Сценарий открытого занятия "Красота российских далей. Пейзаж"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
План-конспект занятия 3 года обучения 4-6 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_krasota_ros_daleyea.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в группе 3 года обучения
объединения изостудия «ГАММА»
Данное занятие проводится в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Мир чудес». Занятие в теме Красота российских далей. Год обучения: 3 год обучения. Занятие рассчитано на 45 минут и предполагает работу по живописи в технике по-сырому и изучение понятий перспективы на основе работ изучаемых художников. На занятии используется игровая технология, и предлагаются учащимся следующие игры «Подбери картину и автора», «Создай схематический пейзаж».
I .Тема занятия: Красота российских далей. Пейзаж.
II. Тип занятия: урок открытия новых знаний
III. Цель занятия:
Для педагога: Обобщить имеющиеся основные понятия и знания по жанрам ИЗО. Познакомить и закрепить понятие перспективы (линейной и воздушной) в работе над пейзажем.
Для учащегося: Синтезировать знания по жанрам ИЗО, освоить понятие перспективы при решении заданий и выполнении практической (самостоятельной) работы.
V. Задачи:
1. Обучающие: познакомить учащихся с творчеством русских художников-пейзажистов конца 19 века. Познакомить с понятием по перспективе (линейной и воздушной)
2. Развивающие: развивать художественное восприятие прекрасного; творческих способностей; умения работы в технике живописи по-сырому; моторику рук; развивать логическое мышление.
3. Воспитательные: воспитание у учащихся художественного вкуса,…. дисциплине.
V. Методы обучения:
1. словесный (объяснение, беседа, рассказ);
2. наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
3. практический (выполнения работы в технике живописи по-сырому, решение заданий);
Формы контроля: самоконтроль.
Технология: игровая технология.
VI. Планируемые результаты:
Личностные: понимать практическую значимость получаемых знаний по изучению новых понятий и изучению творчества художников.
Предметные: развить художественные способности работы в технике живописи по-сырому, развить художественное восприятие картин художников
Метапредметные: развивать навыки мышления, учиться сравнивать и анализировать.
VII. Ресурсное обеспечения занятия:
- Презентация, видео-ролик, музыкальная запись «Времена года»
- Репродукции: Левитан «Вечерний звон», Шишкин «Рожь», Саврасов «Грачи прилетели»,
- Форматы А3, А4 для живописи, художественные материалы.
- Раздаточный материал.
- Литература: 1. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-alekseya-savrasova-ottepel/, 2. http://gallerix.ru, 3.http://www.2ostrov.ru/poems.php?id=56744, 4. http://ishim64.jimdo.com/школьный-музей, 5. http://puzzlecup.com/crossword-ru/, 6.http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Заглавная_страница, 7. http://volna.org/mhk_i_izo/russkiie_pieizazhisty.html, 8. http://www.youtube.com/watch?v=OzcrMU4UEu4
- Формируемые УУД: Личностные. Регулятивные. Коммуникативные. Целеполагающие. Общеучебные. Логические. Познавательные
- Форма занятия: Практическое.
Структура занятия
Этап занятия/ время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | УУД |
Цель, задачи этапа | |||
1.Организационный этап и мотивация к учебной деятельности. 1-2 мин Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Создает эмоциональный настрой на занятие. -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня за окном отличная погода, и я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь в ответ и друг другу! Вот у всех отличный настрой на работу и знания! А занятие у нас будет очень интересным и плодотворным! -Проверим, все ли готовы на занятие, сегодня нам необходимо вот это оборудование (показ) -Начнем. | Подготовка к работе. Дети настраиваются и готовятся к занятию. | Регулятивные: волевая само регуляция; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и со сверстниками. |
2.Актуализация прежних (опорных) знаний. 3-5 мин Актуализировать знания учащихся по жанрам ИЗО | Но в начале необходимо повторить какие жанры изобразительного искусства вы знаете, и умеете ли вы их определять. Для это выполним несколько заданий. - 1. Ребята, определите, жанры изобразительного искусства. (показ слайдов) Так, что определяет каждый жанр? 2. Сгруппируйте слова по жанрам (показ слайда) - Отлично! Вы справились с этим заданием и скажите, к какому жанру вы подобрали наибольшее количество слов и определений? | (ответы Натюрморт, Портрет, Пейзаж) (ответ Пейзаж..) Учащиеся отвечают на вопросы, ответы в устной форме, диалог педагога и учащихся. | Познавательные: общеучебные умения и знания структурировать, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования; Логические: анализ, сравнение, синтез; |
3. Первичное усвоение нового материала 5-8 мин Определение темы и освоение новых понятий и знаний
Привлечь внимание к видео-ролику. 6:50 мин Обобщить и применить знания в решении игры-задания. 3 мин Восприятие картин, знакомство с творчеством художника. Дать понятия о перспективе, объяснить основные законы линейной и воздушной перспективы. Применение новых знаний 3 мин. | - Правильно! А что художник изображает чаще всего в пейзаже? -Окружающую природу, старается передать красоту своей Родины. - Хорошо! Вот вы сами сформулировали тему нашего занятия, только немного перефразируем и назовем по художественному – «Красота российских далей. Пейзаж».
