Проекты "Культурный норматив школьника". "Культурная суббота"
проект

Проекты "Культурный марафон школьника",  " Культурная суббота"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени А.Х Измайлова с.Большой Труев

Проект

«Культурный марафон школьника»

Руководитель проекта:

                               Измаилова Талия Равильевна –

ответственная за воспитательную работу

                              МБОУ СОШ с.Большой Труев

СЕНТЯБРЬ, 2019 г.

Дорожная карта

МБОУСОШ с.Большой Труев

регионального образовательного проекта

«Культурный марафон школьника»

с.Большой Труев

2019

Информационная справка
о всероссийском мероприятии «Культурный марафон»

Культурный марафон - всероссийское мероприятие, главной целью которого являются популяризация отечественной и всеобщей культуры и искусства среди детей и молодежи, а также повышение культурной грамотности подрастающего поколения (далее – Марафон).

Марафон открывает проведение апробации межведомственной программы Минкультуры России и Минпросвещения России «Культурный норматив для школьника».

Учредителями Марафона выступают Минкультуры России и Минпросвещения России.

Организатором Марафона определен «Центр культурных стратегий и проектного управления» (РОСКУЛЬТПРОЕКТ), партнером – ООО «Яндекс», площадка проведения Яндекс.Учебник.

Информационную поддержку Марафона оказывают федеральные и региональные средства массовой информации, ООО «Яндекс» через проекты «Яндекс.Учебник» и Медиасервисы Яндекса, Минкультуры России и Минпросвещение России.

Задания для обучающихся разрабатываются авторским коллективом и проходят обязательную экспертизу, осуществляемую специалистами в областях, согласно четырем направлениям Марафона: Архитектура, Музыка, Кино, Театр.  

Участие в Марафоне является добровольным и бесплатным.

Для участия в Марафоне необходимо зарегистрироваться на портале «Яндекс.Учебник» (​http://education.yandex.ru/culture​). ​Марафон предполагает готовые сценарии занятий по проектной деятельности и вопросы для тестирования для 3-х возрастных групп обучающихся:1-4классов,5-9классов и 10-11 классов.

Марафон проводится в период с 1 октября по 14 ноября 2019 года, занятия по проектной деятельности с 1 октября по 31 октября 2019 года, тестовая часть с 1 ноября по 14 ноября 2019 года.

Для ознакомления с занятиями и тестовыми заданиями Марафона будут проведены вебинары для организаторов.

Для проведения марафона рекомендуется пригласить известных в регионе деятелей в области культуры и искусства (писателей, художников, музыкантов, артистов и др.), государственных и общественных представителей, журналистов для участия в Марафоне и ознакомления участников с концепцией проекта, а также презентации своего опыта, ответов на вопросы обучающихся.

В 2019 году в проект включены 10 «пилотных» субъектов Российской Федерации: Республика Коми, Республика Татарстан, Ставропольский край, Краснодарский край, Новосибирская область, Саратовская область, Тульская область, Ярославская область, Пензенская область и Белгородская область.

В проведении Марафона могут принять участие регионы, не являющиеся «пилотными». Отдельные мероприятия Марафона могут проводиться на площадках зарубежных представительств.

По результатам марафона каждому ученику, принявшему участие выдается грамота, а каждому педагогу — сертификат.

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.1.Наименование Проекта

«Культурный марафон школьника»

1.2.Руководитель Проекта

Измаилова Талия Равильевна,

ответственная за воспитательную работу

1.3.

Подразделения, организации, вовлеченные в проект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени А.Х Измайлова с.Большой Труев

МБОУ СОШ с. Большой Труев

 Кузнецкого района Пензенской области

1.4. Сроки реализации Проекта

сентябрь 2019 г. - май 2020 г.

