Создание патриотической среды у школьников
проект (8 класс)
Патриотическое воспитание – трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, побудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории страны, чувство гордости за силу и величие Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАДЫМСКИЙ РАЙОН
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа–интернат среднего общего образования с. Кутопьюган»
с. Кутопьюган, ЯНАО, 629755
телефон: приемная (факс) 8 (3499) 546881; school_kutop@mail.ru
ПРОЕКТ
«Создание образовательного пространства для развития патриотических ценностей у обучающихся 5-6 классов»
(на период 2018-2021 гг.)
Подготовила: учитель истории
Тухватулина Татьяна Алексеевна
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Ведение………………………………………………………………………….3
2. Информация о проекте………………………………………………...……….6
3. План мероприятий…………………………………………………...…………8
4. Критерии оценки эффективности проекта……………………………..……12
5. Предполагаемые риски………………………………………...…….....…….13
6. Смета……………………………………………………..………………….…14
7. Заключение…………………………………………………………………….15
8. Список литературы………………………………………………………..…..16
9.Приложения………………………………………………………………..…..17
1.ВВЕДЕНИЕ
Цель | Разработать, теоретически обосновать и проверить на практике модель формирования патриотических ценностей у обучающихся в соответствии с потребностями общества и личности. |
Задачи |
|
Объект | Учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие патриотических ценностей. |
Предмет | Условия развития у обучающихся патриотических ценностей. |
Гипотеза | Снижение уровня патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. |
Методы |
|
Патриотическое воспитание – трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, побудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории страны, чувство гордости за силу и величие Родины.
В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в системе образования патриотическое воспитание учащихся определено приоритетным направлением в воспитательной работе образовательных учреждений.
Сегодня воспитание патриотизма выдвинуто как наиболее приоритетное.
В современном обществе проблема патриотического и гражданского воспитания приобретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к её решению. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформированность граждански активные, социально значимые качества, которые разовьют в нём потребность в деятельности, основанной на идее служения Родине.
В настоящее время традиционные формы патриотического воспитания не всегда срабатывает. Поэтому возникла необходимость выработки новых форм и методов патриотического становления личности в воспитательной работе.
В результате реализации президентской программы по компьютеризации учебных заведений в каждой школе России есть компьютер. Многие учащиеся в настоящее время обеспечены дома компьютерной техникой, знакомы с информационными технологиями и с интересом ими пользуется.
И мы пришли к выводу, что через интерес к компьютерным технологиям можно изменить формы и методы патриотического воспитания учащихся.
Педагогический коллектив школы ставит перед собой задачу-создание образовательного пространства для развития патриотических ценностей, приобщив к этому процессу информационные технологии.
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания. В отличии от обычных средств воспитания информационные технологии позволяют развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ответственный |
1 этап. 2018 г. (сентябрь – декабрь). Подготовительный. Задачи: 1. Разработка плана мероприятий; 2. Создание условий в ОУ для реализации проекта. Выбор объекта поисковой работы, определение географии поиска, методов исследования, объема необходимой информации, формы реализации проекта. | |||
1 | Разработка плана мероприятий | Сентябрь 2018 | Учитель истории |
2 | Определение темы и цели проекта | Сентябрь 2018 | Учитель истории |
3 | Определение вида информации | Сентябрь 2018 | Учитель истории |
4 | Определение источников информации | Сентябрь 2018 | Учитель истории |
5 | Приобретение мультимедийного оборудования | Ноябрь-декабрь 2018 | Заместитель директора по АХЧ |
6 | Анкетирование, направленное на определение уровня сформированных компетенций | Октябрь 2018 | Учитель истории |
Ожидаемые результаты:
| |||
2 этап – январь 2019 – февраль 2021 г. Практический. Задачи: 1. Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности; 2. Расширение знаний о Великой Отечественной войне; 2. Развитие коммуникативных умений и умение работы в группе (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль) 3. Совершенствование форм информационных технологий, методов, средств обучения и воспитания; 4.Активизация учебного процесса через использование информационных технологий; | |||
1 | Сбор информации, решение промежуточных задач | В течение реализации проекта | Учитель истории |
2 | Посещение школьного музея | Январь 2019 | Учитель истории |
3 | Обработка собранного материала | В течение реализации проекта | Учитель истории |
4 | Сбор информации о войне | В течение реализации проекта | Учитель истории |
5 | Обработка собранного материала по теме проекта | В течение реализации проекта | Учитель истории |
6 | Проведение школьных конкурсов и проведение ученических научно-практических конференций с презентацией проектов | Ежегодно | Учитель истории, учителя – предметники, классные руководители |
7 | Участие школьников в Интернет-проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п. | В течение реализации проекта | Учитель истории, учителя-предметники |
8 | Помощь пенсионерам | Ежегодно (2019-2021 гг.) | Классные руководители, социальный педагог, учитель истории |
9 | Фото-проект «Прикосновение к прошлому» | В течение реализации проекта | Классные руководители, учитель истории, учитель информатики |
10 | Видео-проект «Живая история» | В течение реализации проекта | Классные руководители, учитель истории, учитель информатики |
11 | Конкурс рисунков «Великая Победа» | Ежегодно (май 2019-2021 гг.) | Учитель истории, учитель ИЗО, классные руководители |
12 | Создание генеалогического дерева «Мои предки» | В течение реализации проекта | Учитель истории, учитель ИЗО |
13 | Участие в акции «Мы готовы к ГТО» | Февраль 2019 г. | Учителя физической культуры |
14 | Участие в акции «Бессмертный полк» | Ежегодно (май 2019-2021 гг.) | Классные руководители |
15 | Участие в акции «Флешмоб Победы» | Ежегодно (май 2019-2021 гг.) | Педагогический состав школы |
16 | Участие в патриотическом конкурсе песни и строя | Ежегодно (февраль 2019-2021 гг.) | Классные руководители, учитель ОБЖ |
17 | Создание интерактивной карты | В течение реализации проекта | Учитель истории, учитель информатики |
18 | Создание информационной базы данных тружеников тыла и участников Великой Отечественной войны | В течение реализации проекта | Учитель истории, учитель информатики |
Ожидаемые результаты: 1. Повышение компьютерной грамотности ученического состава школы-интерната; 2. Развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся; 3. Создание у учащихся навыков коллективной работы; 4. Повышение интереса к историческому прошлому родного края; 5. Формирование чувства патриотизма и гражданственности; 6. Повышение эффективности использования ИКТ в образовательном процессе; 7. Повышение качества образования; 8. Повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры учащихся; | |||
3 этап – февраль – май 2021 г. Контрольно-оценочный. Задачи:
| |||
1 | Применение интерактивной карты в образовательном процессе | В течение года | Учитель истории, литературы, культуры народов Ямала, изобразительного искусства, информатики |
2 | Создание банка данных результатов работы учителей и учащихся в области ИКТ | В течение года | Заместитель директора по УВР |
3 | Публикации материалов методического характера | В течение года | Заместитель директора по УВР |
4 | Проведение мастер-классов | В течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники |
5 | Выступление на семинарах | В течение года | Учителя начальных классов, учителя –предметники, воспитатели, педагоги дополнительного образования |
Ожидаемые результаты:
|
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Основными критериями оценки исследования являются
Критерии | Показатели |
1.Повышение мотивации учащихся изучению истории родного края и истории России | 1.Сформированность гражданских навыков (умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; умение принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах). 2.Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям (патриотизм и любовь к Родине; права и свободы человека и гражданина; знание символики Российской Федерации; национальное самосознание; уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность). 3.Количественные показатели (участие в поисково- исследовательской работе; участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике; количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию; участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотических направленностей). |
2. Повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры учащихся. | 1. Повышение компьютерной грамотности ученического состава школы-интерната; 2. Повышение эффективности использования ИКТ в образовательном процессе; 3. Повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры учащихся; |
3.Привлечение педагогов к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников. | Проведение и помощь в проведении классных часов, патриотических акций, флешмобов, квестов, социально-значимых проектов. |
5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РИСКИ
Предполагаемые риски | Пути их преодоления |
Несоответствие оборудования необходимым требованиям или его поломка | Ответственный поиск и выбор оборудования и необходимый гарантийный ремонт |
Отсутствие или нехватка знаний внедрения специализированной методики на практике | Прохождение дополнительных курсов по использованию специализированного оборудования |
Поиск информации в других образовательных учреждениях Надымского района | Дистанционный обмен информацией |
6. СМЕТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/ п | Наименование | Количество (шт.) | Цена с доставкой |
Комплект SBM680iv6 в составе:
оригинальное настенное крепление WM-3 (813097021977) из 4 мест | 1 | 275 000,00 | |
Документ-камера A VerVision U50 | 1 | 25 000,00 | |
ИТОГО: | 300000 |
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Патриотическое воспитание школьников – актуальная тема современной школы. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей школьного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной работы у учащихся могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
При правильном педагогическом построении краеведческой работы интегрируются на личность все основные стороны воспитания: патриотическое, трудовое, эстетическое, физическое и интеллектуальное.
