Интеллектуально – познавательная викторина «Ямал – мой край родной»
план-конспект занятия (6 класс)

Литвинова Марина Евстафьевна

Цель: пополнение знаний у воспитанников о Ямале.

Задачи: воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине». Повышение интереса детей к национальной культуре своего народа, народности, проживающие на территории Ямала. Способствовать творческому развитию личности ребёнка, сплоченности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ямальская школа – интернат имени Василия Давыдова»

            Интеллектуально – познавательная

                                 викторина

 «Ямал – мой край родной»

                        

Село Яр – Сале

       2020 год

Цель: пополнение знаний у воспитанников о Ямале.

Задачи: воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине». Повышение интереса детей к национальной культуре своего народа, народности, проживающие на территории Ямала. Способствовать творческому развитию личности ребёнка, сплоченности.

Форма проведения: интеллектуально - познавательная викторина.

Ход

Выходит, чтец:

«Расскажи нам, Ямал о рожденье своем,

Как в дремучих веках ты явился на свет

Как припал к ледяной материнской груди

И растил богатырскую силу свою,

Чтобы стать великаном с великой судьбой,

И чтоб алые звезды взошли над тобой…»

Л. Лапцуй

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь? Ответы детей.

Каждый человек должен знать свою историю про свою Родину. Сегодня мы для вас приготовили интеллектуально – познавательную викторину про Ямал. Вас ждут увлекательные, интересные, познавательные вопросы, задания, где вы должны проявить свои знания, свои интеллектуальные познания. Сегодня мы с вами узнаем, какие вы у нас эрудированные, интеллектуальные.

Правила нашей викторины:  участвуют 2 команды, в каждой команде по 5 участников, викторина состоит из 3 туров.  За каждый правильный ответ команды зарабатывают по 1 баллу. Оценивать команд будет наше жюри.  Итак, начинаем.

I тур Тема «География   ЯНАО»

Для каждой команды дается одинаковое  задание. За 5 минут  команды должны ответить на вопросы, за каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

Вопросы для команд:

1.В состав, какой области входит Ямало-Ненецкий автономный округ? (Тюменской области)

2.  Как переводится с ненецкого языка слово «Ямал»?   (Край земли)

3.  Самая крупная река округа. (Обь)

4.  Что означает слово «Лабытнанги»?  (Семь лиственниц)

5.  Какая горная система  находится на территории  ЯНАО? (Северная часть Уральских гор - Полярный Урал)

6. Какой полуостров  жалуется на свой размер? ( Я - мал)

7.Какие народы, населяющие ЯНАО, считаются коренными? (Ханты, манси, коми, селькупы, ненцы)

8. Старое название народа ненцы.  (Самоеды)

9. Когда был образован Ямало-Ненецкий автономный округ?   (10 декабря 1930 года)

10. Как назывался Салехард до 1933 года? (Обдорск)

Воспитатель: Пока жюри подсчитывает баллы, послушайте короткую информацию, которую подготовила                            .

Сообщение: Ямал - край Земли, в переводе  с ненецкого языка на русский название полуострова. Первые люди появились в глубокой древности, они пришли сюда с юга, и  были это Угры. Угры -  предки ханты и манси. Чуть позднее на Обской Север пришли самодийцы – предки  ненцев и селькупов. Салехард, старейший и единственный город на полярном круге. Народы, населяющие  территорию - ненцы, селькупы, манси, ханты. При этом ненцы и селькупы относятся к народам  самодийской  группы, а манси и ханты – угорской.

Воспитатель: Спасибо за сообщение, а теперь слово жюри.

Воспитатель:1 тур завершился, приступаем ко второму туру.

                                                       2 тур тема «Люди Севера»

Воспитатель: Второй тур связан с нашими замечательными, известными людьми нашего края. Вы все читали, учили их произведения, стихи. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

Вопросы для команд:

1. Ненецкий писатель, при рождении ему дали имя Вэсако, т.е. Мудрый Старец. Автор книги для детей «Эдейка» (Леонид Васильевич Лапцуй)

2.

3. Назовите автора и название строк:

«Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живём.»  (Иван Истомин  «На Ямале  мы живём»)

4.

5. Кто автор этих строк:

«Расскажи нам, Ямал, о рожденье своём,

Как в дремучих веках ты явился на свет,

Как припал к ледяной материнской груди

И  растил богатырскую силу свою…»    (Леонид Лапцуй «Рождение Ямала»)

Воспитатель: Пока жюри подсчитывает баллы, послушайте короткую информацию, которую подготовила                            .

Сообщение:

Воспитатель: Спасибо за сообщение, а теперь слово жюри.

Воспитатель: А сейчас у нас музыкальная  пауза, для вас наши девочки подготовили танец «Суляко», давайте поприветствуем под бурными аплодисментами.

                                                    Музыкальная пауза

                                                3 тур тема «Быт и животные север

Воспитатель: Приступаем к третьему туру. Третий тур связан с бытом народов севера и с животным миром. Это задание для всех команд. Я задаю вопрос, какая команда первым поднимает руки, та и команда отучает. За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

Вопросы:

Как называется женская  верхняя зимняя одежда  ненцев?    ( Ягушка)

Основной пушной зверь тундры.  (Песец)

Сколько шестов надо для установки чума? (36)

Самый крупный  из наземных хищников, «вечный скиталец» Арктики, ненцы называют его «Яви». ( Белый медведь)

Самая  распространённая  форма кочевого  жилища у народов Севера.  (Чум)

Редкий вид журавля, занесённый в «Красную книгу» (Белый журавль, или стерх)

Самое распространённое  средство передвижения в тундре.  (Оленьи упряжки)

Самый  распространённый грызун тундры. ( Лемминг)

Как называется  обоз  из оленьих упряжек?  (Аргиш)

Какую рыбу называют  обской сельдью?  (Ряпушку)

Как называется верхняя мужская одежда? (Малица)

Зимой белая, летом серая. Кто это?   (Куропатка)

Воспитатель: Пока жюри подсчитывает баллы, послушайте короткую информацию, которую подготовила                            .

Сообщение: Природа  нашего края очень сурова, но в то же время и добра.  Природные богатства  Ямала очень велики. На Ямале добывают полезных ископаемых, а также развивается традиционная отрасль – оленеводство. В нашем округе самое крупное поголовье  оленей. Жители севера занимаются  охотничьим промыслом. Народы севера заниматься плетением, вышивкой, хорошо умеют шить национальную одежду, красиво выполняют орнаментальную отделку.

Воспитатель: Спасибо за сообщение, а теперь предоставляется  слово жюри для оглашения результатов. (Слово жюри, итоги туров)

Воспитатель: Спасибо всем участникам за такую увлекательную игру. Мы живем на такой прекрасной земле, с красивым именем Ямал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная викторина "Любимый город"

Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие тв...

Интеллектуально-познавательная викторина "Студенты против коррупции"

Цели мероприятия:·         Углубление теоретического уровня познания студентами такого явления, как коррупция, причин возникновения, факторов, способствующих ее...

Интеллектуально-познавательная викторина для 5 класса "Волшебный мир сказки"

Конспект внеклассного мероприятия по литературе содержит разноплановые задания интеллектуального, развлекательного, творческого характера....

Положение интеллектуально-познавательной викторины «Олимпийские игры в древности» среди 5-6 классов.

1.Цели викторины: - формирование активной социально-познавательной и гражданской позиции учащихся, воспитание уважения к истории возникновения Олимпийских игр;- выявление и поддержка одаренных учащихс...

Интеллектуально-познавательная викторина "23 февраля"

Обобщающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста...