методические разработки
методическая разработка (6 класс)
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА:
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_obuchayushchihsya_sksh_viii_vida_zadachi_metody_sredstva.docx | 54.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА:
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА
Слайд 2
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» - эта мысль Л.Н. Толстого о ценности нравственного воспитания актуальна во все времена, и особенно сейчас, когда нравственный беспредел, широко «гуляет» в нашем обществе и оказывает огромное негативное воздействие, особенно на детей и подростков, не обладающих ещё определенными знаниями и культурой. И поэтому перед каждым педагогом встаёт ответственная задача научить детей устоять в этих бурных порывах безнравственности и стать человеком с душой и сердцем.
Специальная коррекционная школа VIII вида готовит обучающихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания наших педагогов. Задача воспитанности обучающихся в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют И взаимоотношения ребенка с окружающими, И его собственная деятельность.
Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности, поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности.
Каковы основные задачи нравственного воспитания в школе VIII вида?
Слайд 3
Первая задача - Формирование нравственного сознания – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека.
Процесс решения второй задачи - формирования нравственных убеждений предусматривает, прежде всего, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и умело применять на практике. Это особенно сложная и трудная задача, когда речь идет об умственно отсталых школьниках.
Третья основная задача нравственного воспитания - Формирование нравственных чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям – важнейшая задача нравственного воспитания.
Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственных чувств у умственно отсталых детей. Это проявляется в том, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом.
У младших школьников формируется чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, за соблюдением режима дня и правил внутреннего распорядка, успеваемость, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и пр.
У обучающихся средних (4 -6) классов формируется чувство коллективизма, дружбы, непримиримости к нечестности, лени. В этот период особенно важно воспитывать у мальчиков чувство уважения к девочкам, а у девочек чувство собственного достоинства и скромности. В этом же возрасте воспитывается чувство гордости за свой коллектив, школу, город, страну.
У старших подростков формируется чувство ответственности не только за свои дела поступки, но и за поступки окружающих, всего коллектива; готовность выступать против недостатков, в защиту слабых, обиженных.
И четвёртая важная задача нравственного воспитания - это Формирование навыков и привычек общественного поведения
Особое место в работе с умственно отсталыми детьми занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Свойственная многим умственно отсталым инертность, тугоподвижность мыслительных процессов ставит успех формирования их привычек в известную зависимость от случайных отрицательных впечатлений. Такое впечатление “может спровоцировать импульсивный поступок, который в дальнейшем может зафиксироваться в виде привычного способа реагирования. Влияние таких ошибочных эпизодических действий на некоторых детей, которым свойственна инертность нервных процессов, довольно велико, они могут служить основой возникновения других «неправильных» привычек” (С.Я. Рубинштейн).
Своеобразие нравственного воспитания в образовательных учреждениях VIII вида определяется особенностями аномального развития умственно отсталого ребенка, а именно: Слайд 4
1) особенностями познавательной деятельности;
2) особенностями эмоционально-волевой сферы;
3) особенностями формирования характера.
Рассмотрим каждую из этих особенностей и покажем их влияние на нравственное воспитание наших детей.
Первая особенность – это нарушение познавательной деятельности, которая затрудняет общение ребенка с окружающим миром. В результате этого умственно отсталый ребёнок при поступлении в специальную школу имеет недостаточный нравственный опыт. Воспринимая факты действительности, он недостаточно их осознает, не понимает отношений между человеком и явлениями общественной жизни. Во взаимоотношениях людей, в наблюдаемых явлениях ребенок не умеет вскрыть причинно-следственную зависимость. Результатом этого является непонимание широких социальных связей и отношений.
Умственно отсталый ребенок не обладает достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Он не может сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка или проступка, не может дать правильную оценку моральным побуждениям. Все это нередко приводит к нарушению норм поведения, к нравственным проступкам.
Однако в процессе обучения и воспитания в связи с развитием мышления, речи, интересов и познавательных способностей умственно отсталый ребенок и нравственно развивается. Чем большим кругом знаний он овладевает, тем более правильно ориентируется в жизни, понимает ее связи и отношения. К концу обучения ребенок, как правило, осознает свое место в жизни, усваивает основные нормы поведения в коллективе.
Вторая особенность аномального развития наших детей – это особенность эмоционально-волевой сферы.
