Конспект занятия-игры для детей младшего школьного возраста «Права сказочных героев».
план-конспект

Соинская Елена Владимировна

Конспект занятия-игры

для детей младшего школьного возраста

«Права сказочных героев».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-igra_pravo_mladshie_shkolniki.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

215800 Смоленская область, г. Ярцево, Школьный переулок д.8

Конспект занятия-игры 

для детей младшего школьного возраста

«Права сказочных героев».

АВТОР: Соинская Е.В.

педагог ДО

2020 г.

Цель: способствовать правовому воспитанию младших школьников, донести до сознания детей в доступной форме основные моменты «Конвенции о правах ребенка».

Задачи: 

  • способствовать формированию у детей младшего школьного возраста представлений о Конвенции ООН «О правах ребенка», познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста.

Предварительная работа: чтение сказок и инсценировка отрывков данных сказок: «Золотой ключик или приключение Буратино», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Заюшкина избушка»; подготовка необходимого дидактического материала.

Материалы и оборудование: костюмы сказочных героев; музыкальные отбивки на выход персонажей, карточки с пиктограммами; презентация «Конвенция о правах ребенка», развивающая игра «Я ребенок - я имею право»; ноутбук, проектор, книга «Конвенция о правах ребенка».

Ход занятия

Педагог

Добрый день, ребята! Сегодня наше занятие мы с вами начнем со стихотворения, слушайте и повторяйте за мной:

Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

-  Как ваше настроение, хорошее?!

Сегодня, я принесла необычную книгу. Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Как вы думаете, из запуганного ребенка, на которого родители постоянно кричат, может вырасти взрослый, который сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и создавать другие выдающиеся  вещи? Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать и главное-соблюдать!

- Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны

- Конвенция прав ребенка права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация   1 слайд

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

Для того, чтобы вам стали понятны ваши права, я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права  сказочных героев. И кто обижает сказочных героев, тем самым нарушая их права. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка «В гостях у сказки») Тогда отправляемся. Внимание на экран.

2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»

Педагог: Вы узнали эту сказку? Верно, это сказка «Красная Шапочка», которую написал Ш. Перро. Давайте посмотрим, что произошло в ней со сказочными героями…

Под песенку Красной шапочки выходит сама главная героиня сказки:

Красная шапочка: Добрый день, друзья! Моя бабушка заболела, и я иду навестить ее, а от мамочки несу ей гостинцы - вкусные пирожки. А вы любите своих бабушек? (в это время Волк, переодетый бабушкой садится на стул)

Красная шапочка: Бабушка, наконец-то я к тебе пришла! Ой, а почему у тебя такие большие глаза?

Волк: Это, чтобы лучше тебя видеть, внученька!

Красная шапочка: А почему у тебя такие большие уши?

Волк: Это, чтобы лучше тебя слышать, внученька!

Красная шапочка: А почему у тебя такие большие зубы, бабушка?

Волк: Это, чтобы тебя съесть!!! (герои замирают)

Педагог: Ребята, а вы помните, что дальше было в сказке?

  • Права, каких героев сказки были нарушены? (Ответы детей)
  • Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Правильно, никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

3 слайд – Право на жизнь.

(Имя ребенка) выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.

А сейчас, снова внимание.

4 слайд – иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка».

Звучит мелодия сказки, в кабинет вбегает испуганный заяц.

Заяц. Помогите! Ну помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня же и выгнала.(входит Лиса)

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Педагог: Подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Правильно: каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Педагог. (Имя ребенка), выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.

4 слайд – Право на неприкосновенность жилища

Педагог. Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе жить будем.(Уходят)

Педагог. Ребята, а у нас еще одни сказочные гости. Но прежде, чем они появятся, я начну рассказывать вам сказку. Жили- были Старик со Старухой. Жили они ладно, дружно. Вот только одно горе - у них детей не было. Вот пришла зима снежная, намела сугробов до пояса, старик на них смотрит, да и говорит.

-А что, старуха, давай мы себе из снега дочку сделаем.

Старуха согласилась. Вышли они в огород и принялись дочку из снега лепить. Слепили и спать пошли , а на утро вышли на неё полюбоваться и видят…

(Появляются Снегурочка, за ней Старик со Старухой. Снегурочка вальсирует под музыку).

Старик: Глянь, Старуха, что за чудо! Наша Снегурочка ожила!

Старуха: Чудеса! Как красива, как мила!

Снегурочка: Матушка! Батюшка! Как хорошо, что у меня есть семья!

Педагог. Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

5 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.

  • О каком праве Снегурочки  говорится  в этой сказке? (Ответы детей)
  • Каким значком пиктограммы мы отметим право о воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)

Педагог: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них? (Ответы детей)

У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день играть на компьютере? А почему? (Ответы детей)

Педагог. (Имя ребенка), выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка иметь семью.

А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье и заодно сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.

Педагог. К нам снова спешат сказочные герои.

6 слайд - иллюстрация к сказке «Золотой ключик».

В старой каморке  Карло всю ночь не сомкнул глаз, он смастерил Буратино из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

(Карло имитирует, что дошивает курточку. Вбегает Буратино)

Буратино: Папа Карло, а что ты делаешь?

Карло. Вот, Буратино, я смастерил тебе одежду. (помогает одеться Буратино) А ещё продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным мальчиком.

Буратино: Я буду умненьким и благоразумненьким! Спасибо тебе большое за азбуку! 

Педагог: Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

7 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.

Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

Педагог. А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Сейчас я предлагаю вам закрепить знания о правах ребенка в игре «Я ребенок. Я имею право». Сказочные герои заходят в кабинет, выстраиваясь в ряд, лицом к детям.

8 слайд -11 слайд Игра

Педагог. Перед вами на экране будут по очереди появляться  герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право этого сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А сказочный герой, пришедший к нам в гости, вам поклонится. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то сказочный герой будет опечален и уйдет из кабинета.

Приступаем!

Педагог. Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

12 слайд - Я ребенок. Я имею право ... (Дети перечисляют права детей)

Всем спасибо, занятие закончено. До свидания.

Литература. 

  1. Шорыгина Т.А., Беседы о правах ребёнка, М.: ТЦ «Сфера», 2017.
  2. Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада, М.: Просвещение, 2019.
  3. Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. М.: ООО  «Детство-пресс»,2018.
  4. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. Я – ребенок, и я имею право, М., 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Методическая разработка мероприятия, посвященного правовой грамотности детей младшего школьного возраста "Сказочное путешествие по правам и обязанностям ребенка"

Данное мероприятие разработано с целью формирования у детей младшего дошкольного возраста знания о своих правах в игровой форме. Мероприятие предполагает применение интерактивных методов работы. Реком...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...

"Зоино имя светлое" сценарий патриотического занятия, посвященного Дню памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской для детей младшего школьного возраста 7-10 лет

Военно-патриотическое воспитание обучающихся, воспитание гордости за свою страну, за свой народ. Занятие посвящено памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской....

Конспект занятия для детей младшего школьного возраста "Страх"

Конспект занятия "Страх". Занятие может проводиться для детей с ОВЗ, группы риска по эмоционально-волевым нарушениям, поведения....

Конспект занятия для детей младшего школьного возраста в сенсорной комнате "Волшебная прогулка"

Занятие подходит для детей с ОВЗ, группы риска по эмоционально-волевым нарушениям, поведения...