Статья "Стратегии обучения в работе с одарёнными детьми".
статья

Тябина Елена Николаевна

Одарённые дети требуют особого подхода. Работа с одарёнными детьми - тяжелый труд. В этой статье рассказывается о нескольких стратегиях в работе с одарёнными детьми, которые я использую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyabina_statya.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегии обучения в работе с одарёнными детьми.

Е.Н. Тябина, учитель математики, МБОУ «СОШ № 2», г. Нижнекамск, РТ

       Любому обществу  нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети -  будущая элита страны, от которой  зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя - помочь ученику развить свои задатки, способности,  интеллект. Одарённые дети - признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. В каждой школе есть дети, которых можно отнести к одаренным (они  могут быть разных уровней):

  • «Яркий», просветленный;
  • Умеренно одаренный;
  • Высоко одаренный;
  • Исключительно одаренный;
  • Необычайно одаренный.

      Одарённость, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека.

      Гении рождаются раз в сто лет, но талантливых и способных детей много, и нельзя упустить возможности их развития. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

      Но  мы, учителя, судим об одаренности, опираясь на конкретные достижения, например, победы в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Я думаю, что мнение учителя будет недалеко от истины,  если иметь в виду, так называемую, общую одаренность, касающуюся всех сторон психической жизни ребенка. А также специальную одаренность таких типов, как общие интеллектуальные способности, академические способности и психомоторные способности. Они на виду.

         В учебной деятельности одаренные дети отличаются рядом черт, которые, безусловно, радуют учителя.

Они хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания..

Они способны к самостоятельным действиям.

Они умеют критически оценивать окружающую действительность

Они погружены в философские проблемы.

Они не довольствуются поверхностными объяснениями

Они постоянно стремятся к самосовершенствованию.

Они могут полностью концентрировать внимание

Они способны фиксировать свой опыт и применять его.

      Урок для них особенно интересен, когда имеют место поисковая  и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

Они умеют выделять главное в проблеме и в жизни.

Они способны логически мыслить, систематизировать и классифицировать материал.

       Но у одаренных детей также имеются свои минусы. Негативными сторонами таких ребят являются следующие качества личности.

1.Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека.                

2.Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.                                              

3.Отставание в физическом развитии. Они предпочитают интеллектуальные игры.                                                                                               

4.Отсутствие культуры диалога, желание заканчивать мысль собеседника.                

5.Отсутствие конформизма и способности идти на компромисс.                                                                                                        

6.Стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.

       С одаренным ребенком надо работать  по индивидуальной программе. А это дополнительная проблема для учителя.

     Существуют несколько стратегий обучения, которые я использую в своей работе. Каждая стратегия позволяет в разной степени учесть требования к работе с одаренными детьми.

1. Ускорение. Этой стратегией я пользуюсь, когда возникает необходимость учесть потребности и возможности детей, отличающихся высоким темпом развития.

2. Углубление. Эффективно по отношению к детям, увлеченным той или иной темой, предметом. При этом мы более глубоко изучаем отдельные темы, часто выходим за рамки школьного курса.

3. Обогащение. Эта стратегия предполагает обучение с выходом за рамки традиционных тем за счет метапредметности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы.

4. Проблематизация. Предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо элементом обогащенных программ, либо внеурочной деятельности. Я широко использую эту стратегию в своей работе. Она включает в себя  проектную деятельность. В своей работе я комбинирую эти стратегии и использую приемы и методы, которые позволяют развивать в моих учениках  качества, присущие одаренным детям.
5. Любознательность. Любопытство - характерно для каждого здорового ребенка.  У большой части детей любопытство не перерастает в любознательность, их поисковая активность носит ситуативный, неустойчивый характер. Важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям, а она - в устойчивую познавательную потребность, поэтому я всячески стимулирую любознательность ребят, желание находить новые источники информации, знакомить с ними всех ребят. Использую такой прием как актуализация, использование исследовательских методов, создание ситуации успеха, метод парадокса.

6. Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Оригинальность ярко выражается в тематике и характере творческих работ, сочинений, проектов и других продуктах учебной деятельности. В качестве зачетных работ по изученным темам мы используем  написание проблемных эссе, мини-проектов, групповых и индивидуальных проектных работ и пр.

7. Способность к оценке. Предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей. Это составляющая критического мышления. Главным условием при этом является четкая аргументация оценки.

     Но как говорится в пословице (один в поле не воин), работа с  такими детьми это работа не одного учителя, это работа всего коллектива школы.

     Одаренные дети требует особого подхода. Не случайно, они входят в «группу риска». Они нуждаются в особом воспитании. Работа с одаренными - тяжелый труд. Не только потому, что одаренные дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. Одаренные дети очень уязвимы.

     Итак, одаренные дети подстегивают нас, учителей, они порой задают трудные вопросы, заставляют заглянуть в институтские учебники. Работать с ними интересно. Они стимулируют наш собственный рост. Быть может, это и есть то единственное удовольствие, которое получает педагог от работы. Только они - благодатная почва для внедрения всех новаций и технологий. Одаренные дети - это  конечно, удача для любого учителя.

     Одновременно это и большая ответственность за обеспечение таких учеников возможностями роста, соответствующего их запросам и способностям. Я желаю вам всем испытать счастье работы с одаренными детьми. Желаю, чтоб вам хватило терпения и умения сделать это качественно.

Литература

  1. Савина, Л.В.  Система работы с одаренными детьми через интеграцию урочной и внеурочной деятельности / / Учитель в шк. - 2011. - № 5. - С. 94-96. 
  2. Фрадков, В. Одарённость: благословение или препятствие?
    // Пед. техника. - 2011. - № 3. - С. 62-68. 
  3. Шумакова, Е.Я. Поддержка талантливых детей
    // Одар. ребенок. - 2011. - № 4. - С. 79-84. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Работа с одарёнными детьми при обучении английскому языку

В статье обощается опыт работы с одарёнными детьми при обучению английскому языку....

Проблемное обучение как средство организации работы с одарёнными детьми на уроках русского языка

5 лет я руковожу ШМО гуманитарного цикла, куда входят учителя русского языка и литературы,  истории, обществознания и права, английского языка.Методическая тема нашего ШМО: «Развитие п...

Статья "Применение технологии проблемного обучения в работе с одарёнными детьми".

Актуальность педагогической разработки. Особенность ФГОС общего образования  - это деятельностный характер, основная цель которого - раскрытие способностей у каждого ребенка, обеспечение инд...

Публикация "Применение технологии проблемного обучения в работе с одарёнными детьми"

Публикация  статьи "Инновации и традиции современной школе"....