистый, безвредный и поэтому рекомендован для работы с детьми для развития их творческих способностей.
«Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике.» (Данкевич Е.В.)
Из солёного теста можно не только лепить разные фигурки и создавать декоративные композиции, но жидким солёным тестом можно рисовать любые картины на различные сюжеты. Заготовленное в баночках жидкое цветное соленое тесто можно хранить неделю и даже две в прохладном месте.
Мы рассмотрим технологию рисования жидким цветным соленым тестом, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека, а вместо красок – смесь из муки, соли, клея ПВА, гуаши и воды.
Она интересна детям своей новизной и простотой. Дает возможность детям свободно рисовать, почувствовать цвет, поэкспериментировать, пофантазировать.
Рисование жидким цветным соленым тестом - один из нестандартных приемов работы соленого теста, смешенного с гуашевыми красками, клеем ПВА и водой, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека.
Для ребят такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний.
Этот необычный способ рисования может заинтересовать и ребенка, и взрослого, который любит фантазировать и творить.
Можно с успехом применять рисование цветным жидким соленым тестом с детьми младшего школьного возраста с 7 лет, так как именно в этом возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук.
Кистью маленький ребенок работает неуверенно, боится испортить работу. А рисование чайной ложкой, стекой или палочкой, которая в данном случае заменяет кисточку, помогает подготовить руку к более сложным упражнениям.
Прием рисования соленым тестом может быть как самостоятельным занятием, так и дополнительным, при изучении теплых и холодных цветов, при изучении основных и получении дополнительных цветов. Смешение цвета можно выполнять не на палитре, а прямо на работе, получая рисунок листка или цветка.
Рисование жидким цветным соленым тестом дети могут выполнять как индивидуально, так и коллективно.
Тематика рисования жидким соленым тестом может быть разной, только проявляй творчество: «Пейзаж», «Подводный мир», «Букет цветов» и так далее.
В процессе работы идет постоянная смена видов деятельности, которая необходима в любом возрасте: ребята готовят цветное соленое теста, где смешивают в баночках гуашевые краски с мукой, солью, клеем ПВА и водой. Чайная ложка и стека заменяют кисть.
Чайной ложкой наливают тесто разных оттенков на плотную основу (картон, орголит) для создания фона. Стекой или палочкой прорисовывают (процарапывают) на фоне замысловатые разводы (узоры); чайной ложкой наносят капельки жидкого теста другого цвета; стекой превращают эти капли в разные формы, вытягивая их в разных направлениях для получения определенной конфигурации (цветка, рыбки, бабочки и т.д.). Для создания цветных эффектов на фигуры наносят цветные капли и стекой соединяют их в причудливые узоры.
Возможности и материалы для этого вида творчества просты и доступны: ваша фантазия, творческое воображение, мука, соль, клей и гуашевые краски. Работу нарисованную жидким цветным соленым тестом можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в течении 12 часов или одних суток, в зависимости от размера рисунка .
Технология рисования жидким цветным соленым тестом.
Материалы и принадлежности:
Жидкое цветной соленое тесто в баночках.
Клеенка.
Основа из орголита.
Крышки от ведёрок из-под майонеза.
Стеки
Чайные ложки.
Салфетки.
Шпажки.
Рисование композиции «Летний пейзаж».
1. Теория создания жидкого цветного соленого теста.
В банки для каждого цвета замешиваем состав из основы:
2 столовых ложки пшеничной муки.
1 столовая ложка мелкой соли.
1 чайная ложка клея ПВА.
½ чайной ложки гуаши любого цвета.
Все перемешать до консистенции цветной сметаны. Тесто готово.
Ход занятия.
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла.
-Что это?
-Правильно. Подарок
-А когда дарят подарки? Какие праздники у нас с вами впереди?
-Что вы сможете подарить своим родителям?
-Сможете ли вы купить подарок?
-А что приятнее получать подарок, купленный в магазине или сделанный своими руками?
-Посмотрите, мои ученики уже приготовили своим родителям подарки.
