классный час " И жить им вечно в памяти народной"
классный час (8 класс)

Каринэ Георгиевна Короева

классный час посвящен Великой Победе . Проведен бы для уч-ся 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_voyne_2020.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «И жить им вечно в памяти народной »

Для уч-ся 8 класса

Автор- учитель музыки МБОУ СОШ 43 г. Владикавказ-Короева К. Г.

РСО- Алания г. Владикавказ

2020 уч.год.

Цель мероприятия: духовно-нравственное воспитание обучающихся на примере подвигов женщин в годы войны.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания обучающихся о событиях мировых войны;
  • Основываясь на исторических фактах, показать мужество и героизм участниц войн.

Развивающие:

  • Продолжить формирование у учащихся умений использовать дополнительные источники информации;
  • Развивать информационно-коммуникативные умения (составлять презентации, видеоролики, слайд-шоу);

Воспитательные:

  • Формирование патриотического чувства; любви к родной земле;
  • Воспитывать уважительное отношение к женщине к женщинам-бойцам, женщинам-труженицам, женщинам-матерям, жёнам, сестрам.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся познакомятся:

  • с неизвестными фактами и событиями мировых войны;
  • с жизнью и подвигами женщин мировых войны.

Обучающиеся:

  • научатся работать с разными источниками информации (печатными, электронными);
  • смогут подготовить мультимедийную презентацию, видеоролик по теме классного часа.

Обучающиеся получат:

  • опыт выступления на большой аудитории;

Обучающиеся:

  • сформируют свое отношение к понятиям: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность”.

Форма проведения: устный журнал

Оборудование:

  • Экран, мультимедийный проектор, ПК;
  • презентация.
  • Стенд “Фотографии участниц войн”
  • видеоролики с песнями.
  • Декарации,костюмы.
  • Предварительная подготовка: обучающиеся готовят презентации, видеоролик; находят необходимую информацию (музыку и песни, фото и т.п.); а также произведения современных авторов; учитель готовит сценарий классного часа, подбирает исполнителей из числа обучающихся.

Методика проведения классного часа: приемы ИКТ, осуществляется деятельностный поход.

                                               Ход мероприятия:

Урок мужества посвященный 75 -летию Победы в Великой Отечественной войне.

Звучит мелодия песни  «На безымянной высоте » (отрывок) вход в класс.

Учитель :  Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.

(слайд 1-5)

1-й чтец. Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…

Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…

Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей…

Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну…

Тем, кто навеки безымянный канул в фашистском плену…

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов…

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…

Тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается наш урок.

Ведущий  Мы, жители России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Ведущий: Свыше 27 миллионов людей потеряла наша страна в той страшной войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте. Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это белее 40 с лишним лет поминальной молитвы. Гамлетовский вопрос нашего времени-быть или  не быть жизни на земле. Быть или не быть нам с вами? Мы до сих не знаем точного ответа. Ведь исторические цифры не располагаю к особой бодрости.

Чтец:

18-век-убито 5 миллионов человек.

Чтец:

19 век- убито 6 миллионов человек.

Чтец

20 век-убито более 60 миллионов  в одной Европе.

Слайд 6

 Ведущий: Война - это 4 года сражений. 1418 бессонных дней и ночей .

Более 27 млн. погибших. Это значит 22 человека на каждые 2 метра.

Это значит 13 человек в каждую минуту.

Во время войны было разрушено 1710 городов и посёлков городского типа и более 70 тысяч сёл и деревень. Полностью или частично было разрушено и разграблено 31 850 заводов, фабрик и других промышленных предприятий, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций и 98 000 колхозов, а также множество других предприятий и жилья граждан СССР

Слайд 7

Ведущий:  От  края и до края поднялась огромная страна. В эти дни не было ни одного человека — взрослого или ребенка, — равнодушного к судьбе своей земли. Война — это не только фронт. Это и напряженный, без счета времени труд.

Подростки — юноши и девушки пришли на заводы, но уже не так, как вчера, когда они учились. Теперь они работали вместе с кадровыми рабочими. Нельзя было ни на минуту замедлить поток нефти, стали, угля. Здесь, на заводах, в шахтах, на промыслах, ковалась Победа, и ее приближение зависело от каждого оборота станка, от каждой лопаты горючего, брошенного в топку! Рядом с взрослыми встали и дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали теплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами для  раненными в госпиталях.

