Методическая разработка классного часа «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!» в 8 классе.
классный час (8, 9 класс) на тему
Методическая разработка классного часа «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!» в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
день матери | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!» в 8 классе.
Цель: воспитание у учащихся чувства любви, уважения, благодарности и восхищения к Матери, женщине.
Ученик: (слайд 1,2)
Мама — простое, казалось бы, слово,
А сколько в нем нежности, ласки, тепла,
Ребенок лопочет его бестолково,
Ручонки раскинув, припухший от сна.
В печали и в радости мы произносим,
То робкое «Мама», то резкое «Мать».
Порой на чужбине вдруг сердце запросит
Совсем незнакомую — мамой назвать.
А дома так часто ей делаем больно
Поступками, взглядами, жестами мы,
Потом вдалеке вспоминаем невольно
О том, что прибавило ей седины.
И пишем на школьных листках торопливо
Признанья своей запоздалой вины.
Она их читает, краснеет стыдливо,
И в горьких морщинах слезинки видны.
Давно без письма все обиды простила,
А тут ей до боли приятно прочесть:
«Спасибо, родная, за то, что растила,
За то, что ты любишь, За то что ты есть!!!
Учитель:
(слайд 3,4) День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола. В разных странах этот день приходится на разные даты. В основном, в мире День матери отмечается во второе воскресенье мая, в том числе на Украине, в Эстонии, в США, на Мальте, в Дании, Финляндии, Германии, Италии, Турции, Австралии, Японии, Бельгии. День матери в России отмечают в последнее воскресенье ноября. В Узбекистане и в Таджикистане «День матери» совпадает с «Международным женским днём». Его отмечают 8 марта. Шведы и французы поздравляют своих матерей в последнее воскресенье мая. Португальцы и сербы — в декабре. В Испании день матери отмечается в первое воскресенье мая. На Филиппинах 10 мая.
(слайд 5) В России праздник День матери учреждён в 1998 году. В соответствии с Указом Президента России Б. Н. Ельцина от 30 января 1998 года № 120 «О Дне матери» праздник День матери отмечается в последнее ноябрьское воскресенье. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи. Принадлежит эта инициатива Алевтине Викторовне Апариной — депутату Государственной Думы РФ, члену ЦК КПРФ. Цель праздника — поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери.
(слайд 6) Чествование женщины-матери имеет многовековую историю. С XVII по XIX век в Великобритании отмечалось так называемое «Материнское воскресенье» (англ. Mothering Sunday) — во второе воскресенье Великого поста, посвящённое чествованию матерей по всей стране.
(слайд 7) В США День матери впервые публично был поддержан известной американской пацифисткой Джулией Уорд Хоув в 1872 году. «День матери» по версии Джулии Уорд — день единства матерей в борьбе за мир во всём мире. Концепция Джулии Уорд не нашла широкой поддержки ни в США, ни в других странах.
В 1907 году американка Анна Джарвис из Филадельфии выступила с инициативой чествования матерей в память о своей матери. Анна написала письма в государственные учреждения, законодательные органы и выдающимся лицам с предложением один день в году посвятить чествованию матерей. В 1910 году штат Виргиния первый признал День Матери официальным праздником. В 1914 году президент США Вудро Вильсон объявил второе воскресенье мая национальным праздником в честь всех американских матерей.
(слайд 8) Вслед за США второе воскресенье мая объявили праздником 23 страны (в их числе: Бахрейн, Гонконг, Индия, Малайзия, Мексика, Никарагуа, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Сингапур, Австралия, Украина, Эстония[2] и др.), а ещё более тридцати отмечают праздник в другие дни.
(слайд 9) Символика и обычаи. В США и Австралии существует традиция носить в этот день на одежде цветок гвоздики. Причём цвет имеет значение, так цветная гвоздика говорит о том, что мать человека жива, а белые цветы прикалывают к одежде в память об ушедших матерях.
В России уже несколько лет проходит Всероссийская Социальная Акция ко Дню Матери, «Мама, я тебя люблю!». В предпраздничную неделю в рамках акции проходит ряд мероприятий, в частности раздача промо-открыток, которые можно отправить почтой или просто подарить маме. Символом Социальной Акции является незабудка — легендарный цветок, который, по поверьям, обладает чудесной силой возвращать память людям, забывшим своих родных и близких.
(слайд 10) Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности. В ходе классного часа мы с вами на конкретных примерах поговорим о судьбах знаменитых женщин России и Кубани. А помогут мне в этом три группы учащихся которые к сегодняшнему классному часу подготовили творческие презентации: «Мама XXI века», «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе», «Солдатские матери».
(слайд 11) 1 блок: «Мама XXI века»
Ученик 1: Какая она, современная мама? Я считаю, это такая мама, которая ничего не боится, которая здраво воспринимает эту жизнь и движется в ногу с прогрессом.
