Рабочая программа курса по выбору «В большой мир» в 10 классе
рабочая программа (10 класс)

Шпакова Елена Александровна
Цель занятий — подготовить выпускников к самостоятельной жизни вне учреждения. Задачи: – ознакомить будущих выпускников с содержанием курса «В большой мир»; – освоить практические навыки, предложенные в «Рабочей тетради»; – развить навык обращения к справочной информации в различных жизненных ситуациях; – научить самостоятельно находить нужную информацию; – освоить алгоритм решения сложных бытовых и социальных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_v_bolshoy_mir_10_kl.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

«Рассмотрено»

на МО учителей

естественно-математического и гуманитарного цикла

Протокол № 1

От

Руководитель МО

………….(Т.В.Медведева)

«Согласовано» на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 29.08.2019 г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Приказ

   …………(А.В.Шевандин)

Рабочая  программа

курса по выбору

«В большой мир»

в 10 классе

Шпаковой Е.А.

(первая категория)

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

Актуальность программы.

Воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют собой особую категорию детей, испытавших на себе влияние различных травмирующих факторов, что определяет особенности их психического, социального и в некоторых случаях физического развития. Воспитание во «внесемейных» условиях формирует у таких детей искаженное представление о реалиях жизни, что существенно затрудняет их дальнейшую социализацию вне стен учреждения. Социальную адаптацию определяют как процесс интеграции человека в общество, в результате которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю и самообслуживанию, адекватные связи с окружающими. На данный момент специалисты, работающие с выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяют следующие трудности в их социальной адаптации:

1. Отсутствие жилья, неспособность сохранить имеющееся жилье.

 2. Проблемы в трудоустройстве, связанные с низким уровнем профессионального образования, невостребованностью полученной профессии на рынке труда.

3. Отсутствие осознанной активной экономической позиции, ориентация на государственное обеспечение (получение пособий).

4. Трудности в установлении новых социальных контактов, отчуждение, изоляция.

5. Трудности включения в трудовой коллектив (конфликты на рабочем месте, несоблюдение правил трудового распорядка, несамостоятельность).

6. Повышенная внушаемость, некритическая доверчивость, подверженность манипулятивным психологическим воздействиям, в результате чего выпускники становятся жертвами обмана, попадают в асоциальные группы, совершают правонарушения.

7. Неудачи в создании собственной семьи, связанные с личностной незрелостью, отсутствием опыта проживания в семье.

8. Склонность к формированию аддиктивных форм поведения.

Таким образом, возникли задачи научить будущих выпускников учреждений для детей-сирот продуктивно использовать справочные пособия — как бумажные, так и электронные, — формировать в подростках готовность к самостоятельному решению бытовых вопросов, развить у воспитанников навыки правильно формулировать проблемы и находить специалистов по их разрешению. Для решения этих задач мы разработали и реализовали курс практически ориентированных занятий «В большой мир».

Рабочая программа составлена в соответствии с «Путеводителем по самостоятельной жизни» благотворительного фонда «Дети наши»,издательство «Вокруг света», 2014 г..

УМК включает в себя:

-«Путеводитель по самостоятельной жизни»

- «Рабочую тетрадь к “Путеводителю по самостоятельной жизни”

-электронное приложение «Гид по жизни»

Цель занятий — подготовить выпускников к самостоятельной жизни вне учреждения.

 

Задачи:

– ознакомить будущих выпускников с содержанием курса «В большой мир»;

 – освоить практические навыки, предложенные в «Рабочей тетради»;

– развить навык обращения к справочной информации в различных жизненных ситуациях;

– научить самостоятельно находить нужную информацию;

 – освоить алгоритм решения сложных бытовых и социальных ситуаций.

Ведение занятия с элементами социально-психологического тренинга отличается рядом специфических принципов.

 – Принцип активности. Опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам. Таким образом, цели занятия достигаются через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных ведущими, с активным включением всех участников занятия.

 – Принцип исследовательской творческой позиции. Суть этого принципа заключается в том, что в ходе занятия участники группы осознают, обнаруживают, открывают для себя уже известные идеи и закономерности, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы и возможные особенности.

Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий отследить изменения в группе. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача ведущего.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

В соответствии с озвученными выше принципами необходимо обеспечить максимальную свободу и комфорт для всех участников занятия. Это становится возможным при следующих условиях:

 – Участие на занятиях должно быть свободным решением.

– Все участники совместно разрабатывают правила поведения во время занятия, которые можно дополнять и менять по мере необходимости.

– Уважительное отношение ко всем идеям и высказываниям участников по теме занятия, независимо от того, насколько они верны, целесообразность идеи или высказывания необходимо проверить в условиях тренинга.

Структура занятий

 Структура каждого занятия может меняться в зависимости от выбранных методов и сценария (например, круглый стол со специалистом, ролевая игра, игра-квест), но во всех занятиях для обеих групп обязательно присутствуют:

– обратная связь с участниками в начале, в конце и в течение всего занятия;

– двигательная разминка

– самостоятельная работа со справочными материалами: «Путеводитель по самостоятельной жизни», «Рабочая тетрадь к “Путеводителю по самостоятельной жизни”» (далее — «Рабочая тетрадь»), электронное приложение «Гид по жизни»

Формы и методы занятий.

-Моделирование и игра.

- Ролевые игры.

- Интерактивные игры.

- Метафорические упражнения, или тренинг-метафора

- Творческое исследование

- Практическое применение и предметное обучение.

Описание места учебного курса в учебном плане

Настоящая программа предназначена для учащихся 10 класса.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Ожидаемые результаты.

Результатами успешного освоения  программы являются:

1.Формирование у воспитанников позитивного образа семьи и правильное определение  своего места в ней.

2.Повышение учебной мотивации для  продолжения учебы, получения хорошего образования и достойной работы, карьерного роста.

3.Создание  у воспитанников адекватной оценки себя как личности.

4. Успешное   и эмоционально устойчивое прохождение адаптации воспитанников-выпускников в новых учебных и рабочих коллективах.

Оценка полученных знаний и умений воспитанников в результате реализации программы осуществляется через мониторинг качества знании практических навыков воспитанников и их личностных достижении, проведения  динамики психофизического состояния детей,  участие воспитанников в делах школы-интерната.

Содержание занятий курса «В большой мир»

Вводное(1 ч.)

 В начале пути (6 ч.)

 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ   ПАСПОРТ — ГЛАВНЫЙ ДОКУМЕНТ   Российский паспорт Что делать, если ты потерял или у тебя украли паспорт НЕЗНАНИЕ ЗАКОНА   ТВОИ ПРАВА   Конституция Российской Федерации Право на учебу Право на жилье Право на работу Права инвалидов ОНИ ПОМОГУТ!   ТРАНСПОРТ. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ГОРОДУ, РЕГИОНУ И СТРАНЕ   Виды городского транспорта Поездки по области Поездки по стране ИНФОРМАЦИЯ. КАК ЕЕ ИСКАТЬ ...

   Твой дом (6ч.)

ЗАЧЕМ ПЛАТИТЬ ЗА КВАРТИРУ Как и где платить Единый счет для оплаты коммунальных платежей Как сэкономить на оплате жилищно-коммунальных услуг Как оплатить счет за электроэнергию Как оплатить счет за газ $O$: Скорее оплати счета Как оплатить счет за телефон Куда обращаться, если что-то сломалось ТВОЙ ПОДЪЕЗД И СОСЕДИ КАК СДЕЛАТЬ ДОМ УЮТНЫМ Кухня На кухне появились тараканы, мухи, муравьи. Что делать? Ванная и туалет Комнаты КАК НЕ ДОПУСТИТЬ БЕДЫ В ДОМЕ Газ, вода, электричество Пожар СВЯЗЬ Телефон Мобильный телефон Интернет ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ РЕМОНТ Последовательность предварительных действий Как поклеить обои

Безопасность (4 ч.)

КАК УБЕРЕЧЬ СВОЙ ДОМ ОТ ПРЕСТУПНИКОВ Важные правила! Если звонят в дверь КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ПРЕСТУПНИКОВ НА УЛИЦЕ ОБЩЕНИЕ С ПОЛИЦИЕЙ Тебя просят предъявить документы Тебя задержали ТЕБЕ УГРОЖАЮТ НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ Что делать?