Ведущий: За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 41-м? Как воевали, что пережили?

А во время Великой Отечественной войны, наравне с мужчинами, воевали и защищали свою родину.

Служили ли женщины в советской армии, до наступления фашистов, информации точной в исторических сведениях не имеется. Неизвестно и точное число представительниц прекрасного пола, которые во время войны взяли в руки оружие и воевали с врагами. По мнению историков, их число варьировалось от 500 тысяч до 1 миллиона. Они сыграли не последнюю роль в борьбе с оккупантами. Представительницы прекрасного пола, призванные в ряды военнослужащих, были известны и в иностранных государствах. Но только наши женщины, наравне с мужчинами, участвовали в военных действиях.

Слайд 8

Ведущий -Сегодня мы бы хотели вспомнить о «Ночных ведьмах», летчицах, которые на фанерных учебных самолетах взмывали в небо с наступлением темноты. На счету их полка более 23 тысяч боевых вылетов и почти 5 тысяч сброшенных бомб. В полку были исключительно женщины. Немцы прозвали их «ночными ведьмами» и вначале подшучивали над тем, что летают они на обычных учебных самолетах. Правда, потом стали бояться, словно огня. Ведь радары ведьм не засекали, шума моторов было практически не слышно, а бомбы девушки сбрасывали с такой ювелирной точностью, что противник был обречен.
Тяжелым был и физический труд: за ночь пилоты совершали по 5-7 вылетов, а иногда и до 15-18. Выматывались так, что стоять на ногах просто не могли. Перед каждым вылетом необходимо было навесить бомбы, вес которых варьировался от 25 до 100 кг. Испытание было не из простых, требовалась серьезная физическая подготовка. Характерная деталь, многие летчицы предпочитали не брать с собой парашюты, а на этот вес загружать в самолет дополнительные боеприпасы. В тех случаях, когда самолет сбивали, шансов спастись у летчиц не было. Стоит отметить, что самолеты представляли собой легкую мишень – у девушек на борту было единственное оружие – пистолет ТТ.
 Ведущий - Конечно, девчонки и на войне оставались девчонками, мечтающими о маминых пирогах и сочиняющими стихи о любви. Они заводили котят, танцевали, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого трикотажные кальсоны и горько плакали, если их почему-либо отстраняли от полетов.

 Чтец  -О, женщины войны, - лихой годины!

Вы пережили столько, что не передать словами.

Победы знамя над Берлином

Водружено и вашими руками!

Вот почему сынов Отчизны воинскую славу

Вы разделили, женщины, по праву.                       

 В. Слёзкин.

Чтец -(девушки в военной форме  на фоне музыки)-Что для нас ,17 –летних, значило слово «Родина»  ? Мы не думали о высоких материях, мы ушли защищать родной дом, своих матерей, любимых, наше прежнее счастье и, конечно же, будущее. Мы  прожили короткую жизнь, и не верьте, что нам было легко с ней расставаться. Не все успели  получить  награды , и звания героев присвоено не всем. Нам не нужна была слава, мы думали о вас, наших потомках.

Чтец - Это был долгий путь. Мы постарели на этой войне, проходя мимо  сожженных деревень, опустевших домов. И когда мы услышали долгожданное слово «Победа» ,то не поверили, что пережили все это.

Чтец- Шли девчонки домой
Из победных полков.
Двадцать лет за спиной
или двадцать веков?

Орденов на груди
все же меньше, чем ран.
Вроде жизнь впереди,
А зовут "ветеран"…

 Чтец - Шли девчонки домой,
        Вместо дома - зола.
        Ни отцов, ни братьёв,
        ни двора ни кола.

         Значит, заново жизнь,
        Словно глину, месить,
        В сапожищах худых
        на гулянках форсить.

         Да и не с кем гулять
        в сорок пятом году…
        (Нашим детям понять
        Трудно эту беду.)

 Ведущий 

Женщинам  грозных 40-х довелось спасть мир.

Выходят девушки в пилотках на фоне мелодии говорят

Рассаживаются у костра, рядом с землянкой.

1-я:
У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: «Подрастите, девочки, вам еще рано на фронт»... Нам по 16 лет было, но я добилась своего, меня взяли.
Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы уже шли к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок.