Сегодня ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся. Грамотно организованная исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач, для формирования и развития универсальных учебных действий.
Одним из способов повышения интереса к изучению истории родного края, углубления знаний учеников является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса. Образовательный процесс на современном этапе должен обеспечивать формирование творческой личности, готовой к деятельности при широком распространении и внедрении во все сферы деятельности информационных технологий. Средства ИКТ являются средством, усиливающим творческие возможности обучаемого, возможности проводить исследования, выполнять задания - проекты.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
- Создание интерактивной карты;
- Создание социально значимых проетов;
3. Развитие у младших школьников готовности к защите Родины;
4. Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны;
5. Активизация творческого потенциала школьников;
6. Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества;
7. Повышение ИК компетенций у обучающихся;
8. Привлечение педагогов к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе/ И.Агапова.- М.: Айрис-пресс, 2006. - 224 с.
2.Адаменко С. Воспитываем патриотов России/ С. Адаменко // Народное образование.- 2005. - №4. - С. 23.
3.Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания/А.К. Быков // Педагогика.- 2006.- № 2.- С. 37- 42.
4.Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан/ З.Т. Гасанов // Педагогика.- 2005. - №6. - С. 59.
5.Гладилина И.П. Проект "Я - гражданин России"/ И.П. Гладилина// Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе.- 2006. -№ 3.-С.43.
6.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников/ Г.Ефремова // Воспитание школьников. – 2005.- №8. - С. 17.
7.Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма/ В.А. Кобылянский // Педагогика.- М.: 2008.- №5.- С. 52.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Мониторинг общероссийского народного фронта «Уровень патриотизма среди школьников» от 12.01.2018
Результаты мониторинга, проведенного ОНФ в ноябре прошлого года при участии более 1300 учащихся в возрасте от 13 до 18 лет из 81 субъекта РФ, показали, что патриотами считают себя 72% опрошенных школьников.
Они отметили, что патриотизм для них проявляется прежде всего в любви к своей стране, гордости за нее (75% от общего числа назвавших себя патриотами), в знании истории, гимна (56%), в готовности защищать Родину (49%), в сохранении исторической памяти, участии в памятных мероприятиях (25%), в воспитании патриотизма в своих детях (23%), в нежелании уезжать из России (19%), в поддержке российских спортсменов, деятелей культуры (18%), в проявлении активной гражданской позиции в конкретных делах (15,5%).
Приложение 2
Материал для мониторинговой работы с обучающимися в МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Кутопьюгн»
Патриотизм и как я его понимаю
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны обучающихся.
(на основе анкеты Д.В. Григорьева)
Сформированность личностных качеств гражданина-патриота
Инструкция по выполнению.
Рекомендуемое время на проведение 20 минут.
Цели анкетирования:
- определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;
- определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;
- определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Стремление защищать свою Родину;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Не желание уезжать из своей страны;
6. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
7. Знание истории и гимна своей страны;
8. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
9. Поддержка российских спортсменов и деятелей культуры;
10. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.
III. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
1. Школа;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти.
IV. Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе?
- Повернуть лицом к этой работе деятельность учебных учреждений;
- Активизировать работу на местах, в регионах;
- Оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности;
- Добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в средствах массовой информации;
- Предоставить больше возможностей Русской Православной Церкви для религиозно-патриотического влияния на общество.
Результаты мониторинга, проведенного при участии учащихся основной школы в возрасте от 13 до 18 лет, показали, что 43% учеников считают себя патриотами. При этом большинство опрошенных (60%) под патриотизмом подразумевают любовь к своему Отечеству и гордость за него, более половины (51%) — знание истории и гимна родной страны, а для 25% школьников патриотизм состоит в готовности защищать Родину. 30% российских школьников видит сущность патриотизма в любови к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни, еще для 10% патриотизм заключается в поддержке российских спортсменов и деятелей культуры. Наконец, для 3% школьников патриотизм — это проявление активной гражданской позиции в конкретных делах.
