Краткое описание долгосрочного воспитательного проекта особой педагогической и общественной значимости на тему: «От слова к образу, душе… Формирование духовно-нравственных ценностей посредством словесно-художественного творчества».
проект (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

Краткое описание проекта знакомит с системой работы в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvp_tatarenkova_n.v.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое описание долгосрочного воспитательного проекта

особой педагогической и общественной значимости на тему:

«От слова к образу, душе… Формирование духовно-нравственных ценностей

 посредством словесно-художественного творчества».

Обоснование выбора темы проекта и ее актуальность

Актуальность выбора темы долгосрочного воспитательного проекта особой педагогической и общественной значимости: «От слова к образу, душе. Формирование духовно-нравственных ценностей посредством словесно-художественного творчества»  подтверждается документами стратегического планирования федерального и регионального уровня:

  •   государственной программой Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодёжной политики в Самарской области» на 2015-2024 годы, где обозначены проблемы совершенствования мер и условий для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, расширения возможностей для ее эффективной самореализации и содействия успешной интеграции в общество;  обеспечения развития и реализации потенциала детей и молодежи Самарской области;
  • Национальной доктриной образования Российской Федерации, определяющей стратегические цели и задачи воспитания и обучения до 2025 года и нацеливающей систему образования на преодоление духовного кризиса, создание условий для воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности;
  • Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, рассматривающей одним из традиционных источников формирования духовных ценностей общества художественную литературу как искусство слова.

Кроме того, в сентябре 2014 года в ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка был проведен мониторинг личностных качеств обучающихся на ступени основного общего образования, который

позволил определить проблемные зоны в духовно-нравственном, творческом развитии обучающихся среднего школьного звена, требующем корректировки, спланировать дальнейшее направление деятельности: постановку цели и задач, выработку педагогических средств их достижения, предполагаемого результата.

Основные условия изменения качества воспитательного процесса

Были спрогнозированы условия изменения качества воспитательного процесса:

  • разработка и реализация программ внеурочной деятельности духовно-нравственного и общеинтеллектуального направления;
  • применение современных образовательных технологий (коллективно-творческой, поисково-исследовательской, игровой деятельности, здоровьесберегающих, ИКТ-технологий, технологии критического мышления);
  • создание системы сотрудничества с семьями обучающихся для совместной творческой деятельности;
  • организация деятельности органа ученического самоуправления – школьной газеты;
  • раскрытие и активизация личностного творческого потенциала обучающихся средствами словесно-художественного творчества через организацию различных форм урочной и внеурочной деятельности;
  • создание веб-ресурса – персонального сайта для интерактивной связи с родителями, обучающимися, коллегами, популяризации творчества детей, презентации собственного педагогического опыта.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Для отслеживания качества и эффективности реализации проекта была разработана система критериев оценки:

  • положительная динамика процента участников и призеров  творческих конкурсов, конференций, олимпиад  различного уровня;
  • рост интереса, числа участников и результатов исследовательской деятельности школьников по русскому языку и литературе;
  • повышение  качества образования и воспитания школьников в целом;
  • повышение профессионального мастерства учителей, работающих с литературно одаренными и высокомотивированными детьми;
  • уровень социальной успешности выпускников школы.

Организационная структура и содержание проекта

Этапы и ход реализации проекта.  

Подготовительный (диагностический) этап

Работа над проектом была начата в сентябре 2014 года с подготовительного (диагностического этапа).  Был проведен ряд мероприятий: изучена нормативно-правовая документация, регламентирующая реализацию проекта в ОУ,  мониторинг личностных качеств обучающихся на ступени основного общего образования с использованием методики М.И. Шиловой по выявлению сформированности уровня нравственной воспитанности, а также оценка творческого потенциала учащихся по опроснику В.И. Андреевой. Результаты исследования показали крайне низкие результаты уровня воспитанности нравственных качеств и творческих характеристик обучающихся. Для решения проблемы были запланированы цель, задачи, педагогические средства их достижения, предполагаемый результат.