2-я:
Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне  «Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте делать-то будешь? Может, вернешься к маме, подрастешь?» А мамы у меня тогда уже не было.

3-я:
А я взяла с собой на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке... А еще духи взяла... Думала, ненадолго еду, война скоро кончится.

Ведущий
У каждой из них была своя дорога на фронт, но цель одна —  защищать Родину.

Девушки у костра напевают песню "Эх, дороги".

4-я-Кто из нас мог сказать раньше, что зеленая трава может быть фиолетовой, потом аспидно-черной и закручиваться спиралью, вянуть от разрывов танковых снарядов? Кто мог представить, что когда-нибудь увидит на белых женственных ромашках, этих символах любви, капли крови твоего друга, убитого автоматной очередью?

5-я-  Мы еще не обладали жизненным опытом и вследствие этого не знали простых вещей, в будничной жизни, – мы не знали, в какой руке держать вилку, и забывали обыденные нормы поведения, мы скрывали нежность и доброту. Слова «благодарю вас», «простите, пожалуйста», «покой», «усталость» звучали для нас на незнакомом и несбыточном языке. Но наш душевный опыт был переполнен до предела, мы могли плакать не от горя, а от ненависти и могли по-детски радоваться весеннему косяку журавлей, как никогда не радовались – ни до войны, ни после войны. 

Чтец-

Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.

И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.

 1-я- Если бы мама могла представить меня здесь, среди грохота пушек, разрывов снарядов, скрежета железа, горящих танков, перекошенных лиц врагов. Ее любимая дочурка больше не примеряла платьев, не шепталась в саду с подружками, не рассказывала любимому плюшевому  медвежонку  о своих бедах и радостях. Сейчас кругом смерть ,и я научилась без слез хоронить подруг…

Ведущая- Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина-мать. Особенно тяжело им пришлось в эти годы, на их плечи легла вся мужская работа. Им пришлось взяться за плуг и пахать землю. День и ночь стоять у заводских станков. Но никогда они не падали духом, все вынесли и выдержали под грузом горя и утрат. Солдатские матери…

Слайд 9

Ведущая: Олицетворением всех матерей-героинь стала русская женщина, кубанская крестьянка
ЕПИСТИНИЯ СТЕПАНОВА (1874 - 1969), 9 сыновей которой погибли на войне. Кавалер
орденов "Мать-героиня" и "Отечественной войны 1 степени" (боевой орден за подвиг
матери, который приравнен к ратному).

 Ведущая- Епистинии Федоровне Степановой выпало на долю проводить на лихие дороги войны всех своих сыновей. Домой вернулся лишь один. Девять раз выходила она за калитку, держась за вещмешок сына. Дорога из хутора 1-е Мая, что на Кубани, шла сначала полем, а потом забирала чуть в гору, и тогда человек в солдатской шинели был отчетливо виден. Так и запомнила Епистиния Федоровна своих сыновей—уходящими. ...Все военные годы мать жила весточками от детей. И сыновья не забывали мать. «Скоро возвратимся в родные места. Заверяю вас, что буду бить оголтелую сволочь за родную Кубань, за весь советский народ, до последнего дыхания буду верен военной присяге, пока в моей груди бьется сердце... Мы закончим, тогда приедем. Если будет счастье»,— писал младший Саша, Мизинчик, так называли его братья. Он последним из сыновей ушел на войну.

А потом писем не стало. Их не было от Павла, Филиппа, Ильи, Ивана... Так, в неизвестности, непроходящей тревоге и ожидании, пришел 1943 год — год тяжких испытаний. В 1943 году погиб Саша. Ему было двадцать. После окончания военного училища младший лейтенант Александр Степанов воевал на Украине. При форсировании Днепра у села Селище все бойцы его подразделения погибли. Тогда он, командир, один оставшийся в живых, зажав гранату в руке, вышел навстречу гитлеровцам... Посмертно Александр Степанов удостоен звания Героя Советского Союза. На Курской дуге погиб Илья. Под Днепропетровском сложил голову партизанский разведчик Василий Степанов. На белорусской земле могила Ивана. Пропал без вести один из защитников Брестской крепости, Павел Степанов. В фашистском концлагере Форелькруз замучен Филипп... Мать не сразу получила похоронки. Не надевала траурного черного платка, верила, что живы дети, только не могут подать весточки. Но шли дни, месяцы, а они не отозвались. Мать ждала писем от сыновей, а получила извещения об их гибели. Глубокие раны сердцу наносила каждая такая весть...