Для школьников определение градации патриотизма представляет большую проблему. Для одних патриотизм — это абстрактная «любовь к Родине», а другим для осознания себя патриотами и вовсе достаточно знать государственный гимн.
Среди опрошенных так же были выделены классы, в которых наблюдались проблемы с определение патриотизма. По данным опроса это ученики 5 и 6 классов. Исходя из результатов опроса, из 5-6 классов была набрана временная творческая группа, сформированная в клуб по интересам «Память». Сформировав творческую группу, и разработав мероприятия по созданию образовательного пространства для развития патриотических ценностей у обучающихся, мы приступили к работе с клубом. Для создания образовательного пространства, необходимого для развития патриотических ценностей, предполагается создание рядя социально-значимых проектов. Эти проекты позволят донести до обучающийся реальное представление о патриотизме, пойдут на благо развития патриотических ценностей, развитие своего родного села, региона, страны. В патриотическом воспитании подростков эффективно применение технологии учебной и внеурочной деятельности, включающих в себя приведение положительного примера, работа с первоисточниками, биографиями, Интернет-ресурсами, коллективные творческие дела, интерактивные игры и т.д.). Обучающимся интереснее и доступнее добывать информацию самим, чем поучать эту же информацию в форме беседы от педагога. Предполагается, что участники клуба, сформировав правильное понимание патриотизма будут положительно влиять на остальных обучающихся.
Приложение 3
Модель создания образовательного пространства для развития патриотических ценностей у обучающихся
Приложение 4
Критерриально-диагностическая база по выявлению патриотических ценностей
Приложение 4
К концу года контрольной группе предлагается пройти собеседование. Задача: определить уровень сформированности чувства патриотизма.
Схема наблюдения:
1. Общее представление о Родине (имеет представление или нет?).
2. Эмоциональное отношение к Родине:
- Активно-положительное отношение.
- Спокойно-положительное отношение.
- Пассивно-положительное отношение.
- Конфликтное (амбивалентное).
- Равнодушное.
- Отрицательное отношение.
3. Особенности мотивации при обсуждении патриотических тем:
- Степень мотивации и ее содержание.
- Типы мотивов: общение; игровые; познавательные; мотивы достижения.
- Степень вовлеченности ребенка в изучение данной темы
4. Оценка ребенком своих знаний о Родине и патриотизме, выявление критичности. Ориентируется ли ребенок на образец для своей оценки? Реакция на одобрение; реакция на замечание; реакция на трудности; реакция капитуляции; реакция мобилизации.
5. Особенности эмоциональных реакций, общий эмоциональный фон в процессе патриотической работы:
- Отдельные эмоциональные реакции.
- Эмоциональная лабильность.
6. Обучаемость, способность воспринимать и адекватно реагировать на данный материал по патриотическому воспитанию:
- Принятие помощи ребенком.
- Самостоятельное использование предложений помощи.
7. Особенности речевого развития, способствующие формированию патриотизма как ценности личности:
- Правильность (фонетическая) речи.
- Уровень развития связной контекстной речи. Какого типа предложения у ребенка.
- Фиксированный словарный запас (богат, беден, вычурность).
- Динамичные характеристики речи: интенсивность речевого потока.
- Легкость и точность выражения мыслей или затруднения в речи (заикание).
