Эмоции в нашей жизни. Лекция для старшеклассников.
классный час (9 класс)

иванова галина григорьевна

Эмоции как причины отклоняющегося поведение человека. Взаимосвязь внешних факторов, негативно влияющих на развитие и поведение человека с глубоким психическим дискомфортом, вызванным неудовлетворением потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоции в нашей жизни.

Лекция для старшеклассников.

Подготовила Иванова Г.Г., учитель МБОУСОШ№8 г.Томмот

В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества, к сожалению, приходится наблюдать рост преступности, увеличение числа больных алкоголем, вызывает тревогу ситуация потребления наркотиков, суицид среди молодежи и даже детей и многое другое.

  Чем же обусловлено отклоняющееся поведение человека?  В данной работе показана взаимосвязь внешних факторов, негативно влияющих на развитие и поведение человека с глубоким психическим дискомфортом, вызванным неудовлетворением потребностей. А главным механизмом внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленным на удовлетворение актуальных  потребностей являются эмоции. Эмоции это нормальное состояние каждого человека. Но в народе говорят: «Не чувства должны владеть человеком, а человек чувствами». Неумение дать выход возникшему чувству или эмоции, ведет к росту внутреннего напряжения, неадекватному поведению или заболеваниям.

Чувства и эмоции

Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищите ответ на возникающий вопрос или мечтаете о будущем, вы так или иначе проявляете свое отношение к окружающему миру. Книга или ваша работа могут радовать или огорчать, вызывать чувство удовольствия или разочарования.

  В чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями. Таким образом, чувства и эмоции представляют собой своеобразное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Они затрагивают самые различные области нашей жизни. Это могут быть:

                * общение со сверстниками;

                * взаимоотношения со взрослыми;

                * учеба;

                * спорт;

                * размышления о самом себе и своих качествах;

                * знакомство с природой и произведениями искусства;

                * путешествия и познание окружающего мира.

Эмоции – это главный механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленный на удовлетворение актуальных потребностей.

 Эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Они отражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение предстоящего действия для ее удовлетворения. Эмоции, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний. Чувства человека, напротив, внешне заметны .

  Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта.  Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия.

  Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимся к духовным ценностям и идеалам. Таким образом, в зависимости от своего опыта чувств человек определенным образом относится к окружающей действительности, к людям, их поступкам.

  Н.Н. Щерба, отталкиваясь из того, что человек наделен сознанием, вывела такую формулу жизни:

                                   « чувство => мораль + анализ + воля = действие»

Эмоции регулируют поведение, волю человека, направляют его  соответствующим образом.

  Развитие эмоциональной сферы растущего человека – одно из важнейших условий нравственного и эстетического воспитания.

Возникновение эмоций.

Эмоции возникли у живых существ в процессе биологической эволюции как средство, при помощи которого они определяют значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюции эмоции усложнялись, возникали все новые и новые их виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и способами протекания.

  Как отмечает К.Э. Изард, одной из причин возникновения человеческих эмоций является необходимость обеспечения социальной связи между матерью и ребенком. Младенец просто не выжил бы, если его мать не испытывала сильнейшей потребности держать его в руках. А ребенок во всем зависит от матери: она кормит его, когда он голоден, согревает, если ему холодно, ухаживает за ним, защищает от опасности.

  Физиологической основой чувств прежде всего являются процессы, происходящие в коре, головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые распространяясь по коре больших полушарий, захватывает подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секретной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секретных желез ( слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека.

  Самый простейший вид эмоций – это врожденные переживания, сопровождающие и окрашивающие в тот или иной знак (положительный или отрицательный) важнейшие воздействия на человека, воспринимаемые нами в форме ощущений.

  Ведь недаром органы ощущений зачастую называют органами чувств. Говорят: «Я чувствую боль», «Я чувствую запах» и т.д. хотя правильнее надо было говорить «Я ощущаю боль», «Я ощущаю запах». В чем дело? Почему вместо слова «ощущаю» можно говорить – «чувствую»? Дело в том, что процесс ощущения связан непосредственно с эмоциональной сферой человека: ведь мы ощущаем тогда, когда на нас что-то воздействует, и в результате у нас возникают переживания-ощущения, окрашенные той или иной эмоцией: положительной, вызываемой полезными, жизненно важными воздействиями, которые человек старается сохранить, и отрицательной, вызываемой вредными воздействиями, которые человек стремится избежать. Тем самым  эмоции регулируют поведение, их внимание и волю человека, направляют его соответствующим образом.

  Знак биологической эмоции задан человеку от рождения. Даже самый маленький ребенок различает «вкусные» и «невкусные» ощущения, «приятные» и «неприятные» запахи и звуки. Конечно, в процессе жизни по мере накопления опыта эта дифференциация ощущений по эмоциональной окрашенности совершенствуется, изменяется, становится более индивидуализированной, когда то, что приятно одному, может не нравиться, быть неприятным другому. Но все же в массе своей эмоциональная оценка ощущений и важнейших воздействий на организм более или менее одинакова для большинства людей.

