Конспект занятия: "Отрицательные эмоции. Сравнительная характеристика эмоций".
план-конспект занятия на тему
Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: "Отрицательные эмоции: злость, обида, гнев. Сравнительная характеристика эмоций".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rmip_2-god_obucheniya.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционного занятия по развитию мимики и пантомимики
2 год обучения
Тема: Отрицательные эмоции: злость, обида, гнев. Сравнительная характеристика эмоций.
задачи
Коррекционно-образовательные:
- познакомить с особенностями мимики, выражающей злость;
- знать отличительные особенности отрицательных эмоций: обида-гнев.
Коррекционно-развивающие:
- формировать умения дифференцировать эмоциональные состояния, называть и передавать их;
- развивать мышечный аппарат лица, участвующий в воспроизведении данной эмоции;
- развивать пантомимические движения;
- развивать способность понимать эмоциональное состояние других людей.
Коррекционно-воспитательные:
- учить управлять своими эмоциями;
- формировать навыки социально-адаптивного поведения.
Оборудование:
учебное пособие «Притворщик», текст рассказа «История мальчика», карточки с изображением эмоций (злость, обида, гнев), пластилин, салфетка, доска для лепки, магнитофон, диск.
Пропедевтическая работа.
- Схематичное рисование эмоций.
- Проговаривание скороговорок на развитие дикции.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Подготовительный | Педагог проверяет готовность кабинета к занятию (освещенность, проветривание); готовность учащихся (настроение, место посадки, наличие очков, чистота стекол). | Проверяют свою готовность. |
Организационный момент. | -Здравствуйте! Рада вас видеть! На сегодняшнем занятии мы с вами будем продолжать учиться использовать выразительные движения, а именно мимику, интонацию, жесты, выполняя различные задания, упражнения. Долгожданный дан звонок, начинается урок! | |
Пальчиковая гимнастика | Начнем разминку для пальчиков. Соедините руки в замок. Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальчики ритмично поднимаются вверх-вниз. Замок не разжимаем). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (замок разжали, пальчики поочередно здороваются друг с другом). Раз, два, три, четыре, пять (поглаживают подушечки пальцев на каждой руке) Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями). | Дети выполняют движения, педагог помогает выполнить гимнастику качественно. |
Мимическая разминка | Теперь перейдем к упражнениям мышц лица. найдите на своем лице брови.
упражнения на развитие мышц губ:
упражнения на развитие мышц щек:
упражнения для язычка:
и покажите его;
Молодцы! | Учащиеся выполняют упражнения самостоятельно. При затруднении педагог оказывает помощь. |
Игровое задание на закрепление умения дифференцировать эмоциональные состояния | Перед вами карточки, где отображены на лицах ребят разные эмоции. Ознакомьтесь с ними. Послушайте небольшие истории и подберите к каждой из них соответствующую картинку-схему.
| Дети подбирают соответствующую схему из лежащих перед ними эмоций и называют эту эмоцию |
Чтение фраз в соответствии со смысловым заданием, с соответствующей интонацией | Дождь пошел. Спросить, удивляясь — ?! Восхищаясь, радуясь — ! Огорчаясь смене погоды. Уточняя — ? Радостно сообщая друзьям —! | Дети произносят фразу, выделяя соответствующей интонацией и отражая ее на лице. |
Игра на развитие пантомимических навыков «Если б я был…» | А теперь разомнемся. Покажите с помощью движений и жестов различные походки: походка гордого собой человека, усталого человека, человека, которому в ботинок попал камушек; что я делаю: пользуюсь пылесосом, играю в мяч, собираю цветы, причесываюсь. Молодцы! С заданием справились. | Дети выполняют задание с помощью пантомимических движений. |
Знакомство с темой занятия | Сегодня мы познакомимся с новыми эмоциями. А какими, узнаете из рассказа «История мальчика». Однажды один мальчик шёл по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя. И обидных слов ему не сказать — не услышит он, уехал. — Какие чувства испытывал мальчик? (обиду). — Почему? (потому что его толкнул велосипедист). | Отвечают на поставленные вопросы, выполняют задание |
Чтение рассказа «История мальчика» |
На прошлом занятии мы уже познакомились с этой эмоцией, разбирая стихотворение «Мы поссорились». Найдите эту эмоцию среди лежащих перед вами карточек. Вспомните, как вы обижались на кого-то и отразите на своем лице. — Это чувство приносит вам радость? —Как вам хочется выразить свои чувства? (плакать). — У мальчика от обиды тоже навернулись слезы? Что это значит? Но не только обиду испытывал мальчик, но и злость. — Почему он испытывал злость? (велосипедист толкнул мальчика и даже не извинился, не помог ему встать; мальчик упал и выронил в лужу вкусное, сладкое мороженое). — Это очень сильное чувство – злость. Его испытывают люди, когда раздражены, испытывают гнев против кого-то. — Как вы думаете, злость приносит людям радость? — А вы злились на когда-нибудь? Расскажите. — Как вы думаете, если бы велосипедист помог мальчику встать, извинился, испытывал бы мальчик злость? Да он бы только огорчился, обиделся на парня. Но этого не произошло, и мальчик разозлился. — А вы знаете, как выглядело лицо мальчика? Сейчас я вам покажу. Педагог дает детям барельеф, изображающий эмоцию злость. Это лицо, выражающее злость. Внимательно изучите его, обратите внимание на положение бровей. — Какие особенности вы заметили у этого лица? (бровь с одной стороны приподнята вверх, с другой сдвинута к носу, образуя складку у носа; глаза немного прикрыты, рот сжат и немного опущен). | Повторение изученной на прошлом занятии эмоции обида. Выполняют задание. Дети рассказывают о ситуациях, когда они испытывали чувство злости (контроль за речью). Дети обследуют барельеф. | |