Практический этап.  Программное обеспечение проекта

Второй этап проекта – практический – охватил период работы с сентября 2015 г. по май   2019 г. Была разработана система работы, направленная на формирование духовно-нравственного развития личности обучающихся средствами словесно-художественного творчества через организацию форм урочной и внеурочной деятельности. С этой целью были созданы и реализованы программы внеурочной деятельности «Слово о словах, или занимательная этимология» для обучающихся 5-6 классов общеинтеллектуального направления и «Развиваем дар слова» для обучающихся 7-9 классов духовно-нравственного направления, нацеленные на результат:  творческую, социально-активную личность, ориентированную на приоритетность нравственных и духовных ценностей.  

Ученическое самоуправление – через школьную газету «Класс!»

В 2014 году был создан коллегиальный орган ученического самоуправления в школе – школьная газета «Класс!», которая решала актуальную задачу формирования коммуникативной культуры, социализацию личности подрастающего поколения с помощью школьной журналистики. Школьная газета позволила объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса (обучающихся, педагогов и родителей), социальных партнеров (районные, окружные СМИ), помогла  установить отношения взаимопонимания и взаимодействия.  Совместно с родителями учащиеся научились создавать заметки к юбилею школы, о школьном прошлом своих старших родственников, о традициях школы и семьи. В печатные и электронные СМИ стали писать публикации разной тематики. Осуществляли также тесное сотрудничество со СМИ: районной газетой «Северные нивы», школьным сайтом, Северо-Западным Управлением МОН СО, Красноярским Ресурсным центром, образовательной медиа-сетью СЗУ, сообществом педагогов СЗУ.

Результативность работы в данном направлении может продемонстрировать конкурсная активность: участие в Открытом межрегиональном конкурсе литературного мастерства  «Юные таланты пера-2014» , участие и победа в областном конкурсе короткого рассказа  «Сестра таланта» 2016 - 2018 гг.; участие в работе окружной интернет-конференции «Формирование воспитательного пространства образовательного учреждения» в качестве докладчика по тематике: «Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника». Диплом за лучший доклад.

Модель взаимодействия с семьями обучающихся

на основе сотрудничества и сотворчества

Для создания активной развивающейся среды, обеспечивающей единый подход к развитию духовно-нравственного, творческого потенциала личности в семье и школе была разработана модель взаимодействия с семьями обучающихся. Направления и формы взаимодействия с родителями:

  •   познавательное (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, книжные выставки, выставки литературных творений,  созданных  вместе с родителями, совместные экскурсии, семейные проекты);
  •   информационно-аналитическое (анкетирование, тестирование, опросы);
  •   наглядно-информационное (рисунки, фотовыставки, заметки в школьную газету);
  •   досуговое (праздники, дни добрых дел).

Система работы с семьями обучающихся позволила создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами, содействовала развитию креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появлению в семье общих интересов, повышению достижений ребенка в области творчества, увлечений, повышению уровня педагогической компетентности родителей, увеличению доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Направленность организации воспитательного проекта на помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам

В рамках проекта проводится социально-творческая работа, направленная на духовную, моральную поддержку пожилых людей, ветеранов педагогического труда, людей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью активно сотрудничаем с Нижнебыковским сельским домом культуры, организовываем и проводим концертные номера, литературно-музыкальные композиции, театральные постановки к праздничным мероприятиям: Дню пожилого человека, Дню матери, Новому году, Международному женскому дню 8 Марта, Дню Победы – для людей старшего поколения (пожилых людей, тружеников тыла, «детей войны», инвалидов). Совместно с детьми участвуем в добровольческой благотворительной акции «Весенняя неделя добра» по благоустройству придомовой территории одиноким пенсионерам. В преддверии Дня Победы приводим в порядок обелиск воинам-землякам в сельском поселении Нижняя Быковка.  Ко Дню Учителя поздравляем ветеранов педагогического труда.

В школьной газете «Класс!» публикуются литературные работы разных жанров (эссе, рассказ, стихотворение) по тематическим рубрикам: «Славим возраст золотой!», «День добра и уважения», «Судьбы детей военных лет», «Вам дарим доброту и радость».

