Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника
методическая разработка

Фаттерахманова Руфина Рафкатовна

В рамках проведения регулярных заседаний, мы работаем над совершенствованием и повышением эффективности воспитательной работы в  нашем образовательном учреждении и  разбираем вопросы, с которыми сталкиваются классные руководители при организации своей работы.

Тема  выступления - Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В рамках проведения регулярных заседаний, мы работаем над совершенствованием и повышением эффективности воспитательной работы в  нашем образовательном учреждении и  разбираем вопросы, с которыми сталкиваются классные руководители при организации своей работы.

И тема сегодняшнего выступления - Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника.

1.  Говоря о комфортной среде,  мы говорим о психологическом комфорте учащихся – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.  

2. Все понимают, что в школу наши дети ходят не только учиться. Значительная составляющая школьной жизни — общение с одноклассниками.

3. А  школьный коллектив -  это явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей.  Коллектив выступает как фактор развития ребенка.

4. Хоть мы никогда и не делим учеников, но  мы видим, что все дети разные. В классе есть как  предпочитаемые дети, так и изолированные дети.

Изоляция подростка – это осознанное действие, которое он совершает для повышения уровня своего комфорта среди сверстников.  И сегодня, на нашем семинаре, хотелось  бы затронуть именно эту категорию детей, ведь в каждом классе есть дети группы риска, а правильное отношение и созданная учителем комфортная среда, может повлиять на организацию всего жизненного устройства ребенка.  Они не кому не мешают, не дерутся, не обзываются, но их внутренний дискофорт и агрессия это « бомба замедленного действия».

Таких  печальных примеров,  к сожалению много, и вот один из них…

Джамарион Лохорн

В момент совершения преступления Джамариону было всего 12 лет. Он выбрал случайную жертву на детской игровой площадке - ею оказался 9-летний Коннор, которого он забил ножом до смерти. После убийства Джамарион просто попросил у кого-то мобильный телефон, позвонил в полицию и сообщил о своем преступлении. Когда его спросили, зачем он все это сделал, он ответил, что хотел, чтобы его арестовали и приговорили к смерти. Он просто больше не хотел жить. В ходе расследования выяснилось, что он подвергался постоянному психологическому насилию со стороны своей матери и  непониманию со стороны одноклассников. Сейчас он сидит за решеткой в реабилитационном центре для несовершеннолетних, и снова предстанет перед судом по достижении им 18-летнего возраста. Учителя отзывались о нем как о спокойном ребенке, который никогда не создавал проблем с дисциплиной.  «Ребенок, как будто жил в своем мире!»

И такие примеры в жизни, не единичны…

Дети и подростки по-разному ведут себя в коллективе и в рамках общественной жизни. Часто случается так, что ребенок в младших классах достаточно активный, общительный, а в старших классах, когда становится взрослее, начинает все больше отдаляться от своих друзей и одноклассников. Такое поведение можно часто наблюдать в подростковом возрасте. Причин такого поведения множество. Чаще всего психологи отмечают дисбаланс в общении между подростком и группой, подростком и родителями, подростком и преподавателями и подростком самим с собой.
Когда нарушается хотя бы одна цепочка общения, начинаются разного рода проблемы, которые впоследствии приводят и к дисбалансу в других цепочках общения. Подросткам в переходном возрасте часто нужна психологическая помощь, эта помощь может быть оказана со стороны учебного заведения, домашняя обстановка и атмосфера также могут помочь наладить эмоциональный фон, иногда дружеские отношения помогают справиться с проблемой.

Причины изоляции подростка в школьном коллективе могут быть следующими:

1) Ощущение полного одиночества, когда подросток чувствует себя более комфортно один на один с собой. Это зарождается чаще всего на почве разности интересов со сверстниками, не понимания и не принятия домашними (родителями, сестрами, братьями). Когда интересы детей меняются, меняется все: взгляды на жизнь, цели, задачи, поэтому в такой момент идет потеря друзей, разногласия с родными и т.д. Часто спутниками подростков становится музыка, фильмы, книги, интернет;

2) Отвержение себя самого. Иногда проблема изоляции связана с тем, что у подростка начинаются психологические комплексы: во внешности, поведении, уровнем развития и т.д. Часто комплекс не дает развиваться и зарождает проблемы с общением. Обычно в подростковом возрасте завязываются отношения с противоположным полом, что очень эмоционально отражается на поведении и характере подростка. Если подросток имеет комплекс, связанный с внешностью (обычно он возникает у девочек), то, скорее всего, это приведет к тому, что подросток перестанет посещать общественные места, меньше появляться в компании друзей;

3) Личные причины. Часто изоляция подростков появляется на почве личных переживаний. Каждый может пережить какую – то личную травму, например, тяжелую болезнь, потерю близкого родственника, безответную любовь и т.д. Эта травма в подростковом возрасте может иметь множество последствий, особенно психологического характера;

4) Отрицание других. Когда подросток ставит себя выше всех остальных, когда сверстники для него не представляют интереса по ряду причин: не слишком умны, не понимают и не разделяют взглядов на жизнь, учебу, личные отношения, уровень качества жизни и т.д. В таком случае подросток начинает существовать в школьном коллективе изолированно, сам по себе.

