Отчет по работе кружка "Шахматы"
презентация к уроку
Кружок «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования.
Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности школьников и раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет сделать обучение позитивным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у обучающихся таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, волевое управление поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим ученикам некоммуникативного типа проявить свои творческие способности и начать общение с людьми, имеющими с ними общие интересы. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим людям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен.
Цели кружка:
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала;
- создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное время;
- развитие мышления школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Основные задачи, решаемые при проведении занятий кружка по шахматам:
- развитие внимания и мотивации школьника;
- развитие наглядно-образного мышления;
- организация общественно-полезной и досуговой внеурочной деятельности учащихся;
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_-_otchet_szhatyy.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в настоящее время в российской школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение позитивным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям .
Цель: - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала; - создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; - развитие мышления школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Задачи: - развитие внимания и мотивации школьника; - развитие наглядно-образного мышления; - организация общественно-полезной и досуговой внеурочной деятельности учащихся; - включение учащихся в разностороннюю деятельность; - формирование навыков позитивного коммуникативного общения; - воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
Объём программы 34 часа в год из расчета 1 ч в неделю Программа предназначена для занятий школьников ступени основного общего и среднего общего образования. Численный и возрастной состав курса «Шахматы» Возраст обучающихся не ограничен, численность 2 - 10 человек. Ожидаемые результаты: - овладение навыками игры в шахматы; - интеллектуальное развитие обучающихся; - результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Содержание работы кружка «Шахматы» Шахматная доска и фигуры (3 ч) Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Содержание работы кружка «Шахматы» Ходы и взятия фигур (13 ч) Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Содержание работы кружка «Шахматы» Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч) Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Содержание работы кружка «Шахматы» Запись шахматных ходов (2 ч) Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Содержание работы кружка «Шахматы» Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч) Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Содержание работы кружка «Шахматы» Общие принципы разыгрывания дебюта (4 ч) Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.
Содержание работы кружка «Шахматы» Раннее развитие ферзя Дебютные ловушки
Литература: Хочу учиться шахматам. - Дорофеева А.Г. – « Russian CHESS Но m е», 2013 Шахматы - школе. Сост.Б.С. Гершунский , А.Н. Крогиуса , В.С.Хелендика.-М .: Педагогика, 1991.
Пример шахматных задач Какую рокировку могут сделать белые, черные?
Решение шахматных задач
Пример шахматных задач
Решение шахматных задач
Пример шахматных задач
Решение шахматных задач
Пример шахматных задач
Игра!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе 4 областного экологического слета Молодежных дружин
24-25 сентября 2011 года состоялся 1У Московский областной слет участников экологических дружин, который проходил в Рузском районе в пансионате «Березка». Ин...
Отчет о работе классного руководителя
Краткое содержание проделанной работы за год с 6 б классом....
Отчет о работе кадетских классов МОУ "СОШ № 18" г. Электросталь Московской области 2007-2008 учебный год
Презентация - отчет о работе в кадетских классах подготовленная для выступления на педагогическом совете в 2008 году...
Отчет о работе окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор"
Основные итоги экспериментальной деятельности в рамках Окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор """"""""""...
Отчет о работе за 2011-2012 учебный год
Отчет о работе учителя физической культуры...
Отчет о работе ШМО
ОТЧЕТ О РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ Весьегонская СОШ за 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД....
Отчет о работе школьного методического объединения учителей физкультуры презентация "Спортивно-оздоровительная работа в школе"
Данная презентация подготовлена для педагогического совета школы, она позволяет наглядно ,в полном объеме показать все направления работы ШМО учителей физической культуры...