  Более сложным видом эмоций являются ситуативные, непосредственные эмоции переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека и с вероятностью их удовлетворения. Как уже было сказано выше, когда у человека возникает какая-то потребность, т.е. она становится актуальной, начинает требовать своего удовлетворения, то это проявляется в возникновении у человека определенного ситуативного переживания – это и есть эмоция, которая сигнализирует человеку, его сознанию, что он или какой0то его орган испытывает в чем-то нужду, потребность. Ситуативные эмоции возникают у человека не только в связи с актуализацией той или иной потребности, т.е. с возникновением необходимости удовлетворять эту потребность в данный момент, но и связи с предвосхищением удовлетворения или неудовлетворения потребности с той или иной вероятностью, ибо человек обладает способностью предвидеть события, будущее

 

Положительные и отрицательные эмоции

Эмоции – это кратковременные переживания: положительные, когда потребность или вероятность ее удовлетворения весьма большая, и отрицательные, если потребность не удовлетворяется или вероятность ее удовлетворения очень мала. Когда мы удовлетворили какую-то потребность, например жажду, голод, то это вызывает у нас эмоцию радости, удовольствия. Точно также предвкушение удовлетворения жгучей потребности вызывает у нас положительную эмоцию: мы как бы ощущаем, представляем, как будем удовлетворять эту потребность. И наоборот, когда-то потребность долго не удовлетворяется, а также когда надежды на удовлетворение этой потребности нет, то это вызывает у нас неприятное переживание –неудовлетворение, печаль, гнев и другие формы отрицательных эмоций.

  Эмоции могут вызывать повышение активности человека – это стенические эмоции, а могут, наоборот уменьшить, сдерживать активность человека – это астенические эмоции. Одна и та же эмоция у одних людей является стенической, а других – астенической. Например,  эмоция гнева вызывает у одних повышенную активность: человек мечется, места себе не находит, а у других тот же гнев приводит к замиранию активности, человек в состоянии гнева не может даже пошевелить рукой, только лицо выдает его состояние. Это связано с разным темпераментом, характером людей.

  Эмоции, которые нам не нравятся, являются своеобразными сигналами о состоянии, от них информация – побудитель к действию, за которым следует изменение ситуации. А следовательно, и состояния человека. Не будь таких эмоций мы не смогли бы разобраться, что в окружающем мире плохо, а что хорошо, что нам нравится, а что нет, и у нас бы не было стимула пытаться что-либо в нем изменить. Значит, и отрицательные эмоции в жизни человека необходимы.

  Эмоция предшествует мышлению, она является предформой мышления, выполняющей самые простые и самые жизненно необходимые его функции, а именно эмоция пристрастно оценивает ситуацию и доводит до сведения организма свою оценку на языке переживаний. Поэтому она открывает возможность человеку сделать нужные умозаключения о том, как следует вести себя, что именно делать. Это значит, что эмоции как бы мотивируют, вызывают и направляют мыслительную и вообще психическую деятельность и поведение.

Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире человека эмоции плохо поддаются волевой регуляции их трудно вызвать или прекратить по своему желанию.

 Эмоциональный процесс состоит из трех основных компонентов.

 Первый – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизацию организма. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее важное значение для человека, оно вызывает эмоциональный процесс, оказывающий влияние на изменение или на скорость и интенсивность протекания психических, двигательных и вегетативных процессов.

 Второй – знак эмоции: положительный, когда событие оценивается как полезное и отрицательный, когда оно оценивается как вредное, негативное. Положительная эмоция поддерживает протекание позитивного события, а отрицательный вызывает деятельность по приостановлению этого события.

  Третий – это сила и характер возбуждения.

Виды эмоций

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы: эмоции, аффектов, настроений, стрессовых состояний и собственно чувств.

  Настроения – слабовыраженные эмоциональные состояния, захватывающие в течение некоторого времени (иногда довольно большого) всю личность, окрашивающие определенным образом все его переживания, отражающиеся на его деятельности и поведении

 В зависимости от степени осознанности причин, вызвавших данное настроение, оно переживается либо в качестве нерасчлененного общего эмоционального фона: подавленное  или приподнятое настроение, если причины не очень ясны, либо как определенное состояние: скука, печаль, тоска, тихая радость и т.д.

  Настроение можно регулировать: вытеснять плохое настроение каким-то успешным делом или сладкой мечтой, отвлекаться от данного настроения воспоминаниями о чем-то хорошем и т.д. Нужно учиться регулировать, корректировать свое настроение.

  Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые мимическими  и двигательными проявлениями. Аффекты развиваются в критических для человека обстоятельствах, когда он не может найти нужный выход из внезапно создавшейся опасной или конфликтной ситуации. Аффекты могут возникать и при грубых нарушениях отношений человека с другими людьми, когда его оскорбляют, совершают какое - то насилие, несправедливость. Для состояния аффекта характерно сужение сознания,  при котором внимание человека целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами, что приводит к не полностью или вовсе неосознаваемым  действиям: оцепенению, бегству, агрессии и т.д.

 Таким образом аффекты в отличии от эмоции чувств протекают бурно,       быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

  Аффекты как правило, препятствуют правильной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность , накапливаемая в результате возникновения  аффективных ситуаций, может суммироваться рано или поздно , если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая снимая напряжение часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

 Одним из  наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Английский ученый Ганс Силье определяет стресс как неспецифический  ответ  организма на любое предъявленное ему требование, на любое раздражение.

Утверждение Ганса Силье  основано на том. Что у каждого человека имеется фундаментальная  биологическая потребность в эмоциональном  насыщении. Известный психолог Б.И.Додонов указывал на бесспорный факт, что при отсутствии или резком ограничении притока раздражителей, воздействующих на органы чувств человека, наступает эмоциональное голодание, которое приводит не только к таким явлениям, как скука, тоска, но если  длительно, - и к тяжелым нервным заболеваниям.

 В своем развитии стресс проходит 3 стадии. Например, классу сообщили, что сейчас будет контрольная. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не понимают суть вопросов контрольной или  вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в  кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовится действовать.

Первая тревога проходит, человек приступает к выполнению задания. Ситуация продолжает оставаться напряженной, сложной, а человек способен действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Организм мобилизует внутренние ресурсы и получает возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия, стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм  работает очень напряженно, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третья стадия – стадия истощения. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушиться сон, аппетит, возрастает подверженность различным заболеваниям, и как итог наступает болезнь.

  Следует научиться справляться с тревогой на первой стадии развития стресса и, что особенно важно, не допускать доведения организма до третьей стадии – стадии истощения.

  Итак, стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки. Но не все люди умеют находить правильный выход в стрессовой ситуации, и считают, что иногда стресс можно снять выпив водку, покурив, приняв успокоительные, и даже решившись на суицид. Этим, думаю объясняется рост отклоняющегося поведения, особенно среди детей и подростков.

Эмоции и психоактивные вещества.

  Принимая психоактивные вещества, человек уходит из мира реальных чувств. Его настоящие чувства ликвидируются. Как следствие он не в состоянии правильно оценить все происходящее с ним и вокруг него. Это в свою очередь, означает, что употребляющий алкоголь и наркотики то и дело стремится заполучить то, что ему не нужно, и отвергает действительно необходимое. Например, наркоманам кажется, будто все хорошо, даже тогда, когда им что-либо угрожает, они не чувствуют, что необходимо что-либо менять. Поэтому, попадая в самые различные неприятные и опасные ситуации, они начинают чувствовать себя обманутыми. А это, в свою очередь, порождает злость, агрессию, раздражение и другие негативные чувства. Если пристально понаблюдать за теми, кто употребляет алкоголь, наркотики, то эти чувства быстро становятся хорошо заметными. Мнение о возможности решения возникающих проблем употребляя психоактивные вещества ошибочное, так как это может нанести вред самому человеку так и его близким, окружающим людям. Для нахождения выхода из экстремальной ситуации и мобилизации всех сил организма необходимо трезво оценивать происходящее, уметь прогнозировать свои действия, быстро принимать решение. Все  это невозможно, если у человека изменено сознание, вызванное приемом наркотических, токсических веществ и алкоголя. Поэтому попытки выхода из экстремальной ситуации с их помощью не дадут желаемого эффекта.

 

Эмоции и здоровье человека

  Отрицательные эмоции  и чувства, которые испытывает каждый человек необходимо не сдерживать в себе, а уметь их выражать.

Между эмоциями и здоровьем человека существует прямая связь. Врачи считали, что зависть и злость поражают органы пищеварения, постоянный страх – щитовидную железу, безутешное горе влечет за собой диабет, а печаль, уныние, тоска ускоряют старение. В тоже время в народе говорят, что 10 минут смеха заменяют дневную норму витаминов, а радость и оптимизм, как известно, излечивают от многих недугов. Таким образом, необходимость сдерживать эмоции разрушает здоровье человека.

Неумение дать выход возникшему чувству или эмоции означает, что растет внутреннее напряжение, и для его разрядки обязательно требуется найти верный, адекватный способ выражения чувства или эмоции. Владение чувствами означает: необходимость их отслеживания, давать себе отчет в их возникновении и признать, что эти чувства в данный момент испытываются, затем суметь достаточно безопасно для себя и для окружающих выразить возникшие чувства и эмоции. Последовательность действий при возникновении какой – либо эмоции или чувства: почувствовал – осознал – сумел безопасно выразить.

Психическое здоровье человека

Алкоголизм и социально-экономические катаклизмы, происходящие в последние годы в нашем обществе, привели росту неблагополучных семей, отсюда к резкому увеличению нервных и психологических заболеваний у детей. Эмоциональный мир ребенка постоянно обогащается. Повышается устойчивость и сила эмоций, а характер их постоянно усложняется. Дети одинаково хорошо воспринимают все четыре основные эмоции (радость, горе, гнев, страх) Это указывает на то, что узнавание эмоций является важным аспектом восприятия окружающих людей. Неумение понять и направить в нужное русло эмоции детей может обусловить грубейшие ошибки в их воспитании. Ребенок сначала развивается как эмоциональное существо, а после снижения остроты эмоциональных переживаний на передний план выступают поведенческие аспекты. В них то и могут наблюдаться отклонения.

  Ребенку нужно постоянно помогать выражать свои чувства, учить снимать эмоциональное напряжение. Если ребенок имеет возможность обсудить свои эмоции в беседе с взрослым, он начинает правильно осознавать ситуацию и испытываемые им переживания. Но если ребенок слышит сплошные замечания, нотации и требования, то нервно-психологические нарушения ребенка. Острый недостаток «ласки» в семье – причина нарушения психологического здоровья человека, которая находит отражение в его поведении.

 

Возможные безопасные способы выражения чувств

  • Изобразить чувство красками, карандашами, нарисовать картину;
  • послушать любимую музыку, потанцевать, спеть, сыграть на музыкальных инструментах, вспомнить что-то приятное;
  • Поделиться с возникшими чувством с родителями, другом или подругой, близким человеком, а также выразить чувство в письме или дневнике, написать стихотворение или рассказ;
  • Попрыгать, поскакать, покувыркаться;
  • Поплакать или посмеяться;
  • Посчитать, чтобы успокоиться;
  • Подвигаться, заняться физическим трудом.

Ну а если же, человек испытывает стрессовое состояние, можно использовать следующие способы выхода из стресса:

  • несколько глубоких вздохов;
  • использование методов мышечного расслабления с закрытыми глазами, в состоянии лежа или сидя;
  • Использование какого-то успокоительного движения или действия, например, наблюдение за текущей струей воды;
  • Заняться любым отвлекающим действием;
  • Заняться каким-либо видом спорта или физическим трудом;
  • Попробовать отнестись с юмором в сложившейся ситуации;
  • Попытаться переоценить ситуацию, и воспринять ее как экстремальную;
  • Включиться в оказание помощи другим, попавшим в сложную ситуацию, тогда неблагоприятные последствия окажутся меньшими;
  • Найти возможность поговорить о сложившейся ситуации с близкими людьми или друзьями.

Выводы

Жизнь без эмоций невозможна. Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Главная функция эмоции состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и общение.

  Эмоции могут быть как положительными так и отрицательными и они в жизни человека играют значимую роль. Значение отрицательных эмоций в том, что полученная от них информация побудитель к действию. Они помогают разобраться, что в окружающем мире хорошо, а что плохо.

  Среди причин обуславливающих отклонения в поведении некоторых людей можно выделить психологические причины. Кризис в обществе, безработица, неблагополучие семье, неопределенность вызывают у людей чувство дискомфорта, стресс. Есть мнение, что стресс можно снять с помощью психоактивных веществ. Эти средства способствуют снижению контроля над ситуацией, потере ясности и логики мышления, изменяют сознание человека.  К сожалению, по этой же причине растет количество неблагополучных семей, количество социальных сирот. Внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Отклонения в эмоциональной сфере – являются причинами заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости, проституции.

  Таким образом, в жизни человека имеют важное значение. С детских лет нужно стараться формировать положительные эмоции, укреплять психическое здоровье человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

Урок-лекция "Нанотехнологии в нашей жизни"

Расширение и совершенствование знаний учащихся об окружающем мире, новых достижениях и открытиях....

Методическая разработка по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"

У детей, страдающих ДЦП, недостатаочно сформирована эмоццинально-волевая сфера. Желания этих детей не соответствуют их возможностям. А это ведет к незрелости формирования навыков межличностного общени...

Тренинговое занятие " Эмоции в нашем мире"

В психологии понятие «эмоции» употребляется как в широком смысле, как эмоциональные состояния, так и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами ...

Урок психологии для старшеклассников «Конфликты в нашей жизни».

Данный урок направлен на формирование  навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми....

Лекция для старшеклассников «Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность»

Лекция для старшеклассников «Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность» предлагается в рамках профилактической работы педагога-психолога со ...

Презентация к занятию по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"

Презентация к коррекционно-развивающему занятию по коррекции эмоционально-волевой сферы  обучающихся "Эмоции и наше поведение"....