Таким образом, изолированность подростка в школьном коллективе сильно влияет на его поведение, провоцирует нарушения психологического характера. К таким детям необходимо проявлять повышенное внимание со стороны педагогов, классных руководителей  и школьного психолога.

А как поступить если учитель выявляет склонность ребенка к изолированности от классного коллектива? Давайте рассмотрим эти вопросы …на практической части, которую проведет для вас психолог нашей гимназии Конененко Св.Рав.

(практическая часть)

В завершении хотелось бы сказать, что дети, конечно же, все разные и их жизненное мировоззрение формируется исходя из разных аспектов жизни, но педагог всегда стоит выше этих аспектов. Если в начале семинара на примере Джамариона Лохорна мы рассматривали негативное последствие изолированности, существует огромное количество примеров, когда профессионализм педагога и неравнодушие школьного коллектива  закаляет ребенка, придает ему силы и уверенности в себе. И вот один из них…

Тихого, умного парня в школе обижали, ещё как! «Ботаник» и «заучка» – вот не самые жёсткие прозвища известного миллиардера. Ему не нравились школьные вечеринки, он не увлекался спортом, всё время посвящая математике, физике и программированию. Он с нетерпением ждал окончания школы, чтобы доказать своим обидчикам, что в миллион раз успешнее их. Так что в случае с ним, изолированность в какой-то степени даже стимулировал его к развитию. Однако детские обиды он хранит в душе всю жизнь. Так, пожалуй, все знают, что в операционной системе Windows невозможно создать папку с именем «Сon», что в переводе с английского означает «ботаник».

Коллеги, а вы догадались, о ком идет речь? Основатель операционной системы Windows… Билл Гейтс

Завершая выступление хотелось бы поблагодарить вас за внимание и закончить выступление словами одного комика «……» и пожелать нам с вами побольше гениальных детей!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника

Слайд 2

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться .

Слайд 3

Школьный коллектив - это явление сложное , в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей. Коллектив выступает как фактор развития ребенка !

Слайд 4

Изоляция подростка – это осознанное действие, которое он совершает для повышения уровня своего комфорта среди сверстников.

Слайд 5

Джамарион Лохорн В момент совершения преступления Джамариону было всего 12 лет. Он выбрал случайную жертву на детской игровой площадке - ею оказался 9-летний Коннор , которого он забил ножом до смерти. После убийства Джамарион просто попросил у кого-то мобильный телефон, позвонил в полицию и сообщил о своем преступлении. Когда его спросили, зачем он все это сделал, он ответил, что хотел, чтобы его арестовали и приговорили к смерти. Он просто больше не хотел жить. В ходе расследования выяснилось, что он подвергался постоянному психологическому насилию со стороны своей матери и непониманию со стороны одноклассников. Сейчас он сидит за решеткой в реабилитационном центре для несовершеннолетних, и снова предстанет перед судом по достижении им 18-летнего возраста. Учителя отзывались о нем как о спокойном ребенке, который никогда не создавал проблем с дисциплиной. «Ребенок, как будто жил в своем мире!»

Слайд 6

Причины изоляции в школьном коллективе могут быть следующими: 1) Ощущение полного одиночества, когда подросток чувствует себя более комфортно один на один с собой. 2) Отвержение себя самого. Иногда проблема изоляции связана с тем, что у подростка начинаются психологические комплексы: во внешности, поведении, уровне развития и т.д. 3) Личные причины. Часто изоляция подростков появляется на почве личных переживаний. 4) Отрицание других. Когда подросток ставит себя выше всех остальных, когда сверстники для него не представляют интереса по ряду причин.

Слайд 7

Изолированность подростка в школьном коллективе сильно влияет на его поведение, провоцирует нарушения психологического характера. К таким детям необходимо проявлять повышенное внимание со стороны педагогов, классных руководителей и школьного психолога.

Слайд 8

Практическая часть

Слайд 9

Тихого, умного парня в школе обижали, ещё как! «Ботаник» и « заучка » – вот не самые жёсткие прозвища известного миллиардера. Ему не нравились школьные вечеринки, он не увлекался спортом, всё время посвящая математике, физике и программированию. Он с нетерпением ждал окончания школы, чтобы доказать своим обидчикам, что в миллион раз успешнее их. Так что в случае с ним, изолированность в какой-то степени даже стимулировала его к развитию. Однако детские обиды он хранит в душе всю жизнь. Так, пожалуй, все знают, что в операционной системе Windows невозможно создать папку с именем « Сon », что в переводе с английского означает «ботаник».

Слайд 10

Билл Гейтс

Слайд 11

«Гениальный учитель тот, который видит гениальность своего ученика, каким бы дураком он при этом не был» (Павел Воля)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьников.

Актуальность  темы вытекает  из  противоречия между новыми требованиями общества  к подготовке школьников:  формирование  новых качеств – инициативность, способность само...

Статья "Создание комфортной среды на уроке"

Статья о необходимости достижения школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности....

Доклад по теме: «Дифференциация обучения на уроках физики как условие развития личности школьника » 16.04.14г

Цели дифференцированного обучения:для 1-й группы учащихся:Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с е...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

Статья по теме: "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"Создание ситуации успеха – это деятельность учителя, которая строится на основе с...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьниковПриоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не реп...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников...