Статья "Стратегии обучения в работе с одарёнными детьми".
статья
Одарённые дети требуют особого подхода. Работа с одарёнными детьми - тяжелый труд. В этой статье рассказывается о нескольких стратегиях в работе с одарёнными детьми, которые я использую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyabina_statya.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегии обучения в работе с одарёнными детьми.
Е.Н. Тябина, учитель математики, МБОУ «СОШ № 2», г. Нижнекамск, РТ
Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя - помочь ученику развить свои задатки, способности, интеллект. Одарённые дети - признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. В каждой школе есть дети, которых можно отнести к одаренным (они могут быть разных уровней):
- «Яркий», просветленный;
- Умеренно одаренный;
- Высоко одаренный;
- Исключительно одаренный;
- Необычайно одаренный.
Одарённость, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека.
Гении рождаются раз в сто лет, но талантливых и способных детей много, и нельзя упустить возможности их развития. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Но мы, учителя, судим об одаренности, опираясь на конкретные достижения, например, победы в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Я думаю, что мнение учителя будет недалеко от истины, если иметь в виду, так называемую, общую одаренность, касающуюся всех сторон психической жизни ребенка. А также специальную одаренность таких типов, как общие интеллектуальные способности, академические способности и психомоторные способности. Они на виду.
В учебной деятельности одаренные дети отличаются рядом черт, которые, безусловно, радуют учителя.
Они хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания..
Они способны к самостоятельным действиям.
Они умеют критически оценивать окружающую действительность
Они погружены в философские проблемы.
Они не довольствуются поверхностными объяснениями
Они постоянно стремятся к самосовершенствованию.
Они могут полностью концентрировать внимание
Они способны фиксировать свой опыт и применять его.
Урок для них особенно интересен, когда имеют место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Они умеют выделять главное в проблеме и в жизни.
Они способны логически мыслить, систематизировать и классифицировать материал.
Но у одаренных детей также имеются свои минусы. Негативными сторонами таких ребят являются следующие качества личности.
1.Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека.
2.Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
3.Отставание в физическом развитии. Они предпочитают интеллектуальные игры.
4.Отсутствие культуры диалога, желание заканчивать мысль собеседника.
5.Отсутствие конформизма и способности идти на компромисс.
6.Стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.
С одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе. А это дополнительная проблема для учителя.
Существуют несколько стратегий обучения, которые я использую в своей работе. Каждая стратегия позволяет в разной степени учесть требования к работе с одаренными детьми.
1. Ускорение. Этой стратегией я пользуюсь, когда возникает необходимость учесть потребности и возможности детей, отличающихся высоким темпом развития.
2. Углубление. Эффективно по отношению к детям, увлеченным той или иной темой, предметом. При этом мы более глубоко изучаем отдельные темы, часто выходим за рамки школьного курса.
3. Обогащение. Эта стратегия предполагает обучение с выходом за рамки традиционных тем за счет метапредметности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы.
4. Проблематизация. Предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо элементом обогащенных программ, либо внеурочной деятельности. Я широко использую эту стратегию в своей работе. Она включает в себя проектную деятельность. В своей работе я комбинирую эти стратегии и использую приемы и методы, которые позволяют развивать в моих учениках качества, присущие одаренным детям.
5. Любознательность. Любопытство - характерно для каждого здорового ребенка. У большой части детей любопытство не перерастает в любознательность, их поисковая активность носит ситуативный, неустойчивый характер. Важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям, а она - в устойчивую познавательную потребность, поэтому я всячески стимулирую любознательность ребят, желание находить новые источники информации, знакомить с ними всех ребят. Использую такой прием как актуализация, использование исследовательских методов, создание ситуации успеха, метод парадокса.
6. Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Оригинальность ярко выражается в тематике и характере творческих работ, сочинений, проектов и других продуктах учебной деятельности. В качестве зачетных работ по изученным темам мы используем написание проблемных эссе, мини-проектов, групповых и индивидуальных проектных работ и пр.
7. Способность к оценке. Предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей. Это составляющая критического мышления. Главным условием при этом является четкая аргументация оценки.
Но как говорится в пословице (один в поле не воин), работа с такими детьми это работа не одного учителя, это работа всего коллектива школы.
Одаренные дети требует особого подхода. Не случайно, они входят в «группу риска». Они нуждаются в особом воспитании. Работа с одаренными - тяжелый труд. Не только потому, что одаренные дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. Одаренные дети очень уязвимы.
Итак, одаренные дети подстегивают нас, учителей, они порой задают трудные вопросы, заставляют заглянуть в институтские учебники. Работать с ними интересно. Они стимулируют наш собственный рост. Быть может, это и есть то единственное удовольствие, которое получает педагог от работы. Только они - благодатная почва для внедрения всех новаций и технологий. Одаренные дети - это конечно, удача для любого учителя.
Одновременно это и большая ответственность за обеспечение таких учеников возможностями роста, соответствующего их запросам и способностям. Я желаю вам всем испытать счастье работы с одаренными детьми. Желаю, чтоб вам хватило терпения и умения сделать это качественно.
Литература
- Савина, Л.В. Система работы с одаренными детьми через интеграцию урочной и внеурочной деятельности / / Учитель в шк. - 2011. - № 5. - С. 94-96.
- Фрадков, В. Одарённость: благословение или препятствие?
// Пед. техника. - 2011. - № 3. - С. 62-68. - Шумакова, Е.Я. Поддержка талантливых детей
// Одар. ребенок. - 2011. - № 4. - С. 79-84.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы уроков как средство развивающего обучения в системе работы с одарёнными детьми.
Внеклассная работа повышает интерес учащихся к предмету...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Работа с одарёнными детьми при обучении английскому языку
В статье обощается опыт работы с одарёнными детьми при обучению английскому языку....
Проблемное обучение как средство организации работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
5 лет я руковожу ШМО гуманитарного цикла, куда входят учителя русского языка и литературы, истории, обществознания и права, английского языка.Методическая тема нашего ШМО: «Развитие п...
Научно-исследовательская деятельность как фактор личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми»
Понятийный аппарат...
Статья "Применение технологии проблемного обучения в работе с одарёнными детьми".
Актуальность педагогической разработки. Особенность ФГОС общего образования - это деятельностный характер, основная цель которого - раскрытие способностей у каждого ребенка, обеспечение инд...
Публикация "Применение технологии проблемного обучения в работе с одарёнными детьми"
Публикация статьи "Инновации и традиции современной школе"....