Наряду с обычными детьми в социально-творческой деятельности участвуют дети с ОВЗ, которые получают положительный опыт, позволяющий реализовать свой потенциал. В 2018 г. ученица 9 класса с ОВЗ Теребинова М. стала победителем номинации «Защитим природу вместе» областного конкурса короткого рассказа «Сестра таланта».

Направленность работы на улучшение качества окружающей среды

Воспитанники и их родители привлечены к активному участию в жизни образовательного учреждения; решению проблем местного социума; благоустройству территории школьного двора, села, улучшению качества окружающей среды. Ежегодно принимаем участие в экологическом субботнике, акции «Чистое село». В рамках Года экологии проведены внеклассные мероприятия экологической направленности: конкурс рисунков, читательская конференция, создание презентации, написание эссе. Для учащихся 1 по 9 класс была показана инсценировка по мотивам сказки-притчи А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» «От экологии природы – к экологии души».

Стараемся привлечь внимание читателей к  проблемам экологического состояния и охраны окружающей среды на страницах школьной газеты «Класс!» Традиционно сообщаем о прошедших экологических мероприятиях: участии школьников в субботнике, экологических акциях: «День птиц», «Час Земли», «Весенняя неделя добра».

Направленность работы на эстетизацию воспитательно-образовательной среды

Для эстетизации воспитательно-образовательной среды созданы необходимые условия. Эстетично оформлен учебный кабинет русского языка и литературы. На втором этаже школьной рекреации был оформлен уголок газеты «Класс!».  Ежемесячно на стенде в цветном формате для участников воспитательно-образовательного процесса презентуются выпуски газеты.

Во внеклассной работе детально продумывается художественное оформление мероприятий. Совместно с детьми и родителями красочно и эффектно создаются презентации, изготавливаются декорации, шьются сценические костюмы. Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает воспитательно-образовательный процесс. Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей и родителей в способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Направленность проекта на сохранение физического и психического здоровья участников проекта в современной информационной среде

Работа с информационными ресурсами в сети Интернет негативно влияет на здоровье. Для организации профилактической работы по медиабезопасности участников воспитательно-образовательного процесса проведены следующие мероприятия: медиаурок по теме: «Информационная безопасность», классные часы о правилах личной безопасности в Интернете по темам: «Этика сетевого общения», «Я реальный – я виртуальный», родительское собрание на тему: «Медиабезопасность детей в сети Интернет», тематические минутки на уроках и занятиях внеурочной деятельности о безопасной работе в сети Интернет, распространение памяток по медиабезопасности, размещение на личном сайте материала по информационной безопасности в разделе: «Работа с родителями».

Системный подход в решении задач построения безопасной среды для доступа к сети Интернет поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье, а совместные усилия педагога и родителей создадут рабочую среду ребенка  в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.

Направленность проекта на использование ИКТ-технологий

Использование информационных образовательных технологий предоставляет широкие возможности для реализации проекта. На занятиях внеурочной деятельности мы просматриваем видеофрагменты, работаем с онлайн-словарями и справочниками, знакомимся из архивных источников электронного ресурса с версиями происхождения местных сел,  конструируем буклеты, составляем памятки,  разрабатываем и создаем проект «Школьная газета «Класс!», презентации,  играем в увлекательные интерактивные flash-тренажеры. Используя средства ИКТ, обучающиеся совместно с родителями выполняют семейные проекты. При подготовке проектно-исследовательских работ ребята используют ресурсы сети Интернет, работают с текстовым и табличным редактором.

Наглядным показателем сформированности ИКТ-компетентности является результативность участия обучающихся в окружных конкурсах с использованием ИКТ (1,2 места). Участие в районном семинаре  «Интегрированные уроки в практике работы учителей-предметников с использованием учебно-лабораторного и учебно-наглядного оборудования», в окружном конкурсе методических разработок уроков (мероприятий) с использованием УЛО (1 место), в региональном конкурсе методических материалов по реализации воспитывающей деятельности с использованием ЭОР (3 место). Создан банк ЭОР для коллег, обучающихся и родителей.

Результативность организации коллективно-творческой и поисково-исследовательской деятельности обучающихся

С целью создания  необходимой речевой среды для совместной творческой самореализации, социализации обучающихся использую технологию коллективно-творческой и поисково-исследовательской деятельности. В рамках проекта проведены различные КТД:

  • художественные коллективные творческие дела (конкурсы рисунков, сказок, создание школьной газеты, видео-книги, написание литературно-творческих работ, экскурсии, составление словаря, литературное путешествие);
  • познавательные коллективные творческие дела (лингвистический праздник, устный журнал, КВН, литературная квест-игра);
  • общественные коллективные творческие дела (конкурс рисунков, чтецов, военных песен, семейный проект, создание буклета, словаря, фотовыставка, литературный вечер);
  • экологические коллективные творческие дела (конкурс рисунков, читательская конференция «О природе устами писателей», инсценировка сказки-притчи, экологический субботник);
  • трудовые коллективные творческие дела (сочинение-рассуждение на морально-этическую тему: «Без труда нет добра», трудовой десант по уборке территории школы, создание презентации «Чистое село – чистая душа»,оформление класса и рекреаций школы к новогоднему празднику);
  •  спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела (День здоровья, сочинение–рассуждение на тему: «В здоровом теле – здоровый дух», игровая программа «Здоровым быть модно!»)

Системная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности у одарённых детей позволила достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся проектной  деятельностью, стали более коммуникабельны, активно участвуют в деятельности школьной, районной и окружной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня. В 2017 году выпускница 9 класса Никитина А.С. стала лауреатом областной научно-образовательной программы «Взлет» и вошла в Губернаторский реестр творчески одаренной молодежи.  Юные исследователи размещают свои публикации на Интернет-портале для одаренных детей социальной сети работников образования «Алые паруса».

В ходе мониторинга установлено, что участие обучающихся в поисково-исследовательской деятельности  на протяжении 5 лет было успешным. Из 5 участников – 2 победителя и 3 призера.  Поэтапное участие в научно-практических конференциях – от районного, окружного до регионального,  международного уровня – результат личностного роста обучающихся и профессионального роста педагога.

Положительная динамика численности участников проекта (обучающихся)

Учебный год, период

Количество человек в школе/ количество участников проекта

Процентное         соотношение

2014-2015уч.г.

51/28

55%

2015-2016 уч.г.

57/30

53%

2016-2017 уч.г.

55/32

58%

2017-2018 уч.г.

52/34

65%

2018-2019 уч.г.

49/36

73%

                  Несмотря на общее уменьшение количества детей в школе, число участников воспитательного проекта росло. Это объясняется тем, что в мероприятиях проекта также принимали участие обучающиеся начальной школы. Младшие школьники участвовали в театральных постановках сказок, конкурсах рисунков, литературных праздниках, игровых программах. Совместно с родителями они создавали творческие работы в школьную газету «Класс!»: «Мой первый учитель», «Письмо маме», «С днем рождения, школа!», «Село мое родное» и др.  Наш проект расширил свои границы, охватив не только школу, но и дошкольную группу детского сада «Тополек», сельский Дом культуры, с которыми мы активно сотрудничаем:  выступаем перед воспитанниками и жителями села с литературно-музыкальными композициями, театральными номерами.

Положительная динамика результатов освоения проекта обучающимися

За период реализации проекта можно отметить положительный опыт работы с обучающимися по раскрытию их творческих, филологических способностей, формированию нравственных качеств.  Об этом свидетельствуют результаты диагностики нравственной воспитанности обучающихся ступени основного общего образования, проводимой по методике М.И. Шиловой в 2019 году. Мониторинг показал рост уровня нравственной воспитанности обучающихся:

  • высокий уровень – 19% (первичная диагностика), 27% (итоговая диагностика);
  • средний уровень – 48% (первичная диагностика), 65% (итоговая диагностика);
  • низкий уровень – 19% (первичная диагностика), 27% (итоговая диагностика).

Сравнительная диагностика сформированности у обучающихся творческой активности, по опросникам В.И. Андреевой «Творческий потенциал личности», на начальном и заключительном этапе продемонстрировала увеличение показателей:

  • высокий уровень – 10% (первичная диагностика), 24% (итоговая диагностика);
  • средний уровень – 36% (первичная диагностика), 59% (итоговая диагностика);
  • низкий уровень – 54% (первичная диагностика), 17% (итоговая диагностика).

Отмечается увеличение численности участников в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

  • 2014-2015 уч.г. – 9 человек;
  • 2015-2016 уч.г. – 12 человек;
  • 2016-2017 уч.г. – 15 человек;
  • 2017-2018 уч.г. – 18 человек;
  • 2018-2019 уч.г. – 20 человек.

Достижения обучающихся в мероприятиях разного уровня.                                           Победители, призеры в мероприятиях различных уровней

Учебный год, период

2014-2015 у.г.

2015-2016 у.г.

2016-2017 у.г.

2017-2018 у.г.

2018-2019 у.г.

результат

результат

результат

результат

результат

1 место

2 место

3 место

1 место

2 место

3 место

1 место

2 место

3 место

1 место

2 место

3 место

1 место

2 место

3 место

кол-во человек

кол-во человек

кол-во человек

кол-во человек

кол-во человек

4

4

3

2

1

1

1

1

0

2

1

0

2

0

1

              На протяжении 5 лет работы над проектом отмечается стабильная динамика результативности участия обучающихся в мероприятиях различного уровня. Качество  работ участников творческих конкурсов выросло: от районного до международного. С 2014 по 2017 год  ребята становились победителями районного и окружного этапа конкурсов, в 2018 году работы Никитиной А.С. и Теребиновой М.А. стали победителями областного конкурса короткого рассказа «Сестра таланта», в 2019 году работа ученика Семенова Д.Е. одержала победу в III международном Пушкинском литературном конкурсе «Друзья по вдохновению» в номинации «В сатире, юморе ищу крупицу я добра» (басни, элегии, куплеты, эпиграммы).

Результативность работы педагога по обобщению и распространению идей воспитательного проекта

Систематическая работа по развитию филологических творческих способностей обучающихся требует постоянного роста уровня профессионального мастерства педагога, накопление, обобщение и распространение опыта. За время работы над проектом принимала участие в очных и заочных мероприятиях различного уровня: семинарах, научно-практических и интернет-конференциях, Славянских, Рождественских чтениях, церковно-общественныом форуме, конкурсах методических разработок

Для сопровождения воспитательного проекта в 2014 г. был создан персональный сайт  в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/natatarenkova 

Данный   веб-ресурс   предоставляет   возможность  устанавливать   интерактивную связь       с  участниками  воспитательно-образовательного  процесса,  популяризировать индивидуальное и коллективное творчество обучающихся, собственный педагогический опыт  в рамках воспита-тельного проекта.

Заключительный (аналитический) этап

Включает период: июнь 2019 по сентябрь 2019 гг. Самооценка и рефлексия проделанной работы. Оформление результатов проекта, написание проектной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность (5-11 классы)"

Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

Мастер – класс : «Формирование духовно – нравственных установок учащихся с целью развития социально значимых качеств личности.»

Главной целью моего проекта является воспитание молодого человека с активной жизненной позицией и широким кругозором, готовому к  дальнейшему обучению и адаптации во «взрослую» жизнь, гражд...

Формирование духовно-нравственных качеств школьников путем вовлечения в общественно-полезную деятельность

При организованной деятельности детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.Трудовые объединения шк...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»

В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых д...

Доклад на тему: «Школьное ученическое самоуправление как способ формирования духовно-нравственного развития обучающихся».

Районный семинар для  классных руководителей по теме: «Воспитание нравственности через детские объединения (ученическое самоуправление, волонтерские отряды...