Программа школьного научного общества МБОУ «СШ № 9» г. Смоленска
рабочая программа

Сапегина Елена Георгиевна

 

 

Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, учителям – интересно учить. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное – найти общее дело.

Для динамически развивающегося образовательного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, таким общим делом должна стать научная деятельность. Смена парадигм образования, ее нацеленность на личностное ориентирование в образовательном процессе с механизмами развития и саморазвития личности учащихся настоятельно ставит вопрос о приобщении учеников к научной деятельности. Это естественно, так как овладение основами наук, пробуждение у учащихся  познавательного поискового интереса в той или иной области знаний – одна из важнейших задач образования. 

Многие учащиеся ежегодно становятся призерами и победителями предметных олимпиад и конкурсов, но большинство из них сравнительно мало уделяют времени самосовершенствованию в различных формах. Также и многие учителя находят силы и время для занятий научно-педагогической деятельностью. Они изучают и внедряют передовой опыт, разрабатывают новые концепции и модели уроков, создают инновационные учебные курсы и программы.  Их творческий порыв нуждается в поддержке, а накопленный опыт – в распространении. Но творческий потенциал большинства преподавателей реализуется далеко не полностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nou.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

школьного научного общества

МБОУ «СШ № 9» г. Смоленска

Пояснительная записка

Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, учителям – интересно учить. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное – найти общее дело.

Для динамически развивающегося образовательного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, таким общим делом должна стать научная деятельность. Смена парадигм образования, ее нацеленность на личностное ориентирование в образовательном процессе с механизмами развития и саморазвития личности учащихся настоятельно ставит вопрос о приобщении учеников к научной деятельности. Это естественно, так как овладение основами наук, пробуждение у учащихся  познавательного поискового  интереса в той или иной области знаний – одна из важнейших задач образования.

Многие учащиеся ежегодно становятся призерами и победителями предметных олимпиад и конкурсов, но большинство из них сравнительно мало уделяют времени самосовершенствованию в различных формах. Также и многие учителя находят силы и время для занятий научно-педагогической деятельностью. Они изучают и внедряют передовой опыт, разрабатывают новые концепции и модели уроков, создают инновационные учебные курсы и программы.  Их творческий порыв нуждается в поддержке, а накопленный опыт – в распространении. Но творческий потенциал большинства преподавателей реализуется далеко не полностью.

Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.

Для реализации данной задачи необходимы постоянные и скоординированные действия. Обеспечить эти условия, призвана специальная структура – школьное научное общество учащихся (НОУ).

 Научное общество учащихся (далее — Общество) — добровольное творческое объединение обучающейся молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, творческий потенциал, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и опытнической деятельности под руководством педагогических работников и других специалистов на базе школы.

  Общество состоит из предметных секций, количество которых определяется числом направлений исследовательской деятельности учащихся.

     НОУ руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «Об образовании», Уставом школы  и данным Положением.  Научное общество имеет свое название, эмблему, девиз.

Цель: Создание в школе условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов школьного образования, направленных на организацию исследовательской и проектной  деятельности учащихся. Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников.

Задачи Общества:

  1. Формирование единого научного общества учащихся.
  2. Создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
  3. Улучшение условий для профориентации обучающихся.
  4. Обучение членов Общества навыкам самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем.
  5. Создание условий для творческой деятельности обучающихся под руководством специалистов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники.
  6. Популяризация современных достижений науки, техники, искусства.

Содержание, направления работы научного общества учащихся:

  1. Создание информационного поля (информационное направление)
  2. Организация консультаций с учеными (консультационное направление)
  3. Психологическое сопровождение подготовки юных исследователей (психологическое направление)
  4. Воспитание культуры публичных выступлений (риторическое направление)
  5. Формирование устойчивых мотивов к научно-исследовательской деятельности и анализ достигнутых результатов (направление — диагностика и стимулирование деятельности).

Информационное направление предполагает создание банка данных учащихся, а также распространение информационно-методических пакетов, в которые входят: подборка положений о городских, областных, республиканских и международных конференциях и конкурсах, методические рекомендации по написанию исследовательских работ.

Консультационное направление предполагает организацию во время учебных сессий и между ними индивидуальных консультаций. Цель направления – научное сопровождение самостоятельной исследовательской деятельности учащихся на различных ее этапах. 

