Интеллектуально-познавательная викторина для 5 класса "Волшебный мир сказки"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Водопьянова Елена Павловна

Конспект внеклассного мероприятия по литературе содержит разноплановые задания интеллектуального, развлекательного, творческого характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_5_klass.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная викторина для 5 класса

«Волшебный мир сказки»

Подготовила: учитель русского языка

и литературы Водопьянова Е.П.

Цель мероприятия:

  1. Расширить знания пятиклассников об отечественных и зарубежных сказках;
  2. Стимулировать познавательную, творческую деятельность учащихся;
  3. Развивать способности к коллективной деятельности, умения слышать и слушать, неординарного мышления.
  4. Воспитывать любовь к отечественной и мировой литературе.

Участники викторины:

  1. От каждого 5 класса параллели участвует команда из 5 человек.
  2. Ведущие
  3. Жюри

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Мультимедийная презентация (задания)
  4. Таймер
  5. Бланки выполнения заданий
  6. Фломастеры, карандаши, ручки, краски
  7. Наградные материалы

Ход мероприятия

Звучит музыка «В гостях у сказки…»

  1. Приветственное слово(сл.1)

Ведущие

-Здравствуйте, уважаемые пятиклассники, любители литературы и знатоки книг! Сегодня мы встретились на познавательно-интеллектуальной викторине «Волшебный мир сказки», где вы, пятиклассники, попробуете свои силы в разных заданиях и продемонстрируете знания русских и зарубежных сказок.

На нашей викторине присутствуют, кроме команд 5 классов, еще и мы, ведущие, справедливое жюри и ребята-помощники для каждой команды.

               - Сказка по лесу идет –

Сказку за руку ведет,

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка умница и прелесть,

С нами рядышком живет,

Чтобы снова

Добрый злого

Победил!

Ух, за мной и за тобой,

Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки –

Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,

Сказка – умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.

справедливость в ней царит.

Итак, наше путешествие в волшебный мир сказки начинается.

- Вся викторина состоит из 3 частей. Выполняется  каждое               задание на время ( за этим будет следить жюри) на отдельных бланках.

2. 1 этап викторины(сл.2-4)

Ведущий.

-На выполнение 1 задания отводится 5 минут

Задание. Короткий ответ на все вопросы, которые лежат перед вами, должны быть записаны на отдельном листе разборчивым почерком. Номер ответа должен соответствовать номеру вопроса.

1  команда

  1. Кто из сказочных персонажей использовал хвост в качестве удочки? Напишите название сказки (Волк в народной сказке «Лиса и Волк») 
  2. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка? (Из соломы)
  3. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? (4 – жаба. Майский жук. Крот, мотылек)
  4. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? Назовите их. (осел, петух, кот, пес)
  5. Где проживал Карлсон? (на крыше)
  6. В каком городе жили малыши и малышки. Одним из которых был Незнайка? (в Цветочном)
  7. В какой сказке хищная рыба исполняла желания? («По щучьему велению…»)
  8. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку? (Василиса)
  9. Кто предсказал царице рождение дочери в сказке «Спящая царевна»? (рак)
  10.  Самый известный сказочный доктор? (Айболит)

2 команда

  1. Девочка, которая любила учить и воспитывать? (Мальвина)
  2. Он в Италии родился, Он своей семьёй гордился. (Чиполлино)
  3. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка).
  4. К кому обращалась за помощью девочка из сказки «Сестрица Аленушкал  и братец Иванушка»?(к яблоне, печке. речке)
  5. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
  6. Какие сказочные транспортные средства вам известны? Напишите 3 средства. (сапоги-скороходы, печка, ступа. Ковер-самолет)
  7. Как называется сказка про сбежавшую посуду? («Федорино горе»)
  8. Какую книгу подарил Буратино папа Карло? (Азбуку)
  9. Сколько козлят съел волк?(6, один спрятался)
  10. В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья: именины и свадьба? («Муха-цокотуха»)

3 команда

  1. Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли? (сняла с шеста)
  2. Какой предмет всю ночь мешал спать принцессе? (горошина)
  3. Что сажали, а потом делили меж собой мужик и медведь? (репа и пшеница)
  4. О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок? («Маугли»)
  5. В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед? (лев и мышь)
  6. На что постоянно меняла кувшинчик девочка из сказки В.Катаева? (дудочка)
  7. Напишите название сказки, в которой рассказывается о том, как девочка Оля повстречалась во своим отражением?(«Королевство кривых зеркал»)
  8. В кого превращался князь Гвидон, чтобы встретиться с отцом? (комар. Муха, шмель)
  9. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей). 
  10. Перечислите подарки, привезенные купцом своим трем дочерям. (золотой венец, хрустальное зеркало, аленький цветочек)