-Скажите, а что такое пейзаж? - Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или преображённая человеком природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов, морских видов и т. п. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости. В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить:
(показ слайдов..) Сельский пейзаж (деревенский). К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Поленов и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. Так же у этих художников можно встретить картины с городским пейзажем, морским, пейзажем настроения. И многие картины великих художников можно отнести к типу эпического пейзажа. - А теперь, я предлагаю вам просмотреть небольшой видео-ролик о живописи пейзажа 2 пол.19 в. Автор Ольга Распопова. (показ видеоролика) Ваша задача не просто просмотреть фильм, а стараться запомнить имена художников , их работы. - Что вам запомнилось? На что обратили внимание? -У меня для вас интересное задание. Я раздам вам репродукции, названия и имена художников. А ваша задача – вспомнить картины и имена художников, которые звучали в видео-ролике и подобрать правильное название и автора к картине. (раздаю раздаточный материал, учащиеся решаю задание..) -Молодцы вы справились с этим заданием. Если вы работали слаженно и внимательно смотрели фильм, то скажите, кто написал эту картину и как она называется. Эта картина. А теперь немного остановимся на одном из художников.(педагог показывает репродукцию) - Правильно! Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели!» наиболее ярко отображает настроение наступающей весны. Познакомимся с его картинами. (показ слайдов) Ставший основоположником лирического направления пейзажной живописи, сумел показать простую красоту и тонкий лиризм неброской русской природы А.К.Саврасов (1830—1897). У него очень много картин посвященных такому прекрасному времени года, как весна. Чувственно-лирически изображена весна в картинах А.К. Саврасова. -Посмотрите, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту картину? «Оттепель» (Ранняя Весна). Данная работа удивляет своей пронзительностью и одухотворенностью. Саврасов сумел достаточно тепло и так по-домашнему выполнить рассказ о весне в данной картине. Мастер не просто скопировал природу и перенес ее на холст в одно мгновение, он передал нам все свои переживания, которые он чувствовал, и которые чувствовала природа. «Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо» - Саврасов А.К. При работе над пейзажем нужно всегда помнить законы перспективы – линейной и воздушной. Посмотрите, как эту плановость передает художник. (Показ картин «Оттепель. (Ранняя весна)», «Пейзаж с соснами», «Весенний день», «Пейзаж с сосной») Перспектива делится на линейную и воздушную. Линейная перспектива – это кажущиеся размерные изменения в пространстве по контурам предметов, которые можно изобразить линией. Основное правило – линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего.---Существует понятие плановости, должно быть хотя бы 3 плана: передний(ближний), средний и дальний (задний) план. --Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний, если они одинаковые по высоте в реальности. Воздушная перспектива – это кажущиеся световые изменения в пространстве, которые передают тоном и цветом. Все ближние предметы воспринимаются чётко, а дальние неопределённо. --Чем дальше находится предмет, тем кажется светлее, чем ближе, тем темнее так и изображаем. На большом расстоянии (пейзаж например) светлые предметы кажутся темнее, а тёмные предметы светлее ближних. Так и рисуем. -- Все удалённые предметы покрываются воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой, беловатый. Для передачи пространства ближние предметы нужно изображать яркими, а удалённые - бледными.-------- Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые – одноцветными; то есть для передачи пространства все ближние предметы нужно изображать разными по цвету красками, а удалённые – одинаковыми. А теперь, я раздам вам вот такие шаблоны, а ваша задача: -правильно расставить предметы на листе и провести линию горизонта там, где она должна быть, по-вашему. | (ответы учащихся) Учащиеся выдвигают идеи и называют предполагаемую тему занятия. (ответы: о родной природе, о Родине…) (ответы уч-ся…) Педагог объясняет понятие пейзажа и его типы. Показ слайдов. Просмотр видео-ролика. Ответы учащихся Учащиеся после просмотренного нового материала о творчестве худ-в, стараются сгруппироваться и решить задание. Показ слайда картины» Грачи прилетели» Просмотр слайдов (ответы учащихся…) Учащиеся слушаю педагога, воспринимают новый материал Учащиеся, получают задание и стараются решить его вместе с соседом по парте. Решение задачи, используя полученные знания. | Регулятивные: планирование прогнозирование; Логические: анализ, сравнение, синтез; Познавательные: умения структурировать знания; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; Познавательные: умение структури- ровать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; Общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; |
5. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Закрепление на практике изученного материала. 10-12 мин. | - После таких картин хочется что-нибудь написать и самим. Вам, наверное, уже не терпится?! Я предлагаю вам сейчас взять форматы А4 и выполнить пейзаж с весенним настроением и изобразить в технике по-сырому (по-мокрому), нужно передать это состояние природы. И при работе использовать знания, полученные сегодня на занятии правила перспективы линейной и воздушной. Сделать это нужно очень быстро, пока наш лист не успел подсохнуть. А потом, после того как основной фон и объекты изображены, можно прорисовать кое-какие детали деревьев, земли, тени, уделить больше внимания переднему плану. Учитывая плановость пейзажа завершить работу. Задача: 1.выполнить рисунок пейзажа сразу кистью и краской по сырому листу, начинаем с неба и линии горизонта; 2. учитывать правила линейной перспективы, 3. цветом показать плановость в воздушной перспективе; 4. выделить прорисовкой деталей деревьев переднего плана пейзажа. Завершить работу.
| Учащиеся наблюдают за работой педагога и стараются выполнить свою работу в живописи в технике по-сырому с применением знаний по перспективе. | Личностные: смыслообразование, самореализация; Познавательные: умение структурировать знания, практическое применение знаний |
6.Подведение итогов занятия. 3 мин. Организуется самооценка, анализ учащимися собственной деятельности на занятии. Рефлексия. 1-2 мин. | - Хорошо. А теперь мы с вами сделаем мини-выставку наших картин! И проанализируем их. (просмотр работ, анализ) - Вот наша экскурсия в мир пейзажа закончилась. Я надеюсь, вам понравилась наше сегодняшнее занятие! Не забываем все полученные знания сегодня, они нам пригодятся на следующих занятиях, где мы будем продолжать изучать творчество художников. -Всем спасибо за занятие! До встречи! Педагог фиксирует новое содержание, изученное на занятии, и организует рефлексию. Акцентирует внимание учеников на том, что данное занятие было очень полезное, познавательное, и интересное.
Также педагогу необходимо сделать акцент на то, что те знания по перспективе, которые учащиеся получили на занятии, используются в работе над любой картиной, работой. | Осуществляют самооценку учебной деятельности, анализ своих работ и работ учащихся. Соотносят цель запомнить понятия и законы перспективы. А также применять их в своих работах в дальнейшем. | Познавательные: оценка процессов и результатов деятельности; Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий открытого классного часа История воинства российского
сценарий открытого классного часа "История воинства российского"...
Сценарий праздника "Чайная российская церемония"
Глухая тоска без причиныИ дум неотвязный угар.Давай- ка наколем лучины,Раздуем себе самовар! За верность старинному чину,За то , чтобы жить не спеша.Авось, и распарит кручинуХлебнувшая чаю...
Открытый урок по изо "Пейзаж-настроение" Природа и художник.
Познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полден...
Сценарий открытого мероприятия на тему "В.И.Даль- собиратель русских слов".
Мероприятие посвящено юбилею В.И.Даля....
Презентация открытого урока "Изображение морского пейзажа"
Данный урок направление на знакомство с творчеством художников маренистов, Айвазовского...
Сценарий посвящения в Российское движение школьников
Посвящение в РДШ...