9 месяцев (сентябрь-май)

1.5. Участники проекта

Обучающиеся 1-11 классов МБОУСОШ с.Большой Труев

Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Основания для инициации проекта

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ № 272 от 29 декабря 2012 года одной из приоритетных задач образования является воспитание, которое понимается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Огромные возможности для развития и личностного роста обучающихся предоставляет педагогу культурно-исторический потенциал Пензенской области.

1. Основные нормативно-правовые акты по объектам историко-культурного наследия.

Обеспечение доступности учреждений культуры является базовой основой государственной культурной политики.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

1 ст. 44, «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.

   Как отмечается в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Указом Президента РФ от 19.12.2012 №1666, задачей государственной культурной политики в области содействия национально- культурному развитию является расширения возможностей доступа к отечественным культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов России.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683, определено, что укреплению национальной безопасности в области культуры должно способствовать признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации и улучшение материально-технической базы организаций культуры, создание условий для организации досуга, стимулирования творческого развития и художественного образования граждан.

В соответствии со ст.12 ФЗ «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

2.2. Актуальность Проекта

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ No 272 от 29 декабря 2012 года одной из приоритетных задач образования является воспитание, которое понимается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Освоение культурных и духовных ценностей родного края

способствуют формированию любви к своей Родине, готовности действовать во благо своей страны, позволяя идти от частного –

к общему; от воспитания любви и уважения к семье, своему родному дому, к любви к «малой» Родине, стране. Это объясняет социальную важность приобщения школьников к историко-культурному наследию края. Посещение объектов историко-культурного наследия Пензенского края предоставляет неповторимую возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием собственного региона и страны, пробудить у юных людей чувство государственного самосознания. Поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения собственного интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности принимать красоту окружающего мира, развития в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.

2.3. Цель Проекта

Создание  условий для осмысления школьниками важности сохранения природного и культурного наследия родного края.

2.4. Задачи Проекта

1. систематизация представлений учащихся о Пензенской области как значимой части всемирного и российского историко-культурного наследия;                                                                                           2. расширение представлений школьников о деятельности по сохранению природного и культурного наследия Пензенской области;

3. осознание меры своей ответственности за сохранность природного и культурного наследия Пензенской области, воспитание установки на бережное отношение к памятникам прошлого;

4. участие в школьников в проекте будет способствовать расширению и углублению базового уровня знаний не только по краеведению, но и по таким учебным курсам, как литература, история, биология, география, экология и другие и в будущем обеспечит интеграцию исторического и культурного характеров образования и воспитания.

2.5. Содержание Проекта

В рамках реализации Проекта предполагается:

-участие младших школьников (1-4 классов) в экскурсионных

прогулках и учебных экскурсиях по территории «малой родины» в пределах своего муниципального образования с целью изучения истории, культуры, природы и др.; посещение музеев, памятников истории и культуры.

-участие учащихся 5-9 классов в учебно-тематических уроках,

в экскурсиях по Пензенской области с посещением музеев,

памятников природы, истории и культуры.

-участие учащихся 10-11 классов в учебно-тематических уроках,

образовательных в экскурсиях по памятным местам Пензенской области с целью знакомства с культурой и бытом народов края.

2.6. Результат (результаты проекта)

Знания

-понятий «наследие», «всемирное наследие», «историко-культурный объект федерального значения», «историко-

культурный объект регионального значения»;

-истории и культурной ценности отдельных памятников и

достопримечательностей Пензенской области.

Умения

-объяснять необходимость бережного сохранения памятников

природы, истории и культуры Пензенской области как части всемирного и российского наследия;

-описывать возможные угрозы (опасности), которые могут привести к утрате объектов всемирного наследия;

-анализировать различные материалы в изучении историко-

культурного наследия Пензенской области;

-обсуждать проблемы сохранения природного и культурного наследия Пензенской области;

-предлагать варианты решений в вопросах сохранения объектов

природного и культурного наследия Пензенской области.

-формировать опыт выстраивания эмоционально-ценностного

отношения                                                                                                      -формировать гордость за свое село, его историю, достопримечательности, уважение к объектам всемирного наследия; желание включаться в процесс сохранения объектов природного и культурного наследия села

2.7. Взаимосвязь с другими проектами и технологиями

«Живи, село», «Малая Родина», «Земля родная», «История села: люди и достижения», «Образование для жизни», «Культурная суббота», «Культурная палитра 58 региона»

  Дорожная карта Проекта 

МБОУ СОШ с.Большой Труев - участник Всероссийского культурно- образовательного проекта «Культурный норматив школьника»

Всероссийский проект «Культурный норматив школьника» реализуется с целью вовлечения детей в культурную среду через посещение учреждений культуры и знакомство с информационными ресурсами о культуре. Участие в проекте позволит школьникам получить дополнительные гуманитарные знания, развить креативное мышление и метапредметные навыки. Проект направлен на духовное развитие школьников, воспитание эстетического чувства и уважения к культурному наследию России.

Идея Проекта «Культурный норматив школьника» заключается в реализации комплекса мероприятий по организации посещения определенного количества выставок, спектаклей, кинофильмов в год. Затем дети должны будут поделиться своими впечатлениями в специально созданном бумажном или электронном дневнике для усвоения нормативного объема знаний о культуре и искусстве. Понятие «норматив» подразумевает рекомендованное для различных возрастных групп количество посещений организаций культуры и количество произведений, которые необходимо усвоить за учебный период. 

Добровольность участия детей в проекте является его принципиальным условием.

В ходе реализации Проекта дети будут знакомиться с лучшими образцами театрального, музыкального, изобразительного искусства, кинематографии, литературы, народной культуры. В результате школьники смогут развить творческие компетенции путем участия в мастер-классах, общения с деятелями культуры и погружения в информационные ресурсы о культуре.

Задачи Проекта:

1. Разработать и внедрить новый формат культурного просвещения школьников через их активное погружение в культурное пространство страны;

2. Разработать механизмы погружения учащихся в отечественный и мировой культурный контекст на основе нормативов посещения различных видов учреждений культуры.

3. Повысить общий уровень знаний школьников о культурном богатстве нашей страны, развить художественный вкус путем знакомства с произведениями культуры и искусства, рекомендованными в перечнях по видам искусств, в том числе с использованием информационных ресурсов культуры; 

4. Сформировать эмоционально-ценностное восприятие мира искусства, навыки и умения понимать суть культурного контекста путем отражения своего мнения об увиденном (услышанном) в «Культурном дневнике».

Методические рекомендации по реализации Всероссийского культурно – образовательного проекта "Культурный норматив школьника"(просмотр)"/

Раздел 2. План реализации проекта

№п\п

Мероприятия

Дата

Участники

1

Участие в вебинаре "Культурный марафон"

17.09.2019

Измаилова Т.Р.

2

Проведение общешкольного собрания и МО классных руководителей "Участие МБОУ СОШ с.Большой Труев в пилотном проекте"

20.09.2019

Измаилова Т.Р.

3

Участие в районном мероприятии "Старт проекта "Норматив культуры школьника""

30.09.2019

Измаилова Т.Р., Юнусова Р.Т.

4

Участие в "Культурном марафоне"

октябрь 2019

Алеева Г.А.                 Юнусова Р.Т. Хабибуллина С. И. Муртазина Г.Р. Абушаева М.А. Хальметова Г. Р. Хальметова И.И. Хасянова Р.Р. Мунасыпова Г. Н. Байбулатова Л.Р. Багапова М.Х. Булатова А.Г. Абушаева Г.А. Алиева Г.А. Измаилова Т.Р. Аширова Г.Д.