Были зафиксированы следующие результаты:
Критерии | На начало года | На конец года |
1. Общее представление о Родине (имеет представление или нет?). | 41% | 56% |
2. Эмоциональное отношение к Родине: - Активно-положительное отношение. - Спокойно-положительное отношение. - Пассивно-положительное отношение. - Конфликтное (амбивалентное). - Равнодушное. - Отрицательное отношение. | 35% 32% 28% 15% 65% 54% | 41% 38% 32% 12% 57% 51% |
3. Особенности мотивации при обсуждении патриотических тем: - Степень мотивации и ее содержание. - Типы мотивов: -общение; -игровые; -познавательные; -мотивы достижения. - Степень вовлеченности ребенка в изучение данной темы | 23% 23% 12% 45% 18% 37% | 34% 25% 23% 53% 25% 45% |
4. Оценка ребенком своих знаний о Родине и патриотизме, выявление критичности. Ориентируется ли ребенок на образец для своей оценки? Реакция на одобрение; реакция на замечание; реакция на трудности; реакция капитуляции; реакция мобилизации. | ||
5. Особенности эмоциональных реакций, общий эмоциональный фон в процессе патриотической работы: - Отдельные эмоциональные реакции. - Эмоциональная лабильность. | 28% 56% | 37% 59% |
6. Обучаемость, способность воспринимать и адекватно реагировать на данный материал по патриотическому воспитанию: - Принятие помощи ребенком. - Самостоятельное использование предложений помощи. | 56% 39% | 54% 42% |
7. Особенности речевого развития, способствующие формированию патриотизма как ценности личности: - Правильность (фонетическая) речи. - Уровень развития связной контекстной речи. Какого типа предложения у ребенка. - Фиксированный словарный запас (богат, беден, вычурность). - Динамичные характеристики речи: интенсивность речевого потока. - Легкость и точность выражения мыслей или затруднения в речи (заикание). | 47% 31% 17% 13% 21% | 53% 48% 24% 19% 25% |
Приложение 5
Критериально-диагностическая база для выявления уровня патриотизма
Для выявления уровня патриотизма, обучающимся предлагается заполнить опросник. Для более точного и независимого результата предлагается заполнить опросник классному руководителю и родителям обучающегося.
Опросник
Инструкция. Уважаемый респондент! При ответе на вопросы вы должны указать, в какой степени каждая ценность представляет для вас ведущий принцип вашей жизни (где 1- крайне низкий, 2- низкий, 3 – высокий, 4 – средний)
1. Всегда ли вы добросовестны в своих делах? 1 2 3 4
2. Соотносите ли вы ваши потребности с возможностями общества и других людей? 1 2 3 4
3. Всегда ли вы охотно выполняете общественные поручения? 1 2 3 4
4. Проявляете и вы чувство долга и ответственности перед родителями?
1 2 3 4
5. Показываете ли вы пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию младшим или страшим ученикам, друзьям, родственникам? 1 2 3 4
6. Хорошо ли вы знаете конституционные права и законы государства и последствия в случае их нарушения? 1 2 3 4
7. Проявляете ли вы во всех делах инициативу и самостоятельность? 1 2 3 4
8. Примерно ли вы ведёте себя, самостоятельно соблюдаете правила поведения в школе, на улице, дома? 1 2 3 4
9. Поощряете ли вы хорошему поведению других? 1 2 3 4
10. Свободны ли вы выборе решений и путей достижения цели? 1 2 3 4
11. Проявляете ли вы требовательность к себе и другим? 1 2 3 4
12. Если вам поручили выполнение трудной задачи, приступите ли вы к её выполнению? 1 2 3 4
13. Не позволяете ли вы унижать себя? 1 2 3 4
14. Став свидетелем драки, встанете ли вы на
защиту слабых? 1 2 3 4
15. Проявляете ли вы активное участие в процессе выполнения любой деятельности? 1 2 3 4
16. Умеете ли вы организовать ребят, повести их за собой? 1 2 3 4
17. Интересуетесь ли вы историей и культурой родины? 1 2 3 4
18. Гордитесь ли вы историческим прошлым своей родины? 1 2 3 4
19. Осуждаете ли вы неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности? 1 2 3 4
Компоненты | Уровни и показатели | |||
Высокий | Средний | Низкий | Крайне низкий | |
1. Гражданское самосознание | Всегда добросовестен в делах, умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей | .Соблюдает правила поведения, но не всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями других людей | Не всегда придерживается общепринятых норм поведения, принимает участие в любой деятельности только под контролем взрослых и товарищей | Сознательного отношения к делам и своим поступкам не проявляет. Недисциплинирован, пассивен |
2. Гражданский долг | Охотно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности, Проявляет чувство долга и ответственности перед родителями. Показывает пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию. Хорошо учится, охотно помогает товарищам | Выполняет общественные поручения и свои обязанности. Проявляет чувство долга и ответственности перед родителями, в целом бережно относится к природе и общенародному достоянию, только в отдельных случаях допускает небрежность | Неохотно выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей, иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым | Уклоняется от общественных поручений, безответственен, проявляет неуважительное отношение к родителям и товарищам |
3. Гражданская ответственность | Хорошо знает конституционные права и законы государства (последствия в случае их нарушения), проявляет нетерпимость к злу и аморальности, соблюдает их. осознаёт ответственность за судьбу своей страны. Ответственно относится к поручениям, к учёбе, проявляет во всех делах инициативу и самостоятельность | Знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Выполняет поручения, хорошо учится, инициативу в делах коллектива проявляет не всегда | Недостаточно знает законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых. Поручения выполняет только при условии побуждения со стороны взрослых | Нарушает дисциплину и правопорядок, требует постоянного контроля, безответственен. Учится плохо |
4. Правовая культура | Осознаёт себя гражданином своей страны, знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни | Осознаёт себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет реализовывать их в жизни | Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых | Неуважителен к правам и обязанностям гражданина, не выполняет требований общества |
5. Соблюдение законов государства | Примерно ведёт себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других. | Примерно ведёт себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. | Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых и товарищей | Нарушает дисциплину, не реагирует на внешние воздействия и требования взрослых |
6. Личная свобода | Свободен в выборе решений и путей достижения цели, но чувствует ответственность за этот выбор. Имеет свои убеждения, правильно отображающие его интересы и общественные интересы, поступает в соответствии с этими убеждениями | Имеет свои убеждения и старается поступать в соответствии с ними. Как правило, ответственно относится к своим поступкам, но в некоторых случаях его решения не соответствуют решениям общества | Проявляет неуверенность в собственных силах, убеждения неустойчивы, при достижении поставленной цели нуждается в поддержке друзей и взрослых | При выборе решения проблем не уверен в себе, податлив дурному влиянию |
7. Гражданское достоинство | Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, считает для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения. Не позволяет унижать себя, встаёт на | Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, стремится выполнять трудные дела и поручения , не позволяет унижать себя, на защиту других встаёт не всегда | Развито чувство собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда достигает цели, так как не проявляет требовательности к себе, с несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого | Требований к себе не предъявляет. Нет силы воли, труслив |
8. Гражданская активность | Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу, предприимчивость, умеет организовать ребят, повести их за собой | Принимает участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести начатое дело до конца | Проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует, требует контроля со стороны взрослых | Уклоняется от участия в трудовых делах, трудится неохотно, недобросовестно |
9. Политическая культура | Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, с интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их. активно пропагандирует политические знания среди товарищей, участвует в доступных общественно-политических акциях. Умеет организовать ребят, повести их за собой | Принимает участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, следует за другими ребятами. Участвует в обсуждении общественно-политических событий, в основном правильно их оценивает, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения | Малоактивен в общественно-политических делах, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. при оценке общественно- политических событий не умеет правильно аргументировать свою точку зрения | Безразличен к общественно-политическим делам школы, страны, пассивен в работе, неверно оценивает события, происходящие в стране и за рубежом |
10. Патриотизм и интернациональность | Интересуется историей и культурой родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре, участвует в историко-патриотической работе. Выступает организатором акций интернациональной дружбы. Пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко-патриотической работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях интернациональной дружбы | Мало интересуется историей родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности | Пренебрежительно относится к культуре и истории своей страны, проявляет неуважение к людям другой национальности и не дружит с детьми другой национальности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/13/picture-91805.jpg)
Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.
Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...
Создание творческой среды на уроке для развития одарённости школьников.
Одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они нуждаются в учебно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-279190-1376760511.jpg)
Интерактивная доска на уроках истории как средство создания развивающей среды для школьников
В данной статье я хочу познакомить Вас с практическими приёмами использования интерактивной доски на уроках истории. ...
Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку
Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/17/picture-48800.jpg)
Создание творческой среды самореализации талантливых школьников в учебном процессе и внеурочной деятельности по информатике.
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие талантливости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень спос...
Создание образовательной среды школы для повышения финансовой грамотности школьников
Одним из востребованных видов грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность.Обучение основам финансовой грамотности продиктовано вре...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-440534-1539232213.jpg)
Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника
В рамках проведения регулярных заседаний, мы работаем над совершенствованием и повышением эффективности воспитательной работы в нашем образовательном учреждени...