    4 команда
  1. Как отблагодарила Иванушку кобылица в сказке «Конек-горбунок»? (принесла 2 жеребцов и конька-горбунка)
  2. Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов? (Гулливер)
  3. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора? (крупу, масло, соль)
  4. Что было в голове у Винни-пуха? (опилки)
  5. Как звали волшебного друга Алладина? (Джинн)
  6. На чем ехали раки в сказке К.Чуковского «Тараканище»? (на хромой собаке)
  7. Какими фруктами объелся Чебурашка? (апельсины)
  8. Какие задания царя исполняли снохи в сказке «Царевна-лягушка»? (испечь хлеб, соткать ковер, танец на пиру)
  9. Из какого растения сшила Элиза рубашки своим братьям в сказке «Дикие лебеди»? (крапива)
  10. Кого нанял в работники поп в сказке Пушкина? (Балда)

Бланки с ответами отдаются жюри

  1. 2 этап(сл.5-7)

- Второй этап состоит из двух заданий. На каждое задание отводится 2 минуты.

1) Кто больше? В течение 2 минут каждая команда должна вспомнить и записать как можно больше названий сказок заданного направления (Например, сказки, в названиях которых есть цифры: «Три поросенка»…)

После завершения задания слово предоставляется жюри

2) «Кому принадлежат эти вещи?» Перед командами картинки с изображениями предметов. На отдельном листе необходимо написать, кому они принадлежат и в какой сказке они встречаются.(демонстрируются изображения предметов и на слайде)

1. Золотое яичко. (Курочке Рябе. Рус. нар. сказка “Курочка Ряба”.)

2. Хрустальная туфелька. (Золушке. Ш. Перро “Золушка”.)

3. Зеркальце. (Злой мачехе. А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне…”.) 4. Золотой ключик. (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик”.)

5.  Скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочке. Г.-Х. Андерсен “Дюймовочка”.)

6. Разбитое корыто. (Старухе. А.С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”.)

7. Красная шапочка. (Девочке. Ш.Перро “Красная шапочка”.)

8. Аленький цветочек. (Чудовищу. С. Аксаков “Аленький цветочек”.)

После завершения задания слово предоставляется жюри

4 . 3 этап. Командам дан набор слов (5). Нужно за определенное время (10 мин.) сочинить небольшую сказку, используя все данные слова, придумать название и оригинально представить ее читателям(жюри и др.командам): нарисовать иллюстрацию, сочинить рекламу…

1 команда. Трувелька, ялычный, мозячка, шавенька, провокать.

2 команда. Облушка, запалковый, моравка, бачуг, тробить.

3 команда. Завень, лощевый, кулавка, лучка,  зарынькать.

4 команда. Кралушка, пересконевый, венька, сечуга, кучевить.

После завершения задания слово предоставляется жюри

5  Этап подведения итогов и награждения

-Чему учат сказки?  Заканчивается наше путешествие по стране сказок, чудес и волшебства! Но зато вы теперь можете продолжить его сами, стоит вам взять в руки книгу, открыть и … приключения продолжаются.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ты друг мой верный, книга,

Ты, книга, помогаешь

Учиться, строить, жить.

Зовешь любить Отчизну,

Хорошим другом быть.

Жюри объявляет результаты и награждает победителей.

Ведущий.

-Мы надеемся, что время на викторине вы провели с пользой и получили заряд отличного настроения. До новых встреч!!!

Приложение

1 команда. Короткий ответ на все вопросы, которые лежат перед вами, должны быть записаны на отдельном листе разборчивым почерком. Номер ответа должен соответствовать номеру вопроса.

  1. Кто из сказочных персонажей использовал хвост в качестве удочки? Напишите название сказки.
  2. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка? 
  3. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? Назовите их.
  4. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? Назовите их.
  5. Где проживал Карлсон?
  6. В каком городе жили малыши и малышки, одним из которых был Незнайка?
  7. В какой сказке хищная рыба исполняла желания?
  8. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку?
  9. Кто предсказал царице рождение дочери в сказке «Спящая царевна»?
  10.  Самый известный сказочный доктор?

2 команда. Короткий ответ на все вопросы, которые лежат перед вами, должны быть записаны на отдельном листе разборчивым почерком. Номер ответа должен соответствовать номеру вопроса.