5

Проведение тестирования

ноябрь 2019

Классные руководители Учителя – предметники

Раздел 3. Дорожная карта проекта «Культурная суббота»

МБОУ СОШ с.Большой Труев

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки

реализации

Ответственные

1-4 классы

1

Экскурсия «К памятнику воинам, павшим в ВОВ». Посещение школьного музея Боевой и Трудовой Славы. Возложение цветов в день памяти к мемориальным доскам на фасаде школы и на доме, где жил Полный  кавалер ордена Славы о А.Х. Измайлов.

15.09.

Байбулатова Л.Р.

Хусаинова Л.Р. Измаилова Т.Р.

2

Экскурсия в краеведческий музей г.Кузнецка. Виртуальная экскурсия Музейный час.

Конкурс рисунков: «Мой родной край».

Посещение киноцентра «Гулливер»

21.10.

6.11.

Алеева Г.А.  Муртазина Г.Р. Хабибуллина С.И. Юнусова Р.Т.

Муртазина Г.Р.

3

Посещение музейной комнаты боевой и  трудовой Славы МБОУСОШ с. Большой Труев «Страницы истории села».                      Посещение музея-этноса

18.11.

Алеева Г.А.              Муртазина Г.Р. Хабибуллина С.И. Юнусова Р.Т.

4

Урок мужества, посвященный Героям России - уроженцам Пензенской земли «Живи и помни»

9.12.

Алеева Г.А., Муртазина Г.Р. Хабибуллина С.И. Юнусова Р.Т.

5

Виртуальная экскурсия в музей Тарханы «Лермонтово, родной край великого поэта».

Посещение музея боевой Славы при МБОУ СОШ с. Большой Труев

17.02.

Алеева Г.А.                 Муртазина Г.Р. Хабибуллина С.И. Юнусова Р.Т.

6

Посещение музея при МБОУ СОШ с. Тат. Канадей 

Выставка «История одной фотографии».

17.03.

Алеева Г.А.               Муртазина Г.Р. Хабибуллина С.И. Юнусова Р.Т.

7

Экскурсия в сельскую библиотеку «Мои знаменитые земляки» (подбор литературы о жизни знаменитых земляков). Учебно-тематический урок Музей-усадьба А.Н.Радищева

21.04.

Алеева Г.А.                     Муртазина Г.Р. Хабибуллина С.И. Юнусова Р.Т.

8

Целевая прогулка по селу, к пруду, в лес «Моё село. Весенняя красота леса».

19.05.

Алеева Г.А.                    Муртазина Г.Р. Хабибуллина С.И. Юнусова Р.Т.

5-9 классы

1

Экскурсия в школьный Музейный комплекс МБОУ СОШ с. Татарский Канадей ( экспозиции, посвященные татарскому писателю-земляку  А.Кутуя, Герою России Д.Д.Яфарову. Экскурсия к памятнику архитектуры  в с.Тат.Канадей.

22.09.

Сайфуллина Р.С. Байбулатова Л.Р. Аширова Г.Д.

2

Посещение музейной комнаты боевой и  трудовой Славы МБОУСОШ с. Тат.Канадей  Посещение музея-этноса

19.10.

Измаилова Т.Р., Абушаева Г.А., Багапова М.Х.

3

Участие в празднике «Сомбеля»

16.10

Сайфуллино Р.С.

4

Экскурсия в краеведческий музей г.Кузнецка. Виртуальная экскурсия Музейный час.

Конкурс рисунков: «Мой родной край».

Посещение киноцентра «Гулливер»

9.11.

Абушаева Г.А.,

Баишева а.Р

5

Экскурсионная поездка в г. Пензу по маршруту МБОУСОШ  с.Большой Труев- г.Пенза    (В рамках проектов «Культурная суббота» и«Культурная палитра-58»

Посещение Пензенского Океанариума

Экскурсия по достопримечательным местам г.Пензы

Посещение Краеведческого музея. Пензенской кондитерской фабрики и зоопарка.

7.11.

Измаилова Т.Р., Мунасыпова Г.Н., Хальметова Г.Р.

6

Никольский район –

Музей стекла и хрусталя

21.10.