Современная, особенно славянская, женщина, чаще всего совмещает работу и заботу о семье. Удается ей это, конечно же, с немалым трудом. В то же время, на кухне она, – прекрасный кулинар и посудомойка, а на работе – добросовестный и перспективный сотрудник. А ведь еще нужно рожать и воспитывать детей и делать с ними уроки, стирать, гладить и следить за собой! О какой же женской карьере, казалось бы, может идти речь?! Потому что в арсенале современной женщины имеется все необходимое, чтобы, успешно совмещать передвижение по этапам карьерного роста со счастьем и взаимопониманием в семье.
Современная мама – она не домохозяйка, а жена и женщина, она находит время для профессионального и интеллектуального роста и находит время на себя и семью.
(слайд 12) Ученик 2: Анджели́на Джоли - американская актриса, режиссёр и сценарист, фотомодель, посол доброй воли ООН. Обладательница премии «Оскар», трёх «Золотых глобусов» .Анджелину Джоли СМИ уже давно называют матерью-героиней. Вместе с мужем Брэдом Питтом она воспитывает шестерых детей.
Ученик 3: Среди известных в России женщин, добившихся успеха в политике, на сцене, на телевидении, радио, в шоу-бизнесе, немало многодетных матерей. Так, многодетной матерью является Валерия – певица, заслуженная артистка России. Она мама троих детей: Анны, Артемия и Арсения.
Ученик 4: Наталья Водянова – известная топ-модель. Наталья родила четверых детей. "Дети дают радость, которую ни с чем нельзя сравнить. Они - смысл моей жизни", - говорит Наталья Водянова. В 2004 году основала собственный фонд «Обнажённые сердца» для строительства детских площадок на территории России и за рубежом. В общей сложности фонд построил более 100 игровых площадок и парков в 68 городах России, а также первую уникальную игровую площадку для детей с отклонениями в умственном развитии. С 2011 года фонд занимается программой «Каждый ребёнок достоин семьи», направленной на преломление существующей в России традиции отказа от детей с особенностями развития.
Ученик 1: Чулпан Хаматова - актриса театра и кино, один из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь», мама троих детей. Чулпан Хаматова известна своей общественной деятельностью, заключающейся в привлечении внимания общества к проблемам детей с онкологическими заболеваниями.
Ученик 2: Светлана Журова - мама двоих детей. Является председателем попечительского совета фонда «Спорт и достоинство», заместителем председателя Общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество „Динамо“, вице-президентом Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Российская ассоциация спортивных сооружений», членом Наблюдательного совета по развитию образования в городе Москве.
Ученик 3: Анна Нетребко – российская оперная певица (сопрано), мама одного ребенка. Народная артистка России, Герой Труда Кубани. Анна Нетребко перевернула представление о том, что такое оперная звезда и постепенно приобрела статус одной из самых знаменитых и узнаваемых оперных певиц современности.
(слайд 13) 2 блок: «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе»
Ученик 1: Что может быть на свете священнее имени матери!.. Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам "ма-ма" и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый…
Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей ржи и пшеницы, благодарно произносит: "Спасибо, кормилица – мать…”.
Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: "За Родину-мать!”
Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
Ученик 2: Мать!.. С каким уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего ее старость. И с презрением казним того, кто забыл о женщине, породившей и вырастившей его, а в горькую старческую ее пору отвернулся от нее, отказал в доброй памяти, куске или крове.
А ведь по отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку....
(слайд 14) Нельзя не заметить, что при всем понимании и нередком сочувствии к бездетным женщинам народная литература хотя и беззлобно, однако не упускает случая потешиться над такими людьми. И зачастую одиноких старух, незнакомых с материнским чувством, изображают и сварливыми, и подозрительными, и скупыми, и черствыми. Наверное, прав был поэт С. Островой, сказав: "Самая прекрасная на свете - женщина с ребенком на руках”.
(слайд 15) Ученик 3: Народ всегда чтил Мать! В устной поэзии с древних времен ее облик наделен самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, защитница собственных детей, радетельница за всех обездоленных и обиженных. Сколько всего придумано и написано про мать, сколько стихов, песен, мыслей! Можно ли сказать что-то новое?! Есть много примеров, когда героизм женщины-матери спасал своих детей, своих родных. Один из таких примеров – это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины – матери. Эта былина замечательна тем, что не мужчина – воин, а женщина – мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму «пошла Рязань на полону». Вот оно – бессмертие истинной поэзии, вот она – завидная протяженность ее существования во времени!