Психологическое направление нацелено на психологическое сопровождение и поддержку образовательного процесса НОУ, курируется психологом школы. Данное направление способствует саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений, формированию навыков самоорганизации. В качестве основных методов будут использоваться активные и интерактивные способы групповой подготовки в форме:

  1. дискуссионного клуба, в котором будет рассматриваться образ исследователя и  проблема самоорганизации учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью; 
  2. «круглых столов», на которых проводиться анализ публичных выступлений учащихся на конференции.
  3. Риторическое направление позволяет формировать культуру речи и публичных выступлений. Основные формы:
  4. лекции «Как построить свое выступление. Структура доклада» и «Как пользоваться наглядностью»; 
  5. практикум «Как говорить, чтобы вас слышали».

Диагностика и стимулирование деятельности. Данное направление осуществляет формирование устойчивой мотивации учащихся и их руководителей к занятиям научно-исследовательской деятельностью. Формированию мотивации способствуют:

  1. создание атрибутики, разработка дипломов и грамот НОУ; 
  2. обзор информации о конкурсах и акцентирование внимания на перспективах участия в тех или иных конкурсах; 
  3. организация встреч участников НОУ; 
  4. награждение лауреатов конференции и всех участников; 
  5. создание атмосферы партнерства и сотрудничества с педагогами и организаторами НОУ.

Формы работы научного общества учащихся

  1. Изучение интереса обучающихся к творческой работе в различных отраслях науки и техники.
  2. Организация разработки проектов исследований, концепций, получение заказов на проведение экспериментальных работ.
  3. Разработка и реализация научно-исследовательских проектов.
  4. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской деятельности.
  5. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
  6. Встреча с выпускниками прошлых лет.
  7. Встреча с преподавателями вузов.

Структура и организация работы научного общества учащихся

Высшим органом НОУ является Совет научного общества учащихся (далее -НОУ).  Совет НОУ в начале учебного определяет задачи на новый учебный год, утверждает план, выбирает Председателя, принимает документы и решения, определяющие деятельность научного общества учащихся. Заседание Совета проводится не реже 1 раза в 2 месяца.

 Во главе каждой секции стоит руководитель (учитель) и координатор (учащийся). Руководители секций и координаторы входят в состав Совета НОУ.

Участники НОУ

Членами научного общества могут быть учащиеся 5 – 11 классов, изъявившие желание работать в НОУ, имеющие склонность к научному творчеству, занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.

В работе НОУ могут также участвовать учителя школы.

Положение о Секциях по предметам

Секции по предметам  являются структурными подразделениями научного общества учащихся. Секции ставят задачу приобщения учащихся 5-11 классов к основам науки с целью расширения их кругозор и помощи им в выборе будущей профессии.

В Секции принимаются все желающие из числа учащихся 5-11классов. Запись в  секции производится на организационном собрании в первой декаде сентября.  Членами Секций  считаются все, кто регулярно посещает заседания  секций и принимает в них активное участие. Внутри Секции делятся по ступеням обучения:

  • I ступень – для учащихся 5 -8 классов;
  • II ступень – для учащихся 9-11 классов.

Секции:

  • Естественно-математическая -физика, математика, информатика;
  • Естественно-научная секция -география химия, биология;
  • Гуманитарная-история, экономика, политика, право, социология, социальная психология
  • Лингвистическая- литературоведение, филология, иностранные языки

Заседания секций проводятся не реже 1 раза в четверть.

       Члены Секций обязаны:

  • подчиняться требованиям преподавателей;
  • аккуратно посещать занятия;
  • иметь хорошую успеваемость в школе;
  • сообщать родителям о времени занятий в Секциях.

Учащиеся имеют право:

  • посещать заседания
  • вести научную работу;
  • участвовать в олимпиадах

Права членов научного общества

  • Члены общества обладают следующими правами:
  • Принимать участие в работе секций, во всех мероприятиях, проводимых НОУ.
  • Знакомиться с работой других секций и переходить из  одной секции в другую.
  • Выбрать тему в соответствии со своими интересами.
  • Вносить свои предложения по улучшению работы НОУ и его подразделений.
  • Представлять свои работы для участия в конкурсах исследовательских проектов на конференциях разных направлений и разных уровней.
  • Использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения, а также библиотечными фондами через Интернет.
  • Быть избранным в Совет учащихся, Ученый совет.
  • Свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом.
  • Получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей и научных консультантов исследовательской работы;
  • Представлять результаты выполнения ученической исследовательской работы для получения зачета или оценки по соответствующему предмету, а также представлять к защите исследовательскую работу на итоговой аттестации в выпускных классах.
  • За активную работу в НОУ и достигнутые творческие успехи члены общества могут быть представлены к награждению почетными грамотами, дипломами НОУ. Лучшие достижения творческих групп и отдельных членов НОУ могут быть рекомендованы для экспонирования на выставках, а также для опубликования.

Обязанности членов научного общества

  • Проводить и вести научно-исследовательскую работу по избранной теме под руководством научного руководителя.
  • Стремиться овладеть знаниями, навыками научно-исследовательской деятельности и повышать свой научный уровень.
  • Регулярно посещать заседания НОУ.
  • Выступать с докладами, сообщениями на заседаниях НОУ.
  • Добровольно выполнять поручения руководителей секций НОУ.
  • Бережно относиться к оборудованию кабинетов и лабораторий, на базе которых созданы и работают секции НОУ.
  • Участвовать в научных секциях, конкурсах, конференциях, экспедициях, походах.
  • Отчитываться о проделанной работе.

Режим работы научного общества

Режим работы НОУ предполагает:

  • индивидуальную и коллективную работу в секциях;
  • консультативные часы и дни (по графику);
  • ученические научно-практические конференции;
  • выпуск газеты или журнала, посвященных НОУ и научным трудам;
  • участие в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.

Направление деятельности научного общества учащихся

1. Работа предметных секции

2. Школьная Неделя науки

2. Городской День науки

3. Проект «Старшие-младшим»

4. Встречи студентов с абитуриентами

5. Встречи с представителями ВУЗов

План мероприятий в рамках работы школьного научного общества

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Заседание Совета НОУ

НОУ

Организация деятельности

НОУ в новом учебном году: Обсуждение плана работы на 2020 – 2021 учебный год.

Пополнение базы данных по одаренным детям школы (составление, корректировка списков участников ШНО). Утверждение руководителей и координаторов секций.

Сентябрь

Руководитель НОУ

Работа секций НОУ

Планирование работы

секций.

Разработка и утверждение индивидуального плана подготовки к мероприятиям.

Выбор тем исследовательских работ и проектов

Сентябрь

Руководители секций

Работа Совета НОУ

Планирование и подготовка проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Октябрь

Руководитель НОУ

Работа Совета НОУ

Подготовка и проведение мероприятий «Старшие-младшим»

Октябрь-ноябрь  

Руководитель НОУ

Работа Совета НОУ

Информирование членов НОУ об основных требованиях к проектной и исследовательской работе

Проведение инструктажей для учащихся «Оформление

работы»

Октябрь

Руководитель НОУ

Работа секций НОУ

Консультация для учащихся по вопросам выполнения исследовательских работ

Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ  

Ноябрь

Руководители секций

Работа секций НОУ

Встречи с представителями ВУЗов

Декабрь

Руководитель НОУ

Работа совета НОУ

«Культура выступления.

Ораторское искусство»

Контроль и корректирование работы НОУ

Встречи студентов с абитуриентами

Январь-февраль

Руководитель НОУ

Работа секций НОУ

Консультация для учащихся по вопросам выполнения исследовательских работ

Февраль

Руководители секций

Работа совета НОУ

Проведение школьной Недели науки

Подведение итогов

Анализ результатов

Подготовка и участие в городском Дне науки

Март-апрель

Руководитель НОУ

Руководители секций

Работа совета НОУ

Подведение итогов работы НОУ в 2020 – 2021 учебном году

Планирование работы на 2021–

2022 учебный год

Май

Руководитель НОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад работа научного общества МБОУ СОШ №5 по кубановедению.

Направления работы научного общества МБОУ СОШ №5. Доклад к семинару по кубановедению....

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Рабочая программа школьного научно-исследовательского общества "Эрудит"

        Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при ре...

Рабочая программа секции по информатике школьного научного общества "Сам себе режиссер"

Представленные материалы могут быть использованы при организации работы школьного научного общества, так и при организации внеурочной деятельности учащихся по информатике....

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я познаю мир» (школьное научное общество)

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, общекультурный уровень освоения.Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах совр...