Методическая разработка Проект «Мы будем помнить…», направленный на патриотическое воспитание кадет
проект
Информационная карта проекта
1. Название проекта: «Мы будем помнить…».
2. Цель проекта: формирование у воспитанников гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
3. Задачи проекта:
- развивать патриотические чувства и сознание воспитанников;
- воспитывать у суворовцев ценности гражданственности, патриотизма, определяющие модель их жизненного поведения;
- сохранять и развивать чувство гордости за свою страну и народ;
- изучать героическое прошлое нашей страны;
- воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечить условия для самовыражения воспитанников, их творческой активности;
- формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого суворовца верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
4. Направления деятельности:
- историко-краеведческое;
- духовно- нравственное;
- гражданско-патриотическое;
- героико-патриотическое.
5. Автор проекта: Ильин А.А., педагог-организатор ГБОУ «Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга.
6. Кадры проекта: участники учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка Проект "Мы будем помнить..." | 43.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«МОРСКАЯ ШКОЛА»
Московского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Проект «Мы будем помнить…»,
направленный на патриотическое воспитание кадет ГБОУ «Морская школа»
Санкт-Петербург
2020
Информационная карта проекта
1. Название проекта: «Мы будем помнить…».
2. Цель проекта: формирование у воспитанников гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
3. Задачи проекта:
- развивать патриотические чувства и сознание воспитанников;
- воспитывать у суворовцев ценности гражданственности, патриотизма, определяющие модель их жизненного поведения;
- сохранять и развивать чувство гордости за свою страну и народ;
- изучать героическое прошлое нашей страны;
- воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечить условия для самовыражения воспитанников, их творческой активности;
- формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого суворовца верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
4. Направления деятельности:
- историко-краеведческое;
- духовно- нравственное;
- гражданско-патриотическое;
- героико-патриотическое.
5. Автор проекта: Ильин А.А., педагог-организатор ГБОУ «Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга.
6. Кадры проекта: участники учебно-воспитательного процесса.
Содержание
Актуальность проекта 5
Цель и задачи проекта 7
Сроки и этапы реализации проекта 7
Ожидаемые результаты проекта 8
Механизм реализации проекта 10
Основные направления проекта 10
Формы работы, используемые при реализации проекта 10
Методическое обеспечение проекта 11
Мероприятия по реализации 11
Научная новизна проекта 13
Теоретическая значимость проекта 13
Практическая значимость проекта 13
Оценка эффективности проекта 14
Список литературы 15
Актуальность проекта.
«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В.В.Путин.
Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.
В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания, в том числе и кадет Морской школы. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательного учреждения, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
В настоящее время необходимо больше внимания уделять воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делать на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, данный проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, является особенно актуальным.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у подростков – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности подрастающего гражданина. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
Актуальность проекта бесспорна именно в канун празднования годовщины со Дня Победы. Казалось бы, совсем немного времени со Дня Победы, на самом деле – целая вечность. Ветераны, некогда ходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на груди. Их осталось очень мало. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым. А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства».
В преддверии празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков, воспитателей и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.
Цель проекта: формирование у кадет гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
- развивать патриотические чувства и сознание воспитанников;
- воспитывать у суворовцев ценности гражданственности, патриотизма, определяющие модель их жизненного поведения;
- сохранять и развивать чувство гордости за свою страну и народ;
- изучать героическое прошлое нашей страны;
- воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечить условия для самовыражения воспитанников, их творческой активности;
- формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого суворовца верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
Сроки и этапы проекта
Проект реализуется с 1 сентября по 30 мая
I этап - Подготовительный (сентябрь-октябрь)
Цель: Подготовка условий создания программы патриотического воспитания.
Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
3. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
II этап - Внедрение (ноябрь- апрель)
Цель: Реализация проекта по патриотическому воспитанию.
Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
4. Проводить мониторинг реализации программы.
III этап - Отслеживание и анализ результатов (май)
Цель: Анализ итогов реализации проекта.
Задачи: 1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
3. Спланировать работу на следующий период.
Ожидаемые результаты проекта.
Реализация проекта будет способствовать:
- повышению ценностного отношения воспитанников к проблемам патриотического развития;
- использованию эффективных форм патриотического воспитания суворовцев в учебной и вне учебной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации проекта ожидается:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
- приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
- вовлечение воспитанников в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание кадетами высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
- Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.
- Развитие у воспитанников чувства любви к Родине.
- Формирование у суворовцев готовности к защите Родины.
- Воспитание уважения к подвигу ветеранов войны.
- Активизация творческого потенциала.
- Развитие интереса к изучению истории своего Отечества.
- Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья воспитанников, повышение эффективности деятельности по охране здоровья обучающихся.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
- Цени и оберегай свое Отечество.
- Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа.
- Дорожи историей своего народа.
- Свято относись к символике своей страны.
Механизм реализации проекта.
Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Основные направления проекта.
- гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
- историко-краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- героико-патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно-нравственное – понимание и осознание воспитанниками высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной деятельности.
Формы работы, используемые при реализации проекта:
- Внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки.
- Мероприятия, посвящённые важным историческим датам, деловые игры и круглые столы, классные часы, беседы, диспуты, викторины.
- Коллективные творческие дела.
- Спортивные состязания.
- Встречи с ветеранами.
- Экскурсии.
Методическое обеспечение проекта.
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
- Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
- Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
- Активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование).
Мероприятия по реализации
№ | Мероприятие | Название | Срок |
Организация воспитательной работы | |||
1 | Методическая разработка по вопросам патриотического воспитания | «Патриотическое воспитание» | Сентябрь |
2 | Оформление патриотического уголка | «Патриот и гражданин!» | Ноябрь |
3 | Разработка цикла классных часов по патриотическому воспитанию | Как воспитать патриота своей страны… | В течение года |
4 | Оформление тематической выставки ко Дню Героев | «Полководцы России» | Декабрь |
5 | Изучение истории страны и государственных символов | - | В течение года |
Работа с воспитанниками | |||
1 | Конкурс рисунков | «Мой родной край» | Октябрь |
2 | Конкурс сочинений, рефератов, эссе по патриотическому воспитанию. | «Роль личности патриота в истории России» | Ноябрь |
3 | Акция ко Дню Неизвестного Солдата | «Мы помним подвиг твой…» | Декабрь |
4 | Конкурс компьютерных презентаций | «Военная летопись» | Февраль |
5 | Исследовательская деятельность учащихся | «Война в истории моей семьи» | Январь-март |
6 | Беседа с учащимися | «Как это начиналось..» (о начале второй мировой войны) | Март |
7 | Конкурс творческих работ | «Письмо ветерану» | Апрель |
8 | Выпуск информационного календаря | «Этот день в истории войны» | Май |
9 | Акция, посвященная дню победы | «Вечная память» | Май |
Работа с родителями | |||
1 | Родительские собрания по патриотическому воспитанию | В течение года | |
2 | Оказание помощи детям в подготовке выступлений | презентации, проекты, поделки | В течение года |
Научная новизна проекта
Научная новизна проекта состоит в том, что:
- на основе анализа нормативно-правовой базы организации патриотического воспитания кадет во внеурочной деятельности и обобщения опыта данной работы будет разработана современная организационно-методическая модель данного направления воспитания;
- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности патриотического воспитания в системе внеурочной работы Морской школы, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического воспитания в зависимости от его целей.
Теоретическая значимость проекта
- Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими образовательным учреждениям в данной сфере;
- разработанная и апробированная на практике модель патриотического воспитания учащихся расширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке подбору кадров для них;
- сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;
- нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы патриотического воспитания может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.
Практическая значимость проекта
- авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у воспитанников;
- предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.
Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- знание символики Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого кадета в воспитательные ситуации.
2. Качество коллективных отношений (отношение кадет к реалиям жизни школы, к школе, к педагогам, учебной группе, совместным делам).
3. Участие в поисково-исследовательской работе.
4. Участие в школьных конкурсах по гражданско-патриотической тематике.
5. Количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию.
Список литературы.
- Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
- Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.
- Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
- Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
- Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-12, М.2000 г.
- Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006
- Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.
- Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме саморазвития: "Патриотическое воспитание кадет"
Определяя патриотизм как нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интер...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПО ТЕМЕ: “ Патриотическое воспитание кадет”
Содержание: Раздел 1-Концепция воспитательной системыРаздел 2-Основные понятия воспитательной системыРаздел 3-Цели и задачи воспитательной системыРаздел 4-Содержание воспитательной системыРаздел ...
Формы и методы гражданско – патриотического воспитания кадет в условиях образовательного учреждения пансионного типа.
Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень ...
Проект "Волонтерство Победы как приоритетное направление гражданстко-патриотического воспитания"
Проект "Волонтерство Победы как приоритетное направление гражданстко-патриотического воспитания"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия –гражданско-патриотическое. Тема: «Люблю тебя, мой край родной...
Методическая разработка к Всероссийскому конкурсу среди классных руководителей. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Персоналии и герои Смутного времени.
Важнейшим направлением воспитательной работы образовательных учреждений в Российской Федерации, является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Оно способствует решению важных, значимых восп...
Методическая разработка внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, для обучающихся 5-6 классов
Данный сборник содержит внеклассные мероприятия, которые можно использовать во внеурочной деятельности в средней школе. Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из важнейших задач соврем...