-Рассмотрите их и подумайте, с помощью чего они созданы?
- Я вам помогу, буду загадывать загадки, а вы их отгадаете.
Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.
Одну меня не едят,
А без меня редко едят.
(Соль )
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(Мука)
Она – и туча, и туман.
Она – ручей и океан.
Она летает и бежит
И стеклянной может быть.
( Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто в облаках витает.
А, как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода).
На палитре девицы,
Цветные сестрицы,
Лист бумажный красят,
Когда кистью мажут!
(Краски)
Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолет, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей.
Я — липучий, вязкий…
( Клей)
Все эти компоненты можно найти дома.
Посмотрите, что получилось, если все эти компоненты сложить и перемешать – получится жидкое соленое тесто. А рисовать мы будем не кисточкой, а ложками , шпажками и стеками.
С помощью этого теста можно нарисовать удивительные открытки и картины.
-Посмотрите в окно. Какое время года у нас сейчас?
Зимой всегда хочется тепла, солнца, цветов… Давайте, мы с вами сегодня нарисуем лето и подарим родителям не просто подарок, а частичку лета, которая будет радовать их в пасмурные, серые дни.
2. Подготовка фона для композиции «Летний пейзаж»
Для выполнения фона наносим ложкой капли жидкого цветного соленого теста на одну половину голубой цвет, на другую зелёный цвет по всей поверхности крышки.
3. Рисование летних элементов пейзажа(солнце, облака, травы, цветы, бабочки, стрекозы и т.д.) по залитому фону.
Рисуем солнышко. На полужидкий голубой фон чайной ложкой наносим «кляксочку» желтого цвета, шпажкой растягиваем лучики.
Облака. По голубому фону наносим «кляксочки» белого цвета, растягиваем в разные стороны.
Цветы. Их можно рисовать несколькими способами. Шпажкой капаем на зелёный фон и чуть выше капли начинаем рисовать запятую, проводя линию через каплю. Можно рисовать точно также, как солнышко, только «кляксочки» делаем шпажкой.
Стебли рисуем простыми линиями ,а листья с помощью капли, растянутой вниз.
Бабочка. Крылья рисуются с помощью 4 маленьких «кляксочек», а тело черной «кляксочкой», растянутой по середине.
При высыхании цветного соленого теста, соль дает очень интересный эффект –инея, она кристаллизуется и сверкает.
Используя технологию рисования жидким цветным соленым тестом можно фантазировать бесконечно и придумывать свои интересные варианты.
(Выполняют работу по созданию летнего пейзажа)
- Посмотрите, какие работы получились у учеников 1.3,и 4класса.
(Выставка)
Рефлексия:
“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности. Тема: Речевые игры и вокальные упражнения
Цель: формирование певческого аппарата у младших школьниковОбразовательные: выработать умение четкого произношения слов во время исполнения;Воспитательная: вовлечь в активную певческую деятельно...
Сценарий открытого занятия "Красота российских далей. Пейзаж"
План-конспект занятия 3 года обучения 4-6 классы...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности. Кружок "Бумажная фантазия". Тема: Путешествие в снежную страну.
Занятие разработано для воспитанников кружка "Бумажная фантазия" и проведено в рамках совещания директоров и заместилелей директоров по УВР общеобразовательных организаций города Курчатова Курской обл...
План конспект открытого занятия по внеурочной деятельности по ФГОС
Конспект занятия по внеурочной деятельности по ФГОС "Умники и умницы"...
Конспект открытого занятия для педагогов (внеурочная деятельность по ФГОС НОО) по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" на тему "Аппликация"Весна".
Данный методический комплект включает в себя конспект открытого занятия для педагогов по внеурочной деятельности, общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" на тему: "Аппликация "Весна"....
Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»
Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование солью) «Весенние цветы»
Цель: развитие творческих способностей и познавательных интересов обучающихся.Задачи:Образовательные: совершенствовать технические приемы рисования нетрадиционным способом – акварелью по мокрому...