После войны о семье Степановых узнала вся страна. О русской Матери написана книга, создан музей ее имени. И еще есть фильм. Он снят при жизни Епистинии Федоровны, когда она шагнула на свой девятый десяток. Его показывают на маленьком экране в музее.

Звучит песня « Судьба матери» (видеоклип)

Слайд 9

Ведущая: В нашей маленькой республике тоже есть похожая семья.

Сорок первый год. Осетинский аул. Отчий кров, увитый крепкой виноградною лозой. Приземистые маленькие хатки тихо встречали рассвет. Семья Газдановых провожала на фронт семь сыновей. Семь братьев. Смелых дерзких джигитов. Семь орлов. Бесстрашно они уходили. Без лишних слов их провожали на войну.

 Подъезжая к Дзуарикау по шоссе от Владикавказа в Алагир, автомобили неизменно сбрасывают скорость. Возвышаясь над серой скалой, застыв в вечном полете, едва прикасаясь крыльями друг к другу, — вы увидите монумент, посвященный братьям Газдановым, в образе семи белокрылых журавлей. А рядом скорбящая женщина — мать.

Магомет, Хаджисмел погибли, сражаясь за Севастополь. Дзарахмат отдал жизнь за Новороссийск. Хасанбек воевал в Белоруссии. А Созрико воевал за Киев. Махарбек защищал Москву. Последнего брата Шамиля в канун Дня Победы смертельно ранили у стен Берлина. 

Трагическая история Семьи Газдановых потрясла население Северной Осетии. Семеро братьев один за другим отдали жизни за Малую и Большую Родины. Война не пощадила никого.

К памятнику приезжают туристы, школьные автобусы. Неподалеку сельская школа, где оформлен небольшой музей. Висят на вешалках семь черных черкесок. Расул Гамзатов-дагестанский поэт посвятил стихи « Журавли» ,увидев этот памятник .Братья Магомед, Хасанбек и Дзарахмет, Созырко, Хаджисмел, Шамиль и Махарбек смотрят с фотографий выразительными строгими лицами. Они ушли. И ни один из них в родной Дзуарикау вернуться не смог. Давайте помолчим. Хотя бы минуту…

Звучит песня « Журавли» Я. Френкеля.

Ведущий : Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
Ведущий : « Не женская доля –убивать»-скажет одна из участниц войны. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну!»

Ведущий - Мы, люди 21 века, знаем о войне лишь из книг, фильмов и воспоминаний. Но мы должны помнить о ней всегда.

Звучит песня в исполнении ученицы « Я хочу, чтобы не было больше войны».

Итог

Классный руководитель: Я благодарю Вас! Мы обязательно ещё поговорим о войне. Пока жива память, живы мы с вами. А значит, есть надежда на будущее. Я надеюсь, что настанет такое время, когда мир будет думать о сердце матери, которое болит за своих сыновей, пожалеет ее и на земле не будет войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Нижегородцы и Русь" к дню народного единства

Классный час "Нижегородцы и Русь" направлен на  воспитание патриотизма, любви к своей Родине, изучение истории своего родного края....

Сценарий классного часа "Нижегородцы и Русь" к дню народного единства

Классный час "Нижегородцы и Русь" направлен на  воспитание патриотизма, любви к своей Родине, изучение истории своего родного края....

Сценарий классного часа "Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать!"

Классный час, посвященный Дню матери, направлен на введение ребенка в мир духовных, культурных и семейных ценностей, традиций своей малой Родины и осознание необходимости преемственности поколений....

Методическая разработка классного часа «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!» в 8 классе.

Методическая разработка классного часа «Мы будем вечно прославлять  ту женщину, чье имя – Мать!» в 8 классе....

Разработка классного часа "Вечной памятью живы..."

Внеклассное мероприятие к 9 мая...

Методическая разработка тематического классного часа «Урок Победы, посвященный Году памяти и славы — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Методическая разработка тематического классного часа "Урок Победы, посвященный Году памяти и славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"...