Классный час. Урок-тренинг Психология семейных отношений
методическая разработка (11 класс)

Айгуль Назгатовна Рахматуллина

Классный час. Урок-тренинг Психология семейных отношений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Company Logo www.themegallery.com

Слайд 4

Классный час. Урок-тренинг. Психология семейных отношений Подготовила: Рахматуллина Айгуль Назгатовна, учитель биологии и химии МБОУ «Криничненская СШ» Белогорского района Республики Крым.

Слайд 5

Эпиграф: «Бог создал семью, чтобы обеспечить человеку максимальную любовь, поддержку и мораль. Это наилучший пример, который можно себе представить» Джерри Фалуэлл

Слайд 6

Стадии семейных отношений Влюблен- ность. Конфрон- тация Компромисс Терпение Доверие Уважение Любовь

Слайд 7

Уважение Дети Здоровье Любовь Взаимо- понимание Забота Семейные ценности

Слайд 8

4 2 3 1 Папа Мама Сын Дочь Идеальный

Слайд 9

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Криничненская средняя школа»

Белогорского района Республики Крым

Конкурс педагогического мастерства

«Урок нравственности»

Методическая разработка

Классный час. Урок-тренинг.

«Психология семейных отношений»

Подготовила: Рахматуллина Айгуль Назгатовна, учитель биологии и химии.

Тема: Психология семейных отношений

Цели урока-тренинга: создать у обучающихся представление о семейных отношениях, условия для сохранения семейных традиций; расширить знания о семейных ценностях, формирование практических навыков построения взаимоотношений.

Задачи:

1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2. Расширить знания обучающихся о семейных отношениях, создать условия для развития умения управлять выражением своих чувств.

3. Формировать навыки общения, высказывания своего мнения умения слушать товарища, находить решения из трудных ситуаций.

Ожидаемые результаты: формирование благоприятного климата и атмосферы в группе; снятие напряжения; закрепление семейных ценностей.

Форма проведения: урок-тренинг (классный час)

Целевая аудитория: обучающиеся 11 класса.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, музыкальный проектор, раздаточный материал, ручки, бумаги, мелки, яблоко.

Ход урока:

  1. Организационный этап. Обучающиеся садятся полукругом. Звучит музыка.

Учитель: Здравствуйте, я рада всех вас видеть. Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Он будет в виде тренинга. Слово знакомое, но все-таки, давайте разберемся – что такое тренинг?

Тренинг – это тренировка души, тела и разума. Мы не будем сегодня никого оценивать, осуждать, опрашивать, а будем беседовать, высказывать свое мнение, т.е создадим атмосферу доверия и открытости.

  1. Основная часть.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Попробуйте определить тему нашего тренинга. Слайд №1, 2, 3 (обучающиеся высказывают предположения)

Учитель: Все вы правильно догадались – «семья», «взаимоотношения в семье», «брак». Значит, тема нашего тренинга - «Психология семейных отношений». Эпиграфом урока я выбрала слова Джерри Фалуэлла:

 «Бог создал семью, чтобы обеспечить человеку максимальную любовь, поддержку и мораль. Это наилучший пример, который можно себе представить.

Упражнение №1. «Что означит для меня слово «семья?»

Цель: выяснить, все ли участники тренинга правильно понимают слово «семья»

Учитель: Сейчас я вам предлагаю поиграть. У меня на руке яблоко. Вы будете передавать друг другу это яблоко и  называть слова, которые ассоциируются со словом «семья». Повторятся слова не должны. Если вы не готовы отвечать, можете пропустить очередь, подумать и ответить в конце. Итак, начинаю игру я.  «Семья» - это доверие, взаимопонимание (Яблоко передается следующему участнику, который должен продолжить игру)

Рефлексия:

- Сложно ли вам находить нужные слова, для ассоциации?

- Все ли слова подходят?

- Какие слова вам больше понравились?

Учитель: Человеку очень сложно жить одному, общения между людьми противоположного пола в дальнейшем может привести к браку. Соединяются в семейные узы два человека с разными характерами, интересами, образованиями. Семьи создаются в разном возрасте и при различных обстоятельствах. После образования семьи, возникают множество вопросов, преград с которыми нужно справиться: как  вести совместное хозяйство, найти взаимопонимания с родителями второй половины, воспитать своих детей? Психология семейных отношений выделяет семь основных стадий их развития: Слайд №6

  1. Влюбленность. Это романтические отношения, где влюбленные не замечают недостатки друг друга.
  2. Конфронтация. Одним словом – это столкновения отношений, когда пары начинают жить вместе.
  3. Нахождение компромисса. Как бы сложно не было, нужно принять недостатки своей второй половины.
  4. Терпение. Раздражения, истерики уходят и приходит терпимость. Пары принятие своих вторых половин таким, какой он есть
  5. Уважение. Когда супруги понимают друг друга, радуются удачам второй половины. Образуются крепкое «Мы».  
  6. Доверие и благодарность. Супруги готовы подстраиваться под режим, нужды второй половины.
  7. Любовь. Это последняя стадия. Если пары прошли все эти шесть этапов, и не потеряли друг друга -  приходит любовь. Теперь им не страшны никакие невзгоды и преграды. Супруги понимают друг друга полуслова, полувзгляда. К сожалению, не у всех это получается.