  1. Девочка, которая любила учить и воспитывать?
  2. Он в Италии родился, Он своей семьёй гордился. Кто это?
  3. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно?
  4. К кому обращалась за помощью девочка из сказки «Сестрица Аленушка  и братец Иванушка»?
  5. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница?
  6. Какие сказочные транспортные средства вам известны? Напишите 3 средства.
  7. Как называется сказка про сбежавшую посуду?
  8. Какую книгу подарил Буратино папа Карло?
  9. Сколько козлят съел волк?
  10. В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья: именины и свадьба?

3 команда. Короткий ответ на все вопросы, которые лежат перед вами, должны быть записаны на отдельном листе разборчивым почерком. Номер ответа должен соответствовать номеру вопроса.

  1. Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли?
  2. Какой предмет всю ночь мешал спать принцессе? 
  3. Что сажали, а потом делили меж собой мужик и медведь?
  4. О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок?
  5. В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед?
  6. На что постоянно меняла кувшинчик девочка из сказки В.Катаева?
  7. Напишите название сказки, в которой рассказывается о том, как девочка Оля повстречалась со своим отражением?
  8. В кого превращался князь Гвидон, чтобы встретиться с отцом? 
  9. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.
  10. Перечислите подарки, привезенные купцом своим трем дочерям.

4 команда. Короткий ответ на все вопросы, которые лежат перед вами, должны быть записаны на отдельном листе разборчивым почерком. Номер ответа должен соответствовать номеру вопроса.

  1. Как отблагодарила Иванушку кобылица в сказке «Конек-горбунок»?
  2. Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов?
  3. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора?
  4. Что было в голове у Винни-пуха?
  5. Как звали волшебного друга Алладина?
  6. На чем ехали раки в сказке К.Чуковского «Тараканище»?
  7. Какими фруктами объелся Чебурашка?
  8. Какие задания царя исполняли снохи в сказке «Царевна-лягушка»?
  9. Из какого растения сшила Элиза рубашки своим братьям в сказке «Дикие лебеди»?
  10. Кого нанял в работники поп в сказке А.С.Пушкина?

Кто больше? В течение 3 минут каждая команда должна вспомнить и записать как можно больше сказок, в названиях которых встречаются цифры.

“Кому принадлежат эти вещи?” Перед командами картинки с изображениями предметов. Необходимо определить и написать, кому они принадлежат и в какой сказке встречаются.

3 этап. Командам дан набор слов (5). Нужно за определенное время (10 мин.) сочинить небольшую сказку, используя все данные слова, придумать название и оригинально представить ее читателям(жюри и др.командам): нарисовать иллюстрацию, сочинить рекламу…

1 команда. Трувелька, ялычный, мозячка, шавенька, провокать.

3 этап. Командам дан набор слов (5). Нужно за определенное время (10 мин.) сочинить небольшую сказку, используя все данные слова, придумать название и оригинально представить ее читателям(жюри и др.командам): нарисовать иллюстрацию, сочинить рекламу…

2 команда. Облушка, запалковый, моравка, бачуг, тробить.

3 этап. Командам дан набор слов (5). Нужно за определенное время (10 мин.) сочинить небольшую сказку, используя все данные слова, придумать название и оригинально представить ее читателям(жюри и др.командам): нарисовать иллюстрацию, сочинить рекламу…

3 команда. Завень, лощевый, кулавка, лучка,  зарынькать

3 этап. Командам дан набор слов (5). Нужно за определенное время (10 мин.) сочинить небольшую сказку, используя все данные слова, придумать название и оригинально представить ее читателям(жюри и др.командам): нарисовать иллюстрацию, сочинить рекламу…

4 команда. Кралушка, пересконевый, венька, сечуга, кучевить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная викторина "Любимый город"

Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие тв...

"Кто лучше всех знает Россию?" Интеллектуальная познавательная игра-викторина в трех турах.

Интеллектуальная познавательная игра для старших школьников, студентов или проведения патриотических мероприятий для взрослых. Разнообразные по сложности, формам и темам задания позволяют и...

Интеллектуально-познавательная викторина "Студенты против коррупции"

Цели мероприятия:·         Углубление теоретического уровня познания студентами такого явления, как коррупция, причин возникновения, факторов, способствующих ее...

Положение интеллектуально-познавательной викторины «Олимпийские игры в древности» среди 5-6 классов.

1.Цели викторины: - формирование активной социально-познавательной и гражданской позиции учащихся, воспитание уважения к истории возникновения Олимпийских игр;- выявление и поддержка одаренных учащихс...

Интеллектуально – познавательная викторина «Ямал – мой край родной»

Цель: пополнение знаний у воспитанников о Ямале.Задачи: воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине». Повышение интереса детей к национальной культуре своего народа, народн...