Занятие "Знакомство с эмоциями"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Занятие построено с элементами тренинга. На нём обучающимся показывается, что нет плохих или хороших эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_znakomstvao_s_emotsiyami.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЯМИ

Цель: Обогащать устную речь обучающихся. Формировать умение соотносить эмоции и ситуации, в которых они проявляются.

Задачи: 1. Познакомить обучающихся с эмоциями.

2. Показать обучающимся, что нет плохих или хороших эмоций.

Оборудование: мяч; 2 комплекта карточек с рожицами, изображающими различные эмоции, и такого же количества карточек с названием эмоций; цветные карандаши, листы бумаги; листок со схематичным изображением человеческого тела — «фантом» — для каждого участника.

Ход занятия

Вводная часть: Детям предлагается ответить на вопрос «Какое у вас настроение? это позволяет им настроиться на работу, обратиться к своим чувствам.

Основная часть:

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕДАЙ МАСКУ».

Цель: Это упражнение взбадривает детей, делает их более внимательными, помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел, и тем самым освободить голову для работы.  Игра позволяет воспитанникам вести себя спонтанно и проявлять чувство юмора. Упражнение может проводиться в качестве разминки или завершения.

Инструкция: Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например вот такое (зафиксировать на лице какое-то выражение, медленно повернуть голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получиться, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передаёт» своему соседу слева. И так все по очереди.

УПРАЖНЕНИЕ «НА ЧТО ПОХОЖЕ МОЕ НАСТРОЕНИЕ».

Цель: Это упражнение в его различных вариантах позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас» и выразить его в образной, символической форме.

Инструкция: Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сейчас ваше настроение? Варианты: на какую погоду, (музыку, цветок, животное и т. д.) похоже ваше настроение? Упражнение выполняется в кругу с мячиком.

УПРАЖНЕНИЕ «КАРТОЧКИ»

Цель: Позволяет развивать словарь эмоций, укрепляет соотнесение названия эмоции с мимическим ее выражением, осознание идивидуального и общего в выражении эмоций.

Инструкция: Разбейтесь на две команды. Сейчас я раздам вам набор карточек, на которых нарисованы разные рожицы. Вам надо будет  подобрать к каждой рожице карточку, обозначающую эмоцию, которую она выражает.

Варианты для старших классов: Если участники группы владеют языком эмоций, то можно попросить их самих, без опоры на карточки, подобрать названия к каждой карточке.

Информация для педагога. Возможно, у двух групп какие-то пары будут совпадать, а какие-то будут различаться. Это дает возможность поговорить о том, как по-разному мы можем воспринимать и переживать некоторые чувства, а также обсудить наличие некоторых общих черт в выражении основных эмоций (при недовольстве как правило, хмурят брови, при страхе часто вжимают голову в плечи и т. д.).

УПРАЖНЕНИЕ «ФАНТОМ»

Цель: Позволяет осознать связи эмоций с телесным переживанием, расширяет осознанность в отношении собственного переживания и выражения эмоций.

Инструкция: Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого-нибудь. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете. Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке.

Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке.

Аналогично предложите детям обозначить синим карандашом, где они переживают грусть и желтым — радость.

- Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)?

- Какое чувство вам было легче всего представить и ощутить в теле?

- А какое — труднее?

- Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощущения?

Итог занятия:

УПРАЖНЕНИЕ «ЛИНИИ».

Цель: Упражнение позволяет потренироваться в выражении своих эмоций в символической, образной форме.

Информация для педагога. Наряду с важностью обучения детей языку эмоций — словам, обозначающим различные эмоциональные состояния, важно предоставлять возможность для выработки другого языка — языка образов, символов, который на этих занятиях будет альтернативой разговору о чувствах, другим способом выражения чувств и переживаний.

Инструкция: Сейчас мы попробуем передавать различные чувства, не рисуя ничего конкретного — только лишь простые линии.

- Нарисуйте счастливые линии, грустные линии, злые линии, усталые линии, тревожные линии.

- Что нового Вы узнали на занятии?

- С какими новыми эмоциями познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями»

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями», который включает занятия «Мир эмоций», «Многообразие чувств и эмоций», «Тайны мозга и эмоции», «Учимся упр...

Конспект занятия: "Отрицательные эмоции. Сравнительная характеристика эмоций".

Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: "Отрицательные эмоции: злость, обида, гнев. Сравнительная характеристика эмоций"....

план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»

Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро...

Методическая разработка по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"

У детей, страдающих ДЦП, недостатаочно сформирована эмоццинально-волевая сфера. Желания этих детей не соответствуют их возможностям. А это ведет к незрелости формирования навыков межличностного общени...

Эмоции и чувства. О пользе и вреде эмоций.

Занятие педагога-психолога с учениками 7 класса в условиях дистанционного обучения....

Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциями Самопознание и развитие личности

Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциямиСамопознание и развитие личности 1.Самосознание и самопознание2.Роль самооценки в формировании   личности3.Самоисповедь как средство познания...

Презентация к занятию по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"

Презентация к коррекционно-развивающему занятию по коррекции эмоционально-волевой сферы  обучающихся "Эмоции и наше поведение"....