Измаилова Т.Р. Хальметова Г.Р.

7

Посещение Городищенского района. Село Средняя Елюзань – самое  крупное  татарское село Европы. Учебно-тематический урок «Культура сельского населения края в 20 -21 в.»

18.11.

Измаилова Т.Р. Багапова М.Х. Байбулатова Л.Р. Булатова А.Г.

8

Урок мужества, посвященный Героям России - уроженцам Пензенской земли «Живи и помни»

Олимпиада по истории и культуре Пензенского края

9.12.

Абушаева М.А. Абушаева Г.А. Мунасыпова Г.Н. Багапова М.Х. Байбулатова Л.Р. Булатова А.Г., Алиева Г.А. Хальметова И.И.

9

Родина А. И.  Куприна. Пензенские мотивы в прозе А. И. Куприна»

Встреча с талантливыми людьми с.Большой и Малый Труев

17.02.

Абушаева Г.А. Мунасыпова Г.Н. Багапова М.Х. Байбулатова Л.Р. Булатова А.Г.                  Алиева Г.А.  Хальметова И.И.                    

10

Экскурсия в краеведческий музей г.Кузнецка. Музейный час - МБОУ СОШ с. Большой Труев

17.03.

Абушаева Г.А. Мунасыпова Г.Н. Багапова М.Х.          Булатова А.Г                Баишева А.Р.

11

Учебно-тематический урок Музей-усадьба А.Н.Радищева

21.04.

Багапова М.Х. Байбулатова Л.Р. Алиева Г.А. Хальметова И.И.

12

Час истории «Развитие культуры во второй половине XIX в. Выдающийся историк В. О. Ключевский»

19.05.

   Абушаева Г.А. Мунасыпова Г.Н. Багапова М.Х. Байбулатова Л.Р. Булатова А.Г. Алиева Г.А. Хальметова Г.Р. Баишева А.Р.

13

Неверкинский район – заповедник «Кунчеровская степь»;

19.05

Измаилова Т.Р. Аширова З.А.                  Абушаева Г.А. Байбулатова Л.Р. Булатова А.Г.

10-11 классы

1

Заочное посещение краеведческого  музея в г.Пенза Историческая экспедиция (изучение архивных материалов об истории  нашего села и людях)

16.09.

Алеева Г.А.,

Абушаева Г.А.

  Абушаева М.А.

2

Экскурсия в музей Тарханы «Лермонтово, родной край великого поэта».

Виртуальное путешествие в Тарханы

20.10.

Алиева Г.А. Хальметова И.И. Байбулатова Л.Р.  Сайфуллина Р.С. Аширова Г.Д.

3

Экскурсионная поездка в г. Пензу по маршруту МБОУ СОШ с.Большой Труев- г.Пенза    (В рамках проектов «Культурная суббота» и«Культурная палитра-58»

Посещение Пензенского Океанариума

Экскурсия по достопримечатель-ым местам г.Пензы

Посещение Пензенской кондитерской фабрики.  

7.11.

Измаилова Т.Р., Мунасыпова Г.Н., Хальметова Г.Р.

4

Никольский район – Музей стекла и хрусталя

21.11

Измаилова Т.Р.

Хальметова Г.Р.

5

Посещение Городищенского района. Село Средняя Елюзань – самое крупное  татарское село Европы. Учебно-тематический урок «Культура сельского населения края в 20 -21 в.»

18.11.

Измаилова Т.Р.                Алиева Г.А

6

Урок мужества, посвященный Героям России - уроженцам Пензенской земли «Живи и помни»

Олимпиада по истории и культуре Пензенского края

9.12.

Алиева Г.А        

Абушаева М.А.

7

Экскурсия в музей одной картины в г.Пензе . Посещение пензенского областного драматического театра

Центр театрального искусства им. В. Э. Мейерхольда

17.01.

Алиева Г.А               Хусаинова Л.Р.

Абушаева Г.А.