— Правильно. Эти особенности говорят о том, что человека что-то разозлило. Положите рядом лицо человека, выражающее обиду. Сравните эти две эмоции. Чем они похожи и чем отличаются? Опишите их. | Дети рассматривают, сравнивают, описывают эмоции. |
Алгоритм: брови (обида — немного опущены, злость — сдвинуты к носу, приподняты вверх). глаза (глаза немного прикрыты). рот (обида — уголки рта опущены, злость — немного опущены, сжаты). — Вспомните, когда вы испытывали чувство злости и изобразите это чувство на своем лице. — Часто вы испытываете такое чувство? — Долго вы на кого-то злитесь? Вспомните. | ||
Лепка эмоции | Сейчас мы вылепим сердитое лицо. Возьмите Дощечку для лепки и положите перед собой. Круг положите перед собой на дощечку. Это лицо. Начинаем работу с лепки бровей. Возьмите кусочек пластилина, оторвите от него кусочек, разделите пополам. — Почему делим кусочек пополам? (две брови). У вас две заготовки для бровей. Одну отложите в сторону, а другую раскатайте между пальцами, чтобы получилась «колбаска». Те же движения проделайте с другой бровью. Такая бровь у человека, который не выражает никаких эмоций. — Как обычную бровь превратить в бровь разозлившегося человека? (положить под углом: одну часть брови опустить, а другую приподнять вверх. Они сдвинуты к носу, почти соединяясь). Пододвиньте к себе круг-лицо, присоедините к нему получившуюся «бровь». — Куда мы ее присоединяем? (в верхнюю часть лица, но не в самый верх, потому что вверху лоб, а брови чуть ниже лба). — Что дальше будем делать? (глаза). — Какой формы глаза у разозлившегося человека? Оторвите от пластилина кусочек поменьше. Разделите пополам. — Где у человека глаза? | Учащиеся выполняют задание. Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости помогает. |
Присоедините сначала один глаз к лицу, затем другой. — У нас есть брови и глаза. — Что дальше будем лепить? (нос). Как будем его лепить? (раскатаем «колбаску»). Куда ты его присоединишь? (ниже глаз). — У нашего «лица» есть нос, глаза, брови. Чего не хватает? (рта). — Для рта нам нужно немного пластилина. Оторвите небольшой кусочек. — Какую форму имеет рот, когда закрыт? (форму линии). — Когда человек злится, какую форму он приобретает? (немного изогнут вниз). У нас получился рот. Присоедините его к «лицу». — Лицо готово. С какой эмоцией мы познакомились? Изобразите ее на лице. — Отодвиньте на край стола дощечку для лепки, пластилин. Вытрите салфеткой руки. | ||
Психологический тренинг «Избавься от злости и обиды» | А хотите узнать, чем закончилась история с мальчиком? Что было дальше? — И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. — Ну, упало мороженое и упало. Повезло какой-нибудь собачке, — подумал мальчик и пошел дальше. — Как мальчик избавился от своей обиды и злости? Представьте, что обида и злость превращаются в шарики внутри вас, выдохните их. Ух-ух-ух! А теперь обязательно улыбнитесь. А теперь поиграем по другому: надуваем шарик своей злостью или грустью и … отпускаем. Обязательно в конце надо улыбнуться. — Что вы чувствуете? — Можем ли мы сами управлять своими эмоциями? (упражнением «Шарики» вы можете управлять своими эмоциями, избавляясь от злости и обиды). | Дать время вспомнить обиду и злость. Выдохнуть как можно глубже. Сразу улыбнуться Надувают шарики, представляя, что в них обида и злость и отпускают их. Улыбаются. |
Психологический тренинг «Избавься от злости и обиды» | — Что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (оказать кому-то помощь, подарить комплимент, улыбнуться, и тогда вы никогда не услышите в свой адрес обидного слова). Улыбка прогонит и злобу, и обиду. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. | |
Итог занятия | —Какое у вас настроение? Значит, вам хорошо. Как вы думаете, для чего нам надо отражать на лице эти две эмоции? В жизни может сложиться так, что кто-то меня обидит. Я хочу научиться владеть своим лицом так, чтобы обидчик мог без лишних слов и драки понять, как я сердит на него или, как он меня обидел. — А если вы кого-то обидите, как можно исправить ситуацию? (попросить прощения, извиниться). | Размышления, выводы детей. Педагог при необходимости помогает. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"
Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...
Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями»
Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями», который включает занятия «Мир эмоций», «Многообразие чувств и эмоций», «Тайны мозга и эмоции», «Учимся упр...
Конспект занятия: "Эмоции, чувства и их сравнительная характеристика".
Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: "Эмоции, чувства и их сравнительная характеристика"....
план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»
Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро...
Общая характеристика эмоций и чувств
В настоящее время проблема эмоций стала достаточно актуальной. Совершенно очевидно, что успешное продвижение в изучении проблемы эмоций возможно лишь при совместном усилии различных направлений психол...
Конспект психологического тренинга "В мире положительных эмоций"
Психологический тренинг, направленный на снижение психоэмоционального напряжения школьников. На безоговорочное авторство не претендую,т.к. упражнения "Океан чувств","Радуга эмоций...
Конспект урока по альтернативному чтению " Наши эмоции".
урок по альтернативному чтению. " наши эмоции"....