Учитель: Сей час мы с вами попробуем вырастить «Цветок счастья»  

Упражнение №2 «Цветок счастья». Слайд №7

Цель: выяснить, какие семейные ценности самые главные в семье.

Учитель: На столе лежат бумажные лепестки, листья и корешки, где написаны перечни возможных семейных ценностей. Вам необходимо собрать цветок: лепестки – это самые важные ценности, листья – менее важные, а корни – не обязательные, но иногда нужные (обучающиеся подходят к столу, каждый выбирает по три ценности, и приклеивают на магнитную доску).

Перечень семейных ценностей: дети, общие цели, забота, уважение, семейные торжества, любовь, семейные традиции, счастье, красота, комфортабельное жилье, честь, достоинство, преданность, высокооплачиваемая работа, доверие, принципы, творчество, общее хобби, совместный труд, развлечения, образование, карьерный рост, здоровье, верность, взаимопонимание

Рефлексия:

- Как вы думаете, какие еще семейные ценности мы можем добавит?

- Все ли слова подходят?

- Сложно ли вам было выполнять это задание?

Учитель: В семье не всегда бывает гладко. Возникают конфликты между супругами, родителями и детьми. Самая главная задача семьи – научиться понимать друг друга, решать конфликтные ситуации. Давайте, попробуем с вами найти решения в предложенных конфликтах (обучающиеся получают карточки с ситуациями и предлагают свои решении)

Упражнение №3 “Найдем решение”.

Цель: научить находить решения в конфликтных ситуациях.

Ситуация 1. Родителям не нравится твой стиль одежды, для них он кажется очень мрачным, вульгарным. А то, что родители предлагают, по-твоему, совсем не подходит тебе. Как же найти выход?

Ситуация 2. Тебе нравится молодой человек (девушка), но родители не разрешают тебе с ним дружить, мотивируя тем, что он плохо влияет на тебя. Как ты сможешь решить этот конфликт?

Ситуация 3. Мама хочет, чтобы ты занималась танцами, изучала биологию, поступила в медицинский университет.  Но, это тебе совсем не нравится. Как же поступить?

Ситуация 4. Ты нечаянно услышала разговор родителей, о том, что они собираются разводиться. Как бы ты поступила?

Ситуация 5. Тебе хочется купить новый телефон, но у родителей нет таких возможностей. Что ты будешь делать?

Рефлексия: 

- Агрессия, протест, запрет может привести к хорошим взаимоотношениям в семье?

- Нужно ли прислушиваться к советам родителей?

- Как вы думаете, всегда ли правы родители?

Учитель: Часто в жизни мы предъявляем самым близким людям повышенные требования: родители к детям, дети к родителям. Попробуем понять, могут ли люди быть идеальными? На доске написаны слова «идеальные родители» и «идеальные дети». Вы по очереди выходите к доске и записываете в каждую колонку слова, словосочетания которые  характеризует идеальных родителей и детей.

Упражнение №4 «Идеальны ли мы?» Слайд №8

Цель: выяснить, могут ли члены семьи быть идеальными.

Рефлексия:

- Трудно ли было вам находить характеристики для идеального человека?

- Могут ли быть люди идеальными?

- Можно ли не любить человека, если он не идеален?

3.Заключительная часть

 

Учитель:  Мы завершаем наш урок-тренинг. Я хотела бы узнать ваше мнение: полезно ли было вам обсуждение данной темы, пригодится ли в жизни советы, полученные на уроке?   

На столах у вас лежат разноцветные мелки и листочки. Если на заданные вопросы ответ «Да» - нарисуйте красное сердечко, «Нет»– черное, «Может быть» – зеленое.

Звучит музыка. Обучающиеся рисуют сердечки. Учитель собирает листочки и приклеивает на магнитную доску.

 

Учитель: Наш необычный урок я хочу закончить притчей.

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

Спасибо, всем за участие. До свидания.

Используемая литература и источники:

  1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга
  2. Андреева Т. В. Психология семьи. 
  3. https://www.b17.ru/article/11623/
  4. https://fb.ru/article/136348/samyie-luchshie-pritchi-o-seme
  5. https://videouroki.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология семейных отношений и воспитание детей.

Цель: раскрытие типов семейных отношений и стилей воспитания....

Классный час. "Уроки тренинга жизненных навыков" "Навыки общения".

Большую часть времени мы проводим с другими людьми, поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях....

Общешкольное родительское собрание "Психология семейных отношений"

Представляю вам разработку общешкольного родительского собрания ввиде коучинга. Что такое коучинг?  Что она из себя представляет?  Это искусство со...

Психология семейных отношений

Материалы для ознакомления...

Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейных отношений» (10 класс)

Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...

Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейных отношений" 10 класс (социальное, духовно-нравственное направление)

Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...