Ученик 4: По - настоящему глубоко и сильно тема матери зазвучала у великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, создавшего удивительно цельный и емкий тип крестьянской женщины - матери. Вряд ли кто ещё воспел женщину, мать и жену столь трепетно и благоговейно, как Некрасов. Достаточно вспомнить названия его произведений: "Есть женщины в русских селениях", "В полном разгаре страда деревенская”, "Орина, мать солдатская”, "Рыцарь на час”, "Внимая ужасам войны”, главу "Демушка” из поэмы "Кому на Руси жить хорошо”, которые уже одни сами по себе составляют своеобразную антологию…
Его стихи, обращенные к рано умершей матери ("Рыцарь на час”), быть может, самые проникновенные во всей мировой поэзии:
Повидайся со мною, родимая!
Появись лёгкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других…
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои! …
Мне не страшны друзей сожаления,
Не обидно врагов торжество,
Изреки только слово прощения,
Ты, чистейшей любви божество! …
Ученик 1: Образы матерей, и шире – тема материнства составляют один из существенных проблемно-тематических уровней художественного мира Шукшина. Творя на протяжении более десятка лет галерею этих образов, писатель отталкивался от автобиографических воспоминаний и, сверяясь с ними, двигался к масштабным обобщениям социального опыта, к воплощению нравственных, онтологических интуиций. Образы матерей запечатлены в шукшинских рассказах и в портретно-монографическом плане, и в «драматургии» напряженных, конфликтных отношений с прочими персонажами, социальными обстоятельствами, бытийными закономерностями.
Ученик 2: В 1909 году М. Горький записывает: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери”. В романе «Мать» М. Горький подытоживает те представления о матери, которые появились еще в ранних его произведениях, где он говорит: “Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни, прославим в мире женщину-мать — единую силу, перед которой склоняется смерть” . Чрезвычайно важным моментом произведения становится сон Ниловны, в котором звучит основная тема жизни матери: “Не оставляйте детей своих на одиноком пути!” Этот сон становится переломной чертой в жизни героини. Она полностью освобождается от старой веры. И мы не сомневаемся — Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, поддержит их в самую тяжелую минуту. Ибо она — мать.
(слайд 16-18) Ученик 3: Матери, как наиболее значимой личности в жизни практически каждого человека, посвящено множество произведений искусства. Ф. Ризенер Мать и её дочь, К.Петров-Водкин «1918 год в Петро- граде», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», Андреа Верроккьо Мадонна с младенцем. Художники во все времена обращались к изображению матери, вкладывая в этот образ красоту и гармонию мира, самые возвышенные чувства и всю духовную силу человечества. Рафаэль, Сикстинская Мадонна, Богоматерь Казанская Богоматерь Владимирская, Монумент «Родина- Мать зовет» на Мамаевом кургане, Волгоград «Родина-Мать».
Ученик 4: Образ матери, единство матери и ребенка – вечная тема искусства. Великие образы материнства в разные времена и в разных странах воспевали художники, используя свойственные времени средства художественного выражения. Поэтому тема неиссякаема и будет волновать художников всегда, так как чувство любви к матери невозможно выразить какой–либо одной картиной. Это делает актуальным данную тему в любую эпоху.
(слайд 19) 3 блок: «Солдатские матери»
Учитель: В памяти нашей страны навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагической в годы войны была судьба женщины, матери. Солдатские матери… Трудная и подчас трагическая судьба выпала на их долю. Растили детей, провожали их в бой, а сами самоотверженно трудились не покладая рук, не зная отдыха, не считаясь с временем. И ждали писем. Ждали встреч… А в это время где-то, в далеком Берлине, кто-то из их сыновей навечно «впечатывал» на стене поверженного рейхстага слова: «Спасибо, мама. Половина этой Победы – твоя». В многотомной краевой Книге Памяти поименно названы пятьсот тысяч кубанцев, павших за свободу и независимость нашей Родины. У каждого из них была мать. И смерть каждого воина была многократно и щедро омыта материнскими слезами.
(слайд 20) Ученик 1: На крутояре поселка Алексеевка, что раскинулся по берегам реки Большой Кинель в Самарской области, стоит памятник солдатской матери Прасковье Еремеевне Володичкиной, девять сыновей которой отдали свою жизнь во имя победы. Перед бронзовой фигурой лежит большой памятный камень с именами девяти ее сынов: Александр, Андрей, Федор, Петр, Иван, Василий, Михаил, Константин и Николай. На камне надпись: «Семье Володичкиных – благодарная Россия». Она была награждена орденом "Мать-героиня".
Ученик 2: Имя простой кубанской женщины Епистинии Фёдоровны Степановой известно всему миру. Её материнский подвиг – в ореоле славы и бессмертия. На алтарь Великой Победы мать-героиня отдала жизни девяти своих сыновей. В Тимашевске открыт Музей семьи Степановых, установлен монумент «Мать». Подвиг солдатской Матери вдохновил поэта Феликса Чуева на написание строк стихотворного признания великой русской женщине, которая не только не согнулась под исключительно тяжким бременем своей судьбы, но и укрепляла в других жизнелюбие и веру в необходимость с добром и достоинством идти по этому миру:
«...Мать взяла
на себя одна
память девятерых.