Разные категории детей имеют свои особенности эмоционально-волевой сферы и требуют к себе разного подхода.
Патологические особенности эмоционально-волевой сферы могут быть следствием неправильного отношения к ребенку взрослых. В этом случае педагогу желательно узнать конкретно, где и с чьей стороны был допущен просчет в воспитании, наметить перспективу педагогического воздействия на ребенка. Неправильное отношение к умственно отсталому ребенку часто выражается в том, что взрослые видят в нем или только больного ребенка, который нуждается в помощи, а сам ничего сделать не сможет и в результате такого отношения ребенок быстро усваивает нормы своего поведения: “я ничего сам не могу», что приводит к иждивенчеству.
Или в других случаях, отношения складываются на основании использования умственно отсталого ребёнка как рабочей силы, что развивает у ребенка отрицательное отношение к труду, неверие в свои силы и возможности, а часто и негативизм.
Трудности в нравственном воспитании возникают и тогда, когда за внешними поступками (и плохими, и хорошими) окружающие не видят мотивов поведения ребенка.
Иногда умственно отсталый ребенок поступает внешне правильно, но в основе его поведения лежит только мотив подчинения. И наоборот, неправильный поступок совершается не всегда из плохих побуждений, когда в основе этих поступков может лежать непонимание ситуации и отношений, несдержанность, что является следствием повышенной возбудимости нервной системы, или другие причины, в которых педагог обязан разобраться.
Большое значение для преодоления трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями эмоционально-волевой сферы, имеет вовлечение детей в коллективный общественно-полезный, производительный и творческо-созидательный труд.
И третья группа особенностей аномального развития – это Особенности, связанные с отклонениями в характере.
В школе формирование характера обучающегося требует создания максимально благоприятных для этого условий.
Связь школы с жизнью, организация разнообразных видов деятельности очень важны для формирования характера умственно отсталого ребенка. В этих условиях ребенок получает богатые впечатления об общественной деятельности, активно участвует в решении задач, стоящих перед коллективом, и у него формируется характер человека, живущего интересами общества.
При изменении внешних условий, отношений организма со средой образующаяся система временных связей, с одной стороны, постоянно усложняется, а с другой – преобразуется, корригируется новыми жизненно важными действиями. Такая относительно подвижная система временных связей называется, по определению И.П. Павлова, динамическим стереотипом.
У ребенка с умственной отсталостью образование и изменение динамического стереотипа затруднено, так как временные нервные связи малоподвижны. Этим объясняются трудности, связанные с преодолением стереотипного поведения умственно отсталого ребенка, которое часто неадекватно обстановке. Он не способен без помощи преодолеть отрицательное влияние среды, а часто вместо этого приспосабливается к нему. Поэтому формированию характера обучающегося нашей школы надо уделить большое внимание, используя школьное обучение, средства эстетического воспитания, работу ребенка в школьных общественных организациях и т.д.
Таким образом, при нравственном воспитании умственно отсталого ребенка встречаются трудности, объяснимые качественным своеобразием его личности. В какой-то мере эти трудности могут быть преодолены. Одновременно с устранением того или иного отклонения необходимо формировать положительные нравственные качества и положительный нравственный опыт ребенка.
Принципами нравственного воспитания в отечественной педагогике являются:
Слайд 5
- целеустремленность,
- связь воспитания с жизнью,
- воспитание в коллективе
- высокая активность и самодеятельность детей,
- уважение к личности воспитанника и предъявление требований к нему,
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей,
- единство и целостность воспитательного процесса.
Все эти принципы положены и в основу воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками, которые реализуются через методы нравственного воспитания школьников – т.е. методы - это пути и способы достижения заданной цели воспитания.
В отечественной педагогике выделяется три группы методов нравственного воспитания, так как в его процессе формируется нравственное сознание учащихся и общественное поведение, обогащается их опыт отношений в коллективе:
Слайд 6
Какие же это методы?
- Это методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, порицание.
Методы формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни.
Методы, формирующие поведение ребенка, направлены на ориентацию деятельности детей, на формирование привычек нравственного поведения.
Методы стимулирования направлены на позитивную мотивацию детей.
Сущность всех методов заключается в том, чтобы выработать не только умения и навыки, но прежде всего – потребности вести себя соответствующим образом (Г.И. Щукина).