Здоровье (7 ч.)

ПРОФИЛАКТИКА: КАК НЕ ЗАБОЛЕТЬ Иммунитет Витамины. Для чего? Красивая осанка Здоровые зубы Здоровая кожа ЕСЛИ ВСЕ ЖЕ ЗАБОЛЕЛ Медицинские организации Обязательное медицинское страхование (ОМС) Основные медицинские документы Ты идешь в поликлинику Диспансеризация Какие бывают врачи Лекарства: за и против Домашняя аптечка Простуда. Как бороться Ожог Обморожение ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ Признаки половой инфекции Как уберечь себя и партнера ВИЧ Гепатит Наркотики Последствия курения ЗАРЯДКА — ЛУЧШИЙ ЗАЛОГ БОДРОСТИ! .....

Питание (7 ч.)

МЕНЬШЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ, БОЛЬШЕ ЗДОРОВЫХ ПРОДУКТОВ ПИРАМИДА ПИТАНИЯ Зерновые и бобовые продукты Овощи и фрукты Мясо, рыба, птица, орехи, молочные продукты Соль, сахар и жиры, алкоголь ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ ПРОДУКТОВ Как правильно выбирать мясо и птицу Как правильно выбирать овощи и фрукты СРОК ГОДНОСТИ Как долго можно хранить продукты в холодильнике или морозильнике Как долго можно хранить продукты в шкафу ГОТОВИМ ДОМА Да здравствуют салаты из свежих овощей! Откажись от полуфабрикатов Быстро и сытно – омлет Любимые салаты для праздника Учимся варить супы Готовим блюда из мяса Готовим десерт Слово о специях КАК ПИТАТЬСЯ, ЕСЛИ ЗАКОНЧИЛИСЬ ДЕНЬГИ Несколько рецептов ИДЕМ В КАФЕ Основы этикета

Образование (6 ч.)

КАКИЕ ЕСТЬ ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Начальное профессиональное образование Среднее специальное профессиональное образование Высшее профессиональное образование ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ЕГЭ КАКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ Очная (дневная) форма обучения Заочная форма обучения Вечерняя (очно-заочная) форма обучения Дистанционное обучение ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Возможные курсы

Работа (6 ч.)

КАКАЯ БЫВАЕТ РАБОТА Где искать работу Есть вакансия! Что делать? Что спрашивать? Как составить резюме ТЕБЯ ВЗЯЛИ! Документы при приеме на работу НЕ ХВАТАЕТ КВАЛИФИКАЦИИ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЯ Что делать? Биржа труда / центр занятости РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ Что необходимо знать СЕЗОННАЯ РАБОТА БУДЬ ОСТОРОЖЕН! ЛОХОТРОН! Нечестный работодатель Торговля людьми Недобросовестное кадровое агентство

Деньги (6 ч.)

КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕНЬГИ Национальная валюта страны Иностранная валюта Как правильно обменять деньги ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ Пока ты еще учишься... ...и когда ты уже работаешь ГДЕ ИХ ХРАНИТЬ Банки и вклады Главное – надежность Текущие счета / банковские карты КАК ИХ ТРАТИТЬПланируй свой бюджет ДОЛГИ И КРЕДИТЫ У тебя просят в долг Ты берешь в долг АЗАРТНЫЕ ИГРЫ Выиграть нельзя Мошенники

Покупки (5 ч.)

КАК ДЕЛАТЬ ВЫГОДНЫЕ ПОКУПКИ? ОДЕЖДА И ОБУВЬ Покупка и уход Международная маркировка размеров Как стирать, чистить и гладить Как выводить пятна

 Общение (7 ч.)

ТЫ И ТЫ Спасение утопающих — дело рук самих утопающих ТЫ И ДРУЗЬЯ ТЫ И ЛЮБИМЫЙ ЧЕЛОВЕК Как сохранить отношения Какие отношения никому не нужны? Психологичеcкая зависимость Вступление в брак Если твой брак не удался, и вы решили развестись ТЫ И СЕКС ТЫ И ТВОЙ РЕБЕНОК

Отдых (4 ч.)

ВЕСЕЛЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ОТДЫХ Клубная жизнь Экстрим ЧЕТЫРЕ ВИДА НЕДОРОГОГО ОТДЫХА ОТДЫХ ДОМА ЗА ПРЕКРАСНОЙ КНИЖКОЙ Произведения для всех Больше для юношей Больше для девушек ГДЕ ОТДОХНУТЬ Театры, музеи, выставочные залы Отдых за границей

Завершение курса (1ч.)

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1.

Вводное

В начале пути (6 ч.)

2.

Обязательные документы

3.

Незнание закона

4.

Твои права

5.

Они помогут

6.

Транспорт

7.

Информация

Твой дом (6ч.)

8.

Зачем платить за квартиру

9.

Твой подъезд и соседи

10.

Как не допустить беды в доме

11.

Связь

14.

Домашние животные

15.

Ремонт

Безопасность (4 ч.)

16.

Как уберечь свой дом от преступников

17.

Как уберечься от преступников на улице

18.

Общение с полицией

19.

Тебе угрожают недобросовестные работники полиции

Здоровье (7 ч.)

20.

Профилактика: как не заболеть

21.

Здоровые зубы и кожа

22.

Если всё же заболел

23.

Какие бывают врачи

24.

Домашняя аптечка

25.

Особый случай

26.

Зарядка-лучший залог бодрости

Питание (7 ч.)

27.

Меньше полуфабрикатов, больше здоровых продуктов

28.

Пирамида питания

29.

Практические советы по выбору продуктов

30.

Срок годности

31.

Готовим дома

32.

Как питаться, если закончились деньги

33.

Идём в кафе

Образование (6 ч.)

34.

Какие есть типы учебных заведений

35.

Что надо знать о ЕГЭ

36.

Какие формы обучения существуют

37.

Очная и заочная форма обучения

38.

Вечерняя форма обучения

39.

Дополнительное образование

Работа (6 ч.)

40.

Какая бывает работа

41.

Тебя взяли

42.

Не хватает квалификации или образования

43.

Работа за рубежом

44.

Сезонная работа

45.

Осторожно! Лохотрон!

Деньги (6 ч.)

46.

Какие бывают деньги

47.

Откуда они берутся

48.

Где их хранить

49.

Как их тратить

50.

Долги и кредиты

51.

Азартные игры

Покупки (5 ч.)

52.

Как делать выгодные покупки

53.

Одежда. Покупка и уход

54.

Обувь. Покупка и уход

55.

Международная маркировка размеров

56.

Как выводить пятна

Общение (7 ч.)

57.

Ты и ты

58.

Ты и друзья

59.

Ты и любимый человек

60.

Как сохранить отношения

61.

Вступление в брак

62.

Ты и секс

63.

Ты и твой ребёнок

Отдых (4 ч.)

64.

Весёлый и безопасный отдых

65.

Отдых дома

66.

Театры, выставки

67.

Отдых за границей

Завершение курса (1 ч.)

68.

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курс по выбору для учеников 8- 9 классов «Здоровый образ жизни»

Курс по выбору для учеников 8- 9 классов «Здоровый образ жизни»...

Курс по выбору по алгебре в 9 классе "Случайность или закономерность?"

Разработка содержит программу курса по выбору по алгебре в 9 классе по теме: "Случайность или закономерность?". Структура программы курса соотвествует требованиям и рекомендациям по проектированию про...

Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов «Уроки рисования в Inkscape»

В работе представлена авторская программа курса по выбору для учащихся 9-х классов, желающих познакомиться с техникой создания и редактирования векторных графических изображений, используя возможности...

Курс по выбору по алгебре в 9 классе "Процентные вычисления в жизненных ситуациях"

Курс  по выбору «Процентные вычисления в жизненных ситуациях».адресован учащимся 9 классов и входит в образовательную часть «математика». Цель курса:создание целостно...

Программа курсов по выбору "Великая сила красоты" 6 класс

Краткосрочный курс  "Великая сила красоты"  для учащихся 6 классов.Образованный и воспитанный человек должен уметь сохранять здоровье, дарова...

Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 9 класса «Одул ажуу» («Юкагирский язык») (подготовка к экзаменам)

Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 9 класса «Одул ажуу» («Юкагирский язык») предназначена для подготовки выпускников основной школы к экзамену по родному (юкагирскому) языку....