В общей жизни её
война – девять войн
для других,
боль успокоенных
матерей,
тех, у кого пришли,
тех, у кого ещё нет
детей, -
всех матерей земли»
Ученик 3: Аракелян Эсхана Степановна мать двенадцати детей, проводила на фронт шестерых сыновей, которые погибли смертью храбрых при защите Родины в годы ВОВ. Кущ Ефросинья Петровна вырастила девять сыновей, шестеро вернулись с войны инвалидами, один не вернулся.
Мишина Ксения Михайловна мать провожала на войну десятерых сыновей, двое не вернулись. У Горбуновой Евгении Романовны было девять сыновей – родных и приемных, шестеро погибли в ВОВ. Шхалахова Чебахан Умаровна проводила на фронты ВОВ девять сыновей, трех внуков и невестку. Смертью храбрых пали семь сыновей, внук и невестка.
Ученик 4: Подвиг матерей, состоит в том, что они рождали многих и многих детей, воспитали и заложили в них мужество, героизм, смелость, отвагу и великое чувство жизни позволившее не щадя своей жизни, тем самым дать жизнь нам будущим поколениям. В тяжелейших условиях после воины, не причитая и не жалуясь на тяжелую судьбу, матери продолжили дело своих детей и мужей созидательным трудом, подняв нашу Великую Родину из разрухи. И тем более печальным становится то, что спустя годы после ВОВ в мире снова возникают горячие точки. Войны в Афганистане, Чечне снова принесли горе матерям, потерявшим своих сыновей.
(слайд 21) Учитель: Помните, ребята, что среди всех сердец на Земле Материнское сердце – особенное. У него особенное предназначение – принадлежать матери. Жертвенность материнского сердца естественна, но естественной должна быть и ваша готовность оградить и защитить это сердце, и тем самым с честью выполнять свой долг – быть настоящим сыном или дочерью.
Владей собой среди толпы смятенной
Останься честен, говоря с толпой.
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек! С.Киплинг
(слайд 22) А сейчас каждый из вас напишет письмо своей маме. В этом письме вы напишите всё то, что стесняетесь спросить, всё то в чём боитесь признаться, и просто поделитесь своими мыслями и переживаниями. (под песню В. Толкуновой «Поговори со мною мама дети пишут письмо»).
Письмо маме в стихах ученица 8 класса Черняевой Марины.
День мамы-день родной души.
Родная моя, никогда ты не тужи.
Знай, что рядом всегда есть я.
Очень сильно люблю я тебя.
Ты самый близкий и родной человек.
Знай ты это всегда.
Будь пожалуйста рядом всегда.
Я жить не смогу без тебя.
Ты самая красивая, самая милая.
С твоим днем, родная моя.
И пожелать тебе хочет девчонка любимая,
Счастья, улыбок, тепла.
Пусть глаза твои светятся ярко.
От счастья, от улыбок, от встреч.
Я тебя люблю сильно-сильно.
Тебя я буду беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ».
Классный час к дню матери "Самая пректасная из женщин-женщина с ребенком на руках" для учащихся 11 класса коррекционной школы....
Методическая разработка классного часа "Будем добрыми и милосердными".
Данная разработка классного часа предназначена для учащихся 6 класса по духовно-нравственному воспитанию. Цель классного часа: воспитание таких нравственных качеств у учащихся, как доброта, отзывчивос...
Сценарий классного часа "Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать!"
Классный час, посвященный Дню матери, направлен на введение ребенка в мир духовных, культурных и семейных ценностей, традиций своей малой Родины и осознание необходимости преемственности поколений....
Методическая разработка классного часа "«О правах ребёнка – во весь голос!» для учащихся 6 класса
Методическая разработка классного часа "«О правах ребёнка – во весь голос!» для учащихся 6 класса....
Методическая разработка классного часа на тему: «Защита от нападения» для учащихся 6-7 классов.
Данная методическая разработка посвящена вопросам безопасности жизнедеятельности подростков, нахожению путей выхода из трудных жизненных ситуаций, психологическим основам самозащиты....
Методическая разработка классного часа, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда для учащихся 1-4 классов. «Столько лет прошло…»
Цели: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинградав годы ВОВ.Задачи: – формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;– обогащать зн...
Методическая разработка классного часа по профилактике драк "Что такое драка?" для учащихся 7 класса.
Школьные драки – тревожный феномен, с которым сталкиваются многие семьи. Это не просто мимолетный конфликт между детьми. Это выражение недовольства, непонимания и даже страха. Дети мог...