8

Маленький уголок большой России. (Посещение памятников  архитектуры  XIX века г. Кузнецка)

17.02.

Алиева Г.А

Хусаинова Л.Р.

Абушаева М.А.

9

Музейный час - МБОУ СОШ с. Большой Труев. Краеведческая викторина:                 «Знай свой край»

Театральный фестиваль «Золотая провинция». Посещение культурных заведений г.Кузнецка

17.03.

Хальметова Г.Р.

Абушаева Г.А.

Алиева Г.А

Измаилова Т.Р.

10

Час истории «Развитие культуры во второй половине XIX в. Выдающийся историк В. О. Ключевский»

Фотокросс «В объективе – родные все места»

18.05.

Абушаева М.А.

Алиева Г.А

Неверкинский район – заповедник «Кунчеровская степь». Посещение р.ц. Неверкино и сел Неверкинского района

19.05.

Алиева Г.А

Измаилова Т.Р. Абушвева Г.А.

Раздел 5. Результаты реализации проекта

  • знание понятий наследие», «всемирное наследие», «историко-культурный объект;
  • знание истории и культурной ценности отдельных памятников и достопримечательностей Кузнецкого района и Пензенской области;
  • осознанное чувство гордости за свое село, свой район;
  • участие в мероприятиях регионального и федерального уровня.

Раздел 6. Список литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.

Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. (Утверждена Указом Президента РФ от 19.12.2012 №1666).

Стратегии национальной безопасности Российской. (Утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 №683).

Федеральный Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

Федеральный Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 №54.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» №73-ФЗ от 25.06.2002г.

Федеральный Закон «О библиотечном деле» от 29.12.1994 №78.

Федеральный Закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации от 22.08.1996 №126-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186 «О Федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)"» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1446).

Концепция развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 N 1019-р).

Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 02.04.2012 N 434-р).

Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2015 №2395-р).

Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы.


Раздел 7.  Интернет-ресурсы

Российская музейная энциклопедия, http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp

Методические рекомендации по внедрению программ развития посещения объектов культурного и духовного наследия Пензенской области с целью углубленного изучения школьной программы: http://pandia.ru/text/77/385/30559.php

Культурное наследие России/Пензенская область https://ru.wikivoyage.org/wiki/Культурное_наследие_России/Пензенская_область/Пенза

Усадьбы Пензенской области Объекты культурного наследия (усадьбы), расположенные на территории Пензенской области http://kopik.pnzreg.ru/usadby

Достопримечательности в Пензенской области. https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2324053-Activities-Penza_Oblast_Volga_District.html

Объекты культурного наследия федерального значения http://kopik.pnzreg.ru/files/kopik_pnzreg_ru/uchet/okn_penzenskaya_oblast_.pdf

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Пензенской области. http://inpenza.ru/nature/oopt.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Университетские субботы как одна из форм профориентации школьников

Об  образовательно-просветительском  проекте Департамента образования г. Москвы "Университетские субботы" как одной из форм профориентации школьников...

Субботы московского школьника

laquo;Субботы московского школьника»: подростки развивали личностные качества, необходимые победителям...

Список произведений для учащихся 5-8 классов, рекомендуемых к прочтению в рамках Всероссийского культурно-образовательного проекта «КУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ ШКОЛЬНИКА»

Список произведений для учащихся 5-8 классов, рекомендуемых к прочтению в рамках Всероссийского культурно-образовательного проекта «КУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ ШКОЛЬНИКА»...

Проект "Культурная суббота"

Культурная суббота 2020...

Культурный норматив школьника

Межведомственный проект «Культурный норматив школьника» реализуется совместно Министерством культуры Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации. Он направлен на ...

Проект "Культурный норматив школьника"

laquo;За страшным словом «нормативы» скрывается хорошее, доброе, полезное и очень перспективное дело. Есть спортивные нормативы — ГТО, к которым все привыкли. Много десятилетий эта ...