Всеволод Петрович Кащенко говорил: “Каждый ребенок проявляет свои особенности, которые требуют специальных мероприятий. При правильной постановке дела вполне возможно (и это необходимо) хорошо и детально знать каждого в отдельности ребенка, знать, какие требования можно предъявлять каждому ребёнку без какого-либо вреда для него и без напряжения сил его.
Слайд 7
В основе воспитания как самое первое и главное условие успеха должен лежать сердечный подход к ребенку. Чем ближе подошел воспитатель к ребенку, чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания”.
Самым идеальным результатом воспитания можно считать такое нравственное развитие личности, при котором происходит полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения.
Однако добиться единства сознания и поведения даже в процессе воспитания нормальных школьников бывает очень трудно. Тем более сложна эта задача, когда речь идет об обучающихся коррекционных школ, так как разрыв между сознанием и поведением у них бывает еще более значительным.
Умственная отсталость, нарушая адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга, в значительной степени изменяет поведение человека. “Психические аномалии, - утверждает В.В.Королев, - являются не прямой причиной социально-психологической деформации личности, а лишь почвой, которая благоприятствует ее возникновению. Они оказывают лишь опосредованное влияние, нарушая контакты ребенка со своими сверстниками и воспитателями, затрудняя нормальную трудовую и учебную деятельность, что, в конечном счете вызывает противопоставление индивидуума окружающим, содействует становлению у него антиобщественных взглядов и установок”.
Социальное поведение выпускников коррекционных школы определяется качеством воспитательной работы с ними на протяжении всех лет обучения. В то же время признается трудность и определенное методическое своеобразие решения задач воспитания социально-нормативного поведения учащихся этих школ, что вызвано недостаточностью познавательного и эмоционально-волевого развития умственно отсталых детей, протекающего на биологически неполноценной основе. Аномальное функционирование нервно-психических процессов усиливает возможность влияния биологических факторов развития человека на его поведение.
Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого лица часто являются истинной причиной нарушения поведения у умственно отсталых детей.
Снижение способности к конкретизации обобщений приводит к наблюдаемым у умственно отсталых детей расхождениям между словом и делом. Незрелость эмоций, их личностная направленность на удовлетворение примитивных потребностей являются фактором, значительно затрудняющим воспитание наших детей.
Умственно отсталые дети характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему.
Нарушение самокритичности у обучающихся коррекционной школы отрицательно отражаются на возможностях приобщения их к самовоспитанию.
Умственно отсталые школьники затрудняются в самостоятельном осознании тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.
Умственно отсталые дети крайне затрудняются в оценке собственного поведения и деятельности, однако потребность в такой самооценке, как и все другие дети, они испытывают. Объективные оценочные суждения по поводу деятельности и поведения учащихся формирует педагог, постепенно приучая ребят к оценке поведения товарищей и самооценке.
Для правильного выбора средств педагогического воздействия и построения системы воспитания умственно отсталых школьников важно учитывать индивидуально-личностные и возрастные особенности каждого ребёнка. С учетом этих данных намечаются как тактические, так и стратегические линии индивидуального подхода к ребёнку. Добиться хороших результатов в нравственном воспитании можно лишь тогда, когда оно связно с другими сторонами воспитания.
Нравственное воспитание помогает решать задачи всестороннего развития личности ребенка и корригировать его недостатки.
Какие же средства можно, и надо использовать для успешной работы?
Итак, назовём самые распространённые средства нравственного воспитания школьников:
Слайд 8
- художественные средства;
- природа;
- собственная деятельность детей;
- общение;
- окружающая обстановка.
Группа художественных средств включает в себя -художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Следующим важным средством нравственного воспитания школьников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Так же важным Средством нравственного воспитания школьников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в группе средств нравственного воспитания отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
И ещё одним важным средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, т.е. окружающая обстановка, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития и этапа развития нравственных качеств (т.е. когда только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
ИТАК, рассмотрев некоторые аспекты нравственного воспитания школьников и подводя итог теоретической части, делаем вывод:
Слайд 9
Нравственное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе:
- уважения личности ребенка;
- учета особенностей его индивидуального развития;
- отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.
Слайд 10
И в заключении хочу привести слова Гернета Михаила Николаевича: «Любить детей – этого мало, надо знать их, а этому надо учиться»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...