Доклад работа научного общества МБОУ СОШ №5 по кубановедению.
творческая работа учащихся по краеведению (9 класс) по теме
Направления работы научного общества МБОУ СОШ №5. Доклад к семинару по кубановедению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_seminar_kubanovedenie.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ДОКЛАДЧИК
ПРОКУДИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА,
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ МБОУ СОШ №5
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Организация учебно-исследовательской деятельности в школе - бурно развивающееся направление современного школьного образования, ставшее в последнее время объектом пристального внимания не только в учительской практике, но и в педагогической науке. Появляются многочисленные методические разработки, дидактические материалы и учебные пособия, предназначенные для педагогов, занимающихся исследовательской работой с детьми. Публикуются работы по психологии исследовательского поведения, психологическим основам исследовательского обучения, развитию научной деятельности учащихся. Выпускается журнал «Исследовательская работа школьников»; началось издание «Библиотеки журнала «Исследовательская работа школьников»; работает ряд Интернет-ресурсов, главным из которых является портал исследовательской деятельности www . researcher . ru . Разработанные методики В. В. Холубкова, Г. А. Хуковского, Г. Н. Ионина, И. П. Плотникова, М. А. Рыбниковой и др. стали тем фундаментом, на котором основывают свою работу учителя нашей школы, использующие в своей деятельности исследовательские приемы. Стало очевидным, что образовательное пространство школы функционирует наилучшим образом, если оно способствует совместимости учащегося и окружающего мира на основе исследовательской деятельности, с одной стороны, и возможностей для исследования, с другой. Следовательно, в контексте изменившейся социальной ситуации перед школой, целью которой является подготовка учащегося к самостоятельной взрослой жизни, встает задача формирования у детей навыков исследовательской деятельности.
Цели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся:
1. Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью.
2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе.
3. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
Исходя из поставленных целей можно сформулировать задачи:
1. Формирование научных взглядов.
2. Пропаганда знаний об окружающем мире.
3. Знакомство с современными методами научно-исследовательской работы.
4. Участие в проводимых в рамках деятельности гимназии, района, области олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.
Координирующие функции по организации исследовательской деятельности учащихся возложены на Научное общество учащихся нашей школы. Структура научного общества включает в себя работу начального звена, среднего и старшего, сохраняется преемственность. Система занятий исследовательской деятельностью представляет собой трёхуровневую систему, состоящую из трёх этапов. Движение учащихся от уровня к уровню происходит после прохождения программы каждого этапа.
Творческую работу с ребятами организуют учителя-энтузиасты нашей школы Исаченко Н.С.- учитель начальных классов, Ряпалова М.А.- учитель истории, Винакова С.И.-учитель кубановедения, Мовчан Р.Л. учитель начальных классов, Гончаренко Ж.Е.- учитель биологии, Кучерявенко Н.А.-учитель химии, Смирнова Н.Н.-учитель английского языка. Инициатором деятельности ученического научного общества стала Прокудина Е.С. Под её руководством были разработаны положения об организации исследовательской работы школьников выработаны основные требования к научно-исследовательской работе, даны четкие и подробные рекомендации по оформлению и подготовке работ. В качестве основных требований результатам исследовательской деятельности школьников выдвигаются «способность фиксировать межпредметные связи и строить целостную работу на интегрированной основе; умение проектировать и реализовывать исследовательскую работу; умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования; способность к систематизации и структурированию полученного материала; умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные концепции. Выполнение таких работ требует от учащихся умения работать с научной и научно-популярной литературой (в том числе с первоисточниками), свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, и проводить лабораторные исследования.
Основные мотивации при выборе тем исследований: социум 59%, природа 23%, школа10%, наука 9%.
При оргaнизации занятий исследовательской деятельностью на первом уровне ведущую роль играет образовательная функция исследовательской деятельности учащихся и учителя, цель которой - приращение образованности всех участников обучения (учащихся и учителя). Занятия на этом уровне представляют собой подготовительный этап исследовательской деятельности.
Подготовительный этап исследовательской деятельности учащихся начинается уже в начальном звене, во 2-м классе. В течение года проводятся следующие мероприятия: - знакомство с понятием научная организация труда «НОТ»; - преобразование его в «НОУТ» (научная организация учебного труда); - расширение и углубление понятия «Алгоритм»; - введение понятия об алгоритмизации обучения; - углубление и уточнение представления о плане (простой, сложный, цитатный, вопросный и т. д.).
В 5-м классе проводится экспресс-повторение подготовительного этапа, углубление и расширение базовой платформы исследования: - формирование умения работать со справочной, критической, научной литературой.
Следующий, 2-ой уровень, исследовательской деятельности строится на работе по выполнению методологической функции. Он реализуется в 7-8-ых классах, когда осуществляется переход к осуществлению следующей функции исследовательской деятельности, которую исследователи называют методологической или мировоззренческой. Это такая организация обучения, при которой учащиеся проводят исследования с целью приобретения опыта исследовательской деятельности. На этом этапе исследовательской деятельности учащихся, который можно обозначить как практический, ученики обогащают свой понятийный аппарат научными терминами: исследование, метод исследования, его виды, объект, предмет, цель, задачи, средства исследования, гипотеза и др. Таким образом, оба этапа: подготовительный и практический - реализуются в среднем звене обучения и служат для достижения цели: овладеть общенаучными умениями и навыками (ведение и фиксирование хода и результатов наблюдения или эксперимента; осуществление умственных действий; изучение специальной литературы; организация исследовательской деятельности). В старшем звене обучения исследовательская деятельность проводится на третьем, самом сложном уровне, так как реализуется самая сложная функция исследовательской деятельности - управленческая, т. е. умение управлять исследовательской деятельностью.
Наиболее полное воплощение 3-го уровня проявляется в 9-11-х классах. Ученики САМИ - выбирают и формулируют тему; - определяют зоны исследования; - планируют и реализуют методы исследования; - описывают ход работы; - делают выводы; - вырабатывают рекомендации. При организации учебной деятельности школьников учитель должен иметь в виду, что у него большой выбор методов и приёмов организации исследования.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в МБОУ СОШ №5 организуется в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);
II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференции гимназии, районных и областных мероприятиях.
Технология организации исследовательской работы
Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи. Исходя из практического опыта деятельности, целесообразно выделить 4 этапа.
1 этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников желающих работать в Научном обществе учащихся. Ведущая роль здесь отводится выбору актуальных тем исследования. Они могут быть метапредметными.
По результатам индивидуальной работы ученика можно поддержать «искру» исследовательского таланта, помочь в выборе темы следующего исследования.
Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на конференции, использование работы в практической жизни, план перспективного развития).
2 этап. После постановки проблемы и мотивации учащихся, наступает очередной этап: Учащиеся осознают значимость выполняемой работы, во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества. После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов.
3 этап. По мере завершения исследовательской работы осуществляется ее независимая экспертиза, проводимая в рамках Экспертного Совета. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся и учителей дают предварительную оценку проделанной работе и представляются к участию в Ученических чтениях, проводимых в преддверии ежегодной научно-практической конференции учащихся «Эврика», а также в других конкурсах.
4 этап. Итогом исследовательской работы является, проводимая в конце каждого учебного года конференция учащихся. Работа в научном обществе учащихся имеет для учащихся гимназии практическое значение. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы; во-вторых, у них появляется возможность представить свои работы для участия в районных и областных конференциях и семинарах. Проекты и материалы представленные в ходе Ученических чтений, научно-практической конференции становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы научного общества учащихся
План работы НОУ включает в себя основные мероприятия по организации научно-исследовательской деятельности в школе...
Работа научного общества учащихся в системе методической службы гимназии
В статье описывается работа НОУ в системе метод ической службы гимназии....
Материалы четвертой научно-практической конференции проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"
Сборник тезисов...
Материалы пятой научно-практической конференции проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"
Сборник тезисов...
Материалы шестой научно-практической конференции проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"
Сборник тезисов...
Восьмая школьная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"
Тезисы проектной работы "Сравнение произведений малого фольклорного жанра на примере русских и английских небылиц" и дипломы победителей. Авторы: Продьма Алина и Сусалев Даниил. Научный руководи...
Программа школьного научного общества МБОУ «СШ № 9» г. Смоленска
Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, учителям – интересно